Мобилизированные гражданские суда

 

Торговые авианосцы типа MAC — 2 единицы

 

"Gadila" H н.д. 1.12.1934 11.4.1935 (1.2.1944) разоружен 30.5.1945

"Macoma" NSM н.д. 31.12.1935 13.5.1936 (1.4.1944) разоружен 30.5.1945

 

8011 брт/16000 т; 141,12x18,08x10,32 м; 1 диз., 4400 л.с; 12,75 уз. Эк. 118 чел. 1 — 102-мм/45, 2x1 — 40-мм/56, 6 — 20-мм/70, 3 — 4 самолета.

 

Торговые авианосцы (MAC-ship), переоборудованы из танкеров в конце 1943 — начале 1944 г. Конструктивно близки к брит, авианосцам-танкерам типа "Rapana". Оснащены 8-цил. дизелями MAN. Несли по 3—4 самолета Swordfish 860 sqn RAF. Официально в состав ВМФ не входили, экипаж, кроме специалистов по вооружению и обслуживанию авиакрыла, оставался гражданским. В начале 1945 г. полетная палуба и все вооружение демонтированы, после чего суда продолжали использоваться по первоначальному назначению до 1958 г.

 

Вспомогательные крейсера

 

Голландский флот, по примеру британского, намеревался использовать крупные пассажирские суда в роли вспомогательных крейсеров для защиты протяженных торговых путей. Всего для переоборудования было выбрано 14 судов ("Nieuw Amsterdam", "Oranje", "Tegelberg", "Ruys", "Noordam", "Zaandam", "Sommelsdijk", "Bantam", "Japara", "Abbekerk", "Klipfontein", "Oranjefontein", "Elandsfontein"). Работы на некоторых были начаты в 1939 г., однако из-за хронической нехватки личного состава для комплектования команд ни на одном из них не были закончены, в конечном итоге суда использовались как войсковые или санитарные транспорты.

 

Вооруженные траулеры — 33 единицы

 

Как мобилизационный резерв корабельного состава для ВМФ в годы войны был использован достаточно крупный голландский рыболовный флот. Мобилизация и переоборудование рыболовных траулеров началась осенью 1939 г., а после оккупации Нидерландов работы были продолжены уже на английских базах. Траулеры использовались в качестве противолодочных кораблей и тральщиков, а также бонопостановщиков и сетевых заградителей. В 1942 г. начался их массовый вывод из боевого состава и замена на корабли, передаваемые Нидерландам по ленд-лизу, однако некоторые из траулеров оставались в строю до конца войны, при этом значительная их часть передавалась британскому флоту. Всего в составе голландского флота находилось 33 траулера:

