Лидеры типа «Альмиранте Линч»

 

Александр Дашьян

 

Проектирование и постройка

 

Взаимоотношения Чили и Аргентины на протяжении всей современной истории были далеки от идеальных, что не мудрено для стран, имеющих одну из самых протяженных в мире общих сухопутных границ. Яблоком раздора служила Патагония, где имелся ряд спорных территорий, конфликт из-за которых то затухал, то разгорался вновь. Очередное обострение отношений случилось на рубеже XIX и XX веков и стало причиной знаменитой «латиноамериканской кораблестроительной лихорадки», закончившейся подписанием 28.5.1902 «майского пакта». В январе следующего года Аргентина и Чили пришли к соглашению в течение пяти ближайших лет не строить новые боевые корабли. По истечении этого срока былые соперники обязывались информировать противоположенную сторону о намерении приступить к усилению флота как минимум за полтора года до начала работ.

Воцарившее было затишье продержалось лишь несколько лет. Аргентина, обеспокоенная принятой Бразилией в 1904 г. грандиозной судостроительной программой, в 1907 г. объявила о своих планах построить в ближайшее время три линкора, девять 450-т истребителей и двадцать один 200/250-т миноносец. После ряда уточнений (Так, в 1908 г. в "программе 1907 года" дополнительно появились шесть 650-т эсминцев, число 450-т истребителей увеличилось до двенадцати, а от постройки малоэффективных миноносцев вовсе отказались. В следующем году число заказываемых кораблей было решено сократить до 12, одновременно увеличив их водоизмещение), по программе 1907 г. на верфях США, Англии, Германии и Франции в 1909 — 1910 гг. были размещены заказы на постройку двух дредноутов и 12 эсминцев. Готовность кораблей ожидалась в 1912 — 1914 гг. В случае выполнения этой программы аргентинский флот возвращал себе первое место среди флотов стран Латинской Америки.

Чилийское морское министерство не могло остаться безучастным к столь амбициозным планам своего давнего соперника, и уже в 1908 г. в Вальпараисо начали разрабатывать собственную программу усиления флота. Утвержденная в 1910 г., после почти двухгодичного обсуждения, она предусматривала постройку двух линкоров, шести эсминцев и четырех подводных лодок.

При разработке технического задания на проектирование новых чилийских эсминцев одним из основных предъявляемых к ним требований стало превосходство над аргентинскими кораблями. Основываясь на сведениях, полученных в 1909 г. от своих представителей в Лондоне, чилийское морское руководство определило основные элементы своих новых кораблей следующими: нормальное водоизмещение 900/1000 т, паротурбинная ЭУ со смешанным (уголь + нефть) отоплением, скорость хода не ниже 30 уз., 102-мм артиллерия главного калибра и 3 — 4 торпедных аппарата. Подобные корабли должны были без особого труда разделаться при встрече с 650-т аргентинскими эсминцами, не говоря о 450-т миноносцах.

Увы, в конце того же года из Европы начали поступать настораживающие известия. Корабли, заказ на которые Аргентина разместила в Англии на верфи «Кэммелл Лэрд», оказались гораздо крупнее, чем первоначально предполагалось. Вскоре стало окончательно ясно, что касательно эсминцев программа Аргентины претерпела существенное изменение: вместо 650/450-т, на верфях Англии, Германии и Франции велась подготовка к постройке двенадцати 900/1000-т кораблей. Они не только не уступали, но кое в чем и превосходили чилийские эсминцы, которые еще даже не были заказаны, а существовали в виде техзадания на проектирование!

В сложившейся ситуации чилийское морское ведомство пошло по пути, опробованному еще в 1902 г., когда для борьбы с многочисленными аргентинскими броненосными крейсерами в Англии были заказаны два быстроходных броненосца умеренного водоизмещения («Конститусьон» и «Либертад»), Индивидуально каждый из них был гораздо сильнее аргентинцев и мог без особого риска вести бой сразу с несколькими из них. Кроме того, хотя стоимость постройки одного броненосца оказывалась соизмерима со стоимостью двух крейсеров, затраты на его содержание в ходе службы, по сравнению с теми же крейсерами, ожидались заметно меньшими, что для испытывающей финансовые затруднения Чили имело немаловажное значение. Хотя по ряду причин упомянутые броненосцы так и не попали в Чили, подобный подход к комплектованию флота из боевых единиц, имеющих заметное превосходство над своими более многочисленными соперниками, был применен чилийцами и в программе 1910 г., по крайней мере в отношении эсминцев.

В 1911 г. чилийский парламент выделил ассигнования на постройку двух первых эсминцев из шести предусмотренных программой. Заказ на все корабли разместили в Англии, на верфи «Уайт», предоставив последней полную свободу в проектировании. Оговаривались лишь несколько позиций: верхняя граница водоизмещения, возможность ведения артиллерийского огня на оба борта одновременно, скорость хода и условия обитаемости. 9.11.1911 состоялась закладка головного корабля серии — «Альмиранте Линч». Спустя месяц начались работы на «Альмиранте Конделл».

В военно-морских кругах мира эти корабли произвели сенсацию. Уайту удалось спроектировал весьма оригинальные 1430-т (нормальное водоизмещение) корабли, нечто среднее между скаутом (разновидность легкого крейсера, появившаяся в начале века и предназначенная для ближней разведки при эскадре и лидирования флотилий миноносцев) и эсминцем. К первым чилийцы приближались составом вооружения (шесть 102-мм орудий, расположенных побортно — столько же, сколько на английских 3300-т скаутах типа «Бодицея» программы 1907 г.), размерами, силуэтом и составом вспомогательного оборудования, ко вторым — скоростью хода (31 уз.).

