Служба

В кампанию "Бенбоу" вступил 14 июля 1888 г. Вместо планировавшегося перехода на усиление Средиземноморской эскадры его оставили в водах метрополии для участия в летних маневрах. В них участвовали три представителя типа "Адмирал". "Бенбоу" вошел в состав эскадры "А1", которой командовал старший флагман эскадры Канала вице-адмирал Бэрд. В соответствии с планом учений британский флот - его представляли эскадры "А1" (7 броненосцев, 4 крейсера, 2 торпедных крейсера, 1 торпедная канонерская лодка и 6 миноносок) и "А2" (6 броненосцев, 3 крейсера, 2 торпедных крейсера, 1 торпедная канонерская лодка и 6 миноносцев) - должен был осуществлять ближнюю блокаду баз "вероятного противника", в котором без труда угадывалась Франция. "Вражеские" силы также состояли из двух эскадр, обозначенных "В1" (5 броненосцев, 3 крейсера, 1 торпедный крейсер, 1 торпедная канонерская лодка и 6 миноносцев)и "В2" (4 броненосца, 2 крейсера, 1 торпедный крейсер, 2 торпедные канонерские лодки и 6 миноносцев). По условиям маневров им ставились задачи обороны своих баз и обеспечения прорыва в океан рейдеров, готовившихся к уничтожению английской торговли и обстрелу прибрежных городов.

Соединения "А1" и "А2" снялись с якоря 16 июля в 10 часов утра и вышли в направлении Милфорд-Хейвен и бухты Лэм-лаш, расположенной возле острова Арран, по правилам маневров считавшихся опорными базами британского флота. Покинув Спитхэдский рейд, броненосцы построились в четыре кильватерные колонны. Впереди и сзади компактного строя линкоров завесой двигались крейсера.

Утром следующего дня эскадра попала в густой туман, из-за чего пришлось уменьшить скорость хода. К середине дня, когда туман рассеялся, оказалось, что все корабли сохранили свое место в строю, несмотря на отсутствие у экипажей опыта совместного плавания. В 8 часов утра 18 июля эскадра в полном составе вошла на рейд Милфорда, где предполагалось немедленно начать погрузку угля. Но зафрахтованные угольщики по неизвестным причинам пришли в порт только на следующий день, из-за чего топливо пришлось принимать в авральном порядке в течение двух суток.

К вечеру 19 июля ветер усилился, и на рейде поднялась большая зыбь. Поэтому, когда в ночь с 19 на 20 июля к борту "Бенбоу" попытался пришвартоваться угольщик, он навалился на броненосец и обломал ему два выстрела противоторпедных сетей. При этом сам пароход получил несколько небольших пробоин от срезанных головок болтов, крепивших выстрелы к борту. Эти срезанные головки разлетались как заправские снаряды...

Только утром следующего дня, переменив место стоянки, броненосец сумел завершить погрузку угля. Поврежденные выстрелы демонтировали и отправили в портовые мастерские для исправления, из-за чего "Бенбоу" задержался в порту еще на сутки. Наконец, 22 июля эскадра "А1" взяла курс на Бэрхейвен (южная оконечность Ирландии). Соединение "А2" под командованием контр-адмирала Роулея отправилось на север Ирландии в залив Лох-Су-илли, где базировалась "вражеская" эскадра "В2". Пока британский флот готовился к блокаде побережья "неприятеля", последний тоже не сидел сложа руки. Соединение "В1" под командованием вице-адмирала Трайона направилось в Бэрхейвен (залив Бантри). Там адмирал занялся укреплением обороны порта. Поперек восточного и западного входа на рейд, оставив только узкие проходы для своих кораблей, установили боновые и минные (из мин крепостного типа) заграждения. Для их обороны от шлюпок и катеров блокирующей эскадры на острове Бир разместили две полевые батареи.

Эскадре "В2" повезло больше: по условиям маневров залив Лох-Суилли считался сильно укрепленным пунктом, недоступным для любых неприятельских кораблей. Поэтому, прибыв туда вечером 19 июля, эскадра контр-адмирала Фиц-Роя могла чувствовать себя в безопасности.

