ИСПАНСКИЕ НЕУДАЧНИКИ

В 1886 г. произошло сразу три события, отразившиеся на дальнейшей судьбе серии крейсеров 1 ранга. Смерть короля Альфонсо XII, Каролинский кризис и смена кабинета министров в итоге привели в кресло Морского министра убежденного сторонника крейсерской доктрины вице-адмирала Хосе Марию Беранхера. Поскольку Кортесы до сих пор не приняли судостроительную программу ни Антекеры, ни Песуэлы, задачей нового министра стало органичное введение в создаваемую им программу тех разнотипных и разномастных кораблей, что успели заказать его предшественники. 17 июня 1886 г. проект судостроительного закона Беранхера поступил в Кортесы.

К этому времени британская сторона передала испанцам комплект заводских чертежей "Рейны Рехенте". Хотя под давлением Морского министра испанский МГШ признал крейсера 1 ранга в 4500 т излишне большими, но маховик строительства был уже запущен. В результате в проекте судостроительной программы, предложенной 17 июня 1886 г., Беранхер из 11 запланированных крейсеров 1 ранга трем оставил прежнее водоизмещение (4500 т), а остальным восьми, которые предполагалось спроектировать уже в соответствии с новыми веяниями, - 3200 т. Королевский декрет от 12 января 1887 г. придал этой программе статус закона и установил три очереди строительства: в первую вошли упомянутые три крейсера программы Песуэлы ценой по 7 млн песет, а во вторую и третью - по четыре 3200-т по 5 млн за каждый.

К маю того же года правительство определились с наименованиями новых кораблей - "Альфонсо XIII" и "Лепанто". Первый был назван в честь сына королевы-регентши и Альфонсо XII(* Правил с 1902 г. под именем Альфонсо XIII (1886 - 1941). Стал последним королем Испании перед великими потрясениями 1930-х гг. Альфонсо XIII отрекся от престола после революции 1931 г. и умер в эмиграции.). Крейсер стал первым из двух кораблей, носившим это имя. Второй - линейный корабль "Альфонсо XIII" - после свержения монархии стал называться более нейтрально - "Эспанья".

"Лепанто" назвали в честь греческого города (ныне Нафпактос), около которого 7 октября 1571 г. объединенный испано-венецианский флот под командованием Дона Хуана Австрийского наголову разбил турецкий флот Али-паши Муэтдина-заде. Он стал вторым из пяти кораблей испанского флота с этим именем.

14 сентября 1887 г., в дополнение к Королевскому декрету от 12 января, королева-регентша санкционировала выдачу кредита для строительства обоих крейсеров. В тот же день приказом по министерству Морской министр Рафаэль Родригес де Ариас приказал начать заготовку материалов для закладки корпусов новых кораблей в адмиралтействах Картахены и Ферроля. Технические трудности при изготовлении сложных конструкций из стали не позволили разместить заказ на Карракском арсенале. 1 октября 1887 г. в соответствии с Королевским декретом на государственном адмиралтействе в Картахене состоялась закладка бронепалубного крейсера "Лепанто". "Альфонсо XIII" заложили в Феррольском адмиралтействе еще 21 августа того же года. Оба корабля зачислили в списки флота под тактическими номерами 7 ("Альфонсо XIII") и 8 ("Лепанто") с присвоением международных идентификаторов GQCL и GRNS соответственно.

Однако строительство столь современных и сложных кораблей оказалось явно не под силу испанским верфям. Всевозможные проблемы как технического, так и технологического плана постоянно тормозили ход работ, и в итоге со всей очевидностью проявилось, что ставка на собственные возможности была явной ошибкой. После достройки крейсера страдали множеством недостатков. Главным их бичом стали низкие остойчивость и скорость. Сроки постройки тоже оказались запредельными. Только спустя четыре года после закладки, 21 августа 1891 г., "Альфонсо XIII" сошел на воду, а еще через два года, 16 ноября 1893 г. - "Лепанто". Но проблемы на этом не закончились.