Вооружение

Независимо от места постройки все броненосные крейсера программы 1895-1896 гг., по настоянию японского Морского министерства, вооружались "армстронговскими" пушками. В качестве главного калибра на каждом из них установили по четыре 8-дюймовки длиной в 45 калибров. Они имели принятую в то время в Англии проволочную конструкцию и поршневой затвор. Но если сами пушки были одинаковыми, то башни, систему подачи и хранения боезапаса каждая страна-строитель корабля разрабатывала самостоятельно.

Все крейсера, сошедшие со стапелей в "Туманном Альбионе", имели совершенно одинаковые двухорудийные башенные артустановки, но в британских документах они упорно назывались барбетными. Дело в том, что к середине 90-х годов XIX века, благодаря трудам английских оружейников, барбет потерял тот вид, в котором появился во Франции - неширокого бронированного бруствера, внутри которого размещалась поворотная платформа с пушками. Сначала его стены опустили вплоть до защитной палубы, обшив их толстыми броневыми плитами. Затем над платформой появилось мощное башенноподобное прикрытие прислуги и орудий. А когда потребовалось производить заряжание артустановок в любом положении относительно диаметральной плоскости, на поворотную платформу вынесли прибойники, зарядные лотки и прочие приспособления. После этого четкое разделение между башнями и барбетами вообще исчезло. И если для броненосцев (у которых бронированная основание, внутри которого находилась поворотная платформа, имело гораздо большие размеры, чем прикрытие для орудий и прислуги) термин барбетная установка еще в какой-то мере отражал фактическое положение дел, то для крейсеров это уже полностью не соответствовало действительности. Так, на "Асаме" вращающаяся структура овальной в плане формы имела длину 7,19 м и ширину 6,2 м, в то время как диаметр барбета составлял всего 5,03 м. То есть поворотная платформа, вращающаяся на 54 катках по погону диаметром 4,24 м, расположенному на уровне верхней палубы, полностью перекрывала основание. Поэтому установки главного калибра японских броненосных крейсеров с полным правом можно считать полноценными башенными.

Высота осей орудий "Асамы" над ватерлинией для носовой пары 8-дюймовок составляла 7,2 м, а для кормовой - 6,5 м. Для наведения по горизонту и в вертикальной плоскости установки имели гидравлический, электрический и ручной приводы. Причем два последних - в качестве резервных. По вертикали станки обеспечивали орудиям предельные углы наведения от -5 до +15 градусов. По горизонту обе башни могли обстреливать цели в пределах 130-градусного сектора каждого борта. Максимальная величина отката составляла 20 дюймов (0,51 м).

Теоретическая скорострельность равнялась 3 выстрелам в минуту, но фактически она была значительно ниже. Дело в том, что башни японских броненосных крейсеров отличались малой степенью механизации всех процессов. Так, заряжание производилось вручную при помощи небольшой траверсы. С одной стороны, это упрощало конструкцию башни, делая ее более надежной и легкой, но с другой - скорострельность сильно зависела от физического состояния личного состава. По этой же причине сильно ограничивались и углы вертикального наведения, на которых был возможен процесс заряжания.

Еще одним крупным минусом, влиявшим на скорость стрельбы, являлась система подачи боезапаса. Для уменьшения габаритов башни и ее облегчения вместо индивидуальных элеваторов для каждого орудия британские инженеры поставили один общий с электроприводом. Такое решение позволило избежать ряда проблем - таких, как обеспечение синхронизации подачи, ее непрерывности при любом положении орудий относительно диаметральной плоскости. Но за один цикл элеватор мог поднять только два снаряда или заряда. Сам же он представлял собой трубу большого диаметра, располагавшуюся точно по оси вращения башни и идущую от броневой палубы до ее дна. В верхней части он получил изогнутый приемник, выходящий ближе к казенной части орудий в промежуток между ними. Ограниченное пространство между казенниками (поскольку расстояние даже между осями пушек составляло всего 6 футов - 1,83 м), сильно осложняло работу с боезапасом. Особенно когда дело касалось тяжелых снарядов. Поэтому британским инженерам для повышения скорострельности (хотя бы на непродолжительное время), а также в целях увеличения боезапаса, пришлось пойти на еще одно ухищрение. Часть снарядов разместили в специальной нише в задней секции башни. Заряды же, как более пожароопасные, хранились в погребах под броневой палубой и подавались наверх элеватором. Таким образом, каждая артустановка могла выпустить из двух орудий 62 снаряда (42 помещенных под полом в нише и 20 закрепленных в специальных держателях на тыльной стенке башни). После этого темп стрельбы резко падал. В британском флоте, где снаряды в то время начинялись порохом, размещение так называемых "первых выстрелов" рядом с орудием считалось нормальной практикой, поскольку их детонация выглядела маловероятной. Во флоте Страны восходящего солнца, с переходом на боезапас, снаряженный "шимозой", такая система его хранения стала смертельно опасной. И только большое везение, сопутствующее сынам микадо всю Русско-японскую войну, позволило избежать катастрофы...

