Тяжелый штурмовик Douglas А-3 Skywarrior

 

Самолет появился на свет в результате проведения конкурса на создание палубного бомбардировщика, способного доставлять атомную бомбу массой 4500 кг на расстояние 3200 км. В конкурсе участвовали фирмы North American, Douglas и Convair.

Летные испытания самолета XA3D-1 начались 28 октября 1952 года. Машина имела два турбореактивных двигателя, установленных на пилонах под стреловидным крылом. Бомбы размещались в классическом бомбоотсеке, перед которым находился перфорированный тормозной щиток, выпускавшийся во время раскрытия створок бомбоотсека — это препятствовало зависанию бомбы в отсеке на больших скоростях полета.

На двух опытных образцах использовались двигатели фирмы Westinghouse XJ-40-WE-3. На серийных самолетах предполагалась установка двигателей того же типа серии WE-12, с большей тягой.

В ходе летных испытаний были обнаружены серьезные дефекты в конструкции двигателей, и их заменили моторами Pratt & Whitney J-57-P-12, имевшими улучшенные характеристики. После окончания испытаний командование ВМС США заказало 50 самолетов под обозначением A3D-1 (после 1962 года А-ЗА) Skywarrior. В ожидании новых бомбардировщиков специальным приказом были созданы тяжелые ударные тренировочные части, где проходили переподготовку летчики и технический состав подразделений, вооруженных устаревшими машинами с поршневыми двигателями. Первые пять серийных штурмовиков передали военным 9 апреля 1956 года.

В 1957 году началось серийное производство новой модификации A3D-2 (А-ЗВ) с двигателями J-57-P-10. Помимо двигателей, она отличалась системой дозаправки топливом в полете и более совершенным оборудованием, а также отсутствием кормовой пушечной турели.

Эскадрилья VAH-2 стала первым боевым подразделением, оснащенным A3D-2. Немного позже началась модернизация всех A3D-1 по стандарту A3D-2, однако пушечная турель на них сохранилась.

В 1959 году на авианосцах появилась специализированная заправочная модификация Skywarrior, хотя и до этого любой самолет A3D-2 с подвешенным в бомбоотсеке контейнером для шланга и конуса мог использоваться в качестве танкера.

Для замены устаревших тяжелых поршневых разведчиков AJ-2P была разработана разведывательная модификация A3D с установленными на ней фотоаппаратами. Тяжелые дальние разведчики A3D-2P (RA-3B) располагались в основном на береговых аэродромах.

В 1959 году устаревшие самолеты P4M-1Q Mercator сменила модификация A3D-2Q (ЕА-ЗВ), предназначенная для ведения радиоэлектронной борьбы. Машины концентрировались в двух подразделениях VQ-1 и VQ-2, которые с 1960 года были причислены к эскадрильям самолетов-разведчиков.

Надо отметить, что по тем временам Skywarrior считался выдающимся палубным самолетом. Несмотря на значительную массу, он с успехом взлетал как с авианосцев типа Forrestal, так и с Essex; на последних размещалось по одной тяжелой штурмовой эскадрилье.

Появление A3D изменило тактику использования палубных штурмовиков. Легкие, не имеющие бортовой РЛС и точной навигационной аппаратуры, A4D Skyhawk должны были следовать за Skywarrior как за лидером, указывающим цели. После выполнения первыми боевой задачи A3D продолжал боевой полет по собственной программе. Во Вьетнаме такой прием применяли также экипажи А-6 Intruder, игравшего роль самолета-лидера, и А-7 Corsair II.

К началу 1991 года в базовой авиации ВМФ США все еще находилось четыре эскадрильи (60 машин) самолетов РЭБ ЕА-ЗВ Skywarrior. Ныне самолет снят с вооружения.

 

Летно-технические характеристики самолета А-3В

Размах крыла, м .........................................22,1

Длина, м ......................................................22,9

Высота, м.......................................................6,9

Площадь крыла, м2 .....................................67,8

Масса пустого самолета, кг....................17 880

Взлетная масса, кг:

нормальная...............................................31 760

максимальная ..........................................33 ПО

Скорость полета, км/ч ...............................1025

Практический потолок, м ......................13 700

Скороподъемность на уровне моря, м/с ......20

Радиус действия

при взлете с палубы, км.............................1689

 

Конструкция самолета

 

Палубный тяжелый штурмовик А-3 представлял собой моноплан с высокорасположенным стреловидным (36 градусов по передней кромке) крылом и однокилевым хвостовым оперением. Стабилизатор с изменяемым углом установки, несущий руль высоты, имеет стреловидность 40°. На вершине киля у опытных экземпляров самолетов и у А-3А размещался контейнер с противоштопорным парашютом; в ходе модернизации он был снят. Механизация крыла включала в себя предкрылки и закрылки.

Фюзеляж в основном квадратного сечения, с трехместной герметичной кабиной, в которой размещались летчик, летчик-бомбардир и штурман. Катапультные кресла отсутствовали. Для аварийного покидания использовался люк, расположенный за передней стойкой шасси. При посадке на воду экипаж выбирался через люк в фонаре кабины. Подобное конструктивное решение позволило облегчить массу машины на 250 кг.

Бомбоотсек располагался за кабиной экипажа. У самолетов-разведчиков он герметизировался, и в нем были предусмотрены места для двух операторов разведывательного оборудования.

На боковой поверхности задней части фюзеляжа устанавливались панели воздушных тормозов большой площади, применяемые при пикировании. Для сокращения взлетной дистанции за панелями воздушных тормозов могли подвешиваться 12 стартовых твердотопливных ускорителей.

Под стрелковой установкой располагался отсек тормозного парашюта.

Крыло и киль самолета складывались с помощью гидравлических механизмов.

Шасси трехопорное, с носовым колесом. Передняя стойка убиралась вперед, а основные назад — в ниши по бортам фюзеляжа. В хвостовой части снизу закреплялся тормозной крюк и дополнительная хвостовая опора с маленьким колесом, предохраняющая фюзеляж от удара о палубу при заходе самолета на посадку.

Топливо размещалось в двух фюзеляжных баках, впереди и позади крыла, а также в двух крыльевых, расположенных внутри центроплана (от фюзеляжа до линии складывания). Максимальный запас топлива — 15 т. У заправочной модификации благодаря подвесному топливному баку в бомбоотсеке масса горючего была увеличена до 20 т.

Двигатели подвешивались на пилонах под крылом в обтекаемых гондолах. На всех Skywarrior использовались двигатели серии J-57 с тягой от 4400 кгс до 5624 кгс в зависимости от модификации самолета.

Бомбардировщик оборудовался прицельно-навигационной РЛС, доплеровским измерителем скорости и угла сноса, бомбардировочным оптическим прицелом.

У машин А-ЗВ в хвостовой части вместо пушек стояла аппаратура РЭБ. Разведывательная версия RA-3B снабжалась 12 фотоаппаратами различных типов и инфракрасной станцией разведки, которые находились в бомбоотсеке и носовой части фюзеляжа.

На ЕА-3В в длинном контейнере под бомбоотсеком подвешивалась РЛС бокового обзора и аппаратура радиотехнической разведки.

Оборонительное вооружение самолета — спаренная 20-мм пушка с дистанционным управлением. Над ней монтировалась антенна прицельной РЛС. Стрельбой из пушки управлял штурман.

Бомбовое вооружение Skywarrior подвешивалось в бомбоотсеке длиной 4,5 и шириной 1,5 м. Оно состояло из ядерных, термоядерных, глубинных и обычных бомб, авиационных мин и торпед общей массой до 5440 кг.