О новом источнике по истории Русско-Японской войны на море 1904-1905 гг.

 

Андрей Полутов

 

Русско-японская война на море 1904—1905 гг. неизменно привлекает внимание отечественных и японских историков, а количество научных публикаций по этой теме в России и Японии неуклонно растет. Но, как и прежде, основными официальными источниками как для российских, так и для японских исследователей продолжают оставаться «Описание военных действий на море в 37—38 гг. Мэйдзи», изданное Морским генеральным штабом (МГШ) Японии, и «Русско-японская война 1904—1905 гг.» Исторической комиссии при МГШ России.

Тем не менее, существует еще один фундаментальный источник — это «Совершенно секретная история русско-японской войны на море в 37—38 гг. Мэйдзи»*, составленная и изданная МГШ Японии.

4 января 1904 г. заместитель начальника МГШ Идзюин Горо распорядился приступить к сбору материалов о ходе Русско-японской войны на море и возложил эту обязанность на капитана 2 ранга Огасавара Тёсэй, назначенного ответственным секретарем редакционной коллегии как уже имевшего опыт работы по составлению «Истории японо-китайской войны на море 1894—1895 гг.». С июня 1904 года всем командующим эскадр и комендантам военно-морских районов и их подчиненным распоряжением МГШ вменялось в обязанность направлять на имя Огасавара все документы и материалы о ходе боевых действий(1).

В феврале 1905 г. начальник МГШ направил на имя военно-морского министра рапорт, в котором просил «возложить работы по изданию на 3-е бюро МГШ(2), выделить для работы редакционной коллегии необходимое количество сотрудников и финансовые средства на пять лет, начиная с 1905 г.(3)»

В декабре того же года редакционная коллегия, сформированная на базе уже 4-го бюро МГШ(4), приступила к работе. В ее состав входили: председатель редакционной коллегии (начальник 4-го бюро) в звании контр-адмирала, семь редакторов в звании от капитан-лейтенанта и выше, один секретарь, семь корректоров и два наборщика. Из девяти офицеров и двух контр-адмиралов, входивших в разное время в состав редакционной коллегии, впоследствии трое стали контр-адмиралами, а двое — вице-адмиралами, включая Огасавара, благодаря усилиям которого этот грандиозный проект был воплощен в жизнь(5). Кроме того, подчинении у редакционной коллегии находилось 25 офицеров механической, медицинской и интендантской службы, 25 редакторов и корректоров, а также 58 писарей.

В январе 1906 г. Идзюин Горо издал распоряжение «О плане издания истории войны на море в 37—38 гг. Мэйдзи», в котором говорилось: «Все материалы, которые будут использованы для изучения подробностей боевых действий на море, оперативных планов, стратегических и тактических успехов и промахов <...>, должны иметь гриф «Совершенно секретно», а лица, занимающиеся их сбором и редактированием, обязаны соблюдать режим строгой секретности»(6).

В 1911 г. работа над «Совершенно секретной историей» в 150 томах была завершена. Затраты на ее издание составили более 130 тыс. иен. В предисловии к изданию подчеркивалось: «В связи с тем, что настоящий труд по военной истории имеет гриф «Военная тайна» и требует соблюдения мер секретности при его использовании, все содержащиеся в нем сведения, касающиеся обороны, дипломатии и разведки нашей империи, а также лиц, имеющих к ним отношение, должны содержаться в строгом секрете»(7).

О мерах по обеспечению секретности свидетельствует, в частности, следующий факт. В разделе «Органы центрального подчинения» 2-я глава «Разведывательные органы: структура и организация» была изъята уже из готового набора, а ее рукописный вариант в единственном экземпляре был передан на особое хранение в архив Морского министерства.

Высокая степень секретности обусловила сокращение тиража с предполагавшихся 800 до 300 экземпляров. Причем ряд наиболее секретных по содержанию томов был издан еще меньшим тиражом. Полный комплект имелся лишь в Морском Генеральном штабе. Остальной тираж в соответствии с содержанием каждого тома был неравномерно распределен между соединениями флота, военно-морскими районами и учебными заведениями.

Структура «Совершенно секретной истории» представляет из себя следующее: 1-й отдел: «Хроника военных действий»(8) — 17 томов, 2-й отдел: «Хроника военных действий» — 5 томов, 3-й отдел: «Хроника военных действий» — 1 том, 4-й отдел: «Оборона, перевозки и связь» — 5 томов, 5-й отдел: «Сооружения и оборудование» — 19 томов, 6-й отдел: «Корабли, суда и катера» — 15 томов, 7-й отдел: «Медицина и санитария» — 21 том, 8-й отдел: «Финансы и снабжение» — 16 томов, 9-й отдел: «Международные инциденты» — 4 тома, 10-й отдел: «Приложения» — 6 томов, 11-й отдел: «Хронология военных действий» — 4 тома, 12-й отдел: «Вспомогательные материалы» — 36 томов и фотоальбом(9). Кроме того, в различных томах размещено более 500 фотографий и свыше двух тысяч схем и чертежей вооружения, оборудования и других объектов, а также схем боевого маневрирования и плавания. Для удобства в пользовании объем каждого тома был определен в 300 листов.

Вплоть до окончания II мировой войны доступ к «Совершенно секретной истории» был строго ограничен. К 1945 г. практически все имевшиеся в наличии тома были уничтожены, а последний полный экземпляр из императорской библиотеки был изъят командованием оккупационных войск США и только через несколько лет был возвращен в Японию. В настоящее время он хранится в отделе истории НИИ Управления национальный обороны и, хотя доступ к оригиналу строго ограничен, его фотокопии доступны для исследователей.