Официально "боевые действия" были открыты 24 июля 1888 г. В полдень того же дня эскадра "А1" впервые вошла в залив Бантри. Крейсер "Мереей", корветы "Эктив", "Ровер" и торпедный крейсер "Арчер" при поддержке броненосца "Коллингвуд" направились к западному входу на рейд. Согласно распоряжению вице-адмирала Бэрда эти корабли образовывали внутреннюю блокадную эскадру. Командовал ею командор Маркхем.

К восточному выходу из Бэрхейвена в строю двух кильватерных колонн двинулись броненосцы "Нортумберленд", "Норт-хемптон", "Конкерор", "Хотспур" и "Бенбоу". У острова Бир были обнаружены миноносцы "противника", которые поспешили укрыться в гавани после того, как корабли блокирующей эскадры открыли по ним огонь. Вскоре и броненосцы адмирала Бэрда отошли в море. К вечеру внешняя блокирующая эскадра в том же составе опять вошла в залив для рекогносцировки. Когда броненосцы, проведя разведку, уже поворачивали назад, их атаковало несколько миноносцев, неожиданно выскочивших из-за острова. Но после того, как линкоры открыли огонь из скорострельных орудий, они поспешили выйти за пределы дальности стрельбы.

К ночи внешняя блокирующая эскадра отходила мористее и крейсировала малым ходом между мысом Мизен-Хед и островом Дерси. "Коллингвуд" и крейсера держались на линии между мысами Блэк-Болль и Шип, в готовности немедленно дать полный ход. При этом броненосец должен был вступать в бой, только если в море начнет прорываться корабль аналогичного класса. Поиск кораблей противника внутри залива возлагался на торпедные канонерские лодки и миноносцы. В первую же ночь "Коллингвуд" обстрелял один из них, неосторожно приблизившийся к месту стоянки, хотя тот показывал правильные позывные эскадры "А1". После окончания маневров посредники решили, что броненосец вел огонь по своему миноносцу №61 и "повредил" его.

Около 10 часов утра 26 июля крейсера эскадры вице-адмирала Трайона "Айрис" и "Северн" первый раз попытались прорваться в море. "Коллингвуд" быстро преградил им дорогу и, когда дистанция сократилась до 20 кбт, сделал два выстрела. Крейсера отвернули и скрылись в гавани. После этого "боевые действия" свелись к ночным стычкам торпедных кораблей.

Через два дня состоялась новая попытка прорыва крейсеров эскадры "В1" в море. "Коллингвуд" снова принял активное участие в ее отражении. В ходе ночного боя в очередной раз возникла масса нюансов, для разрешения которых потребовалось вмешательство посредников. Поэтому на следующее утро "Бенбоу" под парламентским флагом отправился в залив Бантри для передачи письменных претензий вице-адмиралу Трайону.

После этого броненосцы эскадры "А1" опять занялись рутинной работой по блокаде порта. При этом настроение экипажей, измотанных ночными вахтами и угольными погрузками в море, начало ухудшаться. Появились недовольные бездеятельностью адмиралов, однако все оставалось по-прежнему - корабли Трайона продолжали ожидать удачного момента для прорыва, а броненосцы Бэрда крейсировали у входа в залив.

Так продолжалось до ночи с 3 на 4 августа, когда, воспользовавшись темнотой и полосами тумана, сразу трем крейсерам блокируемой эскадры удалось незамеченными проскользнуть мимо отряда Маркхе-ма через западный проход. Для отвлечения внешней блокирующей эскадры вице-адмирал Трайон разыграл в восточном выходе с рейда шоу, со стрельбой, множеством световых сигналов и ложным выходом броненосцев.

