Подводные лодки

 

По сложившейся в Нидерландах традиции подводные лодки, предназначенные для службы в метрополии и в колониях, строились по разным проектам (хотя зачастую они были весьма близкими) и имели различную систему нумерации. Субмарины, служившие в Северном море и Атлантике, обозначались литерой "О" (от голланд. "Onderzeeboot" — "подводная лодка") и нумеровались арабскими цифрами; предназначенные для службы в Ост-Индии — литерой "К" ("Koloniaal") и римскими цифрами. Лишь в конце 1930-х гг. различия в обозначении решено было устранить, и, начиная с серии 0-19, все ПЛ имели сплошную нумерацию.

 

Подводные лодки типа 0-21 — 4+3 единицы

16.jpg

 

0-21 (DS, 20.11.1937/21.10.1939/10.5.1940 —исключена 2.1.1957), 0-22 (DS, 20.11.1937/ 20.1.1940/10.5.1940 — погибла в ноябре 1940),О-23 (RDM, 12.10.1937/5.12.1939/ 13.5.1940 — исключена 1.12.1948), 0-24 (RDM, 12.11.1937/18.3.1940/13.5.1940 — исключена 22.2.1954), 0-25 (WF, 10.4.1939/1.5.1940/8.6.1941 — захвачена 14.5.1940), 0-26 (RDM, 20.4.1939/23.11.1940/28.1.1941 -захвачена 14.5.1940), 0-27 (RDM, 3.8.1939/ 26.9.1941/30.1.1942 — захвачена 14.5.1940)

 

Надводное — 902/990 т, подводное — 1205 т; 77,7x6,8x3,95 м; 2 диз./2 ЭД, 5000/1000 л.с; 19,5/9 уз.; 10 000 (12)/28 (8,5) миль. Эк. 39 чел. 1x1 — 88-мм/45, 2x1 — 40-мм, 1 — 12,7-мм, 8 — 533-мм ТА (4 носовых, 2 кормовых, 1x2 поворотный — 14 торпед).

 

Заказаны как K-XXI — K-XXVII, однако литеры в номерах были заменены на "О" еще до начала строительства. Практически повторяли тип 0-19, но без устройства для минных постановок.

Двухкорпусные; рабочая глубина погружения 100 м, предельная — 175 м. Оснащены 7-цилиндровыми дизелями "Sulzer"

с устройством для работы под водой. Благодаря улучшенным обводам корпуса и увеличению мощности ЭУ выросла скорость.

На этих ПЛ отказались от централизованного управления клапанами затопления цистерн для сокращения времени погружения.

В мае 1940 г. еще не достроенные 0-21 — 0-24 формально введены в строй и ушли в Англию, где были достроены. При этом устройство для работы дизеля под водой с них снималось. Носовой 40-мм автомат, по всей видимости, не устанавливался вообще, а кормовой стоял только на 0-23 и 0-24 (на последней, по некоторым сведениям, планировалось установить 1x2 40-мм, но неизвестно, было ли это сделано в действительности). 0-21 вступила в строй с 1 88-мм орудием и 1x2 7,7-мм пулеметом "Lewis", а на 0-22 последний был заменен на 1x1 20-мм автомат "Oerlikon". В начале 1942 г. 40-мм автомат на 0-24 также заменили на 20-мм "Oerlikon", а к концу войны или сразу после нее подобным образом были перевооружены все уцелевшие ПЛ этого типа.

0-22 погибла на мине в Северном море в периоде 7 по 19.11.1940. Остов обнаружен в 1993 г.

0-25 — 0-27 в мае 1940 г. захвачены немцами в недостроенном состоянии, достроены для герм, флота как UD-3 — UD-5 по измененному проекту. UD-3 и UD-4 исключены из состава флота; затоплены в Киле 3.5.1945, впоследствии подняты и сданы на слом. UD-5 возвращена Нидерландам в 1945 г.; исключена 14.11.1959, продана на слом 23.12.1960.

