Описание конструкции

 

Подводные лодки типа «Морж» были двухвинтовыми, однокорпусными, имели развитую по длине легкую надстройку и рубку. Исходя из намерения применить на практике свои расчеты по снижению сопротивления движению в воде, известный русский ученый и кораблестроитель, заведующий Опытовым бассейном полковник (позже — генерал-майор) И.Г. Бубнов разработал форму корпуса, обводы которого были образованы математическими кривыми. Характерной особенностью было то, что все сечения лодки, за исключением оконечностей, представляли собой круговые конструкции, связанные математическими зависимостями с длиной и осадками (впервые эта идея была реализована при постройке «Акулы»).

В нос и корму от миделя диаметры окружностей плавно уменьшались, причем верхняя кромка выполнялась в виде горизонтальной плоскости, тогда как центры шпангоутов располагались по кривой, образованной сложным математическим уравнением. При этом отношение хорды, в качестве которой принималась грузовая ватерлиния, к радиусу соответствующего кругового шпангоута оставалось величиной постоянной. Оконечностям же, с целью уменьшения сопротивления движению ПЛ, придавалась форма быстроходного надводного корабля с характерным для того времени таранным образованием.

Корпус и обе сферические переборки в оконечностях выполнялись клепаными. Основной конструкционный материал — сталь, в оконечностях — никелевая, с толщинами 10,5 и 12 мм. Надстройка — из обычной стали.

Дифферентные цистерны И.Г. Бубнов расположил в верхней части пространства между двумя сферическими переборками (в носу и в корме корпуса ПЛ), соединенными между собой горизонтальной диафрагмой. Цистерны главного балласта (носовая — 42,3 т, кормовая — 40,4 т) находились в оконечностях ПЛ, заполнение их производилось помпами.

Набор лодки в средней части состоял из кольцевых шпангоутов со шпацией 305 мм, обшивка толщиной 10 мм выполнялась в виде двух поперечных полуколец. Там же, в средней части размещались внутренние балластные и топливные цистерны, цистерна пресной воды, а также якорная заместительная цистерна. Легкая надстройка («верхняя площадка») над прочным корпусом на длине до 10 м в нос и в корму образовывала в своей средней части верхнюю наружную цистерну, постоянно соединенную с забортной водой шпигатами. Ее боковые стенки и настил ее выполнялись из 3-мм стальных листов, набор — из угольников (шпация 305 мм). Сама надстройка шириной 2,2 м возвышалась над водой на 1,5—1,85 м.

В средней части прочного корпуса, одна над другой, располагались две средние цистерны — т. н. «отрывная» (на случай аварийного всплытия) и уравнительная, обе в виде цилиндров диаметром 1,83 м из 8-мм и 6-мм листовой стали соответственно.

В нос и корму набор состоял из 4-мм флоров (шпация 305 мм) с вырезами, соединяясь по бортам со шпангоутами (швеллеры), в свою очередь, последние в верхней части скреплялись бимсами. По уровню грузовой ВЛ проходили промежуточные бимсы (швеллеры), перевязанные в диаметральной плоскости швеллером, а по бортам—стрингерами.

В диаметральной плоскости по наружной обшивке проходило сплошное ребро (сплошной лист толщиной 4 мм с двумя уголками). Все ребра набора перевязывались между собой кницами соответствующих размеров.

Наружная обшивка в оконечностях набиралась из продольно идущих 5-мм листов, причем по уровню грузовой ВЛ предусматривался добавочный (усиленный) пояс.

Рубка выполнялась из листов толщиной 10 мм, причем листы набора близ компаса предусматривались из маломагнитной стали. Над прочной рубкой предусматривался легкий мостик с шахтой для спуска в рубку и приемными трубами вентиляции, при этом последние при погружении ПЛ подлежали заполнению водой. При этом конструкция мостика и рубки, а также соединение их между собой в случае аварийного разрушения мостика исключали нарушение непроницаемости рубки.