На "Якумо" высота осей пушек над ватерлинией почти не отличалась от "Асамы". Для носовой башни эта величина составляла 7,2 м, а для кормовой - 6,7 м, полные же углы обстрела по горизонту, для обеих установок были равны 250 градусам. Вращение башен и наведение орудий по вертикали обеспечивалось электродвигателями. В качестве резервного предусматривался ручной привод. "Адзума" в этом отношении также мало чем отличался от "британцев". А вот к хранению боеприпасов главного калибра конструкторы Франции и Германии отнеслись более консервативно, поместив его целиком под броневую палубу. По опубликованным данным, каждая 8-дюймовая башня имела два элеватора (по одному из погребов поднимались снаряды, по другому заряды), что позволяло поддерживать стабильную скорострельность во время всего боя. Расплачиваться за эти улучшения пришлось значительным сокращением боезапаса. Еще одной причиной, уменьшившей количество снарядов и зарядов главного калибра на "Адзуме" и "Якумо", стало расположение башен ближе к оконечностям, чем на кораблях, спроектированных Ф. Уоттсом. Достаточно узкие отсеки просто не позволяли оборудовать вместительные погреба боезапаса. В результате на каждое орудие главного калибра приходилось всего по 80 выстрелов - против 120 на "Асаме".

По составу и размещению вспомогательной батареи все японские броненосные крейсера программы 1895-1896 гг. можно разделить на две группы - британскою происхождения и построенные на верфях континентальной Европы. На кораблях, принадлежащих к первой из них, установили по четырнадцать скорострельных 6-дюймовок Армстронга с длиной ствола 40 калибров, на остальных - по двенадцать таких же пушек. Орудийные стволы изготавливались по той же технологии, что и 8-дюймовки. На внутреннюю трубу навивалось несколько слоев проволоки прямоугольного сечения. А сверху вся эта конструкция закрывалась легким "погодным" кожухом. Затвор был поршневым, заряжание - раздельное, при этом часть метательного заряда помещалось в короткой гильзе. Орудия монтировались на станках с центральным штыром, обеспечивающих максимальный угол возвышения 15 градусов и снижения 7 градусов.

На "Асаме" и других крейсерах английской постройки 10 152-мм орудий размещались в бронированных казематах - 6 на батарейной палубе и 4 на верхней. Все они имели углы обстрела по 120 градусов. При этом 6-дюймовка в центральном каземате могла поражать цели, находившиеся в секторах 60 градусов в нос и корму от траверза. Точно так же, как и пушки, установленные на верхней палубе за противо-осколочными коробчатыми щитами. Все орудия, помещавшиеся в двухъярусных казематах, могли вести огонь параллельно диаметральной плоскости, что позволяло использовать их в качестве погонных и ретирадных, а также на 30 градусов в нос и корму от траверза.

Техническая скорострельность 6-дюймовок составляла 6 выстрелов в минуту, но достаточно продолжительное время ее могли поддерживать только казематные пушки. Как уже отмечалось ранее, Уоттc сэкономил за счет бронирования подачных труб, по которым боезапас доставлялся к орудиям на верхней палубе. Но поскольку оставить элеваторы совсем без защиты было очень рискованно, то их провели через казематы нижнего яруса. Таким образом, каждое казематное орудие имело свою подачную трубу, а вот 6-дюймовкам, установленным за щитами, не повезло. Они получили один элеватор на двоих. Но в силу конструктивных особенностей он, за один цикл, мог доставить наверх только два снаряда и заряда.

