Гибель «Моржа»: тайна раскрыта?

 

Некоторую ясность в причины гибели «Моржа» удалось внести только в августе 2000 года, когда в Черном море у входа в пролив Босфор работала международная подводная экспедиция по поиску погибшего 24 февраля 1942 г. болгарского судна «Струма» с еврейскими беженцами (организатор проекта поиска — Грег Бакстон, родственники которого погибли на «Струме»).

В процессе поиска аквалангисты экспедиции Дэвид Уилкинс (видеооператор) и доктор Герент Фолкс-Джонс (оба из Великобритании) в точке с координатами 41° 22,45' с.ш. и 29° 15,81' в.д., где рыбаки не раз теряли свои сети, обнаружили лежащий на дне на 90-метровой глубине остов неизвестной субмарины. В силу лимитированного пребывания на указанной глубине аквалангисты ограничились беглым осмотром объекта и сняли короткий видеофильм. Последующее тщательное совместное изучение этого фильма, а также архивных материалов и фотографий позволило авторам и подводным исследователям однозначно идентифицировать находку, как русскую подводную лодку «Морж».

Лодка опутана многочисленными обрывками рыболовных сетей. Корпус лежит на грунте почти на ровном киле, причем кормовая оконечность протяженностью около 12 м оторвана взрывом — словно отрезана огромной бритвой — как раз в том месте, где заканчиваются кормовые торпедные аппараты Джевецкого. При этом оторванная корма развернута почти на 180 градусов так, что винты почти упираются место разрыва корпуса носового обломка корпуса. К тому же, корма лежит с креном около 70 градусов на левый борт. Правый кормовой горизонтальный руль возвышается над останками кормы, внутри которой хорошо различим один из двух 450-мм торпедных аппаратов. Отчетливо видны оба четырехлопастных гребных винта, из которых левый наполовину занесен донным илом.

Правый вал выступает далеко за кромку оторванной кормовой части.

От места разрыва основной корпус лодки на протяжении 6—8 метров имеет значительные разрушения — как раз в районе 4-й пары палубных торпедных аппаратов Джевецкого, обшивка местами провалилась вниз, скрыв под собой и кормовое 47-мм орудие. Внутри носовой части почти все пространство заполнено илом. При детальном осмотре корпуса погибшей субмарины достаточно хорошо видны элементы решетчатого торпедного аппарата системы Джевецкого (№ 6 — из 3-й пары левого борта), а также края ниши еще одного решетчатого аппарата. Правда, торпеды в них отсутствуют. На рубке, похоже, частично отсутствует легкая обшивка, зато местами различимы остатки сохранившегося леерного ограждения. Тумбы обоих перископов опутаны обрывками сетей, крышка рубочного люка приоткрыта. Перед рубкой выделяется одна из вентиляционных труб. Далее в сторону носовой оконечности аквалангисты не ходили и насколько там сохранился корпус субмарины пока неизвестно.

Судя по нейтральному положению горизонтальных рулей погибшей лодки, а также обеих частей корпуса на грунте, она в момент подрыва скорее всего находилась на поверхности моря и не имела хода, а причиной гибели ее стала плавающая мина. Напомним, что место гибели весьма отдаленно от пролива и находится за границей опасной от мин зоны на 28.11.1916 г., которая указывалась командирам кораблей и подводных лодок. Но... за год войны обстановка в этом районе изменилась ввиду резкого возрастания минной опасности. Только русские поставили за годы войны в районе Босфора и в самом проливе в общей сложности 5182 мины! Эти мины, как и германо-турецкие — с оборонительных минных заграждений, срывались штормами и по воле течений и волн устремлялись севернее-восточнее — на черноморские просторы...