 

Подводные лодки типа 0-19 — 2 единицы

17.jpg

 

0-19 (WF, 15.6.1936/22.9.1938/3.7.1939 — затоплена 10.7.1945), О-20 (WF, 15.6.1936/ 31.1.1939/28.8.1939 — погибла 19.12.1941)

 

Надводное — 982/1109 т, подводное — 1561 т; 80,7x7,41x3,87 м; 2 ДИЗ./2 ЭД, 5300/1000 л.с; 19,5/9 уз.; 10 000 (12)/27 (8,5) миль. Эк. 40 чел. 1x1 — 88-мм/45, 2x1 — 40-мм, 1 — 12,7мм, 8 — 533-мм ТА (4 носовых, 4 кормовых — 14 торпед), 40 мин.

Заказаны как K-XIX и К-ХХ, но затем их нумерацию сменили в связи с решением о ликвидации различий между ПЛ отечественного и колониального базирования. Проект разработан на основе строившихся в Нидерландах польских ПЛ типа "Orzel", при этом 0-19 и О-20 стали первыми подводными заградителями голланд. флота.

Минное оборудование франц. системы "Normand-Fenaux" — 10 вертикальных труб по 2 мины с каждого борта. Артиллерийское вооружение состояло из 1 88-мм орудия "Bofors" №3 и 2x1 40-мм автоматов "Bofors" в скрывающихся установках. Двухкорпусные, глубина погружения 100 м. Оснащены 7-цилиндровыми дизелями "Sulzer" с устройством для работы под водой. Имели гидроакустические станции германской фирмы "Atlas Werke". С 0-19 носовой 40-мм автомат снят во время ремонта в 1943 — 1944 гг.; установлен 1 20-мм/70 "Oerlikon".

О-20 потоплена 19.12.1941 япон. ЭМ "Uranami" у Кота-Бару (Малайя). 0-19 8.7.1945 выскочила на риф в Южно-Китайском море и 10.7.1945 уничтожена торпедами амер. ПЛ "Cod".

 

Подводная лодка О-16 — 1 единица

18.jpg

 

0-16 (DS, 28.12.1933/27.1.1936/26.10.1936 —погибла 15.12.1941)

 

Надводное — 984 т, подводное — 1194 т; 76,53x6,55x3,97 м; 2 диз./2 ЭД, 3200/920 л.с; 18/9 уз.; 10 000 (12)/26 (8,5) миль. Эк. 36 чел. 1x1 — 88-мм/45, 2x1 — 40-мм/40, 8 — 533-мм ТА (4 носовых, 2 кормовых, 1x2 поворотный — 14 торпед).

 

Проект Г. де Роойа — развитие типа K-XIV, но во многом 0-16 осталась экспериментальной. Среди всех голланд. ПЛ она стала рекордсменом по количеству внедренных новшеств. От предыдущих типов отличалась резко увеличенным водоизмещением, в то же время стала последней субмариной, предназначенной для службы исключительно в водах метрополии. Двухкорпусная; глубина погружения

80 м. Прочный корпус строился из стали марки St.52 с широким применением сварки — сварными были до 49% конструкций. Первая ПЛ, на которой был установлен экспериментальный образец устройства для работы дизеля под водой ("getrimd diesel systeem" — прообраз "шнорхеля"). Первая голланд. ПЛ, оборудованная гидроакустической станцией герм, фирмы "Atlas Werke", способной работать в активном режиме. 40-мм автоматы стояли в скрывающихся установках по обеим оконечностям ограждения рубки.

Погибла 15.12.1941 на мине у вост. побережья Малаккского п-ова; остов обнаружен в 1995 г.

