Компоновка и корпус

Несмотря на внешние различия, японские броненосные крейсера программы 1895- 1896 гг. были весьма похожими друг на друга как по характеристикам, так и по внутренней компоновке. Состав и размещение вооружения также не отличались большим разнообразием: четыре 8-дюймовых орудия ГК - в двух башнях в оконечностях, и мощная 6-дюймовая батарея между ними. Все это стало следствием жестких технических требований, определенных заказчиком на основе проекта "Асамы".

Поскольку броневой пояс доходил до форштевня, обводам носовой части придали достаточно полные образования. Для обеспечения хороших маневренных качеств вся четверка крейсеров британского происхождения и "Якумо" имели срезанный дейдвуд и полубалансирный руль. Хотя это несколько затрудняло докование и увеличивало напряжения в силовых элементах набора во время поворотов, зато помимо уменьшения диаметра циркуляции значительно экономило вес корпуса. На этом фоне "Адзума" - с дейдвудом и небалансирным рулем - выглядела наиболее консервативно. Несмотря на достаточно высокую скорость, заложенную в технических требованиях на проектирование, корабли имели довольно умеренное отношение длины к ширине (от 6,3:1 у "Якумо" до 5,8:1 у "Идзумо" и "Иватэ"). Да и по силуэту - приземистый корпус с приподнятой (за счет верхних казематов, соединенных фальшбортом) центральной частью, лишенный характерного для крейсеров высокого полубака, с небольшими по размерам блоками носовой и кормовой надстроек, они очень сильно напоминали броненосцы, строившихся для японского флота в Англии по той же программе. Детище французских корабелов выглядело более тяжеловесным, даже несмотря на большее соотношение длины к ширине (7,3:1). Это впечатление создавали три короткие широко расставленные дымовые трубы в сочетании с отнесенными к оконечностям башнями главного калибра и не очень высоким надводным бортом.

Однако, несмотря на общую схожесть, японские броненосные крейсера программы 1895 - 1896 гг. имели и множество характерных особенностей, вызванных технологиями, применяемыми на верфях странстроителей. Так, фирма "Армстронг" при составлении чертежей "Асамы" не стала "изобретать велосипеда". Большинство технических решений было напрямую позаимствовано у бронепалубных крейсеров, которые верфь в Эльсвике поставляла как на экспорт, так и для британского флота.

Гладкопалубный корпус с небольшой седловатостью ВП и незначительным завалом борта в районе миделя, строился из мягкой судостроительной (сименс-мартеновской) стали по смешанной системе набора. Ахтерштевень и таранный форштевень отливались из стали и соединялись при помощи специальных замков на болтах и заклепках с вертикальным килем. Последний собирался из стальных листов, соединенных заклепками на стыковых планках. При этом вертикальный киль был водонепроницаемым только на протяжении отсеков, занятых энергетической установкой. Далее в нос и корму в его листах для уменьшения веса вырезались круглые отверстия. К вертикальному килю при помощи угольника, идущего по его нижней кромке, присоединялся горизонтальный киль, который на всем своем протяжении был двухслойным. Стальные листы, составляющие оба слоя, соединялись между собой стыковыми планками и заклепками.

Двойное дно высотой 3 фута (0,91 м) простиралось от 73 до 169 шпангоута. С боков оно ограничивалось вторым от киля стрингером, расположенным чуть выше скулового киля и выполненным водонепроницаемым. Все междудонное пространство делилось на 32 отсека сплошными шпангоутами, установленными со шпацией в 12 футов (3,66 м). Между ними через каждые 2 фута (6,1 м) были вставлены бракетные шпангоуты. Дальше в нос до 31 шп. идо 185шп. в корму двойное дно продлевалось водонепроницаемыми настилками погребов боезапаса. Вне его шпангоуты выполнялись из Z-образного профиля. В оконечностях выше главного броневого пояса и от батарейной до верхней палубы они имели увеличенную до 3 футов (0,91 м) шпацию.

Распределение весовой нагрузки
Статьи нагрузки,т «Асама» «Токива» «Идзумо» «Иватэ» «Якумо» «Адзума»
Вес корпуса и оборудования 3292 33,9% 3258 33.7% 3549 36,4% 3383 35,9% 3791 39.3% 3665 39,5%
Броня 2699 27.8% 2697 27,9% 2632 27,7% 2638 28,0% 2585 26.8% 2459 26.5%
Устройства и системы 466 4.8% 464 4,8% 466 4.9% 462 4.9% 424 4,4% 427 4,6%
Вооружение 1214 12.5% 1218 12,6% 1226 12.9% 1225 13.0% 926 9,6% 919 9,9%
Машины и котлы 1437 14.7% 1431 14.8% 1121 11.8% 1121 11.9% 1322 13.7% 1206 13,0%
Нормальный запас угля 602 6,2% 599 6.2% 599 6,3% 584 6,2% 598 6,2% 603 6,5%
Водоизмещение нормальное 9710 100% 9667 100% 9503 100% 9423 100% 9646 100% 9278 100%

Для уменьшения массы корпуса бимсы, поддерживающие все палубы, изготавливались из углобимсового профиля. При этом под броневой палубой они устанавливались с шагом 8 футов (2,44 м), под батарейной, на протяжении цитадели, - 4 фута (1,22 м). В оконечностях подо всеми палубами и платформами выше ватерлинии - так же, как и под верхней на всем ее протяжении - расстояние между бимсами составляло 3 фута (0,91 м).

