CVA-59 Forrestal

 

Окончательный вариант «Проекта 80» утвердили в начале 1952 года. Закладка первого корабля серии состоялась 14 июля 1952 года на уже упоминавшейся Нью-портской верфи (Newport News Shipbuilding and Drydock Co.) По тогдашней классификации авианосец получил обозначение CVA-59 (для справки: в послевоенное время все американские авианесущие корабли условно разделили на пять подклассов: ударные авианосцы (CVA), противолодочные (CVS), легкие авианосцы  (CVL), десантные вертолетоносцы (LPH) и вспомогательные авиатранспорты (AVT); последние в мирное время играли роль учебных кораблей). На постройку авианосца ушло 52 500 т стали. Во время спуска на воду 11 декабря 1954 года кораблю присвоили имя Forrestal — в честь бывшего министра обороны Джеймса Винсента Форрестола.

 

Кораблестроительные элементы авианосца CVA-59 Forrestal

Длина, м

наибольшая

316,8

по ватерлинии

301,8

Ширина, м

наибольшая

76,2

по ватерлинии

39,4

Высота корпуса, м

39,3

Осадка средняя, м

10,3

Размеры полетной палубы, м

324x76,3

Размеры ангара, м

265x37

Высота ангара, м

7,6

Водоизмещение, тыс. т

порожнее

20 619

стандартное

61 163

боевое

75 900

полное

80 678

 

Форрестол родился в Нью-Йорке в 1892 году. В 1915-м закончил Принстон-ский университет, в 1917-м стал морским летчиком. Демобилизовался в 1919-м в звании лейтенанта. К лету 1940 года Форрестол дослужился до помощника президента Рузвельта — он отвечал за реализацию программы национальной обороны. Осенью того же года был переведен в морское министерство, где занимался вопросами развития флота. Считается, что именнно Форрестолу американский флот обязан своим лидирующим положением в период Второй мировой войны. В мае 1944 года Форрестола назначили морским министром, а в сентябре 1947 года — министром обороны США. Умер Форрестол 22 мая 1949 года; на квартердеке авианосца Forrestal весь период службы корабля находился его бронзовый бюст в натуральную величину...

На момент ввода в строй ударный авианосец Forrestal был самым большим в мире авианосцем. Его полное водоизмещение составляло 80 678 т, стандартное — 61 163 т. Корабль имел на борту 5,81 млн.литров авиационного топлива, из которых 2,97 млн.литров приходилось на керосин для реактивных самолетов. Общие запасы авиационного вооружения достигали 1650 т. Благодаря таким показателям корабль мог вести интенсивные боевые действия без пополнения запасов 8 суток, обеспечивая по 3 — 4 вылета в сутки всех самолетов авиакрыла. При запасе топлива для собственной силовой установки 8570 т автономность плавания Forrestal составляла 90 суток и дальность плавания 8000 миль.

Во время ходовых испытаний авианосец развил максимальную скорость хода 32,88 узла при мощности силовой установки 251 460 л.с. Расчетная мощность силовой установки составляла 260 000 л.с. После установки всего оборудования 1 декабря 1955 года авианосец вступил в строй. Численность экипажа 4940 человек, из них 2480 — летно-технический состав.

С кораблем Forrestal связана самая, пожалуй, любопытная страница в истории палубной авиации. В 1960-х годах авиация флота испытывала острый недостаток в транспортных палубных самолетах. На вооружении имелось 87 самолетов TF-1 Trader с максимальной полезной нагрузкой 3856 кг и местами для девяти пассажиров. Trader хорошо справлялись с обеспечением противолодочных авианосцев запасными частями для самолетов, но с появлением тяжелых авианосцев типа Forrestal с почти сотней самолетов на борту их возможности были исчерпаны. Наиболее громоздкими и тяжелыми грузами стали турбореактивные авиационные двигатели. Некоторые из них просто не помещались в небольшой грузовой отсек TF-1, и их приходилось разбирать.

Трудно сказать, кому пришла в голову идея, на первый взгляд, фантастическая — использовать в качестве палубного транспортного самолета гигантский С-130 Hercules. Для испытательных полетов выбрали один из самолетов KC-130F и 8 октября 1963 года перегнали в Морской испытательный центр для подготовительных летных испытаний. Выбор заправочной модификации был обусловлен простотой изменения взлетной и посадочной массы машины благодаря наличию в грузовом отсеке большой емкости для жидкости.

