Экипаж

Численность экипажа на японских броненосных крейсерах в мирное и военное время сильно различалась. Дело в том, что в Стране восходящего солнца была принята английская система комплектации команды. В мирное время корабли постоянно ходили с неполными составами. Хотя график вахт был несколько более напряженным, но зато и бытовые условия были несравненно лучше, поскольку площадей, отводимых под размещение личного состава, даже в британском флоте выделялось не так уж и много. На борту постоянно присутствовал полный штат офицеров и специалистов боевых частей, связанных с обслуживанием оружия. А вот количество кочегаров, сигнальщиков, машинистов, как правило, не дотягивало до нормы. В случае же проведения мобилизации экипаж корабля доукомплектовывался резервистами.

Неудивительно, что экипаж "Асамы", который в мирные дни насчитывал всего 28 офицеров и 553 нижних чина, на первых же маневрах был увеличен до 724 человек. На "Идчумо" и "Иватэ" по штатам мирного времени числилось 28 офицеров и 585 нижних чинов, на "Якумо" - 28 и 553 соответственно. На "Адзуме" служило 578 человек, из которых 28 имели офицерские чины. В военное же время численность их экипажей превышала 700 чел.

Жилые помещения распределялись по традиционной для того времени схеме - офицерские помещения в корме, кубрики личного состава в носовой части. Все броненосные крейсера могли исполнять функции штабных кораблей. На них предусматривались помещения для размещения флагмана и его штаба. На "Асаме" они были столь хорошо оборудованы, что на ней несколько раз поднимал свой штандарт сам микадо.