Тральщики

 

Тральщики типа "Jan van Amstrel" — 8+1 единица

38.jpg

 

"Jan van Amstrel" (SR, 21.3.1936/27.8.1936/15.3.1937 - погиб 8.3.1942), "Pieter de Bitter" (SR, 21.3.1936/29.10.1936/26.5.1937 —затоплен 6.3.1942), "Abraham Crijnssen" (Gs, 21.3.1936/22.9.1936/26.5.1937 - исключен в 1961), "Eland Dubois" (Gs, 21.3.1936/ 24.10.1936/21.6.1937 — затоплен 8.3.1942), "Willem van Ewijck" (SR, 1936/22.2.1937/ 19.7.1937 — погиб 8.9.1939), "Pieter Florisz" (SR, 22.11.1936/11.5.1937/13.9.1937 — слом в 1976), "Jan van Gelder" (Gs, 10.10.1936/ 27.3.1937/13.91937 — исключен в 1961), "Abraham van der Hulst" (Gs, 13.11.1936/31.5.1937/ 11.10.1937 — затоплен 14.5.1940), "Willem van Ewijck" (II) (SR, 1940/16.4.1940/30.8.1940 - исключен в 1961)

 

460/585 т; 56/56,8x7,8x2,2 м; 2 ПМ, 2 ПК, 1600 л.с; 15 уз; 110 т нефти. Эк. 45 чел. 1x1 — 75-мм/55, 2x2 — 12,7-мм, 40 мин.

 

Самые крупные и наиболее многочисленные голланд. ТЩ специальной постройки. Разработаны на основе проекта ТЩ типа "А" с существенно увеличенными размерами и предназначались для службы как в метрополии, так и в колониях. Удачные корабли, наиболее существенным недостатком которых считались плохие условия обитаемости. Оснащались ПК "Yarrow" и ПМ тройного расширения типа "Stork", строившимися по лицензии. Первые 4 корабля в конце 1937 г. перешли в Ост-Индию, остальные служили в европейских водах. С началом Второй мировой войны был выдан заказ на 4 корабля, из которых успели заложить только один; в начале 1940 г. заказано еще 2 ТЩ, но их строительство не начиналось.

В 1942 — 1943 гг. 75-мм/55 орудие на "Jan van Gelder" и "Abraham Crijnssen" заменено на брит. 76-мм/40 универсальное, а 2x2 12,7-мм пулемета — на 2x1 20-мм/ 70 автомата "Oerlikon".

"Willem van Ewijck" погиб 8.9.1939, подорвавшись на мине голланд. оборонительного заграждения. Одновременно подорвался "Jan van Gelder", но его удалось спасти и отремонтировать. В мае 1940 г. "Jan van Gelder" ушел в Англию; 26.3.1943 передан брит, флоту; возвращен в 1945 г. С 1950 г. использовался как бонопостановщик. Исключен в 1961 г. и передан Морскому кадетскому корпусу, после чего сдан на слом.

"Pieter Florisz" и "Abraham van der Hulst" затоплены в Энкхейзене 14.5.1940; подняты немцами и введены в строй герм, флота как М-551 и М-553. Недостроенный "Willem van Ewijck" (II) захвачен немцами на стапеле и достроен как М-552. М-553 погиб 20.8.1944; два других были возвращены Нидерландам в 1945 г., М-551 получил прежнее название "Pieter Florisz", a М-552 стал называться "Willem van Ewijck". Оба исключены в 1961 г. и в феврале 1962 г. переданы Морскому кадетскому корпусу; после чего сданы на слом. "Pieter de Bitter" 6.3.1942 затоплен в Сурабае. "Eland Dubois" 8.3.1942 затоплен у о. Мадура. "Jan van Amstrel" 6.3.1942 поврежден япон. авиацией в Сурабае; 8.3.1942 потоплен япон. ЭМ у о. Мадура. "Abraham Crijnssen" с 26.8.1942 по 5.5.1943 передавался австралийскому флоту; исключен из состава флота в 1961 г. и передан Морскому кадетскому корпусу, после чего находился в отстое в Роттердаме; в 1996 г. передан военно-морскому музею в Хелдере.

