ВМС Португалии

 

К 1920-м годам Португалия давно уже пребывала в статусе третьеразрядных морских держав, являясь слабым и бедным государством "на задворках" Европы. Но при этом страна сохраняла обширные колониальные владения в Африке (Ангола, Мозамбик, Гвинея, Сан-Томе и Принсипи, о-ва Зеленого Мыса) и в Азии (Восточный Тимор, Макао, анклавы в Индии — Гоа, Диу и Даман), общая площадь и население которых намного превышали таковые показатели метрополии. В силу этого весьма немногочисленные ВМС (Marinha Portuguesa), который могла позволить себе Португалия, были в основном ориентированы на задачи обеспечения присутствия в колониях и их охраны.

В 1926 г. в Португалии был установлен правоавторитарный режим, который с 1930 г. возглавил Антониу ди Оливейра Салазар, находившийся у власти до 1968 г. Его правительство предприняло усилия по модернизации страны и ее вооруженных сил и по развитию колониальной империи. В том же 1930 г. была принята десятилетняя судостроительная программа обновления состава ВМС. Первоначально ее исполнение планировалось разделить между традиционно союзной Великобританией и фашистской Италией, которой режим Салазара пытался подражать, однако вскоре вековое британское влияние полностью возобладало и все новые корабли были построены в Великобритании или в Португалии с английской помощью. В 1933 — 1937 гг. в строй были введены 5 ЭМ, 3 ПЛ и 6 колониальных ШЛ ("авизо"), сформировавших достаточно сбалансированное и современное ядро португальского флота на следующие два десятилетия.

В годы Второй мировой войны Португалия оставалась нейтральной, придерживаясь при этом в целом пробританской ориентации. Ее вооруженные силы не участвовали в боевых действиях, хотя Восточный Тимор с марта 1942 г. по сентябрь 1945 г. был оккупирован японцами (которые в 1943 — 1945 гг. фактически контролировали и Макао), а Азорские о-ва в 1943 г. были предоставлены португальским правительством для размещения англо-американской военно-воздушной базы, сыгравшей важную роль в Битве за Атлантику. В обмен на эту услугу Португалия получила от западных союзников некоторое количество боевой техники, включая 4 вооруженных траулера.

 

Эсминцы и миноносцы

 

Эскадренные миноносцы типа "Lima" — 5 единиц

43.jpg

 

"Lima" (Y, н.д./29.5.1933/12.10.1933 — исключен 16.10.1965), "Vouga" (Y, н.д./25.1.1933/ 24.6.1933 — исключен 3.6.1967), "Dao" (Lb, н.д./30.7.1934/5.1.1935 — исключен 29.11.1960), "Douro" (II) (Lb, н.д./15.8.1934/11.2.1936 — исключен в 12.1959), "Tejo" (II) (Lb, н.д./4.5.1935/ 12.10.1935 — исключен 9.2.1965)

 

1219/1563 т; 93,57/98,45x9,45x3,35 м; 2 T3A, 3 ПК, 33 000 л.с; 36 уз.; 311 т нефти; 3500 (15) миль. Эк. 127 чел. 4x1 — 120-мм/50, 3x1 — 40-мм/39, 2x4 — 533-мм ТА, 20 мин, 2 БС (12 ГБ).

 

Спроектированы фирмой "Yarrow" на основе брит. ЭМ "Ambuscade". От британского прототипа отличались артиллерией главного калибра — на португальских ЭМ стояли 120-мм/50 орудия "Vickers-Armstrong" Mk.G с раздельно-гильзовым заряжанием и с коробчатыми щитами. Зенитное вооружение составляли три 40-мм/39 "пом-пома" в одинарных установках с 85-град. углом возвышения (два на кормовой надстройке, один между трубами). Все корабли оборудовались для минных постановок, но при наличии мин на борту метацентрическая высота падала до опасного значения. ЭУ включала в себя три ПК "Yarrow" с боковым расположением топок и подогревателями воздуха (рабочее давление 28 атм.) и двухвальный ТЗА системы "Curtiss" с турбинами экономического хода системы "Parsons".

Контракт с Yarrow на изготовление двух кораблей и четырех комплектов механизмов был заключен 12.6.1931. "Lima" и "Vouga" строились в Англии, "Douro" и "Tejo" — в Португалии на военно-морской верфи в Лиссабоне. 18.1.1933 последовал заказ на еще один комплект механизмов — для намеченного к постройке в Португалии "Dao". Первым на испытания вышел "Vouga". 6.6.1933 на мерной миле он показал 36,17 уз. при мощности 32 255 л.с. На испытаниях "Lima" 12.9.1933 был зафиксирован результат 36,36 уз. при мощности 33 050 л.с. Вскоре после вступления в строй численность экипажа кораблей была увеличена до 147 чел.