«Совершенно секретная история» — это уникальный источник, каждый документ которого представляет большую историческую ценность. В первую очередь значительный интерес представляют приказы и директивы военного министра и МГШ, оперативные приказы и распоряжения командующего Объединенным флотом, командующих эскадр и командиров боевых отрядов и кораблей, а также их боевые донесения и доклады, отличающиеся скрупулезной и объективной манерой изложения.

Большую ценность для исследователя имеют приложения к боевым донесениям — таблицы и схемы, в которых содержится богатый фактический материал по каждому эпизоду войны на море. В таблицах приводятся данные о расходе боеприпасов, повреждениях и потерях, на схемах — боевое маневрирование, повреждения, кроки местности и т.д. Так, описание сражения в Желтом море занимает 160 страниц, к которому прилагаются 69 боевых донесений, 70 схем и 50 таблиц, Цусимское сражение — 303 страницы с приложениями: 72 боевых донесения, 67 схем и 90 таблиц(10).

Перечисленные выше материалы в сопоставлении с отечественными источниками дают возможность провести комплексный анализ оперативных планов и тактических инструкций, боевых действий сторон на уровне объединений, соединений и тактических единиц, хода и результатов морской кампании и, самое главное, восстановить факты, которые казалось бы уже навсегда потеряны для истории(11). Так, в отдельном томе 12-го отдела представлены переводы трофейных документов, среди которых в первую очередь следует отметить «Летопись эскадренного броненосца «Орел», обнаруженную на его борту при осмотре в Сасэбо.

Кроме того, в «Совершенно секретной истории» собраны документы военной и военно-морской разведки, дипломатических миссий и консульств, которые позволяют по-новому взглянуть на ход подготовки Японией войны с Россией. В первом отделе в отдельном томе находятся все разведывательные донесения резидентур военно-морской разведки в Чифу и Владивостоке, направленные в МГШ в период с июня 1903-го по январь 1904 г. — всего 40 донесений на 111 страницах. В 12-м отделе в 1-й части 2-го тома содержатся 307 разведывательных сообщений за период с 17 мая 1903 г. по 21 февраля 1904 г., полученных МГШ из различных источников, а во 2-й части — 1204 сообщений, полученных Военно-морским отделом Ставки Верховного Главнокомандующего.

В различных отделах находится значительный массив документов, связанных с вопросами судоподъема, буксировки, ремонта и пленения русских кораблей, в том числе: дефектные и призовые ведомости по каждой единице, боевые донесения призовых и буксировочных команд, отчеты по ремонту и модернизации вооружения и механической части, схемы и описания боевых повреждений, отчеты по подъему кораблей и судов в Чемульпо и Порт-Артуре.

В боевых донесениях содержатся также подробные описания гибели русских кораблей с указанием точных координат места их потопления. В частности, в 2004 г. экспедицией на яхте «Искра» по данным из боевых донесений удалось установить место гибели броненосного крейсера «Рюрик», причем ошибка составила менее 3 кабельтовых.

Значительный интерес представляет для исследователей 6-й отдел, в котором собраны документы и материалы по артиллерийскому, минно-торпедному и радиотехническому вооружению боевого и вспомогательного состава японского флота. Это инвентарные, дефектные и ремонтные ведомости вооружения, механической части и корабельного имущества каждой единицы, материалы по наличию и поставкам вооружения и боеприпасов, отчеты по кораблестроительным программам военного времени, включая документы по строительству линейных кораблей типа «Катори» и крейсеров 1-го класса типа «Цукуба».

В сочетании с документами 5-го отдела, посвященных описанию работы военно-морских арсеналов, они дают возможность составить целостную картину тылового обеспечения японского флота во время войны.

Особенно интересны документы о работе военно-морских арсеналов в Ёкосука, Курэ, Сасэбо и Майдзуру и судоремонтных заводов в Такэсики и Мако, касающиеся ремонта, докования и переоборудования и строительства кораблей и судов японского флота, а также производства и закупок вооружения, боеприпасов, измерительных приборов, машин и механизмов, запасных частей и др.

Следует отметить, что в 5-м отделе находятся подробные и прекрасно иллюстрированные документы о боевых повреждениях японских кораблей, поломках и технических неисправностях их вооружения и механизмов. Аналогичные материалы имеются в приложениях к боевым донесениям в отделе «Хроника военных действий».

Не менее интересен и 4-й отдел, документы которого дают возможность описать систему и средства обороны и связи военно-морских районов, военных портов метрополии и передовых пунктов базирования на ТВД. Особый интерес представляют объекты обороны и связи в заливе Чинхэ, на островах Цусима и на островах Чаншань близ Порт-Артура.

В заключение хотелось бы отметить, что если японские исследователи и историки с начала XX века и по настоящее время активно вводят в научный оборот все доступные для них архивные документы и научные публикации российской стороны(12), то отечественные историки обращают мало внимания на поиск и изучение японских архивных материалов, зачастую довольствуясь только предположениями и гипотезами о действиях японской стороны, что приводит к искажению исторических фактов или откровенному мифотворчеству. Достаточно сказать, что на сегодняшний день ни в одной отечественной научной публикации нет даже упоминания о «Совершенно секретной истории войны на море 37—38 гг. Мэйдзи».

Очень трудно представить весь объем имеющейся в этом колоссальном по объему и уникальному по содержанию издании информации. Еще труднее выбрать из него наиболее интересные документы и материалы. Вниманию читателей предлагаются несколько документов, таблиц и схем, перевод которых в разное время был выполнен автором в ходе работы над монографией, посвященной Русско-японской войне на море, выход в свет которой предполагается в 2007 г. Все приведенные ниже документы на русском языке публикуются впервые с сохранением их стилистики. Японские имена и названия даны в транскрипции Поливанова.