 

Тральщики типа А — 4 единицы

 

"A" (RW, 13.9.1928/19.4.1929/4.8.1930 —затоплен 1.3.1942), "В" (RW, 22.9.1928/24.9.1929/4.8.1930 —затоплен 2.3.1942), "С" (RW, 19.4.1929/1929/4.8.1930 затоплен 6.3.1942), "D" (RW, 1928/1929/4.8.1930 - затоплен 2.3.1942)

 

179 т; 42,8x6x1,5 м; 2 ВТР, 1 ПК, 700 л.с; 14,5 уз. Эк. 31 — 38 чел. 2 пул.

 

Первые ТЩ голланд. флота специальной постройки. Спроектированы на базе герм. ТЩ типа "FM" периода Первой мировой войны специально для службы в колониях. Оснащались полубаком и простой в эксплуатации ЭУ с ПМ тройного расширения и котлами с угольным отоплением. Сразу после вступления в строй переведены в Ост-Индию при помощи буксиров "Friesland" и "Vlaanderen".

Все затоплены в Сурабае в марте 1942 г. "А", "В" и "С" подняты японцами и введены в строй в качестве вспом. охотников за ПЛ Cha-113, Cha-112 и Cha-116; погибли 23.6.1945, 4.6.1945 и 13.11.1944 соответственно.

 

Тральщики типа М — 4 единицы

 

М-1 (б. "Marie I", VKR, 15.10.1915/20.12.1916/31.10.1918 — затоплен 14.5.1940), М-2 (б. "Marie II", Ко, 15.10.1915/20.12.1916/31.10.1918 — погиб 13.5.1940), М-3 (б. "Anna", VS, 15.10.1915/20.12.1916/31.10.1918 — затоплен 14.5.1940), М-4 (б. "Pauline", VS, 15.10.1915/20.12.1916/31.10.1918 — затоплен 14.5.1940)

 

205 — 238 т; 30,5x6,95x2,8 (М-1) или 29,7х 6,65x3,13 (М-2) или 29,75x6,42x2,5 (М-3, М-4) м; 1 ПМ, 1 ПК, 500 (М-1, М-2) или 450 (М-3, М-4) л.с; 10 уз. Эк. 16 чел. 1 — 12,7-мм.

 

Заложены как буксиры, но в 1918 г. в ходе постройки переклассифицированы в ТЩ, став первыми кораблями данного класса в голланд. флоте. К началу Второй мировой войны считались устаревшими, т.к. могли бороться только с контактными минами.

М-2 погиб 13.5.1940 от подрыва на неконтактной мине; остальные затоплены в Эймейдене на следующий день. М-1, М-2 и М-4 подняты немцами и введены в строй. М-1 стал госпитальным судном LAZ-46, затем буксиром ZRD-5, BS-10; в 1945 г. возвращен Нидерландам и введен в строй как буксир RS-21, 23.12.1949 затонул во время шторма у о. Боркум. М-2 использовался как госпитальное судно LAZ-47. Затонул во время шторма 17.9.1940; снова поднят, отремонтирован и передан частному владельцу как буксир "Fairplay-X", сдан на слом в Любеке в июле 1965 г. М-4 использовался немцами в качестве буксира ZRD-57, затем BS-9; в 1945 г. возвращен Нидерландам и введен в строй как буксир RS-23, затем А-847 и Y-8262. Сдан на слом 10.3.1992.

 

Вспомогательные тральщики типа DEFG — 6+4 единицы

39.jpg

 

"Digoel", "Endeh", "Enggano" (TD, вступили в строй в 1941), "Djampea", "Djember", "Djombang" (SD, вступили в строй в 1941), "Fakfak", "Flores", "Garoet", "Grissee" (TD, не достроены)

 

175 т; 32,5/34,7x5,7x1,9 м; 1 диз., 360 л.с; 12,5 уз. ("Djember" — 350 л.с; 10,5 уз.). Эк. 10 чел. 2 — 7,7-мм пул.

 

Заложены как разъездные суда для колониальной морской службы, но в ходе постройки переоборудованы в ТЩ. Проект являлся развитием типа ABC. Оснащены дизелями "Enterprise" ("Djember" — дизелем "Daimler-Benz" меньшей мощности, из-за чего имел меньшую скорость). В начале 1942 г. "Djember", "Djombang", "Enggano" получили номера HMV-19, HMV-20, HMV-21.