 

Подводные лодки типа О-12 — 4 единицы

19.jpg

 

0-12 (DS, 20.10.1928/8.11.1930/20.7.1931 -затоплена 14.5.1940), 0-13 (DS, 1.12.1928/ 18.4.1931/1.10.1931 — погибла в июне 1940), 0-14 (DS, 29.12.1928/3.10.1931/4.3.1932 — исключена 26.6.1943), 0-15 (WF, 3.3.1930/27.5.1931/28.7.1932 - исключена 1.9.1945)

 

Надводное — 548/610 т, подводное — 754т; 60,42x6,83x3,6 м; 2 ДИЗ./2 ЭД, 1800/620 л.с; 16/8 уз.; 3500 (10)/26 (8) миль. Эк. 31 чел. 1 — 12,7-мм, 5 — 533-мм ТА (4 носовых, 1 кормовой — 10 торпед).

 

Заказанные в 1927 — 1929 гг., эти ПЛ стали для голланд. флота значительным шагом вперед. Первые голландские ПЛ, вооруженные только 533-мм торпедами. Глубина погружения была увеличена до 85 м. Вооружены 2x1 40-мм/40 автоматами в скрывающихся установках впереди

и позади боевой рубки, которые повторялись впоследствии на других проектах. Оснащались дизелями "Sulzer" (кроме 0-15, на которой дизели MAN), электромоторами и генераторами "W. Schmitt". Первые голланд. ПЛ с электрическим приводом перископов и системой очистки линз сжатым воздухом. Отличались плохой остойчивостью. Для устранения этого дефекта в 1936 — 1937 гг. расширили среднюю балластную цистерну и сняли оба 40-мм автомата (соответственно видоизменив форму рубки), после чего остойчивость пришла в норму.

0-12 затоплена в Ден-Хелдере 14.5.1940; впоследствии поднята герм, спасателями и 30.1.1943 введена в состав герм, флота как UD-2; исключена 6.7.1944, затоплена в Киле 3.5.1945, впоследствии поднята и разобрана. 0-13 пропала без вести в Северном море в июне 1940 г. Вероятные причины гибели: подрыв на мине; подводное столкновение с польской ПЛ "Wilk" 20.6.1940; атака герм, самолетов 16.6.1940. 0-14 исключена из состава флота 26.6.1943 и сдана на слом в Розайте. 0-15 исключена 1.9.1945; разобрана в октябре 1946 г.

 

Подводные лодки типа 0-9 — 3 единицы

20.jpg

 

О-9 (DS, 23.9.1922/7.4.1925/18.1.1926 —исключена 1.12.1944), О-10 (NSM, 24.12.1923/ 30.7.1925/1.9.1926 —исключена 11.10.1944), 0-11 (WF, 24.12.1922/19.3.1925/18.1.1926 — затоплена 14.5.1940)

 

Надводное — 483/526 т, подводное — 656 т; 54,66x5,7x3,53 м; 2 ДИЗ./2 ЭД, 900/500 л.с; 12/8 уз.; 3500 (8)/25 (8) миль. Эк. 29 чел. 1x1 — 88-мм/45, 1 — 12,7-мм, 2 — 533-мм ТА (2 носовых, 4 торпеды), 3 — 450-мм ТА (2 носовых, 1 кормовой — 6 торпед).

 

Строились по программе 1917 г. Являлись уменьшенной версией ПЛ типа K-XI. Двухкорпусные; глубина погружения 60 м. Дизели фирмы "Sulzer". Оснащены перископами с гидравлическим приводом. Первые субмарины для действий в метрополии с двухвальной ЭУ (до этого все ПЛ с литерой "О" были одновальными). Первые голланд. ПЛ с приводом всех клапанов затопления из центрального поста. 0-9 и 0-10 в мае 1940 г. ушли в Англию; исключены из состава флота в 1944 г., сданы на слом в октябре 1946 г. 0-11 затоплена в Ден-Хелдере 14.5.1940; поднята немцами, но в строй не вводилась, вновь затоплена в сентябре 1944 г.; поднята 10.12.1947 и сдана на слом.

