Корпус

Декрет от 2 августа 1885 г. устанавливал следующие требования к новому кораблю. Водоизмещение со всем вооружением, углем, снаряжением, продовольствием, запасом пресной воды и прочим - не более 4300 метрических т. Основные размерения отдавались на усмотрение авторов проекта, единственное ограничение накладывалось на осадку. Ее максимальная величина не должна была превышать 6,1 м. Материал корпуса - "сталь самого лучшего качества, которая применялась для строительства кораблей по заказу национальных правительств".

Нормальное водоизмещение оригинального проекта Томпсона составляло 4300 т. Длина по ватерлинии - 95,5 м, ширина - 15,25 м, наибольшее углубление - 6,1 м, глубина интрюма - 9,6 м. При нормальном водоизмещении расчетная метацентрическая высота равнялась 0,85 м.

Позже из-за внесенных изменений размерения корпуса несколько изменились. На момент закладки нормальное водоизмещение возросло до 4800 "длинных" т, максимальная длина составила 102,18 м (длина между перпендикулярами - 93,56 м), ширина 15,43 м, глубина интрюма (от киля до самой высокой точки верхней палубы) - 9,91 м. Средняя осадка - 6,10 м.

Корпус крейсера, изготовленный из мартеновской стали (по тогдашней терминологии Симменс-Мартен), с пределом прочности 390 - 450 МПа (26 - 30 т/дм2) и относительным удлинением 20%, набирался из 115 шпангоутов, имевших нумерацию с кормы. Таранный форштевень и ахтерштевень были отлиты из стали с пределом прочности 390 - 450 МПа (26 - 30 т/дм2) и относительным удлинением 5%. Карапасная броневая палуба, проходящая от носа до кормы, возвышалась в своей горизонтальной части на 18 см выше ватерлинии и опускалась к бортам на глубину 1,83 м. При этом она как бы делила корпус на две части; та, что лежала выше защитной палубы, представляла собой своеобразную "надстройку", обеспечивающую мореходность. Главные поперечные водонепроницаемые переборки располагались на 15, 23, 31, 45, 57, 69, 81 и 98-м шп. и шли от киля до броневой палубы.

Таким образом, корпус ниже уровня воды делился ими на девять главных отсеков. В первом (от ахтерштевня до 15-го шп.) находились румпельное отделение и рулевая машина. Во втором, между 15-м и 23-м шп., - отделение сервомотора (до 19-го шп.), продовольственные кладовые и расходные цистерны пресной воды. С 23-го по 31-й шп. - погреба артиллерийского и торпедного боезапаса. Далее в нос до 45-го шп. - кормовое МО, а от 45-го до 57-го шп. - носовое машинное отделение. Между 57-м и 69-м шп. - кормовое котельное отделение, а до 81-го шп. - носовое КО. Оба последних отсека дополнительно делились продольной водонепроницаемой переборкой, проходящей по диаметральной плоскости. В восьмом отсеке до 87-го шп. размещались носовые погреба боезапаса, а до'98-го шп. - кладовые всевозможных запасов. От этой переборки вплоть до форштевня все пространство занимал таранный отсек. Всего же корпус подразделялся на 156 водонепроницаемых отделений, из которых 73 находились под броневой палубой, большая часть из них - в двойном дне, которое шло на протяжении примерно двух третей длины корпуса. Помимо этого, "Рейна Рехенте" имела двойной борт, по высоте доходящий до бронепалубы.

Всего крейсер имел три непрерывные палубы - броневую, жилую и верхнюю. Пространство между первыми двумя также подразделялось на небольшие водонепроницаемые отсеки, образуя клетчатый слой. Они использовались как верхние угольные ямы и кладовые для хранения всевозможных припасов. Вдоль всего борта от нижнего края броневой палубы шел так называемый коффердамный пояс высотой 2 - 3 м. Эти небольшие по размерам бортовые отсеки заполнялись целлюлозой, которая, как предполагалось, при получении повреждений в районе ватерлинии должна была разбухать и тем самым перекрывать доступ воды внутрь корпуса. В том месте, где покатая часть броневой палубы переходила в горизонтальный участок, располагался второй слой коффердамов, заполненный пробкой и копрой из кокосовых орехов.

Поскольку подразумевалось, что значительную часть службы "Рейны Рехенте" будет проводить в колониях и заморских территориях, где доков почти не было, корпус крейсера обшивался деревом и медью.

Стремясь получить премиальные, фирма довольно активно претворяла в жизнь политику весовой экономии и с легкостью соглашалась на все пожелания заказчика. В результате, вышедший на ходовые испытания корабль, несмотря на все исправления и дополнения, следовавшие с испанской стороны, практически не имел перегрузки! Впрочем, все это в итоге вышло боком самим испанцам, поскольку экономия в основном шла за счет уменьшения прочности вспомогательных механизмов. А реализованные предложения заказчика увеличили до критического значения верхний вес, снизив и без того неважную остойчивость крейсера. Экипаж прозвал корабль "tumbones" (игра слов: с одной стороны "сундук", а с другой - "кренящийся"), поскольку из-за высокорасположенного центра тяжести корабль очень долго выходил даже из небольшого крена. "Даже при относительно спокойном море качка происходит с большой амплитудой и долго успокаивается..." - писал в своем рапорте командир корабля капитан 1 ранга Паредес. Постепенно руководство флота пришло к мысли о необходимости облегчения надводной части корабля. В первую очередь рассматривался вариант замены 240-мм орудий главного калибра более легкими. Начатые в этом направлении предварительные работы завершить до момента гибели крейсера не удалось.

Проблемы с остойчивостью еще больше обострялись, когда на корабле по какой-либо причине оказывались пустыми погреба боезапаса или нижние угольные ямы. В этом случае при ухудшении погодных условий рекомендовалось обязательно принимать балласт.

"Альфонсо XIII" и "Лепанто" спустили на воду, когда уже проявились все недостатки прототипа. Поэтому их сразу же стали устранять. Так, одно из первых серьезных изменений конструкции было санкционировано Королевским декретом еще от 4 февраля 1890 г. По нему предлагалось для повышения сухости корпуса "поднять бак и ют, для облегчения бункеровок прорезать в бортах специальные порты, для удобства погрузки боеприпасов на марсы снабдить мачты специальными лифтами, изменить конструкцию якоря и швартовых приспособлений, усилить ряд шпангоутов". Тем не менее, по внешнему виду крейсера очень напоминали "Рейну Рехенте", отличаясь от нее лишь незначительными деталями рангоута и расположением марсов.

Зато внутри корпус претерпел более значительные изменения. В ходе эксплуатации наличие большого количества водонепроницаемых отсеков в британском проекте признали излишним, из-за чего на "Альфонсо XIII" и "Лепанто" их стало гораздо меньше, хотя двойные дно и борта остались без изменений. Броневую палубу прорезали в нескольких местах для сообщения верхних угольных ям с нижними, поскольку часто возникали ситуации, когда топливо расходовалось лишь из бункеров, находящихся под броневой палубой. А это сильно снижало и без того невысокую остойчивость. По этой же причине всеми доступными средствами попытались уменьшить верхний вес. Впрочем, без особого успеха.