Вспомогательное оборудование

При заказе "Рейны Рехенте" особо оговаривалось, что на крейсере требуется установить паровые или гидравлические механизмы для управления рулем, лебедки для выгрузки золы и шлака, электрическое освещение внутренних помещений, а также опреснители. В итоге на готовом крейсере смонтировали в общей сложности 45 паровых машин, включая главные. Все они находились под бронированной палубой и приводили в движение все, вплоть до компрессоров для снаряжения торпед сжатым воздухом, насосов, генераторов и т.д. На "Рейне Рехенте" отношение площади пера руля к размерениям корпуса было несколько большим, чем обычно применялось на кораблях того времени. Томпсон умышленно пошел на этот шаг, так как полагал, что для столь быстроходного крейсера потребуется некоторый "запас прочности" при управлении им на больших скоростях. Поскольку перо руля имело увеличенные размеры, то на "Рейне Рехенте" усилили и его баллер (диаметр - 394 мм). Руль имел паровой привод наиболее совершенной системы, принятой тогда на британском флоте. Ручной привод установили в качестве резервного. Рулевая машина и приводивший ее в действие сервомотор размещались под броневой палубой. Подобная инновация "аукнулась" на испанских копиях, баллер и сервопривод которых были обычными. Так что выход из строя рулевого управления стал типичной проблемой для "Альфонсо XIII".

По требованию испанской стороны "Рейну Рехенте" предписывалось оснастить водоотливными средствами "максимально возможной мощности". В результате, принимая действующие нормативы, их производительность подбиралась с таким расчетом, чтобы за один час объем выкачиваемой жидкости равнялся водоизмещению. В помощь помпам системы Даунтона, считавшимся основным средством борьбы с водой, можно было подключить 14 донок и инжекторов производительностью по 150 т/ч. Водоотливная магистраль имела отростки почти во всех отсеках крейсера, так что теоретически появлялась возможность осушить или затопить любое из помещений корабля.

Для пополнения запасов пресной воды на "Рейне Рехенте" установили опреснители системы "Норманди и Киркальди", дававшие до 900 л/ч. Они снабжались всеми необходимыми фильтрами и емкостями для хранения. Пожарная магистраль, также имевшая отростки во всех крупных отделениях корабля, запитывалась двумя насосами.

Внутреннее освещение обеспечивали 160 ламп накаливания. По проекту крейсер оснащался одним 70-см боевым прожектором мощностью 10 000 канделл (свечей), штатное место - на носовом мостике. Однако, как свидетельствуют фотографии того времени, их было два, установленных на крыльях носового мостика. Все механизмы, помимо главных, снабжались паром, вырабатываемым двумя вспомогательными котлами, место для которых нашлось только над броневой палубой. Они-то и стали главной причиной еще одного серьезного просчета конструкторов, вскрывшегося в ходе эксплуатации "Рейны Рехенте", - недостаточная мощность вспомогательных машин. Парадокс заключался в том, что ни один из 43 установленных на крейсере вспомогательных агрегатов полностью не отвечал предъявляемым к ним требованиям, поскольку для уменьшения веса они изготовлялись без всякого запаса прочности. Прежде всего, это касалось шпилевых машины, приводов водоотливных помп (последние, по отзывам бывших командиров крейсера, опубликованным после гибели корабля, по этим причинам практически всегда не работали). Когда 14 января 1895 г., т.е. всего за месяц до гибели, произошла смена командиров (капитан 1 ранга де Паредас получил повышение и его место занял капитан 1 ранга Сане де Аннино), в рапорте о приеме-передаче дел под пунктом 7 была сделана следующая запись: "Вспомогательные котлы имеют недостаточную паропроизводительность для запитывания помп, что ставит корабль в критические условия в случае попадания забортной воды или пожара". С вентиляцией дела обстояли не лучше. Так что во внутренних помещениях обычно стояла страшная жара и духота. Ввиду почти непрерывной работы вспомогательных машин в форсированном режиме они часто выходили из строя, поэтому каждое пребывание крейсера в арсенале сопровождалось заменой какого-нибудь механизма, окончательно пришедшего в негодность.

Попутно "Рейна Рехенте" проходила небольшие модернизации, устранявшие выявленные недостатки. Во-первых, на ней заменили шпиль и несколько изменили конструкцию якорей, чтобы хоть немного обезопасить от несчастных случаев обслуживающий тросы и цепи личный состав, во-вторых, поставили новые лебедки, использовавшиеся для погрузки боезапаса. В конце концов, вдосталь намучившись со вспомогательными котлами, их решили заменить. Уже после гибели крейсера среди рапортов был обнаружен документ, составленный его командиром: "Картахенское инженерное ведомство уже проработало проект и заказало для замены четыре генератора Бельвиля мощностью по 10 л.с, которые будут установлены на место снятых котлов...". А еще, 1 февраля 1895 г. в интервью "Estado de Vida у Fuerza" Сане де Андино заявил, что "вместо бархата внутренних помещений он лучше бы установил резиновые прокладки на двери". Критике подверглись также автоматические вентиляционные клапаны в угольных ямах, которые от долгой эксплуатации забились угольной пылью и пропускали забортную воду. Словом, кораблю требовался срочный ремонт, и он готовился в марте перейти в Картахену, где предстояло провести намеченную модернизацию. Однако перед этим крейсер получил свое последнее задание-доставить в Марокко посольство...

"Рейне Рехенте" снабдили четырьмя якорями типа Мартина (модифицированными), четырьмя 58-мм цепями и двумя стальными канатами. Для работы с якорями на крейсере установили паровые шпили и прочее необходимое оборудование.

Несмотря на то, что "Рейна Рехенте" задумывалась как безрангоутное судно, две стальные мачты могли в случае необходимости нести паруса общей площадью чуть более 520 м2. Для мелкокалиберных пушек на каждой мачте оборудовали боевой марс диаметром 2,7 м, на котором могло разместиться либо два 37-мм орудия, либо два пулемета.

На "Альфонсо XIII" и "Лепанто" количество вспомогательных машин постарались по возможности уменьшить. В результате их число сократилось до 35. Четыре запитывали донки (они размещались прямо в котельных отделениях), еще четыре - центробежные насосы для прокачки воды в холодильниках. Восемь приводили в действие вентиляторы, нагнетавшие воздух в котельные, еще две - в машинные отделения. Четыре служили для поворота главных машин и их перевода с переднего на задний ход и наоборот, еще три предназначались для насосов, откачивающих паро-водяную смесь холодильников, и опреснителя. Три машины задействовались при подъеме золы и шлака из КО; две - для откачки воды из отсеков двойного дна. Еще две подавали пар на насосы, запитывающие пожарную систему. Одна служила для перекачки, в случае необходимости, водяного балласта и, наконец, еще две - для питания двух вспомогательных котлов.