Взлетно-посадочные характеристики машины позволили не вносить изменения в ее конструкцию. Разбег КС-130 при взлетной массе 45,5 т не превышал 460 м, а пробег — 305 м. Задерживающим крюком машину не оборудовали, рассчитывая остановить самолет реверсом винтов. Первые полеты прошли с нарисованной на земле палубы «авианосца». После того, как экипаж обрел уверенность, приступили к следующей фазе эксперимента — имитации посадки на реальный корабль.

В ветреный октябрьский день 1963 года KC-130F взял курс в открытое море, где в 810 км от Бостона его ожидал авианосец Forrestal. С летной палубы убрали все самолеты и удалили технический персонал. Корабль развернулся против ветра, и Hercules начал снижение. Сразу после касания палубы колесами основного шасси летчики дали газ и ушли на второй круг. Такие пробы продолжались несколько дней. Всего совершили 29 имитаций посадок. Наконец, 22 октября 1963 года состоялась первая настоящая посадка KC-130F на палубу. Непосредственно перед касанием палубы был включен реверс винтов. После посадки полетная масса самолета составляла 38 550 кг.

 

Служба авианосца Forrestal

 

 

 

 

 

Дата начала похода

Дата возвращения

Номер

авиакрыла

Эскадрилья (тип самолета, вертолета)

Хвостовой код самолетов

Район

плавания

07.10.56

12.12.56

1

VA-15 (AD-6),VFP-62 (F2H-2P), VAW-12 (AD-5W), HU-2 (HUP-2)

T

Азорские острова

15.01.57

22.07.57

1

VF-14 (F3H-2N), VF-84 (FJ-3M), VA-76 (F9F-8B), VA-15 (AD-6), VAH-1 (AJ-1), VFP-62 (F2H-2P), VA(AW)-33 (AD-5N), VAW-12 (AD-5W), HU-2 (HUP-2)

Т

Средиземное море

16.08.57

21.12.57

1

VA-15 (AD-б), VFP-62 (F2H-2P), VAW-12 (AD-5W), HU-2 (HUP-2)

Т

Северная Атлантика

02.09.58

12.03.59

10

VF-102 (F4D-1), VF-103 (F8U-1), VA-12 (A4D-2), VA-104 (AD-6), VAH-5 (A3D-2), VFP-62 (F8U-1P), VAW-12 (WF-2), HU-2 (HUP-2)

АК

Средиземное море

28.01.60

31.08.60

8

VF-102 (F4D-1), VF-103 (F8U-1), VA-83 (A4D-2), VA-81 (A4D-2), VA-85 (AD-6), VAH-5 (A3D-2), VFP-62 (F8U-1P), AW-33 (AD-5Q), VAW-12 (WF-2), HU-2 (HUP-2)

AJ

Средиземное море

09.02.61

25.08.61

8

VF-102 (F4D-1), VF-103 (F8U), VA-83 (A4D-2N), VA-81 (A4D-2), VA-85 (AD-6), VAH-5 (A3D-2), VFP-62 (F8U-1P), VAW-12 (WF-2), HU-2 (HUP-2)

AJ

Средиземное море

03.08.62

02.03.63

8

VF-74 (F4H-1), VF-103 (F8U-2N), VA-83 (A4D-2N), VA-81 (A4D-2), VA-85 (AD-6), VAH-5 (A3D-2), VFP-62 (F8U-1P), VAW-12 (WF-2), HC-2 (HUP-3)

AJ

Средиземное море

10.07.64

13.03.65

8

VF-74 (F-4B), VF-103 (F-8E), VA-83 (A-4E), VA-81 (A-4E), VMA-331 (A-4E), VAH-6 (A-3B), AW-33 (EA-1F), VFP-62 (RF-8A), VAW-12 (E-1B), HC-2 (UH-2A/B)

AJ

Средиземное море

24.08.65

07.04.66

8

VF-74 (F-4B), VMF(AW)-451 (F-8D), VA-83 (A-4E), VA-81 (A-4E), VA-112 (A-4C), VAH-11 (A-3B), VFP-62 (RF-8A), VAW-12 (E-1B), VAW-33 (EA-1F), HC-2 (UH-2A/B)