Головной «Альмиранте Линч» сошел на воду 28.9.1912, а 12 месяцев спустя приступил к испытаниям. В конце года на 6-часовых ходовых испытаниях он превысил контрактную скорость, достигнув 31,8 уз. В январе 1914 г. был закончен постройкой второй корабль, также превысивший на испытаниях контрактную скорость. Оба эсминца начали готовиться к переходу в Чили. Часть штатного оборудования еще не была готова (в частности, дальномеры), но чтобы не задерживать корабли в Европе, недостающее оборудование решили отправить отдельно, по готовности. «Альмиранте Линч» и «Альмиранте Конделл» вышли из Саутгемптона 7.2.1914, прибыв в Вальпараисо спустя два с половиной месяца, 22.4.1914.

К строительству 3-го и 4-го кораблей («Альмиранте Симпсон» и «Альмиранте Гони») для чилийского флота на верфи «Уайт» приступили в 1913 г., а в начале следующего года заложили 5-й и 6-й («Альмиранте Вилиамс Ребольедо» и «Альмиранте Риверос»). Они должны были полностью повторить корабли первой серии — единственное отличие заключалось в переносе средней пары 102-мм орудий на 13 шпаций в нос (47 шп.), за счет чего последние поднимались на палубу полубака и получали несколько лучшие углы обстрела в носовом секторе и меньше зависили от погодных условий.

«Альмиранте Симпсон» и «Альмиранте Гони» спустили на воду в первой половине 1914 г., 26 февраля и 25 мая соответственно. Ожидалось, что в начале осени они будут закончены постройкой и в конце года уйдут в Чили. Увы, разразившаяся в августе 1914 г. Первая мировая война отодвинула их появление в Вальпараисо на долгие шесть лет, проведенные этими кораблями под английским флагом.

Дело в том, что на момент объявления Первой мировой войны в составе огромного английского флота числился всего один лидер («Свифт»). Предусмотренные программой 1913/14 г. два корабля этого класса типа «Лайтфут» ожидались не ранее второй половины 1915 г. В то же время на верфи «Уайт» стояли в практически полной готовности чилийские «Альмиранте Симпсон» и «Альмиранте Гони». Они были незамедлительно перекуплены английским Адмиралтейством у чилийского правительства, переименованы в «Фолкнор» и «Брок» соответственно и уже 6.8.1914 перешли на верфь ВМС в Портсмуте для проведения работ по дооборудованию до английских стандартов и подготовке к испытаниям.

В середине сентября решилась судьба находящихся на стапелях «Альмиранте Вилиамс Ребольедо» и «Альмиранте Риверос», которые также были перекуплены и переименованы в «Боту» и «Типперери» соответственно.

 

 

Закладка

Зпуск

Вступ. в строй

"Almirante Lynch"

9.11.1911

28.9.1912

1913

"Almirante Condell"

11.12.1911

27.1.1913

1.1914

"Almirante Simpson" (c 8.1914 HMS "Faulknor", с 5.1920 "Almirante Williams")

1913

26.2.1914

10.1914

"Almirante Goni" (c 8.1914 HMS "Broke", с 5.1920 "Almirante Uribe")

1913

25.5.1914

2.10.1914

"Almirante Williams Rebolledo" (c 9.1914 HMS "Botha", с 5.1920 "Almirante Riveros")

1914

2.12.1914

30.3.1915

"Almirante Riveros" (c 9.1914 HMS "Tipperary")

1914

5.3.1915

6.1915

 

Тактико-технические характеристики (на момент вступления в строй)

 

"Альмиранте Линч"

"Альмиранте Конделл"

"Брок"

"Фолкнор"

"Бота"

"Типперери"

Водоизмещение:

стандартное (факт.)

нормальное (спецификация)

нормальное (факт.)

полное (факт.)

наибольшее (факт.)

 

1430 т

1610 т

 

1730 т,

1850 т

 

 

 

1704 т ("Брок")

1694 т ("Фолкнор")

 

 

 

1742 т ("Бота")

1737 т ("Типперери")

Размеры:

97,5(пп)/100,8(нб) х 9,9 х 3,5 м;

Энергоустановка

трехвальная ПТУ Парсонса (600 об./мин.), 6 котлов Уайт-Фостера (Р=15,4 кг/см2)

мощность (контрактная)

30000 л.с;

Скорость(контрактная)

31,0 уз.

Запас топлива (полный)

433 т (уголь) + 83 т (нефть)

Дальность плавания (при скорости)

4205 миль (15 узл.), 530 миль (полный ход)

Экипаж:

160 чел.

197 чел.

205 чел.

Вооружение:

Артиллерийское:

102-мм/45 орудия Мк. VI на станках P.XI

1,5-фунт. зенитный автомат

7,7-мм пулемет "Максим"

Торпедное:

450-мм торпедных аппарата

533-мм торпедных аппарата

 

 

6x1

 

 

4x1

 

3x1

 

 

6x1

1x1

2x1

 

4x1

 

 

6x1

2x1

2x1

 

 

2x2

Средства обнаружения, связи и управления огнем:

прожекторы — 2, дальномеры — 2 (7-футовые), радиостанции — тип 2 («Брок», «Фолкнор», «Бота» и «Типперери»)

 

Результаты испытаний

Дата

Мощность

Скорость

Об./мин

Водоизмещение

«Альмиранте Линч»*

1913

 

31,8 уз.