"Endeh" 2.3.1942 потоплен япон. ЭМ "Matsukaze" и "Shiokaze" у зап. побережья о. Ява. Остальные (в т.ч. недостроенные) затоплены в Танджунг-Приоке 1—2.3.1942. "Flores", "Fakfak", "Garoet", "Djember", "Grissee", "Djombang" и "Enggano" подняты японцами и введены в состав япон. флота как вспом. ТЩ Wa-101 — Wa-107. Wa-104 ("Djember") потоплен 12.4.1945 брит. ПЛ "Stygian".

Wa-105 ("Grissee") потоплен 25.5.1945 брит. ПЛ "Trenchant". Остальные в 1945 г. возвращены Нидерландам. "Flores", "Djombang", "Enggano" в 1950 г. переданы Индонезии. "Djampea" поднят в 1945 г., в 1951 г. передан Индонезии.

 

Вспомогательные тральщики типа ABC — 6 единиц

 

"Alor", "Aroe", "Bantam", "Bogor", "Ceram", "Cheribon" (TD, вступили в строй в 1938)

 

131/145 т; 29,3/31,6x5,4x1,84 м; 1 диз., 300 л.с; 12 уз. Эк. 18 чел. 2x1 — 37-мм, 2 пул.

 

Бывшие разъездные суда службы судоходства, предназначавшиеся для перевозки пассажиров и небольших грузов между островами, в 1940 г. переоборудованы в ТЩ. Все уничтожены своими экипажами в Танджунг-Приоке в ночь на 2.3.1942. "Bantam" поднят японцами и введен в строй 10.3.1943 как вспомогательный охотник за ПЛ Cha-117; 23.7.1945 потоплен амер. ПЛ "Hardhead" юж. о. Бали.

 

Вспомогательные тральщики типа "Ardjoeno" — 5 единиц

 

"Ardjoeno", "Gedeh", "Kawi", "Lawoe", "Salak" (SD, вступили в строй в 1940— 1941)

 

51/74 т; 26,5x4,5x1 м; 2 диз., 1000 л.с; 15 уз. 1 37-мм, 2 пул.

 

Бывшие разъездные катера колониальной морской службы, переоборудованы в ТЩ. Все затоплены экипажами в Сурабае. В 1942—1944 гг. подняты японцами и введены в строй как вспомогательные

охотники за ПЛ Cha-102, Cha-104, Cha-109, Cha-110, Cha-118. Cha-109 погиб 14.8.1943, остальные после войны возвращены Нидерландам.

 

Вспомогательные тральщики типа "Smeroe" — 3+3 единицы

 

"Smeroe", "Merbaboe", "Rindjani" (SD, вступили в строй в 1941), "Merapi", "Slamat", "Tjerimai" (VP, не достроены)

 

60/80 т; 21/22,7x4,35x1,52 м; 1 диз., 135 л.с; 10 уз. Эк. 14 чел. 2 — 7,7-мм пул.

 

Бывшие разъездные катера колониальной морской службы, являвшиеся уменьшенной копией судов типа DEFG. Переоборудованы в КАТЩ в процессе достройки. Дизель "Caterpillar". По некоторым данным, вооружались одним 12,7-мм пулеметом. В начале 1942 г. "Merbaboe", "Rindjani", "Smeroe" получили номера HMV-10, HMV-11, HMV-12; в марте 1942 г. ушли в Австралию; вернулись в Голландскую Ост-Индию после войны, дальнейшая судьба неизвестна. "Merapi" и "Slamat" взорваны на стапеле в марте 1942 г. "Tjerimai" достроен японцами как вспомогательный охотник за ПЛ Спа-101 (вступил в строй 4.8.1942); потоплен 8.4.1945 амер. авиацией у побережья о. Целебес.

 

Катера-тральщики типа Mv — 0+6 единиц

 

51,3 т; 23x4,5x1,3 м; 2 диз., 220 л.с; 10 уз.; 6 т соляра; 1100 (10) миль. Эк. 34 чел. 1 — 20-мм.

