Служба авианосца Invincible

 

Изначально основной задачей Invincible считались противолодочные операции (ASW). Корабль предполагалось использовать в качестве флагманского при формировании авианосных противолодочных групп и других оперативных соединений. Командование ВМС Великобритании и НАТО планировали, что он будет привлекаться для дальнего противолодочного охранения авианосных ударных групп, защиты океанских коммуникаций, а также для самостоятельного поиска и уничтожения подводных лодок противника на противолодочных рубежах в наиболее важных районах Атлантики.

Решать эти задачи Invincible должен был при помощи своих палубных противолодочных вертолетов, а для самообороны на нем имелись самолеты СВВП типа Harrier. Кроме того, Invincible мог использоваться и в качестве десантного вертолетоносца (LPH), на котором размещались до 500 морских пехотинцев и транспортные вертолеты Sea King.

Несмотря на несомненную ценность такого корабля и важность решаемых им задач, спустя всего несколько месяцев после его ввода в строй вдруг объявили, что Invincible будет продан Австралии. Предполагалось, что авианосец переименуют в H.M.A.S Australia и он станет флагманским судном R.A.N (Royal Australian Navy), заменив старый Melbourne (бывший H.M.S Majestic). Будущее и других английских авианесущих кораблей было весьма неопределенным. Имелась высокая вероятность того, что, по меньшей мере, один из них будет законсервирован — в тяжелой экономической ситуации правительство Великобритании таким образом сокращало расходы.

Судьбу авианосца Invincible резко изменил англо-аргентинский вооруженный конфликт 1982 года, разыгравшийся в результате захвата Аргентиной Фолклендских (Мальвинских) островов, расположенных в Южной Атлантике. Когда в начале апреля 1982 года аргентинские силы вторглись на Фолклендские острова, английский флот располагал всего двумя авианосцами — Invincible и Hermes. Последний в 1981 году был повторно переоборудован из десантного вертолетоносца в авианосец, приспособленный для базирования самолетов Sea Harrier (на нем был оборудован трамплин), что обошлось ВМС в 30 млн. фунтов стерлингов.

Другими авианосцами, на которые еще хоть как-то могла рассчитывать Великобритания, были новый Illustrious, достраивающийся на верфи Swan Hunter, и старый авианосец Bulwark, законсервированный на верфи в Портсмуте (Portsmouth). Последний «настоящий» британский авианосец Eagle к этому моменту уже заканчивали разделывать на металлолом, а еще один авианосец — Triumph в 1981 году был продан Испании (после того, как простоял несколько лет в резерве, в Chatham).

Для освобождения Фолклендских островов в Великобритании была разработана операция, получившая кодовое обозначение Corporate. Общее руководство группировкой войск и силами флота было возложено на специально созданный в Нортвуде, близ Лондона, штаб во главе с командующим ВМС Великобритании адмиралом Дж.Филдхаусом. В штаб вошли командующий ВВС маршал авиации Дж.Кертис, начальник штаба ВМС вице-адмирал Д.Халифакс, командующий подводными силами вице-адмирал П.Хербет и командующий морской пехотой генерал-майор Ж.Мур.

Непосредственное руководство силами в районе конфликта возлагалось на командира 317-го оперативного соединения контр-адмирала Джона Вудворда (Woodward). Для обеспечения связи штаба с экспедиционными силами на геостационарную орбиту даже вывели английский искусственный спутник связи «Гепфиллер».

Ядро экспедиционной группировки англичан составили два противолодочных авианосца Hermes и Invincible (соединение тактически делилось на авианосные группы 317.8 и 317.9), на борту которых размещались 20 самолетов Sea Harrier. Флагманским судном стал Hermes, на котором поднял свой флаг адмирал Вудворд. На нем находилось девять вертолетов Sea King из 826-й эскадрильи (Squadron) и двенадцать самолетов Sea Harrier из 800-й эскадрильи. Invincible, которым командовал капитан Блэк (J.J. Black), имел на борту девять вертолетов Sea King из 820-й эскадрильи (пилотом одного из них был принц Эндрю) и восемь Sea Harrier из 801-й эскадрильи.