Не имея точных сведений о количестве и типе вырвавшихся рейдеров "противника" (командиры миноносцев утверждали, что видели четыре больших корабля, а с крейсеров отряда Маркхема докладывали, что вообще никого не видели), вице-адмирал Бэрд принял решение о снятии блокады и быстрейшем отходе к устью Темзы для защиты столицы. После отвода главных сил под командованием Бэрда к побережью Англии попытки соединения "А2" не допустить прорыва из залива Лох-Суил-ли крейсеров и броненосцев эскадры "В2" теряли всякий смысл. Кроме того, положение кораблей контр-адмирала Роулея становилось очень опасным, так как, объединившись, силы "противника" могли с легкостью "уничтожить" их. Поэтому утром 4 августа вице-адмирал Бэрд направил крейсер "Мереей" к северному побережью Ирландии для передачи приказа эскадре "А2" о снятии блокады и присоединении к главным силам.

Но это оказалось излишним, так как дела у Роулея обстояли еще хуже, чем у той части флота, которая действовала против эскадры вице-адмирала Трайона. Он и сам уже принял решение о снятии блокады и отходе своего соединения к берегам Англии. Далеко не последней причиной, побудившей Роулея прийти к выводу о бесперспективности своей миссии, стала невозможность его кораблей в случае необходимости предотвратить прорыв в открытое море флагманского броненосца контр-адмирала Фиц-Роя. "Родней" на тот момент по праву считался одним из самых мощных и быстроходных линкоров английского флота. Хотя перед началом маневров этому не придавали большого значения.

"Боевые действия" на севере Ирландии начались с получением известия об "объявлении войны" утром 24 июля. Однако блокирующая эскадра появилась у Лох-Су-илли только к середине этого дня. Поэтому первый разведывательный выход соединения Фиц-Роя к устью залива, предпринятый после восхода солнца, оказался безрезультатным, несмотря на то, что в нем участвовали значительные силы, в том числе и все броненосцы: "Родней", "Блэк Принс", "Инвинсибл" и "Девастейшн". К полудню задействованные для разведки корабли, так и не обнаружив противника, вернулись в базу.

Следующий выход отряда ("Родней", "Блэк Принс" и "Инвинсибл") состоялся около 16 часов того же дня с целью прикрытия парохода "Хирти", направлявшегося в море по поручению контр-адмирала Фиц-Роя. Но на этот раз путь им преградили корабли блокирующей эскадры, а "Нептьюн" на полной скорости пошел на пересечение курса "Хирти". Поняв, что попытка прорыва не удалась, пароход повернул обратно в залив. Вскоре, обменявшись несколькими выстрелами с "противником", за ним последовали броненосцы. После этого большие корабли эскадры "В2" не предпринимали активных действий до 26 июля.

Когда утром, воспользовавшись ослаблением "противника" (крейсер "Инкон-стант" и броненосец "Шеннон" находились вне пределов видимости сигналов, крейсер "Меркюри" после ночного дежурства грузился углем с транспорта в бухте недалеко от входа в залив, а броненосцы "Айрон Дюк" и "Нептьюн" отошли на несколько миль мористее), контр-адмирал Фиц-Рой решил попытаться вывести в открытое море два своих крейсера. Около 11 часов из залива появились броненосцы "Родней" (флаг командующего), "Девастейшн", "Инвинсибл" и "Блэк Принс".

Контр-адмирал Роулей, посчитав свои силы недостаточными для принятия боя, начал отходить мористее - на соединение с остальными кораблями эскадры. "Родней" и "Девастейшн" немедленно устремились в погоню, тогда как более тихоходные и менее мощные "Инвинсибл" и "Блэк Принс" отошли под защиту фортов. Обладавший незаурядными скоростными качествами "Родней" начал довольно быстро нагонять броненосцы Роулея и вскоре открыл по ним огонь. Те, в свою очередь, тоже не остались в долгу, продолжая на полной скорости уходить в море. Однако сражение прекратилось, по существу, так и не начавшись. Как только Роулею удалось собрать все свои броненосцы вместе, он, развернув эскадру строем фронта, повел ее в атаку.

