Постройка и испытания

 

Стремление как можно быстрее пополнить флот новыми боевыми единицами задало темп строительства кораблей. На «Роднее» ежедневно трудилось около 1000 рабочих. Уже 8 октября 1884 г. при большом стечении народа в Чатеме состоялся торжественный спуск броненосца на воду. Его крестной матерью стала герцогиня Эдинбургская, великая княжна Мария Александровна, приглашенная на церемонию вместе со своим мужем. После того как корабль благополучно сошел со стапеля, его отвели в док для установки машин, брони и оборудования.

13 июня 1885 г. «Родней» вышел на предварительные ходовые испытания. Во время 4-часового перехода все 12 котлов работали с применением форсированной тяги. Давление воздуха в кочегарках достигло 1,4" водяного столба. Среднее давление в котлах составляло 93,06 фн/д2. Машины развили 11 158 и.л.с, делая в среднем 103,42 об/мин. На этих пробах скорость не засекалась, расход же топлива на полном ходу составил 11 т/ч. При этом обнаружилось, что котлы вырабатывают слишком много пара, который не мог быть полностью потреблен машинами.

Через три дня провели повторные опыты с энергетической установкой. Чтобы полностью оценить паропроизводительность котлов, решили задействовать всего девять из . них, создав при этом в кочегарках предельное рабочее давление воздуха равное 2" водяного столба. Результаты проб оказались очень обнадеживающими. При среднем давлении в котельных отделениях 1,89" водяного столба давление пара в котлах составляло 92,74 фн/д2. Машины развили 9760 и.л.с. (в среднем за все время испытаний 9544 и.л.с), вращая гребные винты со скоростью 100,13 об/мин. Котлы все равно вырабатывали пар с избытком.

Официальная проба при естественной и форсированной тяге состоялась 17 июня 1885 г. Все механизмы работали без вибрации, нагревания трущихся частей и перебоев.

Затем броненосец вернулся в Чатем, где оставался в ожидании своих пушек еще в течение трех лет! Монтаж и отладку артиллерии главного калибра закончили только к лету 1888 г. 20 июня на «Роднее» подняли военно-морской флаг, и корабль вступил в свою первую кампанию. Через три дня, во время прилива, броненосец окончательно покинул гавань Чатема.

На «Хоу», закладка которого состоялась на четыре месяца позже «собрата», из-за большего количества внесенных в проект изменений работы шли значительно медленнее. Со стапеля он был спущен 28 апреля 1885 г. Спусковой вес корпуса достиг 4850 дл. т. После шестимесячного достроечного периода корабль в середине ноября 1885 г. перевели из Пембрука в Портсмут для официальных испытаний механизмов.

Пробы начались 5 января 1886 г. с 4-часового пробега полным ходом при естественной тяге. Так как внутреннее устройство «Хоу» не успели закончить полностью, к тому же на нем отсутствовали орудия ГК, для придания броненосцу проектной осадки было решено принять в междудонные отсеки дополнительный водяной балласт. При этом осадка носом составила 26 фт 8" (8,13 м), осадка кормой — 27 фт 3" (8,31 м), водоизмещение — 9637 дл. т. «Хоу» оказался единственным из всех «адмиралов», кто вышел на мерную милю с предусмотренным проектом полным водоизмещением.

В первый день испытаний сила ветра достигала 6 — 7 баллов, что сильно мешало продемонстрировать хорошие результаты. Но, тем не менее, броненосец с легкостью превысил оговоренную контрактом 15-уз. скорость. Через два дня на мерной миле в Стокс-бей на «Хоу» определяли скорость корабля в зависимости от мощности машин при естественной тяге.

 

Результаты ходовых испытаний «Роднея» и «Хоу»

 

«Родней»

«Хоу»

Естеств.тяга

Форс.тяга

Естеств.тяга

Форс.тяга

Число оборотов машин, об/мин:

правой

левой

 

93,00

93,00

 

104

103

 

94,3

94,2

 

106,9

106,3

Развитая мощность, и.л.с:

правая машина

левая машина

общая

 

4222

4040

8262

 

5598,55

5558,21

11156,76

 

3810,61

3922,81

7733,42

 

5950,82

5761,0

11711,6

Давление пара, фн/д2

89

90

88,5

89

Скорость хода, уз.

16

16,9

15,872

16,936

Расход угля на 1 и.л.с. в час, фн

1,99

2,17

 

В заключительный день испытаний, 14 января 1886 г., опять поднялся сильный ветер, 6 — 7 баллов. Но несмотря на это броненосец вывели в море для определения скорости хода при форсированном дутье. За весь период испытаний машины действовали без поломок.

Наконец состоялась официальная передача механизмов в казну. Представитель фирмы-изготовителя официально сложил с себя ответственность за машины броненосца, которыми заведовал все время испытаний, и они поступили в полное распоряжение корабельных механиков.

Но до ввода корабля в строй было еще очень далеко. Как и в случаях с «Коллингвудом» и «Роднеем», задержку вызвало отсутствие орудий ГК. Хотя к августу 1889 г. на «Хоу» смонтировали все четыре пушки, сделали это лишь для того, чтобы проверить мореходные качества броненосца. Поскольку три орудия из четырех не прошли отстрела даже на полигоне, после окончания летних маневров они были сняты с корабля и отправлены для проведения испытаний в Вулич.

Обратно их удалось получить спустя почти год. Только 14 мая 1890 г. на броненосце смогли испытать артиллерию. Отстрел орудий производился под наблюдением командира учебно-артиллерийского корабля «Экселент» кэптена Домвилля. Сразу же по выходу со Спитхедского рейда в море приступили к испытанию вспомогательной и противоминной артиллерии.

Из каждого 6" орудия сделали по два выстрела, один уменьшенным зарядом при нулевом угле возвышения, другой — полным зарядом при угле возвышения от 10 до 15°. У одного из орудий при втором выстреле наблюдались затруднения при открывании замка (как выяснилось — из-за засорения нарезов затвора).

При стрельбе из 6" артустановки №2 произошло чрезвычайное происшествие. Комендор нечаянно дернул за шнур, когда производил наводку пушки. В результате произошел несанкционированный выстрел. При откате орудия комендору, который не успел отбежать, разбило лицо и сломало нос.

При стрельбе из пятиствольных картечниц Норденфельда случилась поломка одной из них. Хотя неисправность устранили в корабельных условиях, на это потребовался почти весь день. Затем приступили к испытанию главного калибра. Сначала из каждого орудия сделали по четыре выстрела по специальной программе. После второго выстрела обнаружили, что приспособления для поглощения силы удара о буфер при накате орудия действуют неудовлетворительно, поэтому пришлось накатывать орудия с большой осторожностью.

В целом, несмотря на мелкие неурядицы, испытания признали вполне успешными. «Хоу» включили в эскадру Канала.