Описание конструкции

 

Корпус

 

Корпус «Роднея», разделенный водонепроницаемыми переборками на 120 отсеков (включая водонепроницаемые отделения двойного дна), практически полностью повторял «Коллингвуд», за исключением дополнительной легкой палубы, положенной над котлами для более удобного монтажа и обслуживания оборудования для форсированного дутья, и усиленных связей под артустановками ГК и машинными фундаментами.

На «Хоу» изменили форму надводного борта в носовой части, убрав якорные ниши. Вместо них установили якорные подушки на верхней палубе. На тентовой палубе были устроены добавочные жилые помещения. В отличие от «Роднея», на «Хоу» отсутствовала дополнительная палуба над котлами. К тому же в надводной части форштевня сделали специальную прибавку для установки носового торпедного аппарата.

 

Бронирование

 

Система бронирования полностью соответствовала прототипу, но с небольшой разницей в толщине плит. Если пояс и траверсы не претерпели изменений, то те места защитной палубы в оконечностях, толщина которых на «Коллингвуде» составляла 2", на новых кораблях довели до 2,5".

Серьезной переделке хотели подвергнуть только барбеты. Хотя их геометрические размеры планировалось оставить прежними, толщину плит с борта и в лобовой части предполагалось уменьшить для устранения перегрузки. Первоначально с той же целью хотели отказаться и от противоосколочных крыш. А защиту личного состава, обслуживающего пушки, посчитали обеспеченной тем, что казенные части орудий почти полностью перекрывали открытое пространство барбета.

Всего на броню с подкладкой решили отвести 2540 дл. т (2581 т), т.е. 25,4% от водоизмещения, тогда как на «Коллингвуде» этот показатель составлял более 29% (2780 дл. т). Однако вскоре от столь «революционных» идей отказались, посчитав перегрузку меньшим злом, чем ослабление бронирования. Для «Роднея» броневые плиты заказали в Шеффилде на заводе «Ч. Каммеля и Ко», а для «Хоу» — на «Атлас Стил энд Айрон Воркс» Д. Брауна.

 

Вооружение

 

Если по корпусу и бронированию новые линкоры мало чем отличались от своего предшественника, то по вооружению это были практически новые корабли. По проекту, утвержденному в 1882 г., каждый броненосец должен был нести по четыре 13,5" 63-тонных орудия главного калибра в барбетах, шесть 6-дюймовок в батарее, несколько картечниц ружейного калибра и четыре надводных ТА. Однако после зачисления кораблей в строй состав их вооружения не совсем соответствовал тому, что планировалось в 1882 г., и различался на обоих систершипах.

На момент ввода в строй на «Роднее» стояли четыре 13,5" 69-тонные экспериментальные артустановки, получившие обозначение Мк I, шесть 5-тонных нескорострельных 6-дюймовок, двенадцать 6-фунтовых скорострельных пушек, две 1" двуствольные картечницы Норденфельда, одиннадцать пятиствольных 0,45" картечниц Норденфельда и четыре 14" надводных ТА. «Хоу» же, вошедший в строй на год позже, нес четыре 13,5" 67-тонные пушки Мк II, шесть 6" нескорострельных орудий Мк IV, двенадцать 6-фун-товок, семь 3-фунтовых скорострелок Гочкиса, две 1" двуствольные картечницы Норденфельда, пять 0,45" пятиствольных картечниц Норденфельда и пять 14" надводных ТА.

«Родней» стал первым в Ройял Нэви обладателем 13,5" (343-мм) казнозарядных орудий. Они оказались достаточно удачными для своего времени, сочетая высокую огневую мощь с хорошей скорострельностью и надежностью. Но прежде чем эти пушки стали единым главным калибром практически для всех броненосцев 1-го класса (за исключением «Бенбоу», «Виктории» и «Сане Парейля»), заложенных в период с 1882 по 1892 г., они попортили не мало нервов своим создателям.

Разработка орудия началась на Вуличском Королевском арсенале почти одновременно с «коллингвудовскими» 12-дюймовками. Но неудачная форма нарезов, которые часто ломались при прохождении снаряда по каналу ствола, надолго задержала принятие его на вооружение.

Новое орудие изготовляли по той же технологии, что и главный калибр «Коллингвуда». Поршневой замок системы де Банжа с секторной нарезкой закрывался при помощи гидравлического привода. По конструкции он полностью повторял запирающий механизм, разработанный для 12" пушки. Для открывания и закрывания замка требовалось по 10-12 с.

При изготовлении первой партии орудий новой модели из-за нарушений и неточностей в процессе их выделки они получились перетяжеленными — по 69 дл. т (70,1 т) каждое. Да и живучесть ствола оказалась несколько ниже заявленной — 108 выстрелов полными зарядами. Пушки этой партии, изготовленные Вуличским Королевским арсеналом и получившие наименование Мк I, как раз и установили на «Родней».