 

После подрыва на минах ТЩ "Willem van Ewijck" и "Jan van Gelder" голландский Морской штаб пришел к выводу о необходимости иметь ТЩ с малой осадкой. В конце 1939 г. был выдан заказ на постройку 12 моторных катеров-тральщиков. Половина из них (Mv-I — Mv-IV, Mv-XI, Mv-XII) строились на верфи "G. de Vries Lentsch" в Амстердаме, остальные (Mv-V — Mv-X) — на герм, верфи "Abeking & Rasmussen". Оба проекта разработаны на базе германских "раумботов", хотя имели существенно меньшие размеры.

Mv-I — Mv-IV, Mv-XI, Mv-XII в мае 1940 г. захвачены немцами на стапелях, достроены для герм, флота как RA-51 — RA-56 и все погибли в годы войны. Относительно Mv-V — Mv-X нет точных данных: по одним сведениям, их постройка не начиналась, по другим — они были достроены для морской пограничной охраны Германии.

 

Тральщики, полученные в годы войны от союзников

 

Тип "MMS 126-футовый" — 8 единиц

 

"Duiveland" (б. MMS-1044, Wiv, передан 3.4.1944 — исключен 23.2.1952), "Ijsselmonde" (б. MMS-1026, Dg, передан 7.6.1943 — передан Индонезии 23.2.1952), "Overflakkee" (б. MMS-1046, RCIW, передан 4.3.1944 — исключен 1954), "Schokland" (б. MMS-1082, Dg, передан 10.1.1944 — исключен 8.11.1949), "Tholen" (б. MMS-1014, На, передан 20.6.1943 — исключен в 1952), "Voome" (б. MMS-1043, HS, передан 12.8.1943 — исключен 21.3.1952), "Walcheren" (б. MMS-1042, Dg, передан 22.12.1943 — погиб 19.11.1946), "Wieringen" (б. MMS-1025, Dg, передан 7.6.1943 — исключен 9.4.1949)

 

255/350 т; 38,4/42,6x7,7x3,1 м; 1 диз., 540 л.с; 9,5 уз. Эк. 22 чел. 2x1 — 20-мм/70, 2x1 — 12,7-мм, 2 пул.

 

Улучшенная и увеличенная версия моторных тральщиков типа "MMS 105-футовый". С 3.10.1945 служили в водах Голландской Ост-Индии. "Walcheren" 19.11.1946 подорвался на япон. мине у Баликпапана; остальные исключены в 1949— 1954 гг.

 

Тип "MMS 105-футовый" — 10 единиц

 

"Ameland" (б. MMS-231, Bu, передан 21.12.1942 — исключен в 1957), "Beveland" (б. MMS-237, Wiv, передан 12.4.1943 — исключен в 1956), "Marken" (б. MMS-227, Си, передан 19.10.1942 — погиб 20.5.1944), "Marken" (II) (б. MMS-54, НМК, передан 23.8.1944 — исключен в 1957), "Putten" (б. MMS-138, Bu, передан 10.5.1943 — исключен в 1957), "Rozenburg" (б. MMS-292, Си, передан 5.4.1943 — исключен в 1957), "Terschelling" (б. MMS-174, Bu, передан 6.7.1942 - погиб 12.7.1942), "Terschelling" (II) (б. MMS-234, Во, передан 21.6.1943 — исключен в 1957), "ТехеГ (б. MMS-73, НМК, передан 4.5.1942 — исключен в 1957), "Vlieland" (б. MMS-226, НМК, передан 5.10.1942 — погиб 11.1951)

 

165/219 т; 36,4x7,2x2,5 м; 1 диз., 480 л.с; 10,5 уз. Эк. 22 чел. 1x1 — 20-мм/70, 2x1 — 12,7-мм.

 

Стандартные брит, базовые ТЩ с дизельной силовой установкой, передавались для замены мобилизованных траулеров. Корпус деревянный.

"Terschelling" потоплен герм, авиацией 12.7.1942. "Marken" погиб 20.5.1944 на мине в устье Темзы. "Vlieland" затонул в ноябре 1951 г. у берегов Новой Гвинеи. Остальные исключены в 1957 г., после чего переданы Морскому кадетскому корпусу, где служили еще несколько лет, в частности, "Beveland" сдан на слом в мае 1963 г., a "Rozenburg" —только в 1967 г.