Судовые устройства и системы

Электросеть броненосных крейсеров питали автономные генераторы (пародинамо), вырабатывавшие постоянный ток напряжением 80В. На "Асаме" и "Токиве" имелось по два пародинамо общей мощностью 64 кВт, вращавших валы со скоростью 320 об/мин. На "Идзумо" и "Иватэ" стояло по три пародинамо суммарной мощностью 144 кВт; скорость вращения валов была увеличена до 500 об/мин. Довольно приличной судовой электростанцией располагала "Адзума": четыре генератора общей мощностью 192 кВт при 350 об/мин. Но при этом следует отметить, что в целом энерговооруженность кораблей японского флота была посредственной.

Водоотливная система также не отличалась оригинальностью. Ее основу составляла магистральная труба, шедшая практически по всей длине корабля. При этом на крейсерах английской постройки она шла по настилу второго дна, а на "Якумо" - в междудонном пространстве, чем сильно затруднялось обслуживание ее клапанов.

Якорное устройство всех кораблей включало в себя три становых якоря Мартина, два из которых располагались по правому борту и один - по левому (на "Якумо" - наоборот). Кроме того, имелись два запасных якоря и два верпа; "Асаме" и "Токиве" по штату полагалось по четыре верпа. Последние два корабля оснащались паровыми брашпилями, остальные крейсера - паровыми шпилями. Для укладки якорей на полки бортовых ниш использовались два поворотных крана английского типа.

Все броненосные крейсера имели по 4 боевых прожектора с диаметром зеркала 75 см. Перед войной корабли оборудовали радиостанциями фирмы "Маркони".

Спасательные и рабочие плавсредства насчитывали 12-13 единиц. В частности, на "Якумо" в 1900 г. по штату имелось 13 шлюпок и катеров, в том числе один 56-футовый (17,1 -м) паровой минный катер, один 30-футовый паровой катер, один 40-футовый барказ, один 32-футовый пинасе (полубарказ), три 30-футовых гребных катера, один 28-футовый гребной катер, по одной 30-футовой и 27-футовой гичке, один 27-футовый вельбот, 27-футовый сампан ("каёйсен") и легкая 4-метровая джонка. Кроме двух последних, все шлюпки соответствовали британскому стандарту. Примерно такой же состав плавсредств был на "Идзумо" и "Иватэ".