На «Роднее» и «Хоу» для орудий главного калибра боезапас составлял по 80 выстрелов на ствол. В боекомплект входили снаряды следующих типов.

1. Обычная чугунная разрывная бомба длиной 3,5 клб (1,2 м) весила 1250 фн (566 кг) и снаряжалась разрывным зарядом в 54 фн 13 унций (24,85 кг). В качестве взрывателя использовалась головная трубка.

2. Стальная разрывная бомба весом 1250 фн (566 кг) и длиной 3,5 клб (1,2 м) изготовлялась из литой стали. Снаряжалась головным взрывателем и несла разрывной заряд черного дымного пороха в 82 фн 8 унций (37,42 кг). Принята на вооружение по опыту обстрела Александрии; постепенно вытеснила чугунные бомбы из боекомплекта.

3. Бронепробивающая бомба Паллисера из закаленного чугуна длиной 2,6 клб (0,89 м) весила 1250 фн (566 кг) и имела разрывной заряд в 30 фн (13,6 кг). Как и все бронебойные снаряды, оснащалась донной трубкой.

4. Шрапнель, так же как и у 12-дюймовки, была спроектирована по образцу шрапнели генерала Боксера и имела длину в 3,5 клб.

Первоначально пушка проектировалась под метательный заряд черного цилиндрического пороха С2 весом 687 фн 8 унций (311,8 кг), который обеспечивал снаряду начальную скорость 625 м/с. Но поскольку орудия ГК для новых броненосцев, по рекомендации артиллерийского комитета, решили не заказывать до окончания испытаний пушек «Коллингвуда», то на корабль они попали уже тогда, когда на флоте закончился переход на бурые медленногорящие пороха. Поэтому метательный заряд состоял из четырех картузов шоколадного пороха S.B.C. общим весом 630 фн (285,8 кг) и длиной 56" (1,42 м). Начальная скорость снаряда при этом упала всего на 15 м/с. В качестве учебного использовали заряд в 3/4.

Для своего времени это орудие имело прекрасные баллистические характеристики, но каждый выстрел обходился казне намного дороже, чем из 12-дюймовки «Коллингвуда» (50 фн ст. против 30).

 

ТТХ артиллерии броненосцев типа «Адмирал»

Калибр, д/мм

13,5/343

12/304,8

6/152,4

2,244/57

1,85/47

1/25,4

0,45/11,43

Число стволов

1

1

1

1

1

2

5

Вес орудия, дл. т/т

63,98/65

43/43,7

4,5/4,59

0,354/0,36

0,226/0,23

0,067/0,068

0,064/0,065

Длина орудия, м/клб

11,65/34

8,33/27,3

4,34/28,5

2,48/49,8

2,05/43,6

0,9/—

0,66/—

Длина канала ствола, м/клб

8,46/25

7,62/25

3,89/25,5

2,28/40

1,88/40

Длина зарядной каморы, м/клб

1,68/4,9

1,25/4,1

0,64/4,22

Диаметр зарядной каморы, д/мм

18,2/462,3

16/406

8/203

2,71/69

2,28/58

Тип затвора

поршневой

поршневой

поршневой

клиновой

клиновой

Число нарезов

54

48

24

24

20

Тин нарезки

смешанный

смешанный

смешанный

смешанный

постоянный

Глубина нарезов, мм

2

1,78

1,23

0,25

0,38

Живучесть ствола, выстрелов

120

150

1200

Толщ, железной брони, пробиваемой у дула, мм

840

571

335

80

6

Стоимость орудия, фн ст.

13 680

6300

1069

300

250

 

Поскольку размеры поворотной платформы остались такими же, как на прототипе, а диаметр каждого орудия в казенной части увеличился более чем на 2", то 13,5" пушки на «Роднее» почти касались друг друга казенниками, тогда как расстояние между стволами в районе дульного среза составляло 6 фт 3" (1,9 м).

Устройство орудийных станков почти не изменилось, если не считать более солидных размеров и значительно более мощных противооткатных частей. Накат ствола, как и на «Коллингвуде», осуществлялся при помощи гидравлики. В положение для стрельбы орудие возвращалось через 30 с после того, как по команде открывались клапаны гидравлического цилиндра. Поскольку вес поворотной площадки с установленными на ней орудиями и приспособлениями достиг 220 дл. т (223,5 т), для наведения по горизонту установили более мощные гидравлические прессы.

Результатом всех этих нововведений стало повышение скорострельности. У новых установок она достигла 2-х выстрелов в 3 минуты, правда, только в полигонных условиях и с учетом того, что отсчет велся с того момента, когда орудие уже было заряжено для первого выстрела. Практическая же скорострельность в реальных условиях составляла 1 выстрел в 2,5-3 минуты, в зависимости от тренированности прислуги.