 

Подводная лодка 0-8 — 1 единица

21.jpg

 

0-8 (б. Н-6, CV, 1915/12.5.1915/10.6.1915 - захвачена 14.5.1940)

 

Надводное — 368 т, подводное — 440 т; 46,2x4,86x3,87 м; 2 ДИЗ./2 ЭД, 480/320 л.с; 13/8 уз.; 16 т соляра; 1600 (10)/24 (8) миль. Эк. 26 чел. 1 — 37-мм, 1 — 12,7-мм, 4 — 450-мм ТА (4 носовых — 8 торпед).

 

Бывшая брит. Н-6 типа "Holland" (1-й серии). 18.1.1916 интернирована в Нидерландах после посадки на мель, после чего продана брит, правительством Нидерландам и 7.5.1917 вошла в состав голланд. флота как 0-8. 14.5.1940 захвачена герм, войсками в Ден-Хелдере; введена в состав герм, флота как UD-1; исключена из состава флота; корпус затоплен 3.5.1945 в Киле.

 

Подводные лодки типа K-XIV — 5 единиц

22.jpg

 

K-XIV (RDM, 31.5.1930/11.7.1931/6.7.1933 — исключена 23.4.1946), K-XV (RDM, 31.5.1930/10.12.1932/30.12.1933 - исключена 23.4.1946), K-XVI (RDM, 31.5.1930/ 8.4.933/30.1.1934 — погибла 25.12.1941), K-XVII (WF, 1.6.1931/26.7.1932/19.12.1933 -погибла 21.12.1941), K-XVIII (WF, 10.6.1931/27.9.1932/23.3.1934 — затоплена 2.3.1942)

 

Надводное — 865 т, подводное — 1045 т; 73,64x6,51x3,93 м; 2 ДИЗ./2 ЭД, 3200/960 л.с; 17/9 уз.; 10 000 (12)/26 (8,5) миль. Эк. 38 чел. 1x1 — 88-мм/45, 2x1 — 40-мм/40, 8 — 533-мм ТА (4 носовых, 2 кормовых, 1x2 поворотный — 14 торпед).

 

Заказаны 30.5.1930. Развитие проекта 0-12 с увеличенными размерами и дополнительным спаренным поворотным ТА в надстройке перед боевой рубкой. Кроме того, был добавлен еще один кормовой ТА. Двухкорпусные; глубина погружения 80 м. При строительстве для уменьшения веса широко применялась сварка. Помимо двух обычных перископов, оснащались перископической антенной для возможности использовать радио в подводном положении. Оснащены 8-цилиндровыми дизелями MAN и электромоторами Smit Slikkerveer; на испытаниях развивали в надводном положении до 19 уз. Оба 40-мм автомата размещались в скрывающихся установках впереди и позади ограждения рубки.

Поворотный ТА и оба 40-мм автомата с K-XIV и K-XV были демонтированы во время ремонта в США в 1942 — 1943 гг. В кормовой части надстройки установлен 1 20-мм/70 автомат "Oerlikon".

K-XIV исключена из состава флота 23.4.1946; продана на слом 1.6.1946. K-XV исключена из состава флота 23.4.1946; продана на слом в декабре 1950 г. K-XVI торпедирована япон. ПЛ I-66 сев.-зап. Кучинга (о. Борнео). K-XVII погибла 21.12.1941 на мине в Сиамском заливе; остов обнаружен в 1978 г. K-XVIII затоплена в Сурабае 2.3.1942; поднята японцами в 1944 г. и использовалась как несамоходная станция радиолокационного дозора; потоплена 16.6.1945 брит. ПЛ "Taciturn" в р-не Сурабаи.