"Alkmaar" (1914 г.; 310 брт; мобилизован в 1939 г.; захвачен немцами в мае 1940 г.; погиб в составе герм, флота), "Alma" (1915 г.; 206 брт; мобилизован в 1940 г.; возвращен владельцу в 1943 г.), "Amsterdam" (1913 г.; 241 брт; мобилизован в 1940 г.; переоборудован в бонопостановщик "Boeienschip 4", затем переоборудован в ТЩ и переименован в "Andijk"; передан Великобритании в 1943 г.), "Aneta" (1916 г.; 261 брт; мобилизован в 1939 г.; переоборудован в бонопоста-новщик "Boeienschip 6"; захвачен немцами в мае 1940 г.; погиб в составе герм, флота), "Antje" (1931 г.; 183 брт; мобилизован в апреле 1940 г.; возвращен владельцу в 1940 г.), "Azimuth" (1911 г.; 229 брт; мобилизован в 1939 г.; захвачен немцами в мае 1940 г.; погиб в 1944 г.), "Bergen" (1907 г.; 236 брт; мобилизован в 1940 г.; передан Великобритании в 1942 г.; погиб), "Bloemendaal" (1917 г.; 242 брт; мобилизован в 1940 г.; переоборудован в бонопостановщик "Boeienschip 5", затем — в ТЩ; передан Великобритании в 1943 г.), "Bruinvisch" (1929 г.; 164 брт; мобилизован в 1941 г.; передан Великобритании в 1943 г.; возвращен владельцу в 1946 г.), "Caroline" (1930 г.; 253 брт; мобилизован в 1940 г.; погиб на мине 28.4.1941), "Claesje" (1933 г.; 229 брт; мобилизован в марте 1940 г.; возвращен владельцу в 1946 г.), "Dirkje" (1934 г.; 233 брт; мобилизован в марте 1940 г.; возвращен владельцу в 1946 г.), "Dolfijn" (1920 г.; 168 брт; мобилизован в 1941 г.; в 1942 г. переименован в "Goeree"; в 1944 — 1945 гг. передавался брит, флоту под названием "Jude", затем возвращен владельцу), "En Avant" (1911 г.; 264 брт; мобилизован в 1939 г.; в 1943 — 1945 гг. передавался брит, флоту; возвращен владельцу в 1945 г.), "Eveline" (1912 г.; 206 брт; мобилизован в 1940 г.; погиб 27.1.1942 при столкновении с брит, траулером "Shera"), "Ewald" (1912 г.; 209 брт; мобилизован в 1939 г.; переоборудован в бонопостановщик "Boeienschip 6"; в 1940 г. переоборудован в ТЩ; в 1943 — 1945 гг. передавался брит, флоту; возвращен владельцу в 1945 г.), "Gerberdina Johanna" (1912 г.; 255 брт; мобилизован в 1940 г.; использовался как транспорт и плавбаза ТЩ; возвращен владельцу в 1947 г.), "Hercules" (1905 г.; 255 брт; мобилизован в 1940 г.; возвращен владельцу в 1942 г.), "Hollandia" (1917 г.; 220 брт; мобилизован в 1939 г.; в мае 1940 г. захвачен немцами; после войны служил как буксир в составе голланд. флота), "Isabel" (1906 г.; 166 брт; мобилизован в 1941 г.; в 1944 г. передан брит, флоту), "Jacqueline Clasine" (1906 г.; 206 брт; мобилизован в 1941 г.; в 1943 г. передан брит, флоту), "Libra" (1908 г.; 233 брт; мобилизован в мобилизован в 1940 г.; в 1943 г. передан брит, флоту), "Limburgia" (217 брт; мобилизован в 1940 г.; переоборудован в бонопостановщик "Boeienschip 2"; захвачен немцами в мае 1940 г.; погиб в составе герм, флота), "Maria Elizabeth" (1914 г.; 310 брт; мобилизован в 1941 г.; в 1944 — 1945 гг. передавался брит, флоту; возвращен владельцу в 1945 г.), "Maria R. Ommering" (1914 г.; 216 брт; мобилизован в 1939 г.; переоборудован в бонопостановщик "Boeienschip 3"; в 1940 г. переоборудован в ТЩ; в апреле 1941 г. поврежден при подрыве на мине; в 1943 г. передан брит, флоту), "Maria van Hattum" (1925 г.; 293 брт; мобилизован в 1940 г.; захвачен немцами в мае 1940 г.; погиб в составе герм, флота), "Noordsvaarder" (1897 г.; 179 брт; б. буксир; мобилизован в 1939 г.; возвращен владельцу в 1947 г.), "Rotterdam" (1916 г.; 231 брт; мобилизован в 1939 г. как патрульный корабль, в 1940 г. переоборудован в ТЩ; в 1943 г. передан брит, флоту), "Uiver" (1902 г.; 216 брт; мобилизован в 1940 г.; в 1942 г. передан брит, флоту), "Vikingbank" (1927 г.; 335 брт; мобилизован в 1940 г.; возвращен владельцу в 1946 г.), "Walrus" (1929 г.; 372 брт; мобилизован в 1939 г.; захвачен немцами в мае 1940 г.; погиб в 1943 г.), "Witte Zee" (226 брт; мобилизован в 1939 г.; захвачен немцами в мае 1940 г.; погиб в составе герм, флота), "Zwarte Zee" (1899 г.; 194 брт; мобилизован в 1941 г.; в 1941 г. переименован в "Ijmuiden"; исключен в 1942 г.; в 1944-1945 гг. служил в составе брит, флота; возвращен владельцу в 1946 г.),

 

Вооруженные суда иностранной постройки — 5 единиц

 

Вооруженные китобойные суда норвежской постройки (3 единицы): "Enen", "Femern", "Toern". Вошли в строй в 1940 г. (248 — 257 брт; 35,23x7,24x7 м; 1 ПМ, 1 ПК, 765 — 776 л.С.; 10,5 уз. Эк. 15 чел. 1 — 76-мм, 2 пул., 4 ГБ.)

 

Бывшие китобойные суда норвежской компании "Thor Dahl", построенные в 1929-1932 гг. Переданы голландскому флоту в 5.7.1940 в Нью-Орлеане (США), вооружены и использовались как патрульные корабли в Вест-Индии. Оснащены "асдиком" и электромагнитными тралами типа LL. Возвращены владельцу 21.8.1945 в Сент-Джонсе (Канада).

 

Вооруженные траулеры французской постройки (2 единицы): "Jean Frederic" (1919 г.), "Notre-Dame de France" (1931 г.). Вошли в строй в 1940 г. ("Jean Frederic": 329 брт; 42,24x7,2x3,96 м; 1 ПМ, 1 ПК, 70 л.С.; 12 уз. Эк. 39 чел. 4x1 — 75-мм, 2x1 — 12,7-мм. "Notre Dame de France": 433 брт; 45,9x8x? м; 126 л.с; 12 уз. Эк. 39 чел. 4x1 — 75-мм, 2 — 7,7-мм.)

 

Бывшие франц. траулеры, к моменту капитуляции Франции входили в состав франц. флота как СКР. Захвачены англичанами 3.7.1940 в рамках операции "Катапульта" и 25.11.1940 переданы гол-ланд, флоту. Вооружены 75-мм пушками образца 1897 г., на "Notre-Dame de France" в августе 1941 г. их заменили на орудия другой модели.

"Jean Frederic" 1.5.1941 потоплен герм, авиацией в р-не Фалмута; "Notre-Dame de France" возвращен 25.1.1942.