5 апреля 1982 года, после краткого периода лихорадочной подготовки Hermes и Invincible оставили Портсмут и с сопровождающими их кораблями отправились в Южную Атлантику. Однако из-за крайне сжатых сроков им удалось взять лишь около 80 процентов необходимого имущества. К тому же часть грузов оказалась не на тех кораблях.

Сразу обнаружились и технические неполадки — на второй день у авианосца Invincible отказал один из гребных винтов (у него сломалась зубчатая муфта). Ремонт занял пять суток и проводился на ходу. Большие неудобства доставляли и значительные вибрации движительной установки, возникавшие при скорости хода Invincible свыше 21 узла.

7 апреля министр обороны Великобритании объявил, что, начиная с 12 апреля, английский флот будет топить все аргентинские суда, которые окажутся ближе 200 миль от Фолклендских островов. Правда, и сами британские авианосцы являлись весьма заманчивыми целями. Без них возвращение островов под власть правительства Великобритании было бы обречено на провал.

Адмирал Вудворд как-то сказал: «Если мы потеряем Invincible, то успех операции будет в большой опасности, если потеряем Hermes, то операции конец». В случае, если бы один из авианосцев был потерян, британским силам пришлось бы отступить, перегруппироваться и ждать подхода Illustrious и Bulwark для осуществления очередной попытки вернуть острова.

Учитывая это, в доке №03 Портсмутской верфи началась расконсервация стоящего здесь авианосца Bulwark (однотипный с авианосцем Hermes). Были максимально ускорены и работы по вводу в строй авианосца Illustrious, которые удалось закончить на три месяца раньше срока. После кратких ходовых испытаний он направился в Южную Атлантику, войдя в строй 20 июня 1982 года — уже на пути к Фольклендам.

С похвальной оперативностью англичане, учитывая опыт, полученный в ходе боевых действий, оснастили Illustrious ЗАК ближнего действия Phalanx, которые до этого считались слишком дорогостоящими.

Переход к району боевых действий занял 27 дней. И уже 1 мая был проведен первый налет британской авиации на аэродром в Порт-Стэнли. Началась боевая работа самолетов Sea Harrier, взлетавших со своих плавучих аэродромов— авианосцев Invincible и Hermes, которые курсировали в 150 — 300 километрах к северо-востоку от Фолклендских островов.

На СВВП Sea Harrier возлагались задачи по истребительному прикрытию британских экспедиционных сил. Пара самолетов отправлялась на патрулирование каждые 20 минут. Очередные две машины стояли на палубе в пятиминутной готовности. На один самолет приходилось до 6 вылетов в день. Такая интенсивная боевая работа и тяжелые погодные условия Южной Атлантики стали причиной нескольких аварий. Так, 29 мая при взлете с авианосца Invincible разбился не сумевший набрать высоту Sea Harrier; пилот смог катапультироваться. Другой самолет просто соскользнул с обледеневшей полетной палубы во время рулежки.

Чтобы склонить военный успех на свою сторону, командование ВВС Аргентины пыталось уничтожить английские авианосцы, используя для этого самолеты Super Etandard, вооруженные противокорабельными ракетами AM.39 Exoset (4 мая им уже удалось потопить британский эсминец Sheffield). Однако эта задача осложнялась тем, что уже 15 мая аргентинцам пришлось отказаться от использования разведывательных самолетов Neptune, которые являлись «глазами» ударных самолетов, из-за элементарной нехватки запчастей.

Вместо самолетов Neptune ВМФ Аргентины предложили использовать радар AN/TPS-43F и радар слежения AN/TPS-44 Alert IIA, находящийся в Пуэрто-Архентино. Эти радары постоянно отслеживали передвижение всех британских самолетов, фиксируя места стартов Sea Harrier.

