Колониальная морская служба

 

В подчинении колониальной администрации Голландской Ост-Индии находился довольно многочисленный флот, выполнявший функции береговой охраны, — так называемая "колониальная морская служба" (Dienst der Scheepvaart). Она предназначалась для борьбы с контрабандистами, работорговцами и пиратами, контроля за судоходством и поддержания навигационного режима, лоцманской службы, перевозки людей и грузов между островами архипелага на небольшие расстояния в интересах колониальной администрации (перевозками на дальние расстояния занималась пароходная компания "Koninklijke Paketvaart Maatschappij" — КРМ). Корабельный состав колониальной морской службы был представлен небольшими патрульными кораблями, таможенными, разъездными, гидрографическими, спасательными и прочими судами и катерами. В военное время корабли и суда колониальной морской службы становились резервом для военно-морского флота.

Организационно колониальная морская служба делилась на флот генерал-губернаторства (Gemilitariseerde Gouvernementsmarine), службу судоходства (Dienst der Gewestelijke Vaartuigen) и бакенно-маячную службу (Dienst der Bebakening en Kustverlichting). Следует также отметить, что в большинстве источников под термином "Gouvemementsmarine" объединяется весь колониальный флот, что является ошибкой.

Колониальная морская служба была мобилизована в сентябре 1939 г. и перешла под контроль командования военно-морских сил, хотя по-прежнему продолжала заниматься патрулированием внутренних водных путей архипелага. Корабли и суда при этом сохранили преимущественно гражданские экипажи, хотя часть из них была включена в состав военно-морского флота. Так, "Zuiderkruis" еще в 1937— 1938 гг. был переоборудован в плавбазу ПЛ, "Rigel" стал минным заградителем, "Castor" — плавмастерской; "Sirius", "Fazant II", "Poolster", "Reiger", "Arend" — плавбазами гидроавиации.

По состоянию на 1939 г. в состав колониальной морской службы входило 26 кораблей и судов, не считая более мелких единиц.

 

Патрульные корабли

 

"Albatros" (1912 г.; 807 т; 12 уз.; 2 — 37-мм). Затоплен в Сурабае 2.3.1942, поднят японцами, введен в строй как "Abatoe-Maru", возвращен в 1945 г.,

 

"Aldebaran" (1913 г.; 892 т; 12 уз.; вооружение неизвестно). 2.3.1942 затоплен в Сурабае.

 

Тип "Canopus" (3 единицы): "Canopus", "Deneb", "Bellatrix" (1914—1915 г., 773 т; 12 уз; 2 — 37-мм на "Canopus" и "Deneb" или 1 —75-мм на "Bellatrix". "Canopus" потоплен 5.3.1942 япон. авиацией в Чилачапе; поднят японцами, введен в строй как "Ariake-Maru", возвращен в 1945 г. "Deneb" потоплен 4.2.1942 япон. авиацией в р-не арх. Линга. "Bellatrix" 1.3.1942 затоплен в Танджунг-Приоке; поднят японцами, возвращен в 1945 г.

 

"Eridanus" (1918 г.; 996 т; 12 уз.; 2 — 37-мм). 2.3.1942 затоплен в Сурабае, поднят японцами, введен в строй как "Enoshima-Maru", возвращен Нидерландам в 1945 г.

 

"Gemma" (1918 г.; 845 т; 13 уз.; 1 — 75-мм). 2.3.1942 затоплен в Сурабае, поднят японцами, введен в строй как "Kita-Maru", возвращен в 1945 г.

 

Тип "Pollux" (3 единицы): "Pollux", "Sirius", "Wega" (1922 г., 1001 — 1018 т; 12,5 уз.; 1 — 75-мм). "Wega" потоплен 26.1.1942 япон. авиацией у Олеле. "Sirius" потоплен 28.2.1942 япон. авиацией сев.-зап. о. Ява. Судьба "Pollux" не установлена.

 

"Fomalhaut" (1923 г.; 1001 т; 12,5 уз.; 2 — 37-мм). 2.3.1942 затоплен в Сурабае.

 

Тип "Merel" (3 единицы); "МегеГ, "Reiger", "Fazant" (1928—1931 г., 623 т; 46,4/51,2x8,4x2,7 м; 2 ПК, 1 ПМ, 525 л.с; 12 уз. 1 —75-мм, 1 пул.). "Reiger" погиб 28.2.1942 в результате навигационной аварии сев.-зап. о. Ява. "Merel" и "Fazant" 1.3.1942 затоплены в Танджунг-Приоке; "Fazant" поднят японцами, введен в строй как Р-109, возвращен в 1945 г.

 

Тип "Arend" (2 единицы): "Arend", "Valk" (1929 г., 748/1011 т; 70,1x9x2,8 м; 2 ПК, 2 ПМ, 1400 л.с; 15 уз; 275 т нефти; 1400 (10) миль. 2 — 75-мм, 1 пул., 1 гидросамолет). "Arend" затоплен в Танджунг-Приоке 1.3.1942; поднят японцами, введен в строй как Р-108; возвращен в 1945 г.; потоплен как мишень в 1948 г. "Valk" затоплен в Чилачапе 8.3.1942; поднят японцами, введен в строй как Р-104; погиб 24.8.1945 на мине близ Майдзуру.

 

Гидрографические суда

 

"Castor" (1915 г.; 670 т), "Hoofdinspecteur Zeeman" (1909 г.; 803 т), "Orion" (1912 г.; 1052 т), "Poolster" (1939 г.; 1565 т; 1 — 75-мм, 2 — 12,7-мм), "Tarakan" (нет данных), "Tydeman" (1916 г.; 1160 т; 2 — 37-мм), "Willibrord Snellius" (1928 г.; 930 т; 1 — 75-мм), "Zeefakkel" (нет данных), "Zuiderkruis" (1924 г.; 2661 т; 2 — 75-мм, 2 — 20-мм, 4 пул.).