Тяжелый штурмовик А-5 Vigilante

 

31 августа 1958 года состоялся испытательный полет первого сверхзвукового тяжелого палубного штурмовика или, если хотите, бомбардировщика YA3J-1 Vigilante. После года летных испытаний фирма North Amerikan получила заказ на серийное производство 55 самолетов, которое началось в 1960 году. Одновременно проходили испытания Vigilante — на авианосце Saratoga летчики совершили 14 взлетов и посадок.

Главной особенностью этого самолета стал так называемый линейный бомбоотсек или, как его еще называли, бомбоотсек пушечного типа. Он представлял собой трубу, проходящую через среднюю и заднюю часть фюзеляжа, один конец которой был наглухо закрыт, а другой выходил между соплами двигателей и закрывался крышкой. В трубу помещали вышибной пороховой заряд, а за ним специально разработанный ядерный боеприпас. В нужный момент задняя крышка бомбоотсека сбрасывалась, срабатывал вышибной заряд, и бомба выбрасывалась из самолета.

С помощью такого, не имеющего аналогов в мировой практике, устройства конструкторы пытались решить задачу сброса боевой нагрузки независимо от скорости и пространственного положения самолета.

Заметим, что при открытии створок обычного бомбоотсека и сброса бомбы скорость приходилось снижать, чтобы бомба выпала из него, а не «металась» по отсеку, подталкиваемая набегающим потоком воздуха. Подвеска же бомб на внешних узлах существенно снижала скорость сверхзвукового бомбардировщика, уменьшала дальность его полета. К тому же бомбы при этом испытывали значительный кинетический нагрев.

Первые серийные A3J-1 (А-5А) поступили на флот летом 1961 года, в период с августа по январь 1962 года из них были сформированы первые четыре боевые эскадрильи.

Появление сверхзвукового палубного самолета, предназначенного для доставки ядерного оружия, заставило по-новому оценить роль авианосцев в составе стратегических сил. Угроза со стороны американского флота выросла настолько, что в СССР началась разработка специальной баллистической ракеты, известной на Западе под обозначением SS-NX-13 (изделие 4К18), для уничтожения авианосных соединений.

Серийное производство первой модификации закончилось в 1963 году, всего построили 57 машин. Следующим вариантом А-5 стала модификация А-5В (A3J-2), поднявшаяся в воздух 29 апреля 1962 г. Она отличалась увеличенным запасом топлива в фюзеляже, благодаря чему самолет приобрел характерный «горб» за кабиной летчика. Для сохранения взлетно-посадочных характеристик применили систему сдува пограничного слоя с носков крыла и закрылков.

Следующим изменением Vigilante стала установка на него более мощных двигателей; летные испытания модифицированного самолета YA-5 начались в середине лета 1962 г.

Несмотря на постоянное улучшение характеристик самолета командование ВМС решило изменить основное назначение машины. Причиной послужили недоработки конструкции линейного бомбоотсека и... успешные испытания ракет Polaris. Пользоваться бомбоотсеком пушечного типа в строевых частях после ряда неудачных экспериментальных бомбометаний строго запретили.

Была сделана попытка сохранить ударные возможности самолета, увеличив число внешних узлов подвески с двух на А-5А до четырех на А-5В и А-5С. Однако соответственное снижение общих показателей машины не устроило ВМС. Заметно охладев к новому самолету, командование обратило внимание на отсутствие палубного разведчика с высокими летными характеристиками — на вооружении состоял лишь разведчик RF-8A с максимальной скоростью 1600 км/ч и дальностью полета порядка 2000 км. Замена его на модификацию Vigilante сулила повышение эффективности воздушной разведки в несколько раз.

За основу будущего разведчика взяли машину А-5С. Доработали ее довольно быстро, подвесив под фюзеляж контейнер с фотоаппаратурой и средствами радиоэлектронной разведки. Пустующий объем бомбоотсека заняли цилиндрическими топливными баками.

Установленное оборудование позволяло выполнять боевую задачу при любых погодных условиях, как днем, так и ночью. Летные характеристики самолета при этом почти не изменились. Радиоэлектронные системы разведки были предназначены для определения координат работающих РЛС противника и характеристик излучаемых ими сигналов — получаемая информация использовалась для настройки головок самонаведения противорадиолокационных ракет.