На «Хоу», получившем свои орудия ГК позднее, стояли пушки Мк II, производство которых наладили к концу 1880-х гг. Все четыре ствола для броненосца изготовили на Вуличском арсенале. Конструкцию пушки усилили с учетом результатов испытаний артустановок «Коллингвуда», сохранив прежнюю баллистику. Поэтому ее вес вместо расчетных 64 дл. т составил 67 дл. т (68 т), а внешний диаметр ствола увеличился до 2 фт у дула и 4 фт 9" (1,45 м) в казенной части. Диаметр же зарядной каморы, наоборот, уменьшили до 18", тем самым увеличив толщину стенок и прочность казенника.

Количество и калибр орудий вспомогательной батареи на обоих кораблях оставили такими же, как на «Коллингвуде», — шесть 6" нескорострельных пушек. Однако вместо Mk III на «Роднее» и «Хоу» установили орудия новой модели — Мк IV. От Мк III они отличались тем, что внутренняя труба до дульного среза усиливалась скрепляющими кольцами. А после случая с разрывом орудия на «Коллингвуде» внутрь зарядной каморы вставили дополнительную трубу, которая упрочила казенную часть. В результате всех изменений вес пушки возрос до 5 дл. т (5,1 т), а ее баллистические характеристики не отличались от предыдущей модели. Общее количество выстрелов (150 на ствол) и типы снарядов, включенных в боезапас, — такие же, как и на родоначальнике серии. Пушки монтировались на станках системы Вавасера на бортовом штыре.

По расположению 6" орудий «Родней» не отличался от «Коллингвуда». На «Хоу» же среднекалиберную артиллерию установили в соответствии с улучшенным проектом — крайние 6-дюймовки перенесли ближе к углам батареи, а 6-фунтовки сместили ближе к миделю. Не имея возможности из-за перегрузки установить броневые экраны между орудиями, их решили разнести как можно дальше одно от другого. Это уменьшало вероятность выхода из строя нескольких 6-дюймовок от одного попадания.

Противоминная батарея «Роднея» состояла из двенадцати 6-фунтовых скорострельных пушек системы Гочкиса и одиннадцати 5-ствольных картечниц Норденфельда. Восемь 6-фунтовок находились на тентовой палубе, по четыре на борт. При этом все они стояли через равные промежутки, тогда как у «Коллингвуда» две средние были сдвинуты ближе к миделю. Еще четыре разместили на уровне верхней палубы по углам батареи. Четыре картечницы поставили в специальных спонсонах по углам тентовой палубы, четыре — на спонсонах в корме, две — на коечных сетках в носу, еще одну — на единственном боевом марсе.

Для вооружения патрульного и минного бортовых катеров на кормовых коечных сетках смонтировали две двуствольные 1" картечницы Норденфельда, спроектированные специально для миноносок.

На «Хоу» противоминную батарею довели до стандарта, принятого для проекта «Улучшенный Коллингвуд». Восемь 6-фунтовок Гочкиса поставили на тентовой палубе, по четыре на борт. Сгруппированные попарно, они располагались ближе к углам центральной надстройки. Еще четыре таких же пушки установили в батарее, в промежутках между 6-дюймовками. Между парами скорострелок на тентовой палубе, почти посредине броненосца, были устроены дополнительные жилые помещения.

Шесть 3-фунтовых скорострельных пушек поставили на коечных сетках, четыре — на носовых, две — на кормовых. Еще одну поместили на нижнем боевом марсе. Четыре пятиствольные 0,45" картечницы Норденфельда расположили на спонсонах в кормовой части, а одну — на верхнем боевом марсе. Спонсоны же по углам тентовой палубы отдали под прожектора. Две однодюймовых картечницы Норденфельда установили на кормовых коечных сетках.

Оба броненосца, как и «Коллингвуд», для вооружения десантной партии несли на борту две 9-фунтовые дульнозарядные пушки.

Артиллерию дополняли надводные ТА. На «Роднее» их имелось четыре, под углами центральной надстройки. На «Хоу» же появился пятый — в форштевне, на уровне жилой палубы. Для каждого ТА предусматривались три запасные торпеды.

 

Энергетическая установка

 

Расположение и компоновка ЭУ полностью повторяли «Коллингвуд». Механизмы для новых кораблей заказали заводу «Хамфрейс Теннант энд Ко». Их мощность в соответствии с техническим заданием составляла 7500 и.л.с. при естественной тяге и 9500 и.л.с. — при форсированной. Конструкцию машин, уже хорошо отработанную на заводе, по опыту их постройки для «Коллингвуда» и «Конкерора», менять не стали. Оставили без изменений даже размеры цилиндров высокого и низкого давления, принятые для «Коллингвуда». Увеличения же мощности на 500 л.с. добились удлинением хода поршней на 3" и доведением количества оборотов до 100 об/мин. В результате этого вес машин «Роднея» достиг 522,5 дл. т (530,9 т), т.е. они стала тяжелее машин прототипа всего на 15 дп. т (15,24 т). Зато на котлах, число и конструкция которых остались без изменений, благодаря более тщательной выделке всех элементов, удалось сэкономить почти 100 дл. т (вес котлов составил 636,5 дл. т), без уменьшения паропроизводительности. Рабочее давление котлов осталось равным 90 фн/д2.

