Истребитель F-8 Crusader

 

В 1952 году флот США объявил требования к сверхзвуковому палубному истребителю. Среди восьми фирм, представивших свои проекты на конкурс, победила фирма Vought с самолетом F8U Crusader. Принципиально новые конструкторские решения, использованные фирмой, позволили F8U занять место основного палубного истребителя и прочно удерживать его на протяжении 1960-х годов.

Основной секрет такого успеха заключался в устранении главного недостатка скоростных палубных самолетов — больших взлетно-посадочных углов атаки. Дело в том, что максимальная подъемная сила стреловидных крыльев небольшого удлинения, ранее использовавшихся на палубных самолетах, возникала при углах атаки около 30°. Для достижения таких углов носовую стойку шасси приходилось делать необычайно высокой, что существенно ухудшало обзор из кабины и требовало от пилота высокого мастерства при выполнении взлета и посадки.

На истребителе F8U также применили тонкое стреловидное крыло небольшого удлинения, однако большие углы атаки получали за счет поворота самого крыла с одновременным отклонением носков и закрылков. Помимо улучшения условий пилотирования и уменьшения высоты шасси, такой подход позволил отказаться от хвостовой опоры (четвертого колеса), которая была отличительным признаком всех палубных самолетов — она страховала машину от повреждения при посадке.

Первый образец истребителя Crusader F8U-1 (F-8A) поднялся в воздух 25 марта 1955 года. Основой его силовой установки стал надежный двигатель J-57, досконально проверенный на истребителях F-100, F-101 и F-102. Во время летных испытаний, которые продолжались 5 месяцев, были полностью подтверждены расчетные характеристики нового истребителя.

Его максимальная скорость составила 1600 км/ч, а посадочная — всего 185 км/ч.

Для замены устаревших дозвуковых разведчиков F2H-2P Banshee и F9F-8P Cougar фирма Vought предложила разведывательную модификацию Crusader F8U-1Р (RF-8A), облет которой состоялся 12 декабря 1956 года. Вместо пушек на ней установили 5 фотоаппаратов и увеличили запас топлива. Характеристики машины почти не изменились.

Недостаточная путевая устойчивость истребителей, которая проявлялась во время проведения дозаправки в воздухе, была устранена за счет установки двух подфюзеляжных килей на следующей модификации машины — F8U-2 (F-8C). В состав бортового оборудования этой модели добавили приемник инфракрасного излучения, что позволило летчикам уверенно вести бой в плохую погоду или ночью.

С 1960 года начала производиться следующая модификация самолета с усиленным вооружением — F8U-2N (F-8D). Число подвешиваемых управляемых ракет увеличили с двух до четырех, отказавшись от традиционной в то время, но малоэффективной встроенной пусковой установки НУР Бомбы или контейнеры с НУР можно было подвешивать на вновь установленных двух подкрыльевых пилонах.

Последняя серийная версия F8U-2NE (F-8E) с улучшенным оборудованием была выпущена в 1961 году.

В 1966 году проходила модернизация всех стоящих на вооружении машин — на них установили систему автоматической посадки на авианосец ACLS. Система включалась летчиком на дальности 6,3 км от кормового среза палубы, после чего колебания самолета в воздухе синхронизировались с колебаниями палубы корабля. При этом машина автоматически удерживалась на глиссаде.

Первая посадка с использованием ACLS в полуавтоматическом режиме была выполнена в 1957 году, первая полностью автоматизированная посадка была произведена на авианосец Saratoga в 1966 году.

 

Летно-технические характеристики самолета F-8E

Размах крыла, м.........................................18,87

Длина, м......................................................18,61

Высота, м........................................................4,8

Площадь крыла, м2...................................34,84

Масса, кг:

пустого самолета........................................7485

нормальная взлетная...............................13 100

максимальная...........................................15 420

Скорость полета, км/ч................................1770

Практический потолок, м.......................17 600

Скороподъемность

на уровне моря, м/с......................................150

Радиус действия, км.....................................965

Масса нагрузки, кг.....................................2270

 

Конструкция самолета

 

Истребитель F-8 — это моноплан с высокорасположенным крылом со стреловидностью по передней кромке 48° и однокилевым хвостовым оперением. Крыло устанавливалось с отрицательным

углом поперечного V в 7°. Консоли крыла при размещении на авианосце складывались. Механизация крыла включала в себя отклоняемые носки, закрылки и прифюзеляжные элероны. Для повышения взлетно-посадочных углов атаки крыло поворачивалось на 10°.

Стабилизатор самолета цельноповоротный, с дифференциальным отклонением поверхностей. Проводка управления левой и правой консолей стабилизатора независимая. Система управления самолетом гидравлическая, с двукратным резервированием. Поворот плоскости крыла осуществлялся гидравлическим домкратом. Щиток воздушного тормоза располагался на нижней поверхности фюзеляжа и отклонялся на 55°.

Основу силового набора фюзеляжа составляла стальная балка, проложенная вдоль всей его длины — к ней крепился тормозной крюк, узел зацепления за челнок катапульты и носовая стойка шасси.

Шасси трехопорное, с носовым колесом. Начиная с модификации F-8C, в хвостовой части фюзеляжа устанавливались два подфюзеляжных киля.

Нерегулируемый воздухозаборник располагался в носовой части самолета. На всех модификациях Crusader использовались двигатели семейства J-57 с максимальной тягой на форсаже от 7267 до 8165 кгс. Запуск двигателя обеспечивался сжатым воздухом от компрессора авианосца.

Топливо находилось в фюзеляжных и крыльевых баках общей емкостью 5300 л. Начиная с модификации F-8D, под крыло могли подвешиваться два ПТБ емкостью по 1130 л каждый. Все модификации оснащались системой дозаправки топливом в воздухе. На F8U-1Р (RF-8A) штанга топливоприемника убиралась заподлицо в фюзеляж, а на остальных — в выпуклый обтекатель по левому борту.

Электронное оборудование истребителя состояло из обзорно-прицельной РЛС, инфракрасной прицельной системы, аппаратуры автоматического управления полетом и автоматической посадки на авианосец. На первых модификациях устанавливалась РЛС APQ-50 (максимальная дальность обнаружения 32 км, захвата — 20 км). Истребители поздних выпусков получили станцию APQ-94 с более высокими показателями.

Оборудование разведывательной модификации отличалось наличием инерциальной навигационной системы и пятью аэрофотоаппаратами, из которых один был плановым и четыре — перспективными.

Встроенное вооружение состояло из четырех пушек типа М.12 с боезапасом 144 снаряда на каждую. На F-8A, F-8B и F-8C под фюзеляжем находилась выдвижная пусковая установка на 32 НУР для стрельбы по воздушным целям. Подвесное вооружение состояло из двух-четырех УР Sidewinder, подвешиваемых на фюзеляжных пусковых устройствах.

Последние серийные модификации F-8D и Е имели два подкрыльевых пилона, на которые могли подвешиваться бомбы, управляемые и неуправляемые ракеты класса «воздух—земля».