 

* * *

 

Приложение №1. Донесение на имя начальника МГШ торгового агента Каваками во Владивостоке от 6 августа 1903 года о сборе основных сил русской эскадры во Владивостоке.

 

Как я уже сообщал в телеграммах от 5 и 6 августа, в 4 часа дня 4 августа русская Тихоокеанская эскадра в составе 6 броненосцев «Петропавловск», «Полтава», «Севастополь», «Пересвет», «Ретвизан», «Победа» зашла в порт, в 5 часов вечера 5 августа пришел крейсер «Новик». На «Пересвете» прибыл младший флагман, контр-адмирал Ухтомский, а на «Петропавловске» — флагман, вице-адмирал Старк, который сегодня перенес свой флаг на «Ретвизан», так как «Петропавловск» должен встать на ремонт в Николаевский док. Я намеревался нанести визит флагману на «Ретвизане», но мне сообщили, что вице-адмирал Старк сошел на берег и на борту его нет. На «Ретвизане» я был принят командиром корабля, а затем нанес визит контр-адмиралу Ухтомскому на «Пересвете». В ходе посещения обоих кораблей я попытался выяснить цель захода и сроки пребывания во Владивостоке. Услышанное во время обеих встреч сводится к тому, что «переговоры по проблеме Маньчжурии еще не завершены и поэтому в течение примерно месяца корабли будут находится во Владивостоке». На основании личных наблюдений могу сказать, что ситуация на Дальнем Востоке имеет тенденцию к небольшому улучшению. Упомянутые выше 7 кораблей после докования и ремонта вооружения, видимо, вновь уйдут в Порт-Артур. Как это уже происходит на протяжении нескольких лет, эти корабли подолгу находятся во Владивостоке с целью отдыха. В настоящее время, помимо этих 7 кораблей, крейсера «Россия» и двух стоящих на якоре кораблей специального назначения, в порту Владивостока находится более десяти кораблей».

Совершенно секретная война на море 37—38 гг. Мэйдзи. — Отдел 1. — Т.1, с.25—26.

 

Приложение №2. Разведывательный доклад о положении на Ляодунском направлении офицера 3-го отдела Морского Генерального штаба, капитан-лейтенанта Идзюин Сюн, представленный на имя начальника Морского Генерального штаба в августе 36 года Мэйдзи.

 

Порт-Артур.

Численность гарнизона составляет, по полученным мною сведениям, примерно 12—13 тыс. человек. Известно также, что в ближайшее время их численность будет увеличена. Вновь прибывающее пополнение размещается в многочисленных палатках, расположенных неподалеку от военных сооружений в восточной части города. Их численность в пределах нескольких тысяч человек, но точные данные получить не удалось. Но на основании полученных мною сведений из различных источников, можно заключить, что численность гарнизона вместе с пополнением превышает 20 тыс.человек.

На артиллерийских батареях, среди которых много еще китайской постройки, проводится ремонт и реконструкция. Кроме того, строится несколько новых батарей. На всех батареях, защищающих вход в порт и которым придается особое значение, находятся в постройке орудийные барбеты или же ведутся работы по установке орудий. На всех батареях, расположенных на Маньтоушань, Цзигуаньшань и Чэнтоушань, все работы уже завершены. Кроме того, в ближайшее время будет увеличено число тыловых оборонительных сооружений, строительство которых продолжается быстрыми темпами. На холме, рядом с железнодорожной веткой, идущей у подножия Сун-туньшань, должна находиться батарея, штурм которой, даже превосходящими силами, практически, на мой взгляд, невозможен, что поистине очень жаль. Сравнительно слабым местом в обороне, по моему мнению, является западная часть нового города. На этом направлении, помимо уже двух известных батарей, строится всего одна новая. В целом эти три батареи не очень мощные и расположены не самым лучшим образом в географическом отношении. Когда придет время планировать атаку Порт-Артура силами наших сухопутных частей, то я уверен, что именно это направление будет самым выгодным для осуществления такого плана.

Если выйти из нового города и идти на запад по большой дороге, имея справа от себя строящиеся новые батареи, то можно дойти до залива Цзювань. Этот залив усиленно контролируют приходящие каждый день из Порт-Артура миноносцы. На северо-востоке залива есть небольшая бухта, на берегу которой продолжается строительство здания, похожего на склад. По результатам своих наблюдений за обстановкой в заливе я пришел к выводу, что особой активности здесь не наблюдается, якорной стоянки миноносцев внутри залива нет, строительство оборонительных сооружений не ведется, а артиллерийские батареи отсутствуют.

Имеются сведения о том, что строятся две батареи на Янто-ушань и вблизи Янтоува, но это не соответствует действительности.

По моему мнению и со слов моих агентов, заслуживающих доверия, нет никаких сомнений в том, что наш флот в ближайшем будущем, находясь на удалении от входа в этот залив, может беспрепятственно обрушить град снарядов на Порт-Артур, не беспокоясь об ответном огне противника, и выполнить поставленную перед ним задачу. В тоже время, если атаковать Порт-Артур с восточного морского направления, то трудно с полной уверенностью говорить о том, что можно будет подавить батареи на Сяоцзяньшань. Эти батареи построены еще китайцами, имеют господствующее положение, на них ведутся работы по усилению их обороны. Поэтому, атакуя с этого направления, достижение цели выглядит весьма непростой задачей. <...>

Совершенно секретная война на море 37—38 гг. Мэйдзи. — Отдел 1. — Т.1, с. 1—10.

 

Приложение №3. Секретный приказ по Объединенному флоту № 928 от 23 июля 1904 года.

 

1. Обстановка по силам противника в Порт-Артуре без изменений.