Фиц-Рой, не принимая боя, приказал своим кораблям немедленно лечь на обратный курс и скрыться в заливе. Столкновение между "враждующими" сторонами окончилось безрезультатно, если не считать того, что блокируемым так и не удалось вывести свои рейдеры на океанский простор. Дневное время трех следующих суток прошло достаточно тихо, зато по ночам торпедные флотилии обеих эскадр действовали активно. В результате адмирал Роулей лишился крейсера "Инконстант", неосторожно "подставившего свой борт" под торпеду "противника". Хотя командующий эскадрой "А2" заявил решительный протест по этому поводу, посредники после долгого обсуждения решили считать крейсер потопленным.

Остальные спорные вопросы, которых к этому времени накопилось больше чем достаточно, были урегулированы ими в результате нескольких совместных совещаний. Интересно, что посредником от обороняющейся стороны выступал контр-адмирал Ф. Коломб, уже тогда известный военно-морской теоретик и создатель одной из основных стратегических концепций борьбы за господство на море в XIX в.

Утром 29 июля "Родней" проверил бдительность блокирующей эскадры. Он на малом ходу вышел из залива и не спеша направился на север. Затем броненосец увеличил ход до полного и, резко изменив курс на восточный, устремился к мысу Малин-Хед. В погоню за ним Роулей отправил броненосец "Инфлексибл". Когда дистанция между противниками сократилась до 20 кбт, началась перестрелка.

Прошло всего несколько минут после открытия огня, как внезапно "Родней" повернул на обратный курс и направился в Лох-Суилли. "Инфлексибл" также прекратил преследование и поспешил присоединиться к своей эскадре. Но неожиданно вместо того, чтобы войти в залив, "Родней" увеличил скорость и пошел на запад. "Инфлексибл" самым полным ходом бросился вдогонку, однако на этот раз противник с легкостью обогнал его и оставил далеко за кормой. Теперь ничто не мешало "Роднёю" уйти в открытое море, но вместо этого он лег на обратный курс и, не торопясь, скрылся в заливе. По мнению офицеров блокирующей эскадры, таким способом контр-адмирал Фиц-Рой пытался заставить противника истощить запасы топлива и еще больше измотать и без того утомленные несением блокады экипажи соединения контр-адмирала Роулея.

Хотя до 3 августа крупные корабли эскадры "В2" больше не покидали своей базы, и без того не очень мощные силы блокирующих уменьшились на несколько миноносцев, захваченных торпедными крейсерами и миноносцами противника во время ночных стычек. Положение Роулея стало почти безнадежным - усталость экипажей и недостаточное количество кораблей с каждым днем становились все очевиднее. Поэтому он решил прекратить блокадные действия и отвести свои силы к берегам Англии, о чем следовало известить вице-адмирала Бэрда.

Но осуществлять задуманное ему не пришлось. Как говорилось выше, 4 августа он получил приказ от старшего флагмана об отводе всех сил от побережья Ирландии. При этом вице-адмирал Бэрд настолько опасался, что эскадра "А2" может при отходе встретить превосходящие силы "противника", что послал ей навстречу отряд усиления, куда вошли самые быстроходные корабли: броненосцы "Бенбоу" и "Коллингвуд", корвет "Ровер" и миноносец. Чтобы ввести "противника" в заблуждение о месте своего назначения, отряд должен был двигаться в направлении острова Сцилле до тех пор, пока не скроется за пределы видимости от берегов Ирландии. Только после этого ему разрешалось лечь на курс точки рандеву. Его встреча с эскадрой "А2" состоялась у острова Инк-шитрахуль. В час ночи 6 августа корабли контр-адмирала Роулея и отряда усиления присоединились к главным силам у мыса Гэллоулэй.

