Приемные испытания

«Альжери» не повезло: время этих испытаний пришлось на зиму. Наступил январь следующего, 1934 г. Для начала кораблю предстояло доказать способность пройти на 27 уз. в течение суток без помех и аварий. Поход занял 4 и 5 января и закончился успешно. Крейсер показал скорость 27,41 уз. при мощности 41 700 л.с. и среднем числе оборотов на валу 235,7 об/мин без каких-либо происшествий и замечаний. В ходе испытаний замерили расход топлива, составлявший 489,4 кг топлива на милю пути (0,317 кг/л.с./ч).

Следующая серия пробегов предусматривала выход на полную проектную мощность (84 000 л.с.) и определение средней скорости в течение шести часов. 22 января «Альжери» вышел на мерную дистанцию в районе Пенмарш и совершил три пробега между Леконилем и Гленаном. Средняя мощность в ходе испытаний несколько превысила проектную, достигнув 85 190 л.с. при 287,1 об/мин, скорость при этом соответствовала 31,71 уз., также превысив «табличную» на 0,7 уз. Работа поставщиков котлов и механизмов могла быть признанной вполне удовлетворительной.

Спустя трое суток «Альжери» вновь вышел в море. На этот раз предстояло замерить фактический расход топлива на экономическом режиме: при работе только внешних турбинных агрегатов (внутренние валы оставались разобщенными) в течение шести часов. Крейсер развил среднюю скорость 15,62 уз. при мощности 7380 л.с. Расчетный расход топлива (в пересчете на 15 уз.) составил 194,91 кг на милю пути. Второй пробег продолжался восемь часов и отличался от первого тем, что, хотя активно работали по-прежнему только внешние валы, внутренние не разобщались, а турбины проворачивались на холостом ходу. Скорость при этом оказалась несколько более высокой и достигла 16 уз. при средней мощности 6380 л.с., а расход топлива равнялся 202,92 кг на милю пути при 16 уз.

Наконец, 2 февраля состоялось, пожалуй, главное испытание для каждого корабля: определение максимальной скорости хода. Как и пробы на полную мощность 22 января, пробеги проводились на мерной линии Пенмарш — Лекониль. Во время испытаний море оставалось в основном спокойным при 4-балльном северо-восточном ветре. Хотя эти пробы рассматривались как официальные, стоит отметить, что водоизмещение крейсера перед первым пробегом составляло всего 9940 т вместо 11 416 т, соответствовавших нормальной проектной нагрузке. Спустя три часа после начала испытаний отказал питательный насос котла №1 левого борта, который пришлось отключить. Еще через полтора часа произошла более серьезная авария. Сильная вибрация в турбине среднего давления внешнего турбинного отделения левого борта заставила остановить эту турбину. Понятно, что в таком состоянии пробеги на полный ход потеряли всякий смысл. Крейсер оставался без хода в течение трех часов. За это время механики успели разобрать упорный подшипник вала, трение в котором было выше нормы, и собрать его снова. Затем для притирки провели пару пробегов на пониженной скорости и вновь разогнали корабль до полного хода. День уже заканчивался, и испытания ограничили двумя пробегами. Развитые скорости соответствовали 32,87 уз. и 33 уз., среднее число оборотов в минуту достигло 300. Мощность, замеренная на валу, значительно превысила проектную и составила 95 700 л.с.

В принципе, полученные результаты выглядели вполне достойно (если исключить аварию подшипника), даже с учетом облегченного водоизмещения на испытаниях. Однако на фоне огромных скоростей, любой ценой достигаемых некоторыми кораблями 1930-х гг., почти 33 уз. казались, на взгляд приемщиков, слишком скромными. Поэтому путем сложных пересчетов и различных поправок, в частности на качество топлива, скорость довели до 33,2 уз., которые крейсер реально так никогда и не развил. Более того, при нормальном водоизмещении ход вряд ли превысил бы 32,5 уз.

Помимо испытаний на полный ход, в этот день впервые были выполнены стрельбы из орудий главного калибра. Крейсер, вышедший в море на рассвете, вернулся в Брест уже затемно, «потеряв в весе» 220 т. Представители флота сочли результаты пробегов и стрельб удовлетворительными. Теперь кораблю предстояли доводка и официальный ввод в состав флота.

Для окончательного дооборудования «Альжери» завели в док Ланьон, где с него сняли измерительные приборы, необходимые на время ходовых испытаний, и установили массу мелкого оборудования, мебель, освещение и т.п. Одновременно специалисты из состава команды совместно с работниками верфи и фирм-подрядчиков проверяли работу всех систем корабля. Все это заняло еще 4,5 месяца, и лишь 15 июня 1934 г. крейсер был признан «окончательно вооруженным». Однако ему предстояли повторные ходовые испытания, на сей раз уже в полностью боевом состоянии, занявшие конец июля и начало августа.

Пробеги на полной скорости более не предусматривались. Максимальное напряжение для турбин соответствовало всего 75% от нормальной полной мощности. Реально в ходе трехчасовых испытаний они развили в среднем 66 100 л.с. при 268,7 об/мин. Скорость корабля составила 30,67 уз., а 30-узловому ходу соответствовала мощность 59 400 л.с.

В очередных выходах вновь проверялась скорость при работе только внешних или только внутренних турбин. Любопытно, что последние обеспечивали несколько более высокий ход: 21,11 уз. против 20, 70 уз. Важными являлись опыты по торможению валов. На корабле, следующем со скоростью около 14 уз., последовательно тормозили один из валопроводов. Для полной остановки вращения вала требовалось от 7,5 до 11 минут.

Новый срок ввода крейсера в состав флота был назначен на 5 сентября. Фактически же и после этой даты испытания не завершились. 8 октября «Альжери» окончательно покинул Брест с тем, чтобы перейти с Атлантики на Средиземное море, в Тулон, который должен был стать его первой базой. Перед появлением там корабль сделал большой крюк на юг, к Касабланке, где 11 октября провел ходовые учения в теплых водах. 17 октября он бросил якорь на рейде Йер и на следующий день вошел в Тулон. Утром 19 октября 1934 г. флот наконец получил свою новую боевую единицу и формально, и фактически.

Результаты приемных испытаний

Число оборотов в минСкорость, уз.Расход топлива, т/ч Дальность при полном
запасе топлива, миль
173208,87250
2162514,195620
2442821,344185
2663030,583130
2803138,392576
3013252,581941