 

 

«Альмиранте Конделл»*

1913

 

33,4 уз.

 

 

«Фолкнор»**

1914

 

 

551,1

1573

«Брок»*

9.1914

30 096***

29,908 уз.

592,4

1700

«Брок»*

1914

29 413

28,348 уз.

577

1900

« Бота »**

1915

 

30 уз.****

590

1670

«Типперери»**

1915

 

 

603

1628

* 6-часовые испытания;

** 4-часовые испытания;

*** использовалось только угольное отопление;

**** по лагу.

 

Описание конструкции

 

Корпус лидеров набирался по традиционной для кораблестроения того времени поперечной схеме со шпацией 0,53 м (1'9"), имел одну сплошную палубу — верхнюю, в носу и корме шла нижняя палуба (фактически платформа). Интересной особенностью кораблей стало ступенчатое сопряжение верхней палубы в районе среза полубака (53 шп.), где она понижалась почти на 1 м, что позволило несколько снизить «верхний» вес. Полубак, протяженностью около 28 м, имел заметный подъем в направлении форштевня. Корпус делился водонепроницаемыми переборками на 21 отсек, наибольшими из которых были три котельных (каждое — длиной 12,3 м) и одно машинное (длина — 13,9 м) отделения, расположенные линейно. В носу и корме большинство переборок доходило лишь до уровня нижней палубы. К существенному недостатку проекта можно отнести отсутствие двойного дна — исключение составляли лишь котельные и машинные отделения, но и в последних ближе к бортам двойное дно сходило на нет.

«Альмиранте Линч» оснащался балансирным рулем площадью 6,5 м2. Рулевая машина имела основной электрический и вспомогательный ручной приводы.

Для достижения 31-уз. скорости проектом предусматривалась трехвальная паротурбинная установка суммарной мощностью 30 000 л.с. До чилийских кораблей машины такой мощности имел лишь один эсминец в мире — построенный в 1909 г. английский «Свифт». При этом стремительный прогресс в области турбиностроения позволил на чилийских кораблях дробить мощность всего на три вала, в то время как на «Свифте» пришлось прибегнуть к четырехвальной схеме. Еще более разительно отличался общий вес ЭУ «Свифта» и «Альмиранте Линч»: на первом — 916 т, на втором — 563 т. При этом несмотря на равную со «Свифтом» мощность и меньшее водоизмещение, в проекте «Альмиранте Линча» предусматривалась умеренная скорость, что объяснялось более полными обводами корпуса в оконечностях для повышения их плавучести и компенсации веса вооружения.

Трехвальная ПТУ Парсонса включала работающую на средний вал турбину высокого давления (со ступенью крейсерского хода) и две турбины низкого давления (со ступенями заднего хода), приводившими во вращение крайние валы. По проекту скорости 31 уз. при нормальном водоизмещении соответствовала частота вращения валов 600 об./мин. Пар для турбин вырабатывали 6 паровых водотрубных котлов системы Уайт-Фостера (давление пара 15,4 кг/см2), расположенных в по два в трех котельных отделениях. Дымоходы от шести котлов выводились в четыре дымовых трубы: в первую и четвертую — по одному, а во вторую и третью — по два котла. Т.к. было выбрано смешанное угольно-нефтяное (нефть впрыскивалась для быстрейшего поднятия пара) отопление котлов, во всех трех КО размещались бортовые угольные ямы общей емкостью 427 т. Благодаря их наличию котлы имели некоторую защиту от попаданий снарядов малого калибра и осколков (правда, только при наличии в ямах достаточного количества угля). 83-т запас нефти хранился в топливном танке, расположенном в отсеке, примыкающем к первому котельному отделению. Во избежание воздействия высокой температуры, источником которой являлось котельное отделение, между последним и топливным танком располагался 0,53-м коффердам (с чисто формальной точки так же являющийся водонепроницаемым отсеком).

Особое внимание в проекте чилийских кораблей было уделено условиям обитаемости — электрические калориферы и рефрижераторная установка (располагалась в отсеке, примыкающем к первому котельному отделению) обеспечивали одинаково комфортные плавание в антарктических и тропических широтах.

Вооружение «Альмиранте Линча» и «Альмиранте Конделла» включало шесть 102-мм орудий главного калибра, расположенных побортно; первая пара стояла на полубаке (27 шп.), вторая — в районе первой дымовой трубы за срезом полубака (60 шп.) на низкой платформе, третья — в корме (167 шп.), так же на платформе. Все орудия имели механическую (электрическую) подачу боеприпасов из носового (для 4-х орудий) и кормового (для 2-х орудий) погребов. Система управления огнем впервые включала два дальномера с базой 2,13 м (т.н. 7-футового типа). 102-мм орудия дополняли четыре 7,7-мм пулемета «Максим» на верхней палубе в средней части корпуса. Торпедное вооружение по проекту состояло из трех двухтрубных 450-мм аппаратов: №1 — между второй и третьей дымовыми трубам (83 шп.), №2 — между второй и третьей дымовыми трубам (106 шп.) и №3 — за кормовой надстройкой (144 шп.). Поскольку к моменту окончания постройки торпедные аппараты еще не были готовы, и их пришлось временно заменить одинарными того же калибра.

Корабли несли по 6 плавсредств — 24-футовым моторным катером, двумя 25-футовыми вельботами, двумя 24-футовыми гичками и 16-футовой дингой.