 

Подводные лодки типа K-XI — 3 единицы

23.jpg

 

K-XI (FR, 9.12.1922/24.4.1924/24.3.1925 -исключена 11.4.1945), K-XII (FR, 9.1.1923/ 15.7.1924/19.5.1925 — исключена 9.9.1944), K-XIII (FR, 15.10.1923/23.12.1924/ 29.3.1925 — затоплена 2.3.1942)

 

Надводное — 612/688 т, подводное — 828 т; 66,7x6,15x3,78 м; 2 диз./2 ЭД, 2400/654 л.с; 17/8 уз.; 46,7 т соляра; 3500 (8)/25 (8) миль. Эк. 31 чел. 1 — 88-мм/45, 1 — 12,7-мм, 2 — 533-мм ТА (2 носовых, 4 торпеды), 4 — 450-мм ТА (2 носовых, 2 кормовых — 8 торпед).

 

Построены по оригинальному проекту Й. ван дер Струйфа. Заказа выдан 3.9.1921. Первые голланд. ПЛ, на которых появились 533-мм торпеды, хотя сохранились и 450-мм ТА. Двухкорпусные; глубина погружения 60 м. Все клапаны затопления цистерн имели пневматический привод и управлялись из центрального поста.

K-XI исключена из состава флота 11.4.1945; в конце 1945 г. затоплена близ Фримантла (Австралия). К-ХН исключена из состава флота 9.9.1944; сдана на слом в 1951 г. K-XIII затоплена в Сурабае 2.3.1942.

 

Подводные лодки типа K-VIII — 3 единицы

24.jpg

 

K-VIM (DS, 31.10.1917/28.3.1922/15.9.1922 - исключена 15.7.1942), K-IX (DS, 1.3.1919/ 23.12.1922/21.6.1923 — погибла 9.6.1945), K-X (DS, 1.11.1919/2.5.1923/24.9.1923 -затоплена 2.3.1942)

 

Надводное — 520/583 т, подводное — 810 т; 64,41x5,6x3,55 м; 2 ДИЗ./2 ЭД, 1550 (K-VIII — 1800)/400 л.с; 15 (K-VIII — 16)/8 уз.; 3500 (11)/25 (8) миль. Эк. 31 чел. 1 — 88-мм/45, 1 — 12,7-мм, 1 пул., 4 — 450-мм ТА (2 носовых, 2 кормовых — 10 торпед).

Подводные лодки типа "Holland", построенные по программе 1916 г. по чертежам амер. фирмы "ELCO". Головная имела 8-цилиндровые дизели MAN, остальные — 6-цилиндровые "Sulzer". Двухкорпусные; рабочая глубина погружения 50 м. По проекту должны были иметь 75-мм орудие, но в итоге получили 88-мм/45 "Bofors" №2. Поскольку постройка была задержана, на лодках удалось учесть опыт Первой мировой войны. Так, отказались от установки предусмотренного проектом поворотного ТА в связи с его ненадежностью, и на 4 м увеличили длину перископов.

K-VIII тяжело повреждена 21.12.1941 в результате взрыва аккумуляторной батареи в Сингапуре; 15.7.1942 исключена из состава флота; 27.8.1942 продана на слом. K-IX передана австралийскому флоту 22.6.1943, возвращена 31.5.1944 и в дальнейшем использовалась как нефтеналивная баржа; 9.6.1945 погибла в результате посадки на мель. К-Х затоплена в Сурабае 2.3.1942.

 

Подводная лодка типа K-V — 1 единица

25.jpg

 

K-VII (FR, 25.7.1916/8.3.1921/5.9.1922 - погибла 18.2.1942)

 

Надводное — 507/569 т, подводное — 649 т; 57,3x5,6x3,82 м; 2 диз./2 ЭД, 1200/400 л.с; 13,5/8 уз.; 3500 (11)/25 (8) миль. Эк. 31 чел. 1 —75-мм, 1 — 12,7-мм., 6 — 450-мм ТА (2 носовых, 2 кормовых, 1x2 поворотный — 12 торпед).