Поясья внешней обшивка в подводной части настилалась внахлест, а выше уровня воды вгладь. Все швы тщательно зачеканивались. С целью уменьшения качки на крейсерах устанавливались скуловые кили шириной 3 фута (0,91 м). Корпус крейсера разделялся 12 главными поперечными переборками, установленными на шпангоутах 2, 21, 31, 49, 63, 73, 99, 147, 169, 179, 185. Последняя переборка в корме находилась в 6 футах (1,83 м) за кормовым перпендикуляром. Помимо них внутрикорпусное пространство разделялось дополнительными продольными и поперечными водонепроницаемыми переборками, палубами и платформами на 163 отсека. На "Идзумо" их было соответственно 166, и еще 30 находилось в междудонном пространстве.

В отличие от броненосцев "Асама" имела непрерывную броневую палубу - явное наследие бронепалубных крейсеров. Всего же на корабле было три сплошных палубы - верхняя, батарейная и защитная. Но только первая из них имела 3-дюймовую тиковую настилку. Остальные палубы и платформы для предотвращения пожара покрыли специальным составом - карцетитом.

Еще одной особенностью, позаимствованной у бронепалубников, стало отсутствие второго борта. Его роль выполняла фланговая переборка, отделявшая угольные ямы от внешней обшивки и опиравшаяся на водонепроницаемый стрингер, который ограничивал отсеки второго дна. Образованный таким образом узкий коридор служил для осмотра целостности обшивки, а в случае необходимости использовался как запасные угольные ямы.

Высота надводного борта при нормальной нагрузке в носу составляла чуть больше 20 футов (6,2 м), на миделе (без учета фальшборта) - 14 футов (4,3 м), в корме - 16 футов. В результате этого корабли получились достаточно "мокрыми" и обладали неважной мореходностью.

"Якумо" строился в Германии по принятым в этой стране технологическим нормам. Корпус почти на всем протяжении имел двойное дно и двойной борт, из-за чего общее количество водонепроницаемых отсеков возросло до 247, хотя в междудонном пространстве их было не намного больше, чем на "Асаме" - 38. Шпангоуты, вне зависимости от места нахождения, устанавливались с одинаковой шпацией 1,2 м, при этом каждый четвертый выполнялся водонепроницаемым. Однако расплачиваться за эти сомнительные улучшения пришлось увеличившейся почти на 400 т массой корпуса.

Любопытно, что бронепалубный крейсер "Богатырь", строившийся на той же верфи "Вулкан" для Российского флота, по конструкции практически полностью повторял "Якумо". Хотя для того, чтобы вписаться в отведенное русским Морским министерством водоизмещение, немцам пришлось помимо уменьшения ширины корпуса и отказа от бортовой брони, пойти на изъятие из проекта двойного борта в оконечностях.

ТТХ броненосных крейсеров
  «Асама» «Идзумо» «Якумо» «Адэума»
Водоизмещение, т:
нормальное
полное
9710
10519
9503
10305
9646
10288
9436
10110
Размерения, м:
длина наибольшая
длина между перпендикулярами
ширина
осадка средняя
134,72
124,76
20.5
7,42
132,78
121,92
20,94
7,24
132.3
124,2
19,6
7,3
137,8
131,5
18,1
7,21
Число и тип котлов 12 цилиндр. 24 Бельвиля 24 Бельвиля 24 Бельвиля
Мощность механизмов инд. л.с: по проекту/достигнутая на испытаниях 13000/18000*
13000/18227*
14500
15709
15500
17193
17000
16600
Скорость хода, уз.: контрактная/достигнутая на испытаниях 20/22*
20,37/22,07*
20.75
21,74
20,5
Около 21
20
Около 21
Запас угля, т: нормальный/полный 602/1406 599/1402 598/1242 603/1275
Вооружение: 4-203/45
14—152/40
12—76/40
8—47/33
5—457мм ТА
4—203/45
14—152/40
12—76/40
8—47/33
4—457мм ТА
4—203/45
12—152/40
12—76/40
8—47/33
5-457мм ТА
4—203/45
12—152/40
12—76/40
8—47/40
5—457мм ТА
Экипаж, чел.: 661 682 581 578
*С нормальной/форсированной тягой.