Вообще необходимо отметить, что систему подачи боеприпасов к 152-мм орудиям британские инженеры упростили до предела. Снарядные и зарядные погреба всех калибров на крейсерах типа "Асама" и "Идзумо" группировались ближе к носу и корме, под прикрытием толстой бортовой брони и защитной палубы. Все они имели выходы на нижние платформы, сообщавшиеся между собой боевыми коридорами, идущими под бронепалубой и заключенными между котельными и машинными отделениями с одной стороны и угольными ямами с другой. Под подволоками этих коридоров проходили рельсы, по которым из погребов транспортировали специальные мешки с боеприпасами, а вдоль переборок размещались кранцы, заполненные снарядами. В них же выходили нижние концы всех подачных труб. Внутри каждой такой трубы проходили два цепных горденя, натянутые на две пары шкивов, одна из которых крепилась на палубе коридора, а вторая - под бимсами или на специальных стойках рядом с пушками. Бесконечные цепи имели по два крюка, за которые цепляли мешки, в каждом из которых помещалась либо пара снарядов, либо пара метательных зарядов. Расстояние между крюками было подобрано таким образом, чтобы, когда один из них находится наверху около орудия, другой оставался внизу в коридоре. Каждый такой элеватор приводился в действие мускульной силой четырех членов экипажа корабля: двое (один вверху, другой внизу) поднимали снаряды, а двое - заряды.

По команде "Открыть огонь!" номера орудийной прислуги, задействованные на подаче, начинали снабжать заряжающих боеприпасами из кранцев "первых выстрелов", расположенных непосредственно около артустановок, и кранцев, находящихся в боевых коридорах. В это же время в коридоры начинали поступать снаряды и заряды из погребов. Вся транспортировка боезапаса производилась вручную, что делало ее исключительно надежной. А наличие большого количества снарядов и зарядов, готовых к стрельбе, позволяло поддерживать высокий темп стрельбы. Однако эта система имела один существенный недостаток. В случае, если по какой-то причине в коридоре начинался пожар, судьба корабля была практически предрешена.

На каждое орудие по штату полагалось 150 выстрелов, но места для всех них под броневой палубой не нашлось. Поэтому с ними поступили так же, как с боеприпасами главного калибра: в казематах непосредственно около орудий хранилось по 50 снарядов.

На "Якумо" и "Адзуме" каждая 6-дюймовка имела свой индивидуальный элеватор, что обеспечивало более высокую скорострельность пушкам, установленным на верхней палубе за щитами. Этим отчасти компенсировалось их меньшее число по сравнению с кораблями английской постройки. На "Якумо" все казематные пушки (четыре на батарейной и четыре на верхней палубе) снабжались боеприпасами непосредственно из погребов, расположенных под броневой палубой. Но для этого часть из них пришлось вписывать между отделениями, занятыми энергетической установкой. А это в свою очередь вызвало необходимость раздвигать дальше к оконечностям башни главного калибра. Однако все равно выкроить место для всех погребов вспомогательной батареи ниже защитной палубы, непосредственно под орудиями, не удалось. Поэтому четыре 6-дюймовки, смонтированные за щитами на верхней палубе, питались из погребов-накопителей, находившихся в пределах верхней цитадели, под прикрытием ее 127-мм брони.

Как на "Асаме", все 152-мм орудия батареи "Якумо" имели углы обстрела в 120 градусов. Однако продольный огонь, даже теоретически, могли вести только четыре пушки, установленные в казематах верхней палубы. Все остальные восемь артустановок обстреливали цели в секторе 60 градусов от траверза в нос и корму, это несколько упрощало форму корпуса, но ослабляло огонь на острых курсовых углах.

"Адзума" во многом напоминала немецкий корабль, с той только разницей, что казематы нижней палубы располагались гораздо ближе друг к другу. Углы же обстрела и количество выстрелов на ствол не отличались от "якумовских".