25 мая 1982 года радары, расположенные в Пуэрто-Архентино, определили местонахождение возможной цели (британских авианосцев) в 176 км к северо-востоку. В 14.28 пара самолетов Super Etandard взлетела с авиабазы Рио-Гранде и после дозаправки от самолета-заправщика КС-130Н направились к цели. На дальности 80 км от предполагаемого местонахождения цели аргентинские летчики обнаружили авианосец Hermes в окружении большого числа других кораблей.

Осуществив пуск ракет Exoset в 48 км от цели, самолеты сразу же ушли в сторону континента на предельно малой высоте. Однако англичанам удалось сбить ракеты с курса, выставив помехи— дипольные отражатели. В результате дезориентированные ракеты поразили находившийся в 6 км от авианосца контейнеровоз Atlantic Convair, который спустя два часа затонул в результате полученных повреждений вместе с находившимися на его борту 15 вертолетами «Уэссекс» и «Чинук».

После этой операции в распоряжении аргентинцев осталась всего лишь одна противокорабельная ракета, в то время как необходимость поражения британских авианосцев только возросла. По этой причине 29 мая CANA (Морская авиация Аргентины) и FAA (ВВС Аргентины) решили предпринять совместную операцию. Для участия в ней привлекались четыре штурмовика А-4С Skyhawk из 4-й истребительной группы. Замысел заключался в следующем: как только Super Etandard выпустят эту последнюю ракету, штурмовики А-4С Skyhawk последуют за ней и сбросят на авианосец 227-кг бомбы, а потом они должны будут принять на себя основной удар защитной системы атакованного корабля.

Эта операция, в результате которой, как утверждают аргентинцы, им удалось серьезно повредить авианосец Invincible, развивалась следующим образом. 30 мая в 12.30 Super Etandard стартовали из Рио-Гранде. Ведущий самолет 0752/3-А-202 с последней ракетой пилотировал лейтенант А.Франсиско, второй 0755/3-А-205 — лейтенант Л.Кольявино, в задачу которого входила поддержка напарника. Через пять минут за ними последовали А-4С Skyhawk.

Около 14.30 ракета AM.39 Exoset была наведена на цель, находящуюся в 25 км от самолета, и произведен ее пуск. После этого истребители Super Etandard развернулись и ушли домой. Все А-4С Skyhawk продолжали следовать за Exoset. В двенадцати километрах от цели кораблями охранения был сбит первый Skyhawk, а в двух километрах — второй (оба пилота погибли). Те же корабли совместно с вертолетами, используя средства РЭБ, увели ракету с боевого курса. Однако летчикам двух оставшихся А-4С Skyhawk все же удалось сбросить бомбы по цели. Одна из них взорвалась на палубе авианосца, позади надстройки.

Вернувшись домой, летчики заявили, что добились двух попаданий в Invincible. Однако, согласно английским данным, Invincible в тот день не только не подвергся атакам, но над ним даже не пролетел ни один неприятельский самолет. Под удар попали несшие дозор фрегат «Эйвенджер» и эсминец «Экзетер», а Invincible якобы находился в 40 милях от места аргентинской атаки.

12 июня высадившиеся британские морские пехотинцы и парашютисты окружили Порт-Стэнли. 14 июня было достигнуто соглашение о прекращении огня, а 15 июня 10-тысячный аргентинский гарнизон на островах во главе с генералом Менендосом капитулировал.

После окончания боевых действий Invincible еще некоторое время находился у Фолклендских островов и отбыл на родину только 29 июля. Он пришел в Портсмут 17 сентября, где ему был оказан торжественный прием. Invincible провел в море 166 дней, что, по всей вероятности, является самым продолжительным боевым походом авианосца без захода в порт.

Успешные действия Invincible в ходе конфликта способствовали тому, что его продажа Австралии была отменена и флагман австралийского флота H.M.A.S Melbourne 30 июня 1982 года был выведен из состава флота без замены, хотя австралийцам и предлагали вместо Invincible старый Hermes.

После Фолклендской операции правительству Великобритании пришлось согласиться с тем, что в боевом составе британского флота все же необходимо иметь авианосцы. Со своей стороны, руководство ВМС определило, что в любой момент в составе флота должно быть два действующих авианосца, а третий может выводиться в резерв для прохождения планового ремонта или модернизации. Этими авианосцами и стали корабли Invincible, Illustrious и Ark Royal. Последний вошел в строй в 1985 году, а в 1986 году старый Hermes был продан Индии.