AJ

Средиземное море

06.07.67

15.09.67

17

VF-11 (F-4B), VF-74 (F-4B), VA-46 (A-4E), VA-65 (A-6A), VA-106 (A-4E), RVAH-11 (RA-5C), VAW-123 (E-2A), VAH-10 (KA-3B), HC-2 (UH-2A), VAP-61 (RA-3B)

АА

Вьетнам

22.07.68

29.04.68

17

VF-11 (F-4B), VF-74 (F-4B), VA-34 (A-4C), VA-15 (A-4C), VA-152 (A-4B), RVAH-12 (RA-5C), VAH-10 (KA-3B), VAW-123 (E-2A), HC-2 (UH-2A/B)

АА

Средиземное море

02.12.69

08.07.70

17

VF-11 (F-4B), VF-74 (F-4B), VA-66 (A-4C), VA-216 (A-4E), VA-36 (A-4C), RVAH-13 (RA-5C), VAH-10 (KA-3B), VAW-126 (E-2A), HS-11 (SH-3D)

АА

Средиземное море

05.07.71

02.07.72

17

VF-11 (F-4B), VF-74 (F-4B), VA-83 (A-7E), VA-81 (A-7E), VA-85 (A-6A), RVAH-7 (RA-5C), VMCJ-2 (EA-6A), VAW-126 (E-2B), HS-3 (SH-3D)

АА

Средиземное море

 

Экспериментальные полеты прекратили 30 октября. Всего Hercules совершил 21 посадку на корабль и 21 взлет с палубы. При этом стартовые пороховые ускорители не использовались ни разу. Полетную массу самолета постепенно довели до 54 430 кг.

Анализ экспериментальных полетов показал, что регулярная эксплуатация самолета с палубы в открытом море невозможна, в частности, из-за непостоянной силы ветра и недостаточной длины палубы. Оказавшись на корабле в безветренную погоду, KC-130F не смог бы взлететь, а боеспособность авианосца была бы потеряна, ведь Hercules загораживал подход к двум носовым катапультам.

От использования С-130 отказались. Несмотря на это, Hercules вошел в историю как самый большой и тяжелый палубный самолет.

 

Служба авианосца Forrestal

Дата начала похода

Дата возвращения

Номер авиакрыла

Эскадрилья (тип самолета, вертолета)

Хвостовой код самолетов

Район

плавания

22.09.72

06.07.73

17

VF-П (F-4B), VMFA-531 (F-4B), VA-83 (A-7E), VA-81 (А-7Е), VA-85 (A-6E), RVAH-9 (RA-5C), VAQ-135 (ЕКА-ЗВ), VAW-126 (E-2B), HS-3 (SH-3D)

AA

Средиземное море

11.03.74

11.09.74

17

VF-11 (F-4J), VF-74 (F-4J), VA-83 (A-7E), VA-81 (А-7Е), VA-85 (A-6E), RVAH-6 (RA-5C), VAW-126 (E-2B), HS-3 (SH-3D)

AA

Средиземное море

05.03.75

22.09.75

17

VF-11 (F-4J), VF-74 (F-4J), VA-83 (A-7E), VA-81 (А-7Е), VA-85 (A-6E), RVAH-7 (RA-5C), VAQ-134 (EA-6B), VAW-111 (E-2B), HS-3 (SH-3D)

AA

Средиземное море

04.04.78

26.10.78

17

VF-11 (F-4J), VF-74 (F-4J), VA-83 (A-7E), VA-81 (А-7Е), VA-85 (A-6E), VAQ-130 (EA-6B), VAW-116 (E-2B), VS-30 (S-3A), HS-3 (SH-3D)

AA

Северная

Атлантика,

Средиземное

море

27.10.79

07.05.80

17

VF-11 (F-4J), VF-74 (F-4J), VA-83 (A-7E), VA-81 (А-7Е), VA-85 (A-6E), VAQ-133 (EA-6B), VFP-63 (RF-8G), VAW-125 (E-2C), VS-30 (S-3A), HS-3 (SH-3H)

AA

Средиземное море

02.03.81

15.09.81

17

VMFA-115 (F-4J), VF-74 (F-4J), VA-83 (A-7E), VA-81 (А-7Е), VA-85 (A-6E), VAQ-130 (EA-6B), VAW-125 (E-2C), VS-30 (S-3A), HS-3 (SH-3H)

