Энергетическая установка

Все японские броненосные крейсера оснащались двухвальными ГЭУ с вертикальными четырехцилиндровыми машинами тройного расширения пара. Для четырех кораблей английской постройки механизмы изготовила фирма "Хамфриз, Теннант энд Дайке", для "Якумо" их поставил "Вулкан", для "Адзумы" - "Форж э Шантье де ла Луар".

На "Асаме" машинное отделение находилось между 147 и 169 шпангоутами. Для повышения живучести оно делилось продольной переборкой на два изолированных отсека, в каждом из которых помещалось по одной главной машине проектной мощностью 6500 и.л.с. при нормальной тяге, со всеми необходимыми вспомогательными механизмами. Каждая из них вращала свой трехлопастный винт изменяемого шага, изготовленный из пушечного металла. Но в случае необходимости каждая машина через редуктор могла вращать обе линии вала. Пар вырабатывался 12 односторонними четырехтопочными цилиндрическими котлами с обратным ходом дыма, расположенными в двух котельных отделениях.

Рабочее давление пара - 11 кг/см2. Носовая кочегарка располагалось между 73 и 99 шпангоутами, а кормовая - между ней и машинным отделением. Для повышения живучести энергетической установки и уменьшения затапливаемых объемов в случае получения повреждений, каждое КО также делились продольной переборкой на два водонепроницаемых отсека. Котлы устанавливались задними стенками к этой переборке. Каждое котельное отделение оборудовалось питательными донками и 4 вентиляторами для нагнетания воздуха, а также машинками для подъема шлака и золы.

Цилиндрические котлы при всех их достоинствах (высокая надежность и неприхотливость в обслуживании) все же были морально устаревшими - громоздкими и весьма медленными в отношении разогрева из холодного состояния. Поэтому на последних четырех крейсерах программы 1895-1896 гг. установили по 24 более современных водотрубных котла системы Бельвиля. Причем общий вес ЭУ на "Иватэ" и "Идзумо", несмотря на увеличение числа котлов вдвое, оказался на 300 т меньше, чем на предшественниках. Рабочее давление пара было увеличено до 19 кг/см2. Двадцать четыре котла Бельвиля с экономайзерами имели общую нагревательную поверхность 35 350 кв. футов, а площадь колосниковых решеток - 1071 кв. футов. Размещались они в трех отделениях, поперек корпуса корабля, и каждая кочегарка для улучшения тяги теперь имела собственную дымовую трубу. Вентиляторы нагнетали воздух непосредственно в котлы, а не в котельное отделение, как это было на "Асаме". Главные машины располагались так же, как на предшественниках, но были гораздо компактнее. Так, размеры ЦВД уменьшились в диаметре почти на 23 см, ЦСД - на 20 см, а цилиндры низкого давления - на 17,7см. Проектная мощность при натуральной тяге, наоборот, увеличилась до 14 500 л.с.

В то же время, если сравнить механизмы крейсеров и броненосцев той же программы 1895-1896 гг., то первые были более высокооборотными и отличались большей удельной мощностью. Хотя, по отзывам современников, они оказались переоблегченными на всех кораблях. Особенно много нареканий вызывали механизмы "Адзумы". К сентябрю 1904 г. этот корабль мог поддерживать лишь 16-узловый ход и то только на очень короткое время. "Якумо" во время боя в Желтом море с большим трудом выжимал 17 узлов, из-за чего оказался совершенно бесполезен в одном строю с бронепалубными крейсерами. Да и корабли английской постройки, как отмечалось в рапорте британского морского атташе, "вряд ли могли поддерживать скорость более 18 узлов продолжительное время".

Нормальный запас топлива хранился в угольных ямах, расположенных вдоль бортов на протяжении машинно-котельных отделений. На всех крейсерах он равнялся 600 т. И именно с этим запасом топлива на борту рассчитывалась осадка и, соответственно, возвышение главного броневого пояса над ватерлинией. А вот при определении дальности хода, наоборот, бралось максимальное количество угля, которое корабль мог принять на борт. На "Асаме" и "Токиве" - по 1406 т, на "Идзумо"- 1402т, на "Иватэ"- 1412т, на "Якумо"- 1242 т и на "Адзуме" - 1275 т. Топливо при этом загружалось в отсеки, весьма удаленные от котельных топок, а также в коридоры и другие мало приспособленные для его хранения помещения. Поэтому его подача к топкам была делом очень хлопотным и требовала привлечения большого числа людей. Однако только с полным запасом топлива дальность плавания броненосных крейсеров приобретала приемлемые значения. Так, "Асама" 11,5-узловым ходом могла пройти 4600 миль, а "Адзума" - 3900 миль на 10,5 узлах.

ТТХ паровых машин броненосных крейсеров
Корабль Диаметры цилиндров, см Ход поршня, см Мощность машин, инд. л.с. Число об/мин.
«Асама» ЦВД — 106,7 ЦСД —152.4 Два ЦНД — 167,6 99,1 18 227 (при форсированной тяге) 154,5
«Токива» ЦВД —106,7 ЦСД—152,4 Два ЦНД — 167,6 99,1 20 553 (при форсированной тяге) 157,9
«Идэумо» ЦВД — 83,8 ЦСД—132.1 Два ЦНД — 149,9 99,1 15 709 161,3
«Ивате» ЦВД — 83,8 ЦСД —132,1 Два ЦНД — 149,9 99,1 16 078 160,6
«Якумо» ЦВД-95 ЦСД-145 Два ЦНД-156 100 17 195 138,7
«Адзума» ЦВД —98 ЦСД-142 Два ЦНД-172 106 16 600 134,5