Два корабля из строившихся на португальской верфи — "Douro" и "Tejo" — в начале 1934 г., еще до вступления в строй, были проданы Колумбии под названиями "Caldas" и "Antioquia" в качестве противовеса двум перуанским эсминцам типа "Новик", купленным в 1933 г. в Эстонии. Вместо них в Лиссабоне были заложены два новых корабля под теми же названиями "Douro" и "Tejo", механизмы для которых в очередной раз заказали "Yarrow".

В середине Второй мировой войны на всех ЭМ было произведено усиление зенитного вооружения: установлено 3x1 20-мм/70 автомата (два на мостике, один позади второй трубы). Позже были демонтированы носовой ТА и все "пом-помы", вместо которых установили еще 4x1 20-мм/70 и 4 БМБ, экипаж вырос до 184 чел. Дальнейшие модернизации производились после войны.

 

Миноносец "Tamega" — 1 единица

44.jpg

 

"Tamega" (Y/Lb, 21.10.1922 — исключен в 1945)

 

515/660 т; 73,2x7,28x2,3 м; 2 ПТУ, 3 ПК, 11 000 л.с. 27 уз.; 146 т угля. Эк. 80 чел. 1x1 — 102-мм/40 2x1 — 76-мм/40, 2x2 — 457-мм ТА.

 

Один из 4 ЭМ типа "Douro", строившихся в 1912 — 1922 гг. и близких по конструкции к брит. ЭМ типа "River". Изготавливались в Англии фирмой "Yarrow" и собирались из готовых секций на верфи в Лиссабоне. Головной корабль на испытаниях развил скорость 30,3 уз. Из построенных ЭМ "Vouga" потерпел крушение 1.5.1931, "Douro" и "Guadiana" списаны в 1931 и 1934 гг. соответственно. К началу Второй мировой войны "Tamega" считался устаревшим и использовался главным образом в качестве учебного; исключен из списков флота сразу после ее окончания.

 

Миноносцы 250-тонного типа — 2 единицы

45.jpg

 

"Ave" (б. 86F, Dan, 26.1.1914/19.12.1914/ 10.5.1916 — исключен в 1940), "Sado" (б. 89F, Dan, 13.5.1914/12.5.1915/6.2.1916-исключен 30.7.1940)

 

266/330 т; 58,5/58,8x5,8x1,5 м; 2 ПТУ, 2 ПК, 5000 л.с; 28 уз.; 20 т угля + 34 т нефти; 1200 (16) миль. Эк. 41 чел. 1x1 — 66-мм/30, 1x1 — 57-мм, 2 пул., 2x2 — 450-мм ТА.

 

Принадлежали к многочисленной серии австро-венгерских мореходных мм 250-тонного типа, построенных в годы Первой мировой войны. После ее окончания при разделе австро-венгерского флота 6 единиц в 1921 г. были переданы Португалии. Весьма удачные для своего времени корабли, но к началу Второй мировой войны устарели. Оригинальное вооружение состояло из 2x1 66-мм/ЗО орудий и 2x2 450-мм ТА, но Португалии корабли передавались только с одним 66-мм носовым орудием, в португальской службе на корме устанавливалась 57-мм пушка "Hotchkiss" и собственные ТА.

Однотипные "Zezere" (б. 85F) и "Cavado" (б. 88F) потерпели крушение на камнях у м. Бон 29.12.1921 при переходе в Португалию; "Lis" (б. 90F) и "Mondego" (б. 91F) исключены в 1934 и 1938 гг. соответственно. "Ave" и "Sado" находились в изношенном состоянии и были списаны в 1940 г.

 

Подводные лодки

 

Подводные лодки типа "Delfim" — 3 единицы

46.jpg

 

"Delfim" (VA, 9.3.1933/1.5.1934/1935 — исключена в 1950), "Espadarte" (VA, 9.3.1933/ 30.5.1934/1935 — исключена в 1950), "Golfinho" (VA, 9.3.1933/30.5.1934/1935 — исключена в 1950)

 

Надводное — 800 т, подводное — 1092 т; 69,23x6,5x3,9 м; 2 диз./2 ЭД, 2300/1000 л.с; 16,5/9,25 уз; 5000 (10)/110 (4) миль. Эк. 38 чел. 1x1 — 102-мм/40, 2 пул., 6 — 533-мм ТА (4 носовых, 2 кормовых, 12 торпед).