Вероятнее всего, одна из сорванных с якорей мин и стала причиной взрыва, погубившего лодку. Любая другая лодка, оснащенная водонепроницаемыми переборками, сохранила бы плавучесть и спаслась, но это был «Морж», вообще не имевший поперечных переборок. Силы взрыва одной мины с массой взрывчатого вещества от 105 до 115 кг оказалось достаточно, чтобы перебить и прочный корпус пополам и утопить лодку на месте.

Для сравнения уместно будет вспомнить, что погибшие на русских минах в 1916 — 1917 гг. близ Варны и у входа в Босфор германские подводные лодки UB-45 и UB-46 также получили при взрывах сильные повреждения корпусов с полным отрывом оконечностей сразу после взрыва.

 

Список экипажа подводной лодки «Морж», погибшего с кораблем в районе Босфора

 

1. Гадон Альфред Степанович. Старший лейтенант, командир.

2. Швебс (фон) Георгий Фридрихович. Лейтенант, старший офицер.

3. Ковалевский Георгий Георгиевич. Мичман, старший инженер-механик.

4. Шварц Владимир Сергеевич. Мичман, штурман.

5. Клиндух Николай Иванович. Мичман, инженер-механик.

6. Брысов Виктор Иванович. Мичман, инженер-механик.

7. Балух Николай. Ученик школы прапорщиков.

8. Семашко Станислав. Ученик школы прапорщиков.

9. Петерсон Карл Янович. Машинный кондуктор.

Ю.Аникин Алексей Ефимович. Моторный унтер-офицер 1-й статьи.

11. Бондарев Алексей Романович. Минный машинист 2-й статьи.

12. Белоокой Никита Семенович. Рулевой.

13. Владимиров Филипп Яковлевич. Минный унтер-офицер 1-й статьи (запасной).

14. Гопотченко Василий Харитонович. Телеграфный унтер-офицер 2-й статьи.

15. Гамей Владимир Иванович. Телеграфист.

16. Гришин-Миронов Сергей Васильевич. Минный машинист 1-й статьи.

17. Данильченко Михаил Федорович. Старший электрик.

18. Зелик Евмен Кононович. Старший электрик (запасной).

19. Каплинский Григорий Иванович. Старший электрик.

20. Козелков Василий Тимофеевич. Моторный унтер-офицер 1-й статьи.

21. Камынин Федор Петрович. Старший электрик.

22. Коновалов Алексей Андреевич. Электрик.

23. Коломиец Иван Сергеевич. Рулевой унтер-офицер.

24. Кохаль Тимофей (Тимошеох) Минич. Фельдшер, унтер-офицер 1-й статьи.

25. Мисюн Казимир Петрович. Моторист 1-й статьи.

26. Макаренко Мефодий Семенович. Минный машинист 1 -й статьи.

27. Мальцев Андриан Александрович. Сигнальный боцманмат.

28. Никитченко Никифор Андреевич. Минный машинист, унтер-офицер.

29. Обиух Захарий Леонтьевич. Рулевой боцманмат (запасной).

30. Панин Федор Павлович. Минный машинист 1-й статьи.

31.Панченко Василий Кириллович. Старший комендор.

32. Пашинцев Николай Антонович. Рулевой боцманмат.

33. Побийпеча Алексей Иванович. Моторист 1-й статьи.

34. Петров Михаил Петрович. Моторный унтер-офицер-2-й статьи.

35. Петров Александр Дорофеевич. Моторный унтер-офицер 2-й статьи.

36. Смирнов Павел Андреевич. Рулевой боцман (сверхсрочнослужащий).

37. Сидоренко Василий Дмитриевич. Электрик.

38. Татаканов Василий Федорович. Минный машинист унтер-офицер 1-й статьи.

39. Харченко Митрофан Алексеевич. Рулевой унтер-офицер.

40. Чайкин Федор Яковлевич. Матрос 1-й статьи.

41. Шарапанюк Павел Кузьмич. Артиллерийский унтер-офицер 1-й статьи.

42. Шибаков Александр Семенович. Моторный унтер-офицер 2-й статьи.