Внутри прочной рубки устанавливались два перископа (системы Герца) с гидравлическим приводом для подъема и опускания, а на крыше ее ограждения — нактоуз для съемного компаса. Лодка оснащалась радиостанцией с радиусом действия до 100 миль, а также переносным прожектором. Для обеспечения работы радиотелеграфа в корму от рубки устанавливалась подъемная радиомачта.

Штевни и баллеры рулей предусмотрены коваными. В состав якорного устройства входили три якоря (два по 540 кг, один — 160 кг) для стоянки в надводном положении и два (носовой в 320 и кормовой в 240 кг) для стоянки на глубине системы Бакстера, а также электрический шпиль и лебедка. Из спасательных средств имелась парусиновая шлюпка, убиравшаяся внутрь или в надстройку, а также спасательные жилеты и круги для всего личного состава.

Для перехода лодки из надводного в позиционное положение требовалось при закрытых клапанах вентиляции палубной цистерны заполнить концевые ЦГБ (для этого служили два главных центробежных водоотливных насоса производительностью по 500 т/ч). Чтобы перейти в подводное положение, командиру следовало лишь открыть клапаны вентиляции палубной цистерны, заполнявшейся забортной водой уже самотеком.

Всплытие ПЛ выполнялось в обратном порядке продуванием палубной цистерны с одновременной откачкой воды из концевых ЦГБ. Аварийное всплытие могло выполняться путем продувания всех ЦГБ. Сжатый воздух под давлением 200 атм хранился в «воздухохранителях» (баллонах) общим объемом 1,77 м3 в носу и корме. В целях пополнения запасов сжатого воздуха лодка оснащалась двумя компрессорами. В носовой части устанавливался компрессор производства британской фирмы «Элвилл» производительностью в 200 л/ч, а в кормовой — более мощный компрессор шведского завода Людвигсберга производительностью в 500 л/ч. Последний имел как электрический привод, так и привод вспомогательного дизель-генератора («дизель-динамо») мощностью 45 л.с. Также имелся вспомогательный водоотливной насос производительностью 45 т/ч.

Движение в надводном положении ПЛ обеспечивалось двумя дизельными четырехтактными двигателями мощностью по 250 л.с. Полный запас топлива, хранившийся в топливных цистернах, составлял около 54,4 т, дальность плавания лодки 10-узловым ходом достигала 2600 миль.

Для обеспечения подводного хода служили два электромотора постоянного тока мощностью в 500 л.с. каждый при напряжении 120 В. Разобщение гребных валов могло осуществляться в двух местах посредством фрикционных и кулачковых муфт. В режиме зарядки электродвигатели действовали как генераторы. Масса аккумуляторной батареи емкостью около 2155 А-ч (240 элементов системы «Мэто») с системой вентиляции (2 вентилятора) составляла 170 т.

В качестве движителей проектом предусматривалась установка двух трехлопастных гребных винтов с возможностью изменения шага, однако фактически после замены предусмотренных проектом дизелей на 250-сильные двигатели были установлены другие, четырехлопастные гребные винты.

Рабочая глубина погружения составляла 45,5 м, но прочность корпуса ПЛ была рассчитана на предельную глубину в 91 м.

Согласно расчетам, мореходность лодки в надводном положении должна была обеспечиваться при ветровой нагрузке до 8 баллов и соответствующем волнении, причем в позиционном положении (имеется в виду положение, из которого требуется не более 1 минуты для перехода в боевое без дополнительной удифферентовки лодки) требовалось обеспечить движение под дизелями при волнении до 3—4 баллов.

Для размещения командира и офицеров на лодке предусматривались каюты, также имелась офицерская кают-компания, камбуз. Унтер-офицеры и матросы размещались в кубриках в носу и корме.

Вооружение лодок состояло из двух носовых и двух кормовых трубчатых минных (торпедных) аппаратов завода «Г.А. Лесснер» и восьми наружных решетчатых (в ряде источников они называются траверзными) ТА системы С.К. Джевецкого (Джевецкого-Подгорного). Все они предназначались для стрельбы 45-см самодвижущимися 5,5-метровыми минами (торпедами) образца 1912 г. Запасные торпеды отсутствовали. Трубчатые ТА имели общие «воздухохранители» — по одному на носовую и кормовую группу ТА соответственно, причем их устройство исключало залповую стрельбу торпедами, позволяя выпускать их только последовательно, в соответствии с принятой тогда практикой.