Окончание «холодной войны» сделало угрозу глобального военного конфликта гораздо менее реальной, но тем не менее в мире продолжают возникать локальные очаги напряженности. В этой изменившейся обстановке военная стратегия НАТО для первоочередных действий в кризисных ситуациях предусматривает использование сил немедленного реагирования и быстрого развертывания.

В Великобритании, являющейся активным членом атлантического альянса, ВМС традиционно считаются главным видом вооруженных сил и основным средством обеспечения проведения политики государства, именно на ВМС возлагается задача обеспечения действий сил немедленного реагирования. Для этого в составе флота формируются экспедиционные группы, главной ударной силой которых являются авианосные корабли.

 

Основные тактико-технические данные авианосца Invincible (после модернизации)

Водоизмещение, т:

— стандартное.16 970

— полное.20 710

Главные размерения, м:

— длина наибольшая.210

— ширина корпуса наибольшая.36,0

— осадка средняя.6,5

Экипаж, чел.625

Авиагруппа, чел.286

Энергетическая установка:

— тип.газотурбинная

— количество.4

— тип ГТД.Olympus TM3B

— суммарная мощность, л.с.97 200

Количество винтов шт.2

Скорость хода, уз.:

— полная.28

— экономическая. 18

Дальность плавания (ходом 18 уз.), миль:.7000

Запасы авиационного топлива, т. 1000

Угол подъема взлетного трамплина, град. 13

Размеры полетной палубы, м.167,8 х 13,5

Площадь ангара, м2.2120

Количество самолетоподъемников шт.2

Авиационное вооружение:

— СВВП Sea Harrier FA-2.6

СВВП Harrier GR-7.4

вертолеты ПЛО Sea King HAS-6.7

— вертолеты ДРЛО Sea King AEW-2.3

— транспортные вертолеты Sea King HC-4.2

 

Авианосцы типа Invincible

Название

Бортовой номер

Палубный код

Предприятие-строитель

Закладка

Спуск на воду

Ввод в строй

Invincible

R05

N

Vickers

20.07.1973

3.05.1977

11.07.1980

Illustrious

R06

L

Swan Hunter

07.10.1976

14 12.1978

04.06.1981

Ark Royal

R07

R

Swan Hunter

07.12.1978

20 06.1982

01.11.1985

 

В новых реалиях, соответственно, изменился и характер задач, стоящих перед авианосцами типа Invincible — вместо противолодочных (угроза со стороны советского подводного флота практически сошла на нет) на первый план вышли ударные операции. Правда, авианосцы типа Invincible (которые, по существу, являются противолодочными кораблями) из-за своих небольших размеров не способны нести достаточно мощную авиационную группу, оптимизированную для выполнения ударных задач. Чтобы эти корабли смогли дотянуть до момента их замены новыми, намного более крупными британскими авианосцами типа CVF, были придприняты различные меры по усилению их ударных возможностей.

Так, для увеличения количественного состава авиагруппы на Invincible был демонтирован зенитный комплекс Sea Dart, что позволило освободить дополнительное место на палубе для размещения самолетов и расширить складские площади для авиационных боеприпасов. Кроме того, учитывая, что флотский Sea Нагпег FA.2 в основном предназначен для решения задач ПВО, в состав авиагруппы были дополнительно включены ударные Нагпег GR.7 из состава RAF (нечто подобное уже было опробовано во время Фолклендской операции, когда на авианосцах «сидели» как Sea Нагпег, так и Нагпег R.3).

В апреле 2000 года из эскадрилий Sea Harrier, принадлежащих Royal Navy и RAF, была сформирована объединенная группа — Joint Нагпег Force, и с этого времени Нагпег GR.7 RAF регулярно базируются на авианосцах типа Invincible. В ударном варианте авианосец использует группу из 6 — 8 Harrier GR.7 в дополнение к 7 штатным Нагпег FA.2 и небольшому числу вертолетов.