На «Хоу» из-за применения более тяжелых конструктивных материалов (так вместо колонн, поддерживающих цилиндры, и направляющих рам из стали изготовили колонны из кованого железа, а направляющие рамы — из чугуна) вес машин возрос еще почти на 20 дл. т (20,3 т). Но эта прибавка компенсировалась облегчением котлов еще на 28 дл. т. (28,5 т) в результате применения более тонкостенных котельных трубок. Результат деятельности британских машиностроителей оказался впечатляющим. Им удалось снабдить новые броненосцы энергетическими установками, мощность которых оказалась более чем на 500 и.л.с. выше, а вес — на 85 дл. т и 93 дл. т (для «Роднея» и «Хоу» соответственно) меньше, чем у «Коллингвуда».

Дымоходы всех котлов, как и на прототипе, свели в две дымовые трубы. Но в отличие от «Коллингвуда» трубы стали ниже — высота дымоходов над колосниковыми решетками составляла 75 фт (22,86 м) — и толще. Они имели форму эллипса длиной 9 фт (2,74 м) и шириной 5 фт 6" (1,68 м).

Для создания искусственного дутья в каждом котельном отделении предусматривалось по два нагнетательных вентилятора диаметром 5 фт (1,5 м), приводимых в действие каждый своей небольшой паровой машиной. На «Роднее» вентиляторы, приводящие их в действие паровые машины и все принадлежности помещались на специальной дополнительной палубе, положенной над котлами, а на «Хоу» все необходимое для форсированного дутья разместили на специальных площадках в котельных отделениях, ближе к подволоку, в соответствии с разработанным фирмой «Хамфрейс Теннант энд Ко» проектом. Остальные вспомогательные механизмы повторяли «Коллингвуд».

Броненосцы приводились в движение двумя 4-лопастными винтами диаметром 15 фт 6" (4,72 м) с шагом 19 фт 6" (5,94 м), изготовленными из пушечного металла.

Нормальный запас угля из-за перегрузки пришлось ограничить 900 т, полный же, как и на прототипе, составлял 1200 т. По расчетам, броненосцы могли пройти 10-уз. ходом при нормальном запасе угля 7000, а при полном — 8500 миль. Однако на практике все обстояло по-другому. «Хоу» на 10 уз. вместо положенных 40 т угля в сутки тратил 90 т. В норму же потребление топлива приходило только тогда, когда броненосец двигался со скоростью 5-8 уз.

Электрическое освещение на «Роднее», смонтированное фирмой «Сименс», — такое же, как на «Коллингвуде». «Хоу» же получил более мощные динамомашины, поскольку в ночное время требовалось, помимо внутреннего освещения, одновременно запитывать током сразу четыре прожектора, установленных в спонсонах на тентовой палубе.

 

Якоря и рангоут

 

Якорные устройства ничем не отличались от примененных на «Коллингвуде». Разница существовала только в способе хранения якорей по-походному. Если на «Роднее» они так же, как на прототипе, укладывались на полки в специальные ниши, то на «Хоу» для упрощения процесса уборки помещались на специальные подушки на верхней палубе.

«Хоу» и «Родней», как и родоначальник серии, получили по одной боевой мачте, но на первом она была с двумя боевыми марсами, а на втором — с одним, верхним. Помимо мачты новые броненосцы для облегчения сигналопроизводства оборудовались короткой мачтой-флагштоком. У «Роднея» она располагалась перед носовым мостиком, у «Хоу» — непосредственно за ходовой рубкой.

 

Мореходность и остойчивость

 

По своим мореходным качествам новые броненосцы вследствие перегрузки оказались во многом хуже прототипа. Из-за уменьшения высоты надводного борта в носу корабли стали еще более «мокрыми». На полном ходу, даже при незначительном волнении, они практически всегда принимали воду на палубу бака. От «Коллингвуда» унаследовались и протекающие палубы, и репутация недостаточно устойчивых орудийных платформ.

К тому же после того, как на броненосцы поставили более тяжелые пушки, дополнительные шлюпки и противоминную батарею, возникли опасения за их остойчивость. В апреле 1886 г. Уайт произвел расчеты для «Роднея», показывающие зависимость метацентрической высоты от количества и местоположения топлива на борту. По результатам вычислений рекомендовалось сначала использовать топливо, хранящееся в трюме, и только потом — из поперечных бункеров.