Наружные ТА имели сектора обстрела 20—160 градусов от ДП и позволяли выполнять как стрельбу одиночными торпедами, так и залповую стрельбу с параллельным ходом торпед, веером или «кинжальную» аппаратную стрельбу (ни один из флотов того времени не имел на вооружении своих подводных лодок ничего подобного).

Автономность лодок по запасам провизии составляла 10 суток. Комплектация личного состава включала командира, трех офицеров и 43 унтер-офицера и матроса.

 

Основные ТТХ ПЛ типа «Морж»

 

«Нерпа»

«Морж»

«Тюлень»

Водоизмещение, т:

надводное

подводное

 

630

760

 

630

760

 

630

760

Длина наибольшая, м

67,06

67,06

67,06

Ширина, м

4,47

4,47

4,47

Осадка средняя, м

3,91

3,91

3,91

Запас плавучести, %

20,5

20,5

20,5

Глубина погружения, м:

рабочая

предельная

 

45,5

91,0

 

45,5

91,0

 

45,5

91,0

Дизельные двигатели (число и мощность, л.с.)

2x250

2x250

2x250

Электромоторы (число и мощность, л.с.)

2x450

2x450

2x450

Число гребных валов

2

2

2

Скорость хода, уз.:

наиб, надводного

наиб, подводного

экон. надводного

экон. подводного

 

10,8

8-9,2

10

4-5

 

10,8

8-9,2

10

4-5

 

10,8

8-9,2

10

4-5

Дальность плавания, миль:

надводная

подводная

 

2250-2600(10)

125(6)-130(4-5)

 

2250-2600(10)

125(6)-130(4-5)

 

2250-2600(10)

125(6)-130(4-5)

Автономность, суток

10

10

10

Расчетное время непрерывного пребывания под водой, ч

24

24

24

Вооружение

Торпедное

Трубчатые 450-мм носовые ТА

Трубчатые 450-мм кормовые

Палубные ТА Джевецкого

 

2

2

8

 

2

2

8

 

2

2

8

Артиллерийское:

76-мм (88-мм*)

57-мм

47-мм

 

 

1

1

 

 

1

1

 

1

1

Средства наблюдения и связи:

перископ системы Герца (ед.)

радиостанция **

переносной прожектор

 

2

1

1

 

2

1

1

 

2

1

1

Экипаж (чел)

47

47

47

* Некоторое время на "Тюлене" стояло 88-мм австрийское орудие.

** Вероятно, как и артиллерийское вооружение, радиостанции на лодках были нескольких разных образцов. Так, на начало 1917 г. имеются следующие данные о типах фактически установленных на лодках радиостанций: "Морж" — аппарат Дюфлона образца 1914 г. мощностью 2 кВт, "Тюлень" — аппарат системы "Телефункен" образца 1909 г., тип установленной на "Нерпе" радиостанции установить не удалось. Однако наличие радиостанции на борту подтверждается фактами координации действий этой лодки по радио у турецкого побережья с миноносцами и другими кораблями.

 

Данные испытаний подводных лодок типа «Морж»

Данные испытаний

«Нерпа»

«Тюлень»

«Морж»

Дата подписания отчета или акта об испытаниях

30.12.1914

19.03.1915

30.04.1915

Максимальная надводная скорость, уз.

10,8

10,77

Мощность дизелей, л. с.

672

696

Максимальная подводная скорость, уз.

9,2

7,83

Дальность плавания в подводном положении (при скорости), миль

125 (6 уз.)

Время погружения

2 мин 43 с

3 мин 10 с

3 мин 34 с

Время всплытия

5 мин 06 с

5 мин 11 с

5 мин 10 с

Глубина пробного погружения, м

31,7

37,8

Время полной зарядки аккумуляторной батареи, ч

24