После этого эскадры опять разделились. Броненосцы "Нортумберленд", "Монарх", "Хотспур", "Конкерор", "Коллингвуд" и "Бенбоу" в сопровождении корветов "Ровер" и "Эктив" под командованием вице-адмирала Бэрда на всех парах устремились на юг, ко входу в Ла-Манш, перекрывая кратчайшую дорогу к Лондону. Все остальные линейные корабли и крейсера под началом контр-адмирала Роулея направились для крейсерства возле Ливерпуля, надеясь перехватить прорвавшиеся рейдеры противника. Но сделать это им не удалось. Проведя бесцельно в море несколько дней, соединение младшего флагмана, оставив небольшой отряд для прикрытия Ливерпуля, также поспешило на защиту столицы.

8 августа эскадра Бэрда в несколько сократившемся составе достигла Портленда. Из-за нехватки угля от нее отделились "Бенбоу" и "Конкерор", которые пошли пополнять истощившиеся запасы топлива в Девонпорт и Милфорд соответственно. Первый из них прибыл в порт в 10.30 того же дня и немедленно встал под погрузку. Приняв за 10 часов 600 т угля (!), броненосец в 21.00 снялся с якоря и ушел на соединение с эскадрой.

Пока оба командующих английским флотом ломали голову, как обезопасить столицу от вторжения, "противник" провел набеговую операцию на оставшиеся практически беззащитными прибрежные города страны. Получив 4 августа по телеграфу от вице-адмирала Трайона сообщение об удачном прорыве крейсеров, контр-адмирал Фиц-Рой воспользовался тем, что противник снял блокаду и вышел на "Роднее" в море. Встретившись в условленной точке с рейдерами, вырвавшимися в ночь с 3 на 4 августа из залива Бантри, он возглавил эту небольшую эскадру и повел ее вокруг северной оконечности Британских островов. Утром 7 августа его соединение подошло к Абердину и "бомбардировало" форты, прикрывавшие город с моря. В тот же день четыре корабля, составлявшие его эскадру, после полудня открыли огонь по батареям на острове Инчкейт, которые охраняли устье реки Форт. Так как ответа с них не последовало, броненосец в сопровождении крейсеров "Уорспайт", "Северн" и "Айрис" беспрепятственно поднялись вверх по реке до предместий города Эдинбурга и "обстреляли" мост. Затем эскадра, опять без всякого противодействия со стороны противника, вышла в море, "бомбардировав" по пути город Бервик.

Попугав обывателей пушечной канонадой, Фиц-Рой посчитал, что на восточном побережье Туманного Альбиона он уже произвел достаточно шума, и вокруг северной оконечности Шотландии направился к Ливерпулю. Там его появление оказалось также полной неожиданностью. Корабли отряда, прикрывавшие город от нападения с моря, находились друг от друга на слишком большом расстоянии и не могли оказать взаимопомощи. В результате "скоротечного боя" Фиц-Рою удалось лишить британский флот еще одного броненосца, захваченного в качестве приза. Остальные корабли оборонявшихся избежали подобной участи только благодаря тому, что их командиры предпочли в бой не вступать и держались на удалении.

После этого Фиц-Рой решил отвести свой отряд в залив Лох-Суилли, чтобы пополнить запасы угля и дать экипажам небольшой отдых. 12 августа "Родней" встал на якорь в базе, где его уже ожидала объединенная эскадра вице-адмирала Трайона. На этом боевые действия для кораблей "условного противника" завершились. Броненосцы и крейсера не покидали залива вплоть до окончания маневров.

Деятельность эскадр, изображавших английский флот, с 8 по 20 августа, когда официально объявили о прекращении "военных действий", особым разнообразием не отличалась. Объединившись вечером 11 августа на рейде города Доунс, они выходили в Ла-Манш для патрулирования. Получив известие, что соединения "В1" и "В2" в полном составе находятся в Лох-Суилли, вице-адмирал Бэрд тоже решил предоставить экипажам отдых. Выходы на патрулирование прекратились, и корабли замерли на рейде. Итоги летних маневров оказались полной неожиданностью для британских адмиралов. Ближняя блокада, построенная на тех же принципах, что и во времена парусного флота, полностью изжила себя. Чтобы надежно запереть вражеские рейдеры в их портах, требовались другие тактические приемы, выработкой которых предстояло заняться в ближайшее время.