По расположению противоминной батареи из двенадцати 12-фунтовых (76-мм) пушек крейсера английской постройки были примерно аналогичны. По четыре орудия устанавливались на батарейной палубе в оконечностях, причем на "Асаме" и "Токиве" два носовых размещались в небольших спонсонах, что увеличивало углы обстрела и давало возможность поражать миноносцы, заходящие в атаку с острых курсовых углов. Еще четыре пушки стояли на крышах двухъярусных казематов. Оставшиеся четыре - попарно на крыльях носового и кормового верхних мостиков. На ствол штатно приходилось по 200 снарядов.

На "Якумо" 76-миллиметровки располагались следующим образом: четыре - на крышах казематов батарейной палубы, еще четыре - попарно на нижнем ярусе кормового и носового мостиков, остальные - в небольших спонсонах в оконечностях, на уровне батарейной палубы.

На "Адзуме" французские кораблестроители поставили четыре 76-мм пушки на крышах казематов верхней палубы. Пару - в носу на батарейной палубе в спонсонах. Еще две штуки - на том же уровне, но в корме. Эта пара была установлена в офицерских помещениях без применения спонсонов. Еще четыре орудия смонтировали на верхней палубе (две на крыше переднего каземата батарейной палубы, вторую пару между 6-дюймовками в щитовых установках).

Для отражения атак миноносцев и минных катеров на последнем рубеже использовались одноствольные 2,5- и 3-фунтовые скорострельные пушки Гочкиса. Они имели одинаковый калибр (47 мм), но разную длину ствола (33 или 40 клб). На кораблях английской и немецкой постройки их было по восемь штук, на "Адзуме" по проекту - двенадцать, но фактически, судя по фотографиям, тоже восемь. По 4 пушки, за коробчатыми щитами стояли на боевых марсах, остальные на коечных сетках и на мостиках. Часть из них использовалась для вооружения минных и сторожевых катеров.

Первоначально в боекомплект 203-мм орудий входили снаряды двух типов - бронебойный длиной 3 клб и 3,6-калиберный фугасный (или общего назначения - "common"). Первый из них имел донный, а второй головной взрыватель. На каждое орудие приходилось 70 бронебойных и 50 фугасных снарядов, снаряженных черным порохом.

В конце 90-х гг. XIX века в Японии, как и в других странах, на вооружение стали приниматься боеприпасы, в которых в качестве разрывного заряда использовались сильные взрывчатые вещества. В Стране восходящего солнца этим вещество стала "шимоза" - состав, разработанный профессором Симосэ Ма-сатика на основе пикриновой кислоты. После этого в боезапас ГК броненосных крейсеров входили бронебойные и фугасные снаряды (тип НЕ - "high explosive"). Оба типа снаряжались донным взрывателем системы Индзюина. При этом бронебойный снаряд мог считаться таковым только формально, так как имел более прочный корпус и из-за этого меньший по весу разрывной заряд. Реальная же его бронепроби-ваемость равнялась практически нулю, так как взрыватель не имел замедления, а содержащиеся в нем ВВ детонировало при нагреве более чем на ЗОО'С. Сам профессор Симосэ описывал действие такого боеприпаса по броне следующим образом. При попадании в плиту снаряд, немного заклубившись в закаленный слой, разбивается. Взрывчатое вещество как бы разбрызгивается по поверхности брони на большой площади и прилипает. И практически одновременно с этим срабатывает взрыватель. В результате действия взрывной волны закаленный слой крошится и осыпается, лишая плиты защитных свойств.

Однако столь оптимистичные выводы были сделаны на основе отстрела сталежелезной (компаунд) и стальной гарвеированной брони. Против крупповских сталеникелевых плит подобные снаряды оказались беспомощны. В результате в Русско-японскую войну "Тэйкоку Кайгун" вступил с боезапасом, который мало подходил для борьбы с бронированными целями. Не удивительно, что уже после первых боев японские офицеры стали требовать возвращения старых бронебойных снарядов, снаряженных порохом.