AA

Северная

Атлантика,

Средиземное

море

08.07.82

16.11.82

17

VF-103 (F-4S), VF-74 (F-4S), VA-83 (A-7E), VA-81 (A-7E), VA-85 (A-6E), VAQ-130 (EA-6B), VAW-125 (E-2C), VS-30 (S-3A), HS-3 (SH-3H)

AA

Средиземное море, Индийский океан

02.07.86

10.11.86

6

VF-11 (F-14A), VF-31 (F-14A), VA-37 (A-7E), VA-105 (A-7E), VA-176 (A-6E), VAW-122 (E-2C), VAQ-132 (EA-6B), VS-28 (S-3A), HS-15 (SH-3H)

AE

Средиземное море

28.08.87

09.10.87

6

VF-11 (F-14A), VF-31 (F-14A), VA-37 (A-7E), VA-105 (A-7E), VA-176 (A-6E), VAW-122 (E-2C), VAQ-132 (EA-6B), VS-28 (S-3A), HS-15 (SH-3H)

AE

Северная Атлантика

25.04.88

07.10.88

6

VF-11 (F-14A), VF-31 (F-14A), VA-37 (A-7E), VA-105 (A-7E), VA-176 (A-6E), VAW-122 (E-2C), VAQ-132 (EA-6B), VS-28 (S-3A), HS-15 (SH-3H)

AE

Средиземное море, Индийский океан, Северная Атлантика

04.11.89

12.04.90

6

VF-11 (F-14A), VF-31 (F-14A), VA-37 (A-7E), VA-105 (A-7E), VA-176 (A-6E), VAW-122 (E-2C), VAQ-142 (EA-6B), VS-28 (S-3A), HS-15 (SH-3H)

AE

Средиземное море

30.05.91

21.12.91

6

VF-11 (F-14A), VF-31 (F-14A), VFA-132 (F/A-18C), VFA-137 (F/A-18C), VA-176 (A-6E), VAW-122 (E-2C), VAQ-133 (EA-6B), VS-28 (S-3B), HS-15 (SH-3H)

AE

Средиземное море

 

С авианосцем Forrestal связана и одна из самых неприятных страниц послевоенной истории американского флота. 29 июля 1967 года авианосец находился у берегов Вьетнама в Тонкинском заливе. После выпуска первой группы самолетов палубные команды приступили к снаряжению следующих машин. На корме авианосца находились 12 штурмовиков, 7 истребителей и два разведчика. К 11 утра большинство из этих самолетов было уже готово к полету. Внезапно с под-крыльевого пилона одного из F-4 стартовала неуправляемая ракета, пробившая подвесной топливный бак штурмовика А-4. Разливающееся топливо загорелось.

Самолеты стояли очень плотно друг к другу, пламя быстро охватило заправленные машины и практически всю кормовую часть палубы. Подвешенные под крылья самолетов бомбы, уже оснащенные взрывателями, начали детонировать. Через пробитые взрывами в полетной палубе отверстия горящее топливо полилось в ангар, где также находились самолеты с подвешенным боекомплектом. Спустя несколько часов пожар локализовали, но полностью потушить пламя удалось только через сутки.

Пожар погубил 134 человека, сгорели 26 самолетов и еще 40 летательных аппаратов получили серьезные повреждения. Вышли из строя аэрофинишеры, два самолетоподъемника, две катапульты на угловой палубе и другое оборудование. Нанесенный огнем ущерб оценивался в 140 млн. долларов. По мнению экспертов, этот пожар оказался самой крупной катастрофой на американском военном флоте после Второй мировой войны.

Искалеченный корабль своим ходом ушел на базу Субик Бей, где его 10 дней готовили к переходу на судостроительный завод в Норфолке для капитального ремонта. Во время ремонтных работ, продлившихся 10 месяцев, была проведена модернизация радиоэлектронного оборудования и вооружения. Все артиллерийские установки сняли, заменив их одной восьмиконтейнерной ПУ (пусковой установкой) Мк.25 Modi зенитного комплекса Sea Sparrow.

В 1973 году на Forrestal смонтировали еще одну пусковую установку. Ракетоносцами стали также Saratoga (две ПУ), Independence и Ranger (на них поставили по три ПУ).