Первая эскадрилья RVAH-7 разведчиков RA-5C, базировавшаяся на авианосце Ranger, начала действовать во Вьетнаме с 1964 года. Боевые вылеты проходили на малых высотах. Непосредственно перед целью самолет делал «горку», проводил фотографирование и удалялся от объекта на большой скорости. Для обнаружения замаскированных целей широко применялась спектрозональная съемка.

По отзывам летчиков RA-5C, самолет оказался одним из лучших разведчиков на флоте. Существенным его недостатком стало отсутствие системы передачи разведданных на авианосец. Дело в том, что обработка полученной в полете информации занимала до 36 часов, вследствие чего она устаревала.

До 1968 года все А-5 переделали в разведчики. Серийное производство этих самолетов было прекращено в 1971 году. Всего было выпущено 156 А-5 Vigilante.

 

Летно-технические характеристики самолета RA-5C

Размах крыла, м.........................................16,15

Длина, м......................................................2.4,11

Высота, м......................................................5,92

Масса, кг:

пустого......................................................18 550

нормальная взлетная...............................22 800

максимальная...........................................36 285

Максимальная

скорость полета, км/ч.................................2230

Практический потолок, м.......................20400

Скороподъемность

на уровне моря, м/с.........................................75

Радиус действия, км...................................2285

 

Конструкция самолета

 

А-5 Vigilante представлял собой классический высокоплан с однокилевым хвостовым оперением и стреловидным крылом большого удлинения. Стреловидность крыла по передней кромке составляла 35°.

Механизация крыла была представлена отклоняемыми по всему размаху носками, закрылками и трехсекционными интерцепторами. На модификации А-5А закрылки занимали на 1/3 меньшую площадь, чем у А-5В, А-5С и RA-5C. Концевые части крыла складывались.

Киль Vigilante цельноповоротный, складной. Концевая часть при складывании отклонялась влево.

Воздухозаборники А-5 регулируемые, ковшового типа. В центральной части фюзеляжа между воздухозаборниками размещались топливные баки и часть оборудования.

Носовая часть фюзеляжа занята кабинами летчика и штурмана. У разведчиков на месте штурмана располагался оператор разведывательных систем. Катапультные кресла экипажа обеспечивали его спасение при нулевых значениях скоростей и высот.

Шасси самолета трехопорное, с носовым управляемым колесом. Основные стойки одноколесные, убирались они в ниши по бокам воздухозаборников. Крепление к челноку катапульты осуществлялось с помощью троса.

Основная система управления гидравлическая, запасная — механическая.

Топливо размещалось в фюзеляжных и крыльевых баках общей емкостью 13 500 л. На подкрыльевых пилонах подвешивалось до четырех ПТБ емкостью 1500 л каждый. В линейном бомбоотсеке могли размещаться до трех баков емкостью по 3350 л. Самолет оборудовался системой дозаправки топливом в воздухе.

Двигатели, установленные на всех модификациях самолета, относятся к семейству J-79. Максимальная тяга на форсажном режиме от 6800 до 8120 кгс в зависимости от модификации.

Листы обшивки хвостовой части фюзеляжа, непосредственно попадающие в струю истекающих газов, были позолочены.

Оборудование включало в себя инерциальную навигационную систему с коррекцией от радиолокатора. Система разрабатывалась для сверхзвуковой межконтинентальной крылатой ракеты SM-64 Navaho и после включения в нее средств индикации параметров полета была установлена на А-5.

 

Разведывательное оборудование

 

RA-5C, размещенное в контейнере, состояло из аэрофотоаппаратов, инфракрасной станции разведки, системы радиоразведки и РЛС бокового обзора. Разведданные, полученные от системы радиоразведки, записывались на магнитную ленту, а радиоизображение местности от РЛС бокового обзора — на фотопленку. Дальность действия РЛС — от 8 км на малой высоте до 80 км на большой.

В линейном бомбоотсеке могла размещаться одна ядерная бомба. На А-5А подкрыльевые узлы предназначались исключительно для подвески топливных баков. На А-5В, А-5С и RA-5C ассортимент возможных подвесок был расширен и включал в себя управляемые и неуправляемые ракеты, а также бомбы. Масса нагрузки составляла 6000 кг.