 

Модернизация под «британский стандарт»

 

С августа по сентябрь 1914 г. «Брок» и «Фолкнор» прошли модернизацию на верфи в Портсмуте. Из-за большой потребности в этих кораблях пришлось ограничиться лишь самым необходимым: для уменьшения задымления мостика на 6 футов (1,8 м) удлинили первую дымовую трубу; установили новую радиостанцию «тип 2» и полуторафунтовый зенитный «пом-пом» на крыше рубки между второй и третьей дымовыми трубами; площадь руля увеличили, как и мощность рулевой машины. Незначительно изменилось внутреннее расположение кают из-за увеличенного почти на 30 чел. экипажа. По этой же причине офицерский камбуз вынесли на верхнюю палубу, поместив его у основания четвертой дымовой трубы. Вместо запроектированных 450-мм торпедных аппаратов в диаметральной плоскости корабли получили четыре однотрубных 533-мм ТА, смещенных к бортам: №1 (левого борта) и №2 (правого борта) в районе 111 шп., №3 (левого борта) — 145 шп. и №4 (правого борта) — 155 шп. Из-за возросшего в результате модернизации «верхнего» веса (в частности, новых ТА) пришлось наполовину срезать грот-мачту и уменьшить число плавсредств, отказавшись от одного из вельботов.

В сентябре работы на «Фолкноре» и «Броке» были завершены. С целью скорейшего ввода в строй Контролер Адмиралтейства приказал подвергнуть ходовым испытаниям по полной программе (6-часовые при нормальном водоизмещении и 2-часовые при полном) только «Брок». Остальные корабли предполагалось испытывать по упрощенной программе, ограничившись 4-часовыми испытаниями. В первых числах октября, после проведения пристрелки торпед, «Брок» прошел 6-часовые испытания на мерной миле. При водоизмещении 1700 т (запас угля — 250 т, несколько больше нормального запаса) он смог показать среднюю скорость лишь 29,9 уз., недобрав более узла до контрактной, хотя мощность при этом соответствовала спецификации (30 096 л.с). При полном водоизмещении скорость падала до 28,3 уз. Столь разительное отличие по сравнению с итогами испытаний «Альмиранте Линча» объясняется как строительной перегрузкой «Брока», так и достаточно «тепличными» условиями, при которых «Линч» показал свои 31 уз. Водоизмещение последнего лишь незначительно превышало стандартное и составляло чуть более 1500 т. Кроме того, на «Броке» во время пробегов не использовалось нефтяное отопление. Неприятным открытием стала посредственная маневренность корабля — при 28,5-уз. ходе и положении руля 35° на борт диаметр циркуляции составлял 927 м (левый) и 791 м (правый) (выдвиг на циркуляции соответственно 645 и 378 м) (Столь разительные отличия для правой и левой циркуляции заключаются в использовании трехвальной схемы). Для сравнения — более крупный «Свифт» имел диаметр циркуляции на 33,5-уз. ходу 619 м (левый) и 700 м (правый) (выдвиг на циркуляции соответственно 503 и 622 м).

Результаты ходовых испытаний заставили Адмиралтейство отказаться от плана использовать один из бывших чилийцев («Фолкнора») в качестве лидера 3-й флотилии эсминцев (корабли типа «L» с 29-уз. ходом), направив обоих вторыми лидерами в 1-ю и 2-ю флотилии, которые были укомплектованы более тихоходными эсминцами.

Поскольку «Фолкнор» и «Брок» по ряду позиций не соответствовали требованиям Адмиралтейства, предъявляемые к лидерам эсминцев, проект двух последних кораблей, находящихся на стапелях верфи «Уайт», решено было подвергнуть серьезной переработке. В ряду претензий Адмиралтейства к бывшим чилийцам в первую очередь отмечался неоправданно слабый бортовой залп, в котором не могла участвовать половина орудий ГК (напомним, что подобная схема расположения артиллерии ГК была вызвана желанием заказчика обеспечить возможность вести бой на оба борта). К недостаткам кораблей типа «Брок» относили и преимущественно угольное отопление котлов, от которого в Англии отказались еще на кораблях программы 1909/10 г. (тип «Н»), начиная с которых все эсминцы этой страны имели чисто нефтяное отопление. По оценкам департамента главного кораблестроителя, руководимого Д'Эйнкортом, при переводе «Боты» и «Типперери» с угля на нефть их скорость могла быть повышена как минимум на один узел, на несколько сот миль повышалась дальность плавания экономичным ходом (15 уз.), не говоря уже о значительном сокращении экипажа (за счет ликвидации штата кочегаров) и улучшения условий службы за счет отсутствия утомительных угольных погрузок. К сожалению, решение вопроса о переводе кораблей на чисто нефтяное отопление затянулось, что, в конечном итоге не позволило реализовать эту идею — к концу 1914 г. «Бота» и «Типперери» находились уже в столь высокой степени готовности к спуску на воду, что любая перепланировка внутренних помещений привела бы к неоправданному увеличению стапельного периода. Пришлось ограничиться изменениями в расположении вооружения, хотя его общий состав остался практически таким же, как и на «Броке». На «Боте» и «Типперери» в носу и корме стояло лишь по одному 102-мм орудию вместо двух на предыдущей паре, высвободившиеся два орудия ГК поместились побортно за кормовой надстройкой. Благодаря подобному расположению бортовой залп повышался на одно орудие и сравнялся с английскими лидерами специальной постройки типа «Лайтфут». Однотрубные ТА, использовавшиеся на первых двух кораблях, были заменены на два двухтрубных того же калибра, что и позволило высвободить место на верхней палубе для иного расположения 102-мм орудий. Между третьей и четвертой дымовыми трубами смонтировали второй полуторафунтовый зенитный «пом-пом». Кроме того, вновь изменился состав плавсредств — исчез моторный катер, но вновь появился второй вельбот.