Поскольку максимальное количество самолетов, которое может эффективно использоваться этим классом кораблей, составляет около 20 единиц, то при нахождении на борту Нагпег GR.7 большинство вертолетов Sea King ASW из корабельной группы обычно переводятся на другие корабли или остаются на берегу.

После снятия с вооружения Sea Harrier FA.2 (2006 г.) группа Joint Force Harrier будет иметь на вооружении только модернизированные самолеты Harrier GR.9. За время долгой службы Invincible был период, когда с его палубы одновременно действовали самолеты Harrier трех типов: Sea Harrier FA.2 Королевского Флота, Harrier GR.7 RAF и испанские AV-8B.

Это произошло в 1998 году, в ходе натовских учений Тарап. В том же году Invincible стал первым авианосцем, вошедшим в Балтийское море в рамках дружеского визита в Польшу. В 1998 — 1999 годах Invincible направлялся и в Персидский залив, где он поддерживал действия объединенных вооруженных сил в рамках операции Desert Fox («Пустынный лис»), выполняя функции флагманского корабля размещенных в заливе Военно-морских сил Великобритании.

Принимал участие Invincible и в вооруженной агрессии НАТО против Югославии в рамках операции под условным наименованием Allied Force («Объединенная сила»), проводившейся в период с 24 марта по 10 июня 1999 года. Invincible прибыл в район конфликта 15 апреля 1999 года, а 17 апреля его истребители Sea Harrier FA.2 (семь единиц) приступили к выполнению боевых задач в качестве воздушных патрулей для прикрытия ударной авиации RAF, действующей с авиабаз в южной Италии. За пять суток боевых действий самолеты совершили до 30 боевых вылетов, а за 30 суток участия —до 150 боевых вылетов.

В 2000 году, во время выборов в Сербии, Invincible снова находился в Средиземном море. 19 сентября 2000 года он оказал помощь яхте, терпящей бедствие у северо-восточного побережья Алжира. Авианосец принял сигнал SOS с яхты Kabuki, в котором сообщалось, что она потеряла парус и погружается в воду. Немедленно был поднят в воздух вертолет Sea King — и двадцать минут спустя двое французских яхтсменов уже были вне опасности.

Буквально через несколько дней морякам Invincible пришлось участвовать еще в одной спасательной операции — 26 сентября 2000 года греческий паром Express Samina сел на мель в двух милях от острова Парос. Двум вертолетам Sea King с Invincible удалось снять с камней 12 человек.

Иногда не везло и самому авианосцу— 9 ноября 2004 года на стоящий в доке порта Портсмут Invincible упал портовый кран. Это произошло во время погрузки на борт военной техники. Крановщик оказался зажатым в кабине рухнувшего крана, а 12 человек команды получили незначительные ранения.

В июне 2005 года, незадолго до завершения карьеры Invincible на его палубу впервые в мире была осуществлена посадка СВВП Harrier в автоматическом режиме, без участия пилота. Так была успешно испытана система посадки боевых самолетов СВВП на авианосец в автоматическом режиме по технологии Short Take-Off Vertical Landing (STOVL), разработанной британской компанией «Квинети-Кью». Основной элемент новой технологии — система относительного глобального позиционирования. Она связывает через спутник самолет и корабль, позволяя штурманам знать их точное взаимное расположение с погрешностью до 10 см. При сильном ветре и шторме погрешность составляет один метр.

3 августа 2005 года в военно-морской базе Портсмут состоялась церемония вывода британского флагмана — авианосца Invincible из боевого состава флота. Корабль поставлен в док на консервацию, но до 2010 года в случае необходимости снова может быть включен в состав флота. Invincible вывели из состава флота на 6 месяцев раньше, чем запланировано в целях экономии средств. В результате Великобритания на протяжении нескольких месяцев будет располагать лишь одним авианосцем — Illustrious, поскольку второй авианосец— Ark Royal проходит глубокую модернизацию и выйдет в море лишь в конце 2006 года.