Тем временем корабли, участвовавшие в маневрах, возвращались к местам постоянного базирования. Единственным из "адмиралов", оставшимся в составе действующего флота, оказался "Бенбоу", получивший назначение в состав эскадры Средиземного моря. Но прежде, чем броненосец покинул воды метрополии, он прошел необходимую модернизацию.

Неудачная конструкция якорного устройства, разработанная проектировщиками завода в Блэкуолле, вызывала у экипажа корабля во время маневров огромные сложности при съемке с якоря. Непосредственным свидетелем этого стал директор военного кораблестроения флота Ее Величества сэр Уильям Уайт, назначенный перед маневрами на "Бенбоу" для оценки морских качеств новых броненосцев и крейсеров. Его наблюдения легли в основу доклада, предоставленного на рассмотрение членов комиссии по кораблестроению.

На основании решения этой комиссии "Бенбоу" получил якоря системы Мартина, была переделана и система их хранения по-походному. Кроме того, для устранения течи палубы полубака ее еще раз прочеканили и произвели подкрепление корпусных конструкций. Только после этого броненосец отправился для усиления эскадры Средиземного моря. В 1889 г. Англию с официальным визитом посетил кайзер Вильгельм II. Стремясь "показать товар лицом", продемонстрировав свою морскую мощь, правящие круги Британии организовали на Спитхэдском рейде грандиозный военно-морской смотр. К началу августа для участия в нем Адмиралтейство собрало все, что могло, поставив в парадный строй даже корабли, еще не принятые от промышленности. К последней группе принадлежал и "Кампердаун", на котором орудия ГК смонтировали только перед началом маневров. Их стволы даже не отстреляли на полигоне!

Из броненосцев типа "Адмирал" в торжествах не участвовал лишь "Бенбоу", несший службу на Средиземном море. Почетные роли флагманских кораблей исполняли "Родней", "Хоу", а также "Энсон". На нем поднял флаг младший флагман одного из соединений (эскадры "В") контрадмирал Д'Арси-Ирвайн. В это же соединение входил и "Кампердаун".

После окончания торжеств начались ежегодные летние маневры, лейтмотивом которых стала оборона морских торговых путей и побережья метрополии от враждебных действий со стороны вероятного противника, имеющего сильный, но меньший по размеру флот. "Вражеской" эскадрой на этот раз командовал вице-адмирал Бэрд, державший свой флаг на "Нортумберленде". Обязанности его младшего флагмана исполнял контр-адмирал Д'Арси-Ирвайн. В качестве флагманского корабля он выбрал броненосец "Энсон". Кстати, учения для этого "адмирала" начались неудачно. Он и броненосный крейсер "Им-морталити" задержались на рейде на продолжительное время, так как их экипажи не смогли своевременно очистить перепутавшиеся якорь-цепи.

В развернувшихся начиная с 15 августа баталиях "отличился" новейший "Кампердаун". 17 числа он вместе с броненосцем "Хиро" и крейсером "Имморталити" вступил в "бой" с "вражеской эскадрой", главную силу которой составляли "Родней" и "Хоу". Действовали "Кампердаун" сотоварищи крайне неудачно: вечером посредник принял решение, согласно которому "тяжело поврежденное" трио оказалось вынуждено спустить флаги.

Командовавший победителями вице-адмирал Трайон первоначально намеревался включить "трофеи" в состав своего флота. Но, поразмыслив, в Адмиралтействе пришли к выводу, что в реальной жизни такое невозможно. Поэтому 21 августа в адрес Трайона пришла телеграмма с требованием немедленно отправить "призы" по своим портам, дабы исключить их дальнейшее участие в маневрах. Выполняя это указание, "Кампердаун" 22 августа пришел в Портсмут, сдал в береговые арсеналы порох и снаряды и закончил кампанию, вступив в резерв. С броненосца немедленно демонтировали орудия ГК из носового барбета и отправили их на полигон для испытаний.