 

Последняя в серии из трех ПЛ типа K-V, две другие списаны в 1937 г. Проект "Hay-Denny", чертежи получены от фирмы "William Denny & Brothers" в 1914 г. В связи с началом Первой мировой войны, фирма MAN отказалась поставлять 900-сильные дизели, которые пришлось заменить на менее мощные фирмы "Sulzer". Однокорпусные с внешними балластными цистернами; рабочая глубина погружения 40 м. В состав торпедного вооружения входил спаренный поворотный ТА, располагавшийся перед рубкой.

18.2.1942 потоплена япон. авиацией в гавани Сурабаи.

 

Подводные лодки, полученные в годы войны от союзников

 

Тип S — 1 единица

 

"Zeehond" (б. "Sturgeon", Ch, 1.1.1931/ 8.1.1932/15.12.1932 — возвращена 14.11.1945)

 

Надводное — 620/730 т, подводное — 927 т; 61,6x7,1x4,1 м;2диз./2ЭД, 1550/1300 л.с; 14/10 уз.; 44 т соляра; 6000 (10)/106 (4) миль. Эк. 40 чел. 1 — 76-мм/40, 1 — 20-мм/70, 6 — 533-мм ТА (6 носовых — 14 торпед).

 

Бывшая брит. ПЛ "Sturgeon" типа S (1-й группы). Передана голланд. Флоту 11.10.1943. Возвращена Великобритании 14.11.1945 и сдана на слом в 1946 — 1947 гг.

 

Тип U — 1 единица

 

"Dolfijn" (б. Р-47, VA, 19.11.1941/ 27.7.1942/8.10.1942 — исключена в декабре 1946)

 

Надводное — 545/632 т, подводное — 735 т; 60,05x4,88x3,87 м; 2 диз./2 ЭД, 800/824 л.с; 12/9 уз.; 56 т соляра; 4000 (10)/30 (9) миль. Эк. 36 чел. 1 — 76-мм/40, 4 — 533-мм ТА (4 носовых — 8 торпед).

 

Бывшая брит. ПЛ типа U (2-й группы). Передана голланд. флоту 25.9.1942 еще до окончания постройки. Исключена из боевого состава в декабре 1946 г., после чего использовалась в качестве учебной станции и была сдана на слом только в мае 1952 г.

К передаче голланд. флоту намечалась однотипная ПЛ Р-66 ("Varne"). Она успела получить название "Haai", но после того, как 29.10.1942 на транспорте "Abosso" погибли 29 подводников, направлявшиеся для ее приемки, от передачи отказались.

 

Тип Т — 2 единицы

26.jpg

 

"Zwaardvis" (6. "Talent", VA, 13.10.1942/ 17.7.1943/23.11.1943 — исключена 11.12.1962), "Tijgerhaai" (6. "Tarn", VA, 12.6.1943/29.11.1944/28.3.1945 — исключена 29.9.1965)

 

Надводное — 1400 т, подводное — 1557 т; 83,34x8,06x4,5 м; 2 диз./2 ЭД, 2500/1800 л.с; 15,5/8,5 уз.; 210 т соляра; 10 000 (10) миль. Эк. 65 чел. 1x1 — 102-мм/45, 2x1 — 20-мм/70, 11 — 533-мм ТА (6 носовых, 4 носовых вне проч. корпуса, 1 кормовой вне проч. корпуса — 17 торпед).

 

Британские ПЛ типа Т (3-й группы), переданные голланд. флоту еще до окончания постройки. По достигнутой договоренности, к передаче намечалось три ПЛ данного типа, но в конечном итоге англичане передали лишь две, а вместо третьей предложили 2 ПЛ типа U. "Zwaardvis" (также встречается написание "Zwaard-visch") и "Tijgerhaai" служили в составе голланд. флота до списания. "Tijgerhaai" в 1961—1962 гг. прошла капитальный ремонт и модернизацию.

В июне 1948 г. Великобритания передана Нидерландам еще две ПЛ данного типа — "Taurus" и "Tapir". Они получили названия "Dolfijn" и "Zeehond", но уже в 1953 г. были возвращены.