Работы на обоих кораблях велись весьма интенсивно — спущенные на воду в конце 1914 — начале 1915 г. «Бота» и «Типперери» были переданы флоту в марте и июне 1915 г. соответственно. Быстрота достройки кораблей отчасти объясняется тем, что по решению Адмиралтейства на них не была выполнена теплоизоляция и зашивка внутренних помещений. Испытания также проводились по сокращенной программе — скорость на 4-часовом пробеге «Боты» замерялась лагом и составила около 30 уз. при 590 об./мин. Хотя при подобном способе измерения скорости существует вероятность существенной погрешности (в некоторых случаях более узла), в данном конкретном случае результат вполне сопоставим с испытаниями «Брока» — последний развил 29,9 уз. при 592 об./мин. В обоих случаях водоизмещение составляло около 1700 т.

 

Военные модернизации

 

Уже после сдачи флоту на всех четырех кораблях не совсем удачные полуторафунтовые «пом-помы» заменили на более совершенные 2-фунтовые (при этом на «Броке» и «Фолкноре» их число довели до двух). В 1917 гг. на оставшихся трех кораблях демонтировали прожектор с носовой надстройки, переставив на его место 7-футовый дальномер. По некоторым сведениям, одновременно корабли получили приборы управления огнем, аналогичные стоящим на эсминцах типа «V».

Во второй половине 1916 г. в Адмиралтействе было выдвинуто предложение переоборудовать бывшие чилийские лидеры в минные заградители по типу удачно действовавшего в Ютландском сражении лидера — минзага «Эбдайл». Проект переоборудования, подготовленный главным кораблестроителем в конце 1916 г., предусматривал размещение на корабле 80 мин при одновременном снятии всех ТА и кормовых 102-мм орудий. Для проведения работ даже успели выбрать «Боту» и «Фолкнор», однако при обсуждении проекта на Совете Адмиралтейства он был отклонен из-за опасения за остойчивость.

В марте 1918 г. на проходящем ремонт «Броке» четыре концевых 102-мм орудия сняли и заменили двумя 120-мм орудиями на станках CP.VI. Первоначальные планы полностью сменить вооружение на шесть 120-мм оказались трудновыполнимы по той же причине, по которой не удалось переоборудовать эти лидеры в минные заградители — ожидаемая перегрузка в 15 — 20 т опасно снижала остойчивость. Уже после окончания боевых действий, в 1919 г. перевооружение, аналогичное «Броку», провели на «Фолкноре» и «Боте».

 

Служба

 

Как уже упоминалось, «Фолкнор» и «Брок» начали свою карьеру вторыми лидерами (Организация английских торпедных флотилий на начальном этапе Первой мировой войны предусматривала наличие двух лидеров — основного (или первого), вспомогательного (второго) и порядка 20 эсминцев. Как правило, в роли первого лидера использовался легкий крейсер. Флотилия организационно подразделялась на две полуфлотилии, каждая с лидером во главе) 1-й и 2-й флотилий эсминцев. «Типперери» вошел в состав 3-й флотилии, базирующейся на Гарвич, но ненадолго — во второй половине 1915 г. во время одного из выходов корабль подорвался на мине и лишился хода. С помощью эсминца «Ларчер» «Типперери» был отбуксирован назад в Гарвич и находился в ремонте до начала 1916 г. С апреля 1916 г. до своей гибели в Ютландском сражении корабль служил флагманским кораблям командующего 4-й флотилии эсминцев. В качестве второго лидера при 4-й флотилии числился «Брок» (переведенный из 2-й флотилии после того, как она в 1915 г. ушла на Средиземное море). В составе 1-й флотилии «Фолкнор» в 1915 г. был сменен только что построенным «Ботой», а сам был причислен ко вновь сформированной 12-й флотилии.

В Ютландском сражении приняло участие только три бывших чилийских лидера, т.к. «Бота» в это время находился в плановом ремонте. «Типперери» являлся флагманом 4-й флотилии (командир флотилии — кэптен Уинтур), в состав которой в качестве второго лидера входил «Брок» (коммандер Аллен). Флотилия насчитывала 17 эсминцев типа «К» (Водоизмещение 935—957 т, скорость хода — 29 уз., вооружение три 102-мм орудия и два однотрубных ТА). «Фолкнор» возглавлял 12-ю флотилию (командир флотилии — кэптен Стерлинг), состоящую из второго лидера «Марксмэн» (Тип "Лайтфут", водоизмещение 1604 т, скорость хода — 34,5 уз., вооружение четыре 102-мм орудия и два двухтрубных ТА) и 14 эсминцев типа «М» (Водоизмещение 1025 т, скорость хода — 34 уз., вооружение три 102-мм орудия и два двухтрубных ТА). Обе флотилии, и 4-я и 12-я, находились при главных силах Гранд Флита и, в соответствии с походным ордером, образовывали завесу вокруг следующих шестью колоннами линейных кораблей (за исключением четырех эсминцев 4-й флотилии, которые были приданы линейным крейсерам адмирала Худа, действовавшим самостоятельно). Как известно, главные силы англичан, вступившие в огневой контакт с германским флотом всего за пару часов до окончания светового дня, не смогли до наступления ночи нанести своему противнику сколько-нибудь серьезного ущерба в артиллерийском бою. В ходе развертывания Гранд Флита в боевой порядок, чтобы не мешать линейным кораблям своим дымом, эсминцы завесы были вынуждены отвернуть в сторону, и до наступления темноты им не представилась возможность как-либо повлиять на развитие событий.