В ходе маневров соединение Д'Арси-Ирвайна у побережья Шотландии попало в трехдневный шторм. По словам адмирала Морана, находившегося в качестве посредника на борту "Энсона", броненосцы легко шли против волны со скоростью 8 - 9 уз. и всегда были в состоянии стрелять из орудий главного калибра. Зато с обитаемостью на "Энсоне" возникли те же проблемы, что и на остальных линкорах этого типа. В носу верхняя палуба текла так сильно, что размещенному там личному составу пришлось покинуть жилые помещения и перебраться в другие места. В кормовых же каютах при всех задраенных люках и иллюминаторах из-за невыносимой духоты находиться было очень тяжело.

После того, как 29 августа было официально объявлено о завершении маневров, "Энсон" прошел небольшой ремонт, во время которого установили дополнительные вентиляторы и подкрепили верхнюю палубу. Затем его включили в состав эскадры Канала в качестве второго флагманского корабля. А "Кампердаун", оказавшийся без орудий в носовом барбете, решили направить в Средиземное море. Пару недостающих пушек сняли с "Роднея", переведенного в невооруженный резерв.

Для экипажа "Бенбоу" начало 1889 г. выдалось жарким. Броненосец полноценно включился в жизнь Средиземноморской эскадры. Занятия по специальностям сменялись отработкой действий по пожарной и водяной тревоге. Регулярно проводились шлюпочные и артиллерийские учения. Часто "Бенбоу" привлекался к походам с целью изучения возможного ТВД. Тогда же со всей очевидностью подтвердилась весьма неприятная особенность кораблей этого типа. Непродуманное сообщение между соседними угольными ямами и неудобное расположение их горловин делали бункеровку крайне хлопотным занятием даже в хорошо оборудованном порту. Из-за этого скорость погрузки топлива, по британским меркам, была очень низкой. Так, на летних маневрах 1889 г. экипажи "Роднея" и "Хоу" принимали уголь со средней скоростью 22,7 и 28,5 дл. т в час. Для "Бенбоу", грузившего топливо в порту Магон в июле того же года, этот показатель составил 24,5 т/ч.

Летом 1889 г. "Бенбоу", участвуя в гонках кораблей эскадры в Средиземном море, подтвердил репутацию хорошего ходока. Расстояние в 60 миль он преодолел первым, со средней скоростью 15,8 уз., оставив далеко за кормой не только броненосцы и бронепалубные крейсера, но даже торпедные канлодки. Хотя считалось, что последние отстали из-за значительного волнения, которое сильно влияло на их ход.

В октябре того же года "Бенбоу" в составе эскадры из пяти броненосцев, корвета и канонерской лодки сопровождал яхту "Осборн". На ее борту находился принц Уэльский, направлявшийся в Грецию на празднование бракосочетания наследного принца Константина с принцессой Софией.

К началу 1890-х гг. увеличившееся финансирование позволило Адмиралтейству заменить старые корабли новыми броненосцами и крейсерами. В частности, флагман Домашнего флота "Нортумберленд" уступил свое место "Кампердауну", отозванному в марте 1890 г. из Средиземного моря. В мае того же года "Родней" и "Хоу", наконец получившие недостающие орудия ГК, заместили в эскадре Канала "Монарх" и "Айрон Дюк" соответственно. В результате в водах метрополии образовалось мощное соединение из четырех однотипных броненосцев. А в июле - августе 1890 г. "адмиралы", находящиеся в водах метрополии, приняли участие в очередных маневрах. "Энсон" и "Родней" вошли в эскадру "А" ("британскую"), а "Хоу" и "Кампердаун" - в состав сил, изображавших противника. На "Кампердауне" поднял свой флаг вице-адмирал сэр Кульм-Сеймур. Любопытно, что, когда во время учений проходили практические стрельбы, "Энсон" и "Родней" маневрировали совместно с эскадрой, не стреляя: они выполнили предусмотренные ежегодной программой стрельбы раньше. Британцы, несмотря на высокие требования, предъявляемые к боевой подготовке своего флота, явно не стремились выйти за рамки квартальной нормы расхода снарядов.