 

В 1930 г. Португалия заказала итальянской верфи CRDA в Монфальконе четыре ПЛ — две большие (1045/1305 т, 17/8 уз, 8 — 533-мм ТА, 2x1 100-мм/47 орудия) и две средние (780/1000 т, 14/8 уз, 6 — 533-мм ТА, 1x1 — 100-мм/47 орудие). Они были начаты постройкой в 1931 г. (большие ПЛ получили названия "Delfim" и "Espadarte"), однако вскоре португальское правительство по финансовым соображениям расторгло контракт. Все 4 лодки впоследствии были достроены для ВМС Италии как "Glauco" и "Otaria" (большие), "Argo" и "Velella" (средние).

Взамен в 1931 г. заказ на три средние ПЛ был выдан британскому концерну "Vickers-Armstrong", строительство велось в Барроу. Португальские лодки были полуторакорпусными и конструктивно подобны типичным английским ПЛ межвоенного периода, отличаясь зауженным корпусом. Дизели "Vickers". 102-мм/40 орудие "Vickers-Armstrong" Mk.M находилось в надстройке, переходящей в ограждение рубки и было полностью закрыто обтекаемым щитом. Все ТА имели запасные торпеды.

 

Авизо

 

Авизо типа "Alfonso de Albuquerque" — 2 единицы

47.jpg

 

"Alfonso de Albuquerque" (HL, 24.5.1933/ 28.5.1934/31.1.1935 — погиб 18.12.1961), Bartolomeu Dias" (HL, 1933/10.10.1934/ 1935 — исключен в 1969)

 

1788/2480 т; 99,6/103,17x13,49x3,83 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 8000 л.с; 21 уз.; 580 т нефти; 8000 (10) миль. Эк. 184 чел. 4x1 — 120-мм/50, 2x1 — 76-мм/50, 4x1 — 40-мм/ЗЭ, 40 мин, 2 БС.

 

Колониальные шлюпы с большой дальностью плавания. Заказ первоначально был выдан в 1931 г. итальянской фирме ОТО (предложившей корабли в 2100 т стандартного водоизмещения), но в связи с традиционно сильным английским влиянием и по финансовым мотивам его в том же году опять передали фирме "Hawthorn Leslie". Проект разработан под влиянием франц. авизо типа "Bougainville". Официально "Alfonso de Albuquerque" и "Bartolomeu Dias" числились авизо 1-го класса. 120-мм/50 орудия "Vickers-Armstrong" Mk.G аналогичны устанавливавшимся на ЭМ типа "Lima". ЭУ включала два треугольных ПК "Yarrow" и двухвальный ТЗА типа "Parsons". Первоначально принимали на борт гидросамолет, но авиационное оборудование было демонтировано вскоре после вступления кораблей в строй. К концу Второй мировой войны 40-мм/ЗЭ "пом-помы" демонтированы, взамен установлено 8x1 20-мм/70 автоматов и 4 БМБ.

"Alfonso de Albuquerque" 18.12.1961 тяжело поврежден артогнем индийского фрегата "Betwa" в р-не Гоа (Индия) и выбросился на берег. "Bartolomeu Dias" в феврале 1967 г. был переформирован в плавучую базу и переименован в "Sao Cristovao".

 

Авизо "Goncalo Velho" — 2 единицы

48.jpg

 

"Goncalo Velho" (HL, 9.10.1931/3.8.1932/ 1933 — исключен в 6.1961), "Honsales Zarko" (HL, 9.10.1931/28.11.1932/1933 — исключен в 1969)

 

950/1414 t; 81,6x10,82x3,4 m; 2 T3A, 2 ПК, 2000 л.с; 16,5 уз.; 335 т нефти; 6000 (10) миль. Эк. 142 чел. 3x1 — 120-мм/50, 4x1 — 40-мм/40, 2 БС.

 

Небольшие, но хорошо вооруженные колониальные шлюпы. Заказаны в 1931 г. в Великобритании фирме "Hawthorn Leslie". Проект разработан на базе брит, шлюпа "Bridgewater", от которого португальский корабль отличался увеличенной шириной корпуса, наличием третьего 120-мм орудия и увеличенным запасом топлива, но не имел трального оборудования. 120-мм/50 орудия "Vickers-Armstrong" Mk.G. Официально классифицировались как авизо 2-го класса. В 1943 г. "пом-помы" заменены на 5x1 20-мм/70 автоматов, установлены 4 БМБ.