2. 3-я армия с раннего утра 26 июля начинает выдвигаться на исходные позиции для штурма передовой противника: правый фланг атакует по направлению Шуантайгоу, центр — по направлению Аньцзылин, левый фланг — по направлению Да-бошань, для чего она должна выдвинуться на линию Чанлинцзы — Ингэши и в течение 25 июля начинает движение левым флангом для подготовки штурма.

3. Объединенный флот, как и ранее, готовится к попытке прорыва эскадры противника и в тоже время осуществляет поддержку продвижения 3-й армии.

4. 7-й боевой отряд в составе: «Сайэн», «Хайэн», «Тёкай», «Акаги», 7—8 канонерских лодок и 2 миноносцев 12-го отряда вечером 25 июля входит в залив Бохай и с раннего утра 26 июня начинает дозор с целью обнаружения кораблей противника вблизи Шуантайгоу.

5. Корабли 5-го боевого отряда в 7 часов утра 25 июля идут в район острова Маодао и, достигнув его, лидируют специальные тральные силы под командованием капитана 2 ранга Хиросэ. Затем выдвигаются к западу от полуострова Сяопиндао и, в случае подхода канонерок противника в район Лунвантан, должны предотвратить обстрел ими частей 3-й армии.

6. Все силы, находящиеся в точке 3 во второй половине дня 25 июля, выдвигаются и к 7 часам утра 26 июля должны занять позиции, как сказано ниже, и вести наблюдение за противником. Если противник предпримет попытку прорыва, то за час до захода солнца уйти в заранее назначенные районы и к 7 часам 27 июля вновь вернуться на прежние места.

1-й боевой отряд, включая «Ниссин», «Касуга» и авизо «Яэяма», в дневное время находится вблизи острова Юаньдао, в вечернее и ночное время — вблизи острова Чанцзыдао.

3-й боевой отряд в дневное время находится в 14 милях к югу от Лаотэшань, в вечернее и ночное время — вблизи точки 1110.

5-й боевой отряд («Ицукусима» и другие) в дневное время находится вблизи острова Маодао, в вечернее и ночное время — вблизи мыса Вэйцзяо.

6-й боевой отряд в дневное время находится вблизи острова Юйяньдао, в вечернее и ночное время — вблизи точки 910.

1-й, 2-й, 3-й отряды истребителей в дневное время находятся вблизи полуострова Сяопиндао, в вечернее и ночное время — в Циннива.

4-й, 5-й отряды истребителей в дневное время находятся примерно в 5 милях к югу от Лаотэшань, в вечернее и ночное время—в Дагукоу.

14-й, 1-й, 16-й отряды миноносцев находятся в районе патрульной зоны В, в вечернее и ночное время — в Циннива.

20-й, 10-й отряды миноносцев находятся в районе патрульной зоны Е, в вечернее и ночное время — в Дагукоу.

2-й, 6-й, 21-й отряды миноносцев находятся в районе патрульной зоны А, в вечернее и ночное время — вблизи полуострова Сяопиндао.

7. В течении этого наблюдения за противником 5-й боевой отряд, 1-й, 2-й, 3-й отряды истребителей, 14-й, 1-й, 16-й отряды миноносцев, как указано в п.5, обеспечивают поддержку левого фланга 3-й армии и способствуют его продвижению. В случае появления превосходящих сил противника, объединяются с 6-м боевым отрядом. Примечание: на передовых позициях 3-й армии поднимается флаг (на белом поле красный крест с кругом в центре), который служит для опознавания с нашей эскадрой.

3-й боевой отряд, 4-й, 5-й отряды истребителей, 10-й, 20-й отряды миноносцев действуют во взаимодействии с нашими силами в заливе Бохай с целью наблюдения за противником. В случае его появления, начинают преследование и одновременно оповещают наши Главные силы. В этом случае по беспроволочному телеграфу передается сигнал: «Хоку», «Хоку», «Хоку» и поднимается флажный сигнал: «Время и место».

8. В случае продвижения основных сил противника на юг, все силы собираются на SO от острова Юйяньдао и в соответствии с Боевой инструкцией занимают место в боевом порядке.

9. В случае, если корабли противника в вечернее время будут стоять на якоре на внешнем рейде или в дневное время будут действовать под прикрытием тумана, отряды миноносцев не должны упускать этой благоприятной возможности для массированной атаки.

10. В туманную погоду, или же если будет переменная погода, все силы, насколько это будет позволять обстановка, должны уйти в районы укрытия согласно п.6. В обычные дни, боевые отряды, отряды истребителей, отряды миноносцев, поочередно осуществляющие блокаду, должны, насколько позволяют погодные условия, выполнять задачу по наблюдению за противником.

11. «Хонкон-мару» действует по линии SN западнее архипелага Мяодао. «Нихон-Мару» в районе от Чифу до оконечности полуострова Шаньдун должна контролировать торговое судоходство. Эти два корабля в ночное время должны гасить бортовые огни.

12. «Кумано-мару» и «Никко-мару» утром 26 июля должны выйти в Дагукоу и Циннива соответственно и по прибытию выполнить задачу по снабжению углем и водой отрядов истребителей и миноносцев.

Совершенно секретная война на море 37—38 гг. Мэйдзи. — Отдел 1. — Приложения к Т.6, документ №1, с.5—13.

 

Приложение №4. №10. Боевое донесение о потоплении корабля противника «Адмирал Ушаков», представленное флагманом 2-й эскадры контр-адмиралом Симамура Хаяо.