Еще одним интересным фактом представляется сравнение расхода угля на старых и новых броненосцах. В один из дней вице-адмирал Кульм-Сеймур запросил суточный расход топлива кораблей, находящихся под его командованием. "Кампердаун" и "Хоу" потратили 33 и 40 дл. т угля на скорости от 5 до 8 уз., в то время как на заслуженных "Минотауре" и "Нортхемпто-не" при тех же режимах хода этот показатель равнялся 61 и 62 дл. т соответственно. Но все рекорды побил "Нептюн", считавшийся в британском флоте "пожирателем угля", - 65 дл. т.

В целом маневры оказались спланированы настолько неудачно, что противники не только не встретились, но даже не имели известий друг о друге на протяжении всех 10 дней. Единственным достойным упоминания событием стала погрузка угля эскадрой "С" в открытом море. Подобную операцию не проделывал ни один корабль ни одной страны со времен рейдеров Конфедерации. Британские моряки умудрились сделать это целым соединением, причем глубина в месте погрузки не позволяла встать на якорь. Правда, "Кампердаун" и "Хоу" участия в "мероприятии" не принимали. Оставив за кормой почти 1800 миль, они имели достаточный запас топлива для возвращения в свои базы. На каждом из них в ямах сохранилось более чем по 650 дл. т угля, и это несмотря на то, что часть пути они вели на буксире торпедно-канонерские лодки. Из-за этого суточный расход топлива на скорости 8 уз. составил для "Кампердауна" 57,2 дл. т, а для "Хоу" - 90 дл. т.

На обратном пути к берегам Англии эскадра "С" попала в Бискайском заливе в жестокий шторм. Идя среди волн, высота которых превышала 10 м, "адмиралы" представляли собой величественное зрелище. Ежеминутно огромные водяные валы, вкатываясь на полубак, накрывали корабли вплоть до ходового мостика. Тем не менее, подкрепление полубака оказалось достаточно эффективным, и настилы верхних палуб не пропускали воду внутрь корпуса.

Все корабли соединения, даже считавшиеся до этого недостаточно мореходными, с честью выдержали суровое испытание. Утром 28 августа эскадра в строю двух кильватерных колонн, подивизионно, торжественно вошла на рейд города Тор-бей. После того, как корабли заняли назначенные якорные места, на "Кампердауне" состоялось судебное заседание по делу матроса с броненосца. Он обвинялся в том, что поднял руку на гардемарина, находившегося при исполнении служебных обязанностей. Подсудимого признали виновным и приговорили к двум годам тюремного заключения, с дальнейшим увольнением со службы. К вечеру того же дня эскадру расформировали, и корабли разошлись к местам своей службы.

Несмотря на то, что броненосцы Кульм-Сеймура преодолели свыше 3500 миль, ни на одном из них не было зафиксировано никаких аварий и поломок. В то же время у кораблей эскадры "А" их набралось достаточно. Неприятный сюрприз преподнес "Энсон". Еще во время маневров внимание офицеров броненосца привлекла непонятно откуда возникшая вибрация корпуса в корме. Первоначально предполагалось, что повреждения получил один из гребных винтов, но после ввода корабля в док выяснился более серьезный характер поломки. С правого борта болты, крепящие кронштейн, поддерживающий вал гребного винта, были сильно истерты, а два вообще сломаны. Кроме того, при осмотре обнаружился значительный износ упорного подшипника. С левого борта болты кронштейнов также получили ощутимые повреждения, а линия вала имела смещение от нормального положения.

После ремонта "Энсон" опять стал кораблем младшего флагмана эскадры Канала. До конца 1890 г. его служба, как и у остальных броненосцев этого типа, протекала вполне обыденно. Рутинные выходы в Северное море и Ла-Манш чередовались с артиллерийскими стрельбами и отработкой действий по различным видам тревог. Зато следующие три года стали кошмаром для флота Ее Величества.