 

Авизо типа "Pedro Nunez" — 2 единицы

49.jpg

 

"Pedro Nunez" (Lb, 1930/17.3.1934/ 1935 — исключен в 1976), "Joao de Lisboa" (Lb, 1930/21.5.1936/1937 — исключен 17.8.1966)

 

960/1220 т; 71,6x10x3,7 м; 2 диз., 2400 л.с; 16,5 уз., 126 т соляра; 8000 (10) миль. Эк. 138 чел. 2x1 — 120-мм/50, 2x1 — 76-мм/50, 4x1 — 40-мм/40, 2 БС.

 

Колониальные шлюпы, официально классифицируемые как авизо 2-го класса. Сконструированы и построены в Португалии. "Joao de Lisboa" в постройке носил название "Infante D. Henrique". Имели оригинальный гладкопалубный корпус и ЭУ с дизелями MAN. 120-мм/50 орудия "Vickers-Armstrong" Mk.G. К концу Второй мировой войны "пом-помы" заменены на 5x1 20-мм/70 автоматов, установлены 4 БМБ.

В послевоенные годы оба переоборудованы в ГИСУ — "Pedro Nunez" в 1956 г., "Joao de Lisboa" в 1961 г.

 

Авизо типа "Flower" — 2 единицы

 

"Charvalho Araujo" (б. "Jonquil", Cnl, 1915/12.5.1915/1915 — исключен в 1959), "Republica" (б. "Gladiolus", Cnl, 1915/ 25.10.1915/1916 - исключен в 1943)

 

900/1190 т; 80x9,8x3,6 м; 1 ПМ, 2 ПК, 2242 л.с; 17 уз.; 335 т нефти; 5000 (15) миль. Эк. 137 чел. 2x1 — 102-мм/45, 2x1 — 76-мм/45, 4x1 — 57-мм, 2 пул., 2 БС {вооружение только на "Republica").

 

Бывшие британские шлюпы типа "Flower" постройки периода Первой мировой войны, куплены Португалией в 1920 г., переданы, соответственно, в мае и сентябре того же года. В Португалии перевооружены. Незначительно отличались по ТТХ (приведены данные для "Charvalho Araujo"). Классифицировались как авизо 2-го класса.

"Charvalho Araujo" в 1937 г. был перестроен в ГИСУ с полным снятием вооружения и увеличением надстроек и в таком виде оставался в строю до 1959 г., тогда как "Republica" исключили из состава флота в годы войны.

 

Канонерские лодки и патрульные корабли

 

Канонерские лодки типа "Beira" — 6 единиц

50.jpg

 

1-я серия: "Beira" (Lb, 1910 — исключена 1945), "Ibo" (Lb, 1911 — исключена 1953)

2-я серия: "Mandovi" (Lb, 1917 — исключена 1959)

3-я серия: "Zaire" (б. "Goa", Lb, 1925 — исключена 1960), "Damao" (Lb, 1927 — исключена 1945), "Dio" (Lb, 1929 — исключена 1970)

 

397/492 t; 46x8,4x2,1 м; 2 ПМ, 2 ПК, 700 л.с; 13 уз.; 85 т угля; 3200 (9) миль. Эк. 67 чел. 2x1 — 76-мм/40, 2x1 — 47-мм (на "Mandovi" — только 4x1 — 47-мм).

 

Небольшие колониальные канонерские лодки, строились в Лиссабоне тремя сериями. "Beira" и "Ibo" были спущены в 1910 — 1911 гг., "Mandovi", "Bengo" и "Quanza" — в 1917 г. (две последние списаны в 1935 г.), "Goa" (затем "Zaire"), "Damao" и "Dio" — в 1925 — 1929 гг. и не имели таранного форштевня. На КЛ первой серии были установлены цилиндрические ПК, на следующих — ПК Yarrow. Корабли первых двух серий неоднократно перевооружались. "Beira" в 1936 г. переоборудована в ГИСУ со снятием всего вооружения, после войны в ГИСУ были также переформированы "Mandovi" (в 1945 г.) и "Ibo" (в 1948 г.). В конце Второй мировой войны на "Zaire" установлены 2x1 20-мм/70 автомата и 2 БС.