 

28 мая 38-го года Мэйдзи каждый отряд, находясь в дрейфе в 26 милях к югу от Такэсима, выполнял призовые задачи и контроль за четырьмя сдавшимися в плен кораблями противника: «Орел», «Николай Первый», «Генерал-адмирал Апраксин» и «Адмирал Сенявин». В 2 часа дня с наблюдательного поста на мачте «Иватэ» поступил доклад: «Вижу дымы с южной стороны». К 3 часам, когда трубы стали отчетливо различимы, было установлено, что это корабль типа «Апраксина», о чем незамедлительно передали сигналами на каждый корабль. В 3 часа 3 минуты на «Идзумо» с «Иватэ» был передан сигнал: «Для захвата корабля противника, наблюдаемого с южной стороны, намереваюсь вместе с «Якумо» следовать к нему». В 3 часа 24 минуты с «Идзумо» был отдан приказ: «Иватэ» и «Якумо» преследовать «Адмирала Ушакова». Но, прежде чем оба корабля выдвинулись по направлению к кораблю противника, на «Адмирале Ушакове» заметили корабли нашей эскадры и он повернул на обратный курс и стал уходить на юг. С направлявшихся в его сторону кораблей наблюдали, как силуэт «Адмирала Ушакова» скрылся за горизонтом.

Оба наших корабля увеличили скорость до 18 узлов и, продолжая преследование, через некоторое время вновь смогли наблюдать силуэт корабля противника. В 5 часов 10 минут, когда дистанция до корабля противника сократилась до 15 тыс. метров, на наших кораблях был поднят сигнал: «Your admiral surrended, I would advise you to surrender.» Непосредственно перед этим с «Микаса» была получена телеграфная депеша: «Сблизившись с противником, сигналами международного свода сообщите ему, что контр-адмирал Небогатов капитулировал со всей своей эскадрой и тем самым постарайтесь принудить корабль противника капитулировать.»

В 5 часов 11 минут был поднят боевой флаг. В 5 часов 12 минут на «Якумо» был принят сигнал с «Иватэ»: «Пока противник не откроет огонь, в бой не вступать. Ждать моих действий». В 5 часов 17 минут противник поднял ответный флажный сигнал до половины, а затем спустил его полностью, не опуская при этом боевого флага. В этот момент дистанция до корабля противника составляла менее 10 тыс. метров. Убедившись в том, что противник не намерен капитулировать, в 5 часов 30 минут вышеупомянутый сигнал был спущен и наши корабли открыли огонь.

На дистанции 9 тыс. метров корабль противника открыл ответный огонь.

В 5 часов 40 минут огонь противника стал заметно слабеть. В 5 часов 45 минут наши корабли совершили поворот «все вдруг» на 2 румба влево и сблизились с противником. В 5 часов 59 минут орудия противника полностью замолчали. В 5 часов 50 минут, находясь на дистанции 7 тыс. метров от противника, наши корабли вновь совершили поворот «все вдруг» на 2 румба вправо, восстановили строй колонны и, двигаясь по дуге, сблизились с противником, энергично обстреливая его.

В 6 часов 7 минут корабль противника окутался дымом от взрывов и стал тонуть на корму, а в 6 часов 10 минут он перевернулся на правый борт и затонул, исчезнув под водой. На месте его гибели плавали члены экипажа и деревянные предметы. Координаты гибели корабля противника: 31*11" с.ш., 131'39" в.д. в 60 милях к западу от островов Оки.

В 6 часов 12 минут боевые флаги были спущены, наши корабли произвели поворот «все вдруг» влево, вернулись в точку гибели корабля противника и приступили к спасению членов его экипажа. В 8 часов 45 минут вечера спасательная операция была завершена.

 

Количество спасенных членов экипажа

 

Иватэ

Якумо

Всего

Офицеры

6

6

12

Мичманы

7

0

7

Священники

0

1

1

Унтер-офицеры и нижние чины

179

140

319

Всего

192

147

339

 

Погода в этот день была ясная, ветер северо-западный силой до 4 баллов, сильное волнение, крен до 5 баллов, температура на палубе 64 градуса. Первоначальная скорость корабля противника составляла 12 узлов, затем снизилась до 10 узлов.

 

Расход снарядов

 

Иватэ

Якумо

Всего

8-дюймовые: фугасные/бронебойные

47/0

21/21

68/21

6-дюимовые: фугасные/бронебойные

160/0

59/59

219/59

Итого

207

160

367

 

На обоих кораблях повреждений нет, один легкораненый.

Действия после боя. В 8 часов 45 минут было завершено спасение членов экипажа корабля противника.

Корабли начали движение курсом на восток-северо-восток со скоростью 12 узлов, усилив в соответствии с приказом вахту бдительности в ночное время. В 11 часов вечера с «Микаса» поступил приказ следовать в Сасэбо, в связи с чем корабли изменили курс на юго-запад-3/4 запад и продолжили движение по направлению к острову Эбоси со скоростью 12 узлов.

Совершенно секретная война на море 37—38 гг. Мэйдзи. — Отдел 2, Описание боевых действий, Приложения к 1.2, документ №10, с.291—293.

 

Приложение №5. Приложение №100. Рапорт старшего помощника «Идзумо», капитана 2 ранга Уэмура Цунэкити, о захвате и перегоне сдавшегося в плен корабля «Апраксин».

 

В связи с капитуляцией русской эскадры 28 мая 38 года Мэйдзи, я в 3 часа 30 минут пополудни того же дня получил приказ о захвате в качестве трофея и перегоне «Апраксина». В 5 часов вечера, я, во исполнение этого приказа, поднялся на борт «Апраксина», имея под своим началом сводную призовую команду 2-й эскадры. Вместе со мной на борт поднялся старший лейтенант Сибата вместе с сигнальщиком. Поднявшись на борт, я незамедлительно объявил о том, что в соответствии с приказом командующего флотом я уполномочен принять корабль под свое командование и одновременно отдал следующие распоряжения:

1. Поднять наш военно-морской флаг и спустить ранее поднятый сигнал о капитуляции.