Первоначально боезапас для 152-мм орудий состоял из фугасных и бронебойных снарядов примерно в равной пропорции. Но уже к сражению в Желтом море, убедившись в малой эффективности последних на возросших дистанциях, японцы сделали ставку на фугасный боезапас. Теперь соотношение в пользу снарядов было примерно 4:1.

Для отражения атак миноносцев 12-фунтовые пушки снабдили только бронебойными снарядами, здраво рассудив, что для того, чтобы остановить вражеский носитель торпед, необходимо повредить его котлы и машины, а для этого требуется не только продырявить корпусные конструкции, но и пробить угольную яму. А по теориям, господствующим в то время в военно-морских кругах, 610 мм каменного угля соответствовало одному дюйму железа.

В соответствии с традициями японские броненосные крейсера получили внушительное торпедное вооружение. На "Асаме" и "Токиве" насчитывалось пять 18" (457-мм) торпедных аппаратов: один надводный неподвижный в штевне и четырех подводных бортовых. Боезапас составлял 18 торпед: по 4 для бортовых и 2 для носового. "Адзума" и "Якумо" имели такое же количество торпедных труб, что и корабли английской постройки. На "Идзумо" и "Иватэ" носовой аппарат сняли, оставив только бортовые подводные. Без учета боезапаса их вес составлял 18 т.

На броненосных крейсерах применялось два вида 18" торпед, образца 30 (1897 г.) и 32 (1899 г.) годов. Первая из них, полностью стальная, при длине 5,18 м несла заряд в 220 фунтов (100 кг) и имела максимальную скорость 28 узлов, на которой могла пройти 6 кбт. Торпеда типа 32, также изготовленная целиком из стали, весила 541 кг и несла 200-фунтовый заряд. Зато она имела два режима скорости. На 28 узлах она могла преодолеть 1000 м, а на 15 - 3000 м. Оба типа торпед снаряжались пироксилином или "шимозой".

На всех броненосных крейсерах программы 1895-1896 гг. было установлено по два 4,5-футовых (1,37-м) дальномера английской фирмы "Барр эндСтруд" марки FA2, а на пяти кораблях (кроме "Адзумы") - еще и комплект электромеханических циферблатов той же фирмы для дистанционной передачи данных для стрельбы непосредственно к орудиям. Однако последние, судя по рапортам английских военных советников, входе Русско-японской войны практически не применялись. Фактически же система управления огнем на броненосных крейсерах была типичной для своего времени и в целом весьма консервативной. Дистанция определялась при помощи дальномера. Она голосом передавалась старшему артиллерийскому офицеру, который рассчитывал данные для пристрелки. После этого данные по переговорным трубам передавались наводчикам. С переднего мостика управлялась носовая башня и половина орудий вспомогательной батареи. С кормового - вторая башня и оставшиеся 6-дюймовки. Между мостиками данные передавались при помощи рупора или шустрого юнги с табличками. После того, как начиналась пристрелка, управление огнем переходило непосредственно к наводчикам орудий, которые сами вносили поправки в прицел и целик по наблюдению знаков падения. Для повышения эффективности огня все орудия были оснащены оптическими прицелами.

Характеристики артиллерии броненосных крейсеров
           
Орудие, калибр/длина ствола 203/45 152/40 76/40 47/40 47/33
Вес орудия с затвором, т 19.5 6,5 0,54 0,25 0,13
Длина орудия максимальная, мм 10 170 6324 3124 2049 1720
Длина канала ствола, мм 9135 6080 3040 1880 1551
Количество нарезов 32 24 12 20 20
Тип нарезки прогрессивная прогрессивная прогрессивная постоянная постоянная
Тип затвора поршневой поршневой поршневой клиновой клиновой
 
Орудие, калибр/длина ствола Вес снаряда/ заряда, кг Начальная скорость снаряда, м/с Дульная энергия, тм Дальность стрельбы, кбт Скорострельность выстр./мин
203/45 95,3/113,4725 859/787' 3523/3524' 65/65' 3
152/40 45,4/8.3 762 1322 55 6
76/40 5.7/0.9 647 125 40 10
47/40 1,6/0,13 562 26 20 20
47/33 1.13/0.1 560 18 17 20
 
" Для тяжелого снаряда.