Опасаясь вступать в ночной бой, английское командование решило отложить сражение до утра, надеясь перехватить противника у входа в протраленные фарватеры в заполняющих Гельголандскую бухту минных полях. Таких фарватеров, ведущих в главную базу германского флота, существовало три, и английское Адмиралтейство приблизительно знало координаты входа в них. Два находились несколько южнее плавучего маяка Хорнс-Риф, но доступ к ним перекрывал находящийся между германским флотом и маяком Гранд Флит. Третий фарватер, проходящий вдоль северного побережья Голландии, находился от места боя слишком далеко, однако Командующий Гранд Флитом адмирал Джеллико послал Битти с его линейными крейсерами перекрыть и этот вход. С наступлением темноты Джеллико, считавший, что германский флот отходит почти строго на юг, повел свои корабли на SSO в расчете встретить противника южнее Хорнс-Рифа на рассвете 1 июня и продолжить бой. Однако столкновение произошло гораздо раньше. В наступившей темноте на английских кораблях не заметили, что германский флот лег на курс почти строго SO (133 градуса), быстро сходящийся с курсом Гранд Флита.

С наступление сумерек британским эсминцам была дана команда занять положение в 5 милях за своими линейными кораблями. По непонятной причине они не только не получили приказ атаковать германский флот, но вообще не были поставлены в известность о его местоположении и общей обстановке. 56 эсминцев из состава 4-й, 9-й, 10-й, 11-й, 12-й и 13-й флотилий следовали пятью группами общим курсом 167 градусов со скоростью 18 уз. Крайней справа находилась 11 -я флотилия с легким крейсером «Кастор» во главе. Около 22.00 эта группа имела жаркую стычку с германскими легкими крейсерами. Т.к. на английском флагмане сразу была выведена радиостанция, он не успел отдать приказ своим эсминцам выйти в торпедную атаку. По этой же причине штаб Гранд Флита не сразу узнал, что германский флот вступил в контакт с замыкающими ордер английского флота эсминцами. Сообщение об этом достигло Джеллико лишь почти час спустя, совсем незадолго до того, как голова колонны германских линейных кораблей столкнулась с 4-й флотилией эсминцев (к этому времени ее состав уменьшился на пять единиц), следующей к западу от 11-й флотилии.

Флотилия шла растянутой кильватерной колонной с головным «Типперери». За ним следовали четыре эсминца 1-й полуфлотилии, далее второй лидер «Брок» и шесть эсминцев 2-й полуфлотилии. Около 23.10 с «Типперери» заметили на правом траверзе корабли, следующие сходящимся курсом. Предполагая, что это скорее всего корабли соседней 11-й флотилии, командир лидера лишь спустя двадцать минут, в 23.30, дал опознавательный сигнал, когда расстояние между колоннами уменьшилось всего до полумили. В этот самый миг судьба «Типперери» была решена. На неизвестных кораблях зажглись боевые прожектора, и на флагмана 4-й флотилии обрушился огонь 150-мм противоминного калибра шедших головными «Вестфалена», «Нассау» и «Рейнланда». Первый же залп попал в мостик «Типперери», уничтожив всех находившихся там. Второй разрушил главный паропровод, лишив корабль хода, вся кормовая часть корпуса окуталась паром. Загорелась нефть в носовом топливном танке. Лидер вышел из строя вправо (т.е. в сторону противника), быстро теряя ход, и окончательно остановился в 23.35.

В течении первых минут боя «Типперери» понес большие потери среди личного состава и был на грани гибели, однако неповрежденные кормовые 102-мм орудия вели беглый огонь по германским дредноутам, правда без особой надежды нанести им сколь-нибудь заметный ущерб. На немецких кораблях вскоре погасили прожектора, но незадолго до этого с «Типперери» почти в упор выпустили две торпеды из торпедного аппарата правого борта, правда, безрезультатно. Хотя корабль продержался на плаву еще некоторое время, спасти из его команды удалось лишь 10 чел.

В это время остальные корабли 1-й полуфлотилии — «Спитфайр», «Спарроухок», «Гарленд» и «Контест» пытались отвлечь внимание противника от своего поврежденного флагмана, открыв частый огонь из 102-мм орудий и выпустив 5 торпед. Один из них, «Гарленд», направился к «Типперери», что бы оказать последнему посильную помощь. К сожалению, из-за неразберихи первых минут боя и отсутствия четких инструкций корабли 2-й полуфлотилии почти ничего не предприняли, что бы помочь своим товарищам. «Брук» неприцельно выпустил торпеду из торпедного аппарата правого борта и отвернул в сторону от противника, но вскоре вернулся на прежний курс. Остальные эсминцы полуфлотилии последовали за лидером, не открывая огня (за исключением концевого в колонне «Юнити», который обстрелял два корабля, принятые им за германские эсминцы) и не прибегнув к торпедам. Англичане лишились отличной возможности произвести массированный (не менее дюжины торпед) залп. Противники потеряли визуальный контакт.

Внезапное столкновение с английскими эсминцами вынудило головные корабли германской колонны повернуть более чем на 90 градусов. В ходе этого маневра шедший четвертым линкор «Позен» столкнулся с легким крейсером «Эльбинг», который впоследствии затонул.

Почти сразу после поворота, приведшего к гибели «Эльбинга», германский флот лег на прежний курс. Т.к. одновременно на прежний курс лег и «Брок» со своим дивизионом, уже спустя пять минут после потери контакта противники столкнулись вновь. Около 23.40 одновременно увидевшие друг друга «Брок» и германский крейсер «Росток» дали опознавательные, после чего бой возобновился с новой силой. «Росток» быстро пристрелялся, к нему присоединились линкоры. Капитан «Брока» дал команду произвести выстрел из второго ТА правого борта и одновременно приказал изменить курс на 20 градусов влево. Во время перекладки руля корабль получил попадание, которое разрушило нижний мостик и вызвало сильные повреждения в носовом котельном отделении. Руль заклинило, торпеду выпустить не успели, в корабль один за другим попало еще несколько снарядов. В довершении всего, шедший вторым «Спарроухок» (потерявший свой дивизион и вступивший в кильватер «Броку» всего за несколько минут до этого) не сразу заметил поворот лидера и оказался у него под форштевнем. «Брок» врезался в эсминец в районе полубака почти под прямым углом, получив серьезные повреждения носовой оконечности. К счастью для обоих экипажей, германская колонна в очередной раз отвернула, и поврежденные корабли вскоре вышли из-под обстрела.

4-я флотилия, уже без своих вышедших из строя лидеров, еще раз вступала в контакт с германским флотом, в очередной раз безуспешно. К сожалению для англичан и к счастью для немцев, эсминцы Гранд Флита имели очень низкую подготовку для действия в ночных условиях, кроме того, как уже упоминалось, в ту ночь перед ними была поставлена всего одна задача — идти в пяти милях за своими линкорами. В результате слыша звуки боя и видя вспышки выстрелов и взрывов, идущие невдалеке от 4-й флотилии другие английские эсминцы не сделали никакой попытки прояснить обстановку.

Тем временем германский флот упорно придерживался генерального курса SO, последовательно перекрещивавшегося с курсом английских минных флотилий, и это привело к тому, что в ходе ночи произошел еще ряд столкновений между противниками.

Пожалуй, наибольший успех к англичанам мог прийти около двух часов ночи, когда в соприкосновение с Флотом Открытого моря вступила 12-я флотилия во главе с «Фолкнором». В 1.45 с него заметили корабли, идущие курсом SO, которые сразу были определены как германские. Командир флотилии кэптен Стерлинг на «Фолкноре» отдал приказ лечь на параллельный курс, увеличить ход до 25 уз. и приготовиться к торпедной атаке, но в этот момент противник отвернул, и контакт был потерян. Примерно представляя курс германской колонны, Стерлинг повел свои корабли строго на юг, намереваясь обогнать противника и лечь на встречный курс. В 2.00 «Фолкнор» повернул назад и почти сразу натолкнулся на немцев. Последние не сразу опознали в появившихся кораблях неприятеля, что позволило англичанам выйти в атаку и пустить первые торпеды до открытия огня («Фолкнор» пустил одну торпеду в «Кронпринц», вторую — в «Гроссер Курфюрст»). Из 12 торпед с четырех кораблей в цель попали две, обе в броненосец «Поммерн». Остальные германцы счастливо избежали попаданий, хотя в некоторых случаях это было чистой воды везением. Атака «Фолкнора» была поддержана далеко не всеми эсминцами флотилии, в противном случае потери Флота Открытого моря могли оказаться куда тяжелее.

Роль «Фолкнора» в Ютландском сражении не ограничивается храброй торпедной атакой — если бы сообщение, посланное Стерлингом на флагманский корабль Гранд Флита «Айрон Дюк» дошло до адресата, адмирал Джеллико мог исправить ошибку в оценке курса германского флота и конечной цели его маршрута. Когда Стерлинг выходил в атаку, немецкий флот уже прошел под кормой у Гранд Флита и находился восточнее, т.е. его путь к входному фарватеру у Хорнс-Рифа был свободен. Получи на «Айрон Дюке» сообщение с местом и курсом немецкого флота, у англичан еще оставалась возможность исправить свою ошибку, но увы — по непонятным причинам Джеллико так ничего и не узнал. Последствия известны — немцам удалось улизнуть.

Для бывших «чилийцев» результаты Ютландского сражения таковы. Погибший «Типперери» получил неустановленное число попаданий снарядов калибром от 88-мм до 150-мм и затонул почти со всем экипажем — погибло 185 из 195 человек, включая командира. «Фолкнор» повреждений не имел. В «Брок» попало девять снарядов, вызвавших большие разрушения, потери личного состава составили 47 человек убитыми и 36 — ранеными, т.е. более трети экипажа. Из всех поврежденных в ходе боя английских кораблей, «Брок» ремонтировался дольше всех — восстановительные работы на нем удалось завершить только 31.8.1916.

Ютландское сражение стало поворотной точкой в дальнейшей судьбе бывших «чилийцев». Комиссия Адмиралтейства, разбиравшая итоги боя и, в частности, действия эсминцев, пришла к неутешительному для кораблей типа «Брок» выводу об их непригодности для использования в качестве лидеров. Было обращено внимание на ряд игнорируемых ранее недостатков, таких, как низкая скорость, неудачное расположение торпедных аппаратов и архаичное для 1916 г. угольное отопление. Кроме того, гибель «Типперери» и тяжелые повреждения «Брока» выявили низкую живучесть этих кораблей. По итогам работы комиссии было принято решение о замене в Гранд Флите всех лидеров типа «Брок» типом «Паркер». Последние начали поступать на флот в конце 1916 г., и до этого момента «Брок», «Фолкнор» и «Бота» служили со своими флотилиями. С целью найти применение бывшим «чилийцам» в Адмиралтействе выдвигалось предложение переоборудовать корабли в минные заградители, однако от этой идеи отказались из-за опасения за их остойчивость. К тому же к этому времени для этих кораблей уже было найдено применение. Зимой 1916/17 г. они вошли в состав сил прикрытия знаменитого Дуврского патруля. Основная задача эсминцев, базировавшихся на Дувр, заключалась в охране дрифтеров, обслуживающих противолодочное заграждение. Это заграждение, известное как Дуврский барраж, препятствовало проходу подводных лодок через Ла-Манш в Атлантику. С принятием германским правительством в октябре 1916 г. решения о возобновлении использования подводных лодок против торгового судоходства роль подобной преграды на пути развертывания кайзеровских лодок заметно возросла. Германское морское руководство прекрасно понимало значение барража и предприняло ряд мер для нарушения его действенности. Так, весной 1916 г. была сформирована полуфлотилия эсминцев «Фландрия» (впоследствии развернутая во флотилию), базирующаяся на Остенде, а с осени того же года для действий перед входом в Ла Манш начали выделять одну — две флотилии эсминцев из состава Флота Открытого моря. По замыслу германского руководства эсминцы этих флотилий должны были, помимо обстрела побережья, совершать быстрые налеты на барраж, топить дрифтеры и немногочисленные корабли охранения и отходить до появления подкреплений противника. Опыт 1916 г. показал эффективность подобной тактики. Англичане потеряли несколько дрифтеров и охранявших их эсминцев, не нанеся нападавшим почти никаких повреждений.

Для исправления ситуации состав сил прикрытия в конце 1916 — начале 1917 г. был существенно усилен. Помимо лидеров типа «Брок» на Дувр начали базироваться новые эсминцы, к патрулированию больше стали привлекаться французские корабли. Вскоре это принесло первые результаты — 20.4.1917 произошел первый бой между германскими рейдерами и кораблями прикрытия барража, в котором победа (по крайней мере по очкам) оказалась на стороне англичан.

Вечером 20 апреля из Зеебрюгге для рейда в Дуврском проливе вышла группа из 12 эсминцев. Разделившись на два отряда, германские корабли обстреляли Дувр и Кале. На отходе отряд из шести эсминцев, который обстреливал Дувр, наткнулся два лидера, «Свифт» и «Брок», патрулировавших на пути вероятного отхода противника.

Эти корабли вышли из Дувра около 20.00 и несли дозор у западного концы барража, между маяком Южный Гудвин и буем №5А. С лидеров видели отблески береговых батарей Дувра, отвечавших германским эсминцам, и знали о присутствии неприятеля. Вскоре поступило сообщение о вражеских кораблях, отходящих в их сторону. В 0.50 на «Свифте» обнаружили кильватерную колонну германских эсминцев, идущих на восток с большой скоростью. Противники сходились встречными курсами левыми бортами. Командир «Свифта» дал приказ увеличить ход до полного и положить руль лево на борт. «Брок» последовал за лидером. Оба корабля выпустили по одной торпеде в шедший предпоследним в германском строю G-85, одна из них попала, но чья — до сих пор не ясно. В это время «Свифт» открыл огонь из своего 152-мм бакового орудия. Вспышка от выстрела ослепила всех на мостике, и потерявший на несколько секунд управление корабль проскочил под кормой у G-42 и, продолжая циркуляцию влево, вышел на параллельный германской колонне курс, продолжая вести беглый огонь по противнику. Однако, получив большую пробоину в носу, он принял много воды, и его скорость стала быстро падать. В это время следующий за «Свифтом» «Брок» увидел справа по носу G-42. Капитан лидера Эванс скомандовал идти на таран. Удар пришелся германскому эсминцу позади второй дымовой трубы. Из-за большой скорости столкнувшихся кораблей (у G-42 — 30 уз., у «Брока» — 27 уз.) их начало поворачивать против часовой стрелки. Этого не учли поглощенные боем офицеры английского корабля, поэтому когда они увидели вражеский миноносец по правому борту, они приняли его не за G-85, а за совершенно новый корабль, видимо, идущий в колонне за только что тараненным ими G-42. В эсминец пустили торпеду, вторично попав в G-85. В результате этой неразберихи капитан «Брока» рапортовал о потоплении трех эсминцев: одного торпедой с левого борта, второго — торпедой с правого борта, третьего — тараном.

Освободившись от G-42, «Брок» предпринял попытку нагнать «Свифт», однако повреждения форштевня и главного паропровода вызвали сильное падение скорости. К тому же лидер горел в нескольких местах и имел в общей сложности 32 попадания. «Брок» направился к G-85, который несмотря на два торпедных попадания и близкую гибель открыл огонь по английскому кораблю из кормового 105-мм орудия. «Брок» выпустил по немцу несколько снарядов и торпеду. Стрельба прекратилась, но G-85 затонул лишь спустя некоторое время.

Последнее напряжение окончательно доконало поврежденный паропровод, и лидер лишился хода. К счастью, из