2. Всем офицерам корабля собраться на корме, а унтер-офицерам и нижним чинам на носовой палубе. Примечание: все члены экипажа незамедительно выполнили наши требования, не оказав ни малейшего сопротивления.

3. Расставил караульных во всех нуждавшихся в охране местах.

4. Всех офицеров, включая командира корабля противника, унтер-офицеров и нижних чинов перевез на корабли нашей эскадры, запретив при этом унтер-офицерам и нижним чинам брать с собой свои личные вещи, а офицерам объявил, что нет никаких препятствий для того, чтобы они взяли с собой свои личные вещи, а также дал им обещание, что все их личные вещи, которые останутся на борту, будут в полной сохранности.

5. Члены призовой команды обследовали запасы угля и воды, механизмы, котлы, рулевую группу и корпус и доложили, что нет никаких препятствий для перегона корабля. Кроме того, был произведен поиск возможно заложенных взрывных устройств, но таковых обнаружено не было, и мы убедились в том, что опасности взрыва корабля нет.

6. Командир корабля противника лично сопроводил меня по основным внутрикорабельным помещениям, передал мне ключи от сейфа, после чего покинул корабль.

В 6 часов 30 минут вечера закончилась перевозка экипажа противника, и все надлежащие призовые действия были завершены. Первая проба и наладка механизмов прошла успешно, но в связи с тем, что устройство данного корабля было незнакомым, в 8 часов вечера проворачивание механизов было остановлено, и мы стали ждать дальнейших приказаний.

К наиболее серьезным повреждениям корабля относятся попадание снаряда в кормовую башню, которая полностью выведена из строя, а осколок снаряда застрял в стволе, и две пробоины в палубе. Пробоины закрыты линолеумом, на поврежденных мачтах произведен срочный ремонт.

Экипаж, не успев опомниться, попал в плен и незамедлительно перевезен на корабли нашей эскадры. В связи с этим у них не было времени для организации сопротивления и нанесения ущерба. О том, как выполнялись мероприятия в отношении пленных, изложено в отдельном приложении вольнонаемным переводчиком «Идзумо», Мурата Тосидзабуро, благодаря которому они были успешно завершены.

В 9 часов 40 минут вечера начали движение в Сасэбо в строю кильватерной колонны в следующем порядке: «Тихая», «Апраксин», «Сенявин», «Идзумо», «Адзума», «Токива». Слева в кильватерном строю шли «Ариакэ» и «Арарэ». «Ариакэ» шел на траверзе «Апраксина», обеспечивая безопасность этого корабля.

В час ночи 29-го числа произошла поломка машины левого борта, и мы продолжали движение под правой машиной. В 2 часа 30 минут поломка была устранена. В 3 часа 30 минут сломалась водоотливная помпа, и движение было остановлено. Был произведен срочный ремонт, в 5 часов 50 минут поломка была устранена и движение было продолжено. В 7 часов 30 минут утра соединились с эскадрой и вошли в строй.

До прибытия в Сасэбо произошло еще несколько различных поломок, которые были устранены благодаря энергичным действиям призовой команды.

В 9 часов утра 30-го числа прибыли в Сасэбо и встали на якорь. В 4 часа пополудни все члены экипажа противника поднялись на борт, забрали свои личные вещи и в 6 часов вечера сошли с корабля.

В 10 часов 30 минут 31-го числа состоялась передача департаменту порта, а призовая команда была расформирована.

Состав призовой команды

Офицеры: капитан 2 ранга Уэмура Цунэкити, старший лейтенант Сибата Акира, старший механик Тоёта Минору, военный врач Най-то Наохару, мичман Исибаси Ёдзиро, капитан-лейтенант Симадза-ки Ясудзо, старший лейтенант Идзити Киёхиро, капитан 3 ранга Тоя Юносукэ, капитан-лейтенант Исида Котаро, механик Мураки Морио.

 

 

Идзумо

Токива

Адзума

Унтер-офицеры

2

1

Матросы

39

35

29

Машинисты

17

16

20

Итого

61

55

53

Всего:

 

 

169

 

Совершенно секретная война на море 37—38 гг. Мэйдзи. — Отдел 2, Описание боевых действий, Приложения к Т.2, документ №100, с.487—491.

 

Приложение №6. Схема №58. Схема повреждений корабля «Иватэ» на 13 листах. (Приложение к боевому донесению).

 

Лист №1.

Надпись в левом верхнем углу: Таблица №58. Схема попаданий, полученных 27 мая.

В правом углу верхняя часть: Условные обозначения. Справа налево: 12-дюймовый снаряд, 8-дюймовый снаряд, 6-дюймовый снаряд, 12-см снаряд, 12-фунто-

выи снаряд, неизвестный снаряд, рикошетные попадания осколков снарядов.

Нижняя часть: Количество полученных попаданий 27 мая. Справа налево: 12-дюймовый снаряд — 2, 8-дюймовый снаряд — 3, 6-дюймовый снаряд— 2, 12-см снаряд— 1, 12-фунтовый снаряд — 5, неизвестный снаряд — 2 (в том числе 1 с левого борта), осколки рикошетом — 2. Итого: 17.

Совершенно секретная война на море 37—38 гг. Мэйдзи. — Отдел 2, Описание боевых действий, Таблицы и схемы к Т.2, схема №58, с.1.

 

Приложение №7. Схема №57. Схема системы охлаждения стволов 12-дюймовых орудий корабля «Микаса» во время сражения в Японском море.

 

Система охлаждения стволов забортной водой состояла из водонепроницаемых надеваемых на стволы кожухов, через которые периодически шла проливка под наблюдением специально выделенных на каждый ствол матросов, регулировавших подачу и слив воды.

Совершенно секретная война на море 37—38 гг. Мэйдзи. — Отдел 5, Сооружения и оборудование, Таблицы и схемы к Т.6, схема №57, с.2.

 

Приложение №8. Схема №51. Схема повреждений корабля «Ниссин» в сражении в Японском море на 6 листах. (Приложение к боевому донесению).

 

Лист №6. Пояснения к схеме: попадания отмечены длинными стрелками с оперением, линиями с черными точками на конце — места гибели членов экипажа.

1. По правому борту в корму (в скобках время попадания): 12-дюймовый снаряд (2:40), 9-дюймовый снаряд (4:05), 6-дюймовый снаряд (4:35), 12-дюймовый снаряд (5:00).

2. По левому борту в корму (в скобках время попадания): 12-дюймовый снаряд (7:00), 12-фунтовый снаряд (7:00), 6-дюймовый снаряд (7:00), 12-дюймовый снаряд (3:20).

Совершенно секретная война на море 37—38 гг. Мэйдзи. — Отдел 2, Описание боевых действий, Таблицы и схемы к Т.2, схема №51, сб.

 

Приложение №9. Схема №64. Схема повреждений кормовой башни «Апраксина» в сражении в Японском море на 3 листах. (Приложение к боевому донесению).

 

Совершенно секретная война на море 37—38 гг. Мэйдзи. — Отдел 2, Описание боевых действий, Таблицы и схемы к Т.2, схема №64, с.2.

 

Приложение №10. Таблица №.34. Расход боеприпасов корабля «Асама». (Приложение к боевому донесению командира «Асама» Я сиро о сражении в Желтом море 10 августа).

 

Тип орудия

Снаряды

Заряды

Неисправности

Примечание

Правое 203 мм орудие носовой башни

15

15

2

Из-за трещины в корпусе запальной трубки произошла осечка. Заряд и запальная трубка были удалены и заменены.

Левое 203 мм орудие носовой башни

12

12

1

Из-за трещины в корпусе запальной трубки винтовая крышка взрывателя расширилась и заклинилась, в результате чего ее невозможно извлечь.

Правое 203 мм орудие кормовой башни

13

13

1

Из-за трещины в корпусе запальной трубки возникла неисправность взрывателя.

Левое 203 мм орудие кормовой башни

11

11

нет

 

Итого:

51

51

4

 

152 мм орудие № 1

4

4

нет

 

152 мм орудие №2

0

0

нет

 

152 мм орудие №3

3

3

нет

 

152 мм орудие №4

1

1

нет

 

152 мм орудие №5

3

3

нет

 

152 мм орудие №6

9

10

1

Из-за бракованной запальной трубки заряд не воспламенился.

152 мм орудие №7

2

2

1

Из-за повреждения электрического кабеля вместо электрозапала использовался взрыватель ударного действия.

152 мм орудие №8

15

16

1

Запальная трубка сработала, но заряд не воспламенился из-за неправильной упаковки взрывчатого вещества

152 мм орудие №9

3

4

1

Запальная трубка сработала, но заряд не воспламенился из-за неправильной упаковки взрывчатого вещества.

152 мм орудие № 10

21

21

нет

 

152 мм орудие № 11

7

7

нет

 

152 мм орудие № 12

19

19

нет

 

152 мм орудие № 13

6

7

1

Запальная трубка сработала, но заряд не воспламенился из-за некачественного взрывчатого вещества.

152 мм орудие № 14

20

20

1

Из-за попадания бумаги между взрывчатым веществом и взрывателем, несмотря на то, что запальная трубка сработала, заряд не воспламенился.

Итого:

113

117

6

 

 

Примечание: 1) Все снаряды фугасные. 2) 4 невоспламенившихся заряда выброшены в море. 3) Материальная часть находится в хорошем состоянии. 4) Электрическое оборудование артиллерийской части находится в хорошем состоянии. 5) Вследствие повреждения снарядного подъемника на 152-мм орудии №6, для подъема снарядов использовали гордень, а после сражения произвели ремонт, заменив поврежденные части запасными.

Совершенно секретная война на море 37—38 гг. Мэйдзи. — Отдел 1, Описание боевых действий, Таблицы и схемы к Т.6. — с. 56—57.

 

Приложение №11. Таблица №3. Расход боеприпасов корабля «Микаса». (Приложение к боевому донесению командира «Микаса» Идзити о сражении в Желтом море 10 августа).

 

 

Бронебойный снаряд

Фугасный снаряд

Фугасный боеприпас

Итого

Примечание

305/40 мм орудие Армстронга

76

96

 

172

Выпущены в ходе сражения

Пороховой заряд

77

96

 

173

Один был заряжен, но оказался непригодным

Взрыватель "Идзюин № I"

76

96

 

172

 

Электрическая запальная трубка

77

96

 

173

 

152 мм скорострельное орудие Армстронга

405

685

 

1090

Выпущены в ходе сражения

Пороховой заряд

404

691

 

1095

6 зарядов оказались непригодными

Взрыватель "Идзюин № I"

404

685

 

1089

 

Электрическая запальная трубка

404

671

 

1075

 

Запальная трубка ударного действия

 

20

 

20

Были использованы из-за повреждения электрического кабеля

76 мм скорострельное орудие Армстронга

 

634

 

634

Выпущены в ходе сражения

Пороховой заряд

 

657

 

657

23 заряда были уничтожены попаданием снаряда противника

Взрыватель "Издюин №2"

 

634

 

634

 

Электрическая запальная трубка

 

657

 

657

 

47 мм скорострельное орудие Ямаути

 

 

4

4

Повреждены попаданием снаряда противника

Совершенно секретная война на море 37—38 гг. Мэйдзи. — Отдел 1, Описание боевых действий, Таблицы и схемы к Т.6. — с.3

 

Приложение №12.Таблица №8. Таблица торпедной стрельбы 2-го отряда истребителей. (Приложение к боевому донесению о бое на внешнем рейде Порт-Артура 9 февраля, представленному командиром 2-го отряда истребителей Исида).

 

 

Икадзути

Инадзума

Оборо

Торпедный аппарат

Носовой

Кормовой

Носовой

Кормовой

Носовой

Кормовой

№ торпеды

5972

5977

5820

5840

6856

5940

Тип торпеды

"Оцу"(Б)

"Ко"(А)

"Ко"(А)

"Ко"(А)

"Ко"(А)

"Ко"(А)

Боевая часть

С резаком сетей

Обычная

С резаком сетей

Обычная

Обычная

Обычная

Выставленная дальность хода (м)

1200

2500

2000

2000

2000

2000

Выставленная скорость хода

24 уз.

14 уз.

16 уз.

16 уз.

20 уз.

17 уз.

Дистанция стрельбы (м)

900

1200

1500

1500

1200

1200

Угол поворота ТА относительно траверза

7 градусов в корму по левому борту

5 градусов в корму по левому борту

30 градусов в нос по левому борту

90 градусов полевому борту

30 градусов в нос по правому борту

30 градусов в нос по правому борту

Цель

3-трубный линкор

3-трубный линкор

"Диана" или "Паллада"

"Ретвизан"

4-трубный корабль

4-трубный корабль

Время стрельбы

00:35

00:37

00:45

00:55

01:45

01:45

Количество пусков

1

1

1

I

1

1

 

Совершенно секретная война на море 37—38 гг. Мэйдзи. — Отдел 1, Описание боевых действий. Таблицы и схемы к Т.1—2, документ №8, с.11—12.

 

Приложение №13. Схема №8. Лист №1. Схема оборудования для постановки мин, установленного на корабле «Фусо».

 

Лист № 2. Способы минных постановок.

Интервал постановок мин при скорости:

8 узлов — 15 с;

9 узлов — 14 с:

10 узлов — 13 с.

Вариант №1 (вверху) указано безопасное расстояние.

Вариант №2 (внизу): первоначально выставляются мины по линии В, за тем по линии А.

Аналогичное оборудование было установлено на «Нанива» и «Такатихо».

Совершенно секретная война на море 37—38 гг. Мэйдзи. — Отдел 3, Описание боевых действий, Таблицы и схемы к Т.2, схема №8, с.49—51.

 

Примечания

 

1. Гундзи сигаку Военно-исторический журнал. — Токио: Кинсэйся, 1982, 18(4), с.42.

2. Разведывательное бюро. — Прим. автора.

3. Хара Киёси. Огасавара Тёсэйто соно дзуйхицу Огасавара Тёсэй и его записки. — Токио: Аоки сётэн, 1985, с.91.

4. После изменения 21.12.1904 структуры МГШ функции 3-го (разведывательного) бюро были переданы вновь созданному 4-му бюро.

5. Из членов редколлегии следует особо отметить Мидзуно Хиронори, чей фундаментальный труд о Цусимском сражении «Коно иссэн» стал классическим и выдержал рекордное количество переизданий в Японии. В 1944 г. эта книга была издана на английском языке под названием «This One Battle».

6. Номура Макото. Тайхэйё сэнсото нихон гумбуно кэнкю Война на Тихом океане и японская военщина. - Токио: Хара сёбо, 1984 г., с.85.

7. Номура Макото. Нихонкай кайсэнно синдзицу Правда о Цусимском сражении. —Токио: Коданся, 1999, с.94.

8. Названия разделов приводятся в дословном переводе. — Прим. автора.

9. В 2004 г. японское издательство «Касива сёбо» выпустило в свет «Совершенно секретный фотоальбом русско-японской войны на море», в котором впервые было опубликовано 157 снимков из указанного фотоальбома.

10. В 1912 г. 2-й том 2-го отдела, посвященный Цусимскому сражению, со всеми приложениями был передан Англии в соответствии с секретными соглашениями по флоту 1902 г. — См. Тодака Кадзухигэ. Библиография Цусимского сражения. — Токио: Корабли и суда мира, 2005, №5, с.96.

11. Это касается прежде всего Цусимского сражения, когда вместе с кораблями эскадры Рожественского на дно ушли вахтенные журналы и журналы боевых действий, а также послевоенной судьбы русских кораблей в японском флоте.

12. Следует отметить, что изучение и введение в научный оборот «Совершенно секретной истории» в самой Японии идет очень медленно. Во-первых, современные японские историки обращают внимание прежде всего на изучение политических и дипломатических аспектов войны 1904—1905 гг., во-вторых, существует серьезная языковая проблема в связи с тем, что — Совершенно секретная история» написана на старояпонском языке и насыщена специальной терминологией, которыми большинство современных японских авторов не владеют. На настоящий момент в Японии вышла только одна монография, автором которой является выдающийся японский военно-морской историк Тояма Сабуро. Его перу принадлежит также ряд статей в периодических изданиях Академии национальной обороны Японии. См. подробнее: Тояма Сабуро. Исследование истории Русско-японской войны на море. Т. 1-2. — Токио: Кёику сюппан сэнта, 1985.; Saburo Toyama. The Grand Turn of the Japanese Battle Line at Facing the Enemy's Fleet at Dawn of the Battle of Tsushima//The Defence Studies Society, National Defence Academy, Defence studies #20, Nov. 1998.