 

Патрульные корабли типа "Р" — 4 единицы

 

Р-1 (б. "Bruray", Chr, 1940 — исключен в 1956), Р-2 (б. "Mangrove", FF, 1940 — исключен в 1967), Р-3 (б. "Hayling", Chr, 1941 — исключен в 1957), Р-4 (б. "Whalsay", Chr, 1941 — исключен в 1968)

 

545/770 т; 49,99x8,43x3,38 м; 1 ПМ, 1 ПК, 850 л.с; 12,25 уз.; 183 т угля; 3500 (8) миль. Эк. 40 чел. 1x1 — 76-мм/45, 2x1 — 20-мм/70, 2 БМБ.

 

Британские "адмиралтейские" траулеры типов "Isles" и "Tree", переданы Португалии в аренду в октябре 1943 г. Использовались как патрульные и эскортные корабли и как ТЩ. В июле 1945 г. возвращены Великобритании, но уже в 1946 г. выкуплены португальцами и снова введены в состав ВМС под новыми названиями, соответственно, "Sao Miguel", "Faial", "Terceira", "Santa Maria" вместо номерных обозначений.

 

51.jpg

Патрульные корабли типа "Azevia" (6 единиц): "Azevia", "Bicurda", "Corvina", "Dourada", "Espadilha" "Fataca". Вступили в строй в 1941 — 1942 гг.

 

230/270 т; 42,6x6,5x2,1 м; 2 диз., 2400 л.с; 17 уз.; 25 т нефти; 3700 (11) миль. Эк. 37 чел. 2x2 — 25-мм.

 

Патрульные корабли охраны рыболовства, построены в Португалии в 1941 — 1942 гг. Представляли собой по сути большие СКА. К концу Второй мировой войны перевооружены на 2x1 20-мм/70 автомата, 2 пул., 2 БС. "Fataca" потерпел крушение на камнях 22.1.1949, остальные списаны в 1971 — 1976 гг.

 

52.jpg

Патрульные корабли типа "Faro" (2 единицы): "Faro", "Lagos". Вступили в строй в 1927 — 1930 гг.

 

300 т; 37x6,7x3,2 м; 1 ПМ, 650 л.с; 13 уз.; 22 т угля; 2000 (7,5) миль. Эк. 55 чел. 2x1 — 37-мм.

 

Патрульные корабли охраны рыболовства, построены в Лиссабоне. Исключены около 1960 г.

 

Патрульный корабль "Torres Garcia" (1928) — 1 единица.

 

250 т; длина 28 м; ПМ.

 

Патрульный корабль охраны рыболовства, построенный в Виго (Испания). Исключен около 1945 г.

 

Речная канонерская лодка "Tete" (Y, 1918) — 1 единица

 

100 т; 23,4x6,1x0,7 м; 1 ПМ, 1 ПК, 70 л.с; 8 уз. 2 — 47-мм, 2 пул.

 

Заднеколесная речная КЛ со стальным корпусом для службы на реке Замбези в Африке. Построена в Англии, собрана из секций и спущена в Шинде (Мозамбик) в 1920 г. Списана только в 1975 г., после предоставления Мозамбику независимости.

 

Речная канонерская лодка "Macau" (Y, 1910)— 1 единица

 

95/133 т; 36,5x5,9x0,7 м; 2 ПМ, 1 ПК, 250 л.с; 11,8 уз. Эк. 24 чел. 2 — 57-мм, 3 пул.

 

Речная КЛ со стальным корпусом для службы в Китае. В 1943 г. по требованию японцев передана им в Макао и 15.8.1943 вошла в состав японского флота как "Maiko". После войны передана Китаю как "Wu Feng", где служила до 1968 г.

 

Речная канонерская лодка "Rio Minho" (Lb, 1904)— 1 единица

 

38 т; 24,6x4x0,6 м; 1 ПМ, 1 ПК, 64 л.с; 7,5 уз. Эк. 8 чел. 2 — 37-мм.

 

Колесная КЛ. Заложена как "Infante Dom Manuel", формально построена для пограничной службы на реке Миньо, но фактически использовалась для охраны рыболовства и для прочих нужд местных властей. Списана в 1940-е гг.

 

Кроме того, в период 1939 — 1945 гг. в состав ВМС Португалии входили старая малая КЛ "Limpopo" (1890 г., 288 т, находилась в Африке), патрульный корабль охраны рыболовства "Lince" (1911 г., 77 т.) и малые МЗ "Vulcano" (1910 г., 151 т) и "Mineiro" (1892 г., 77 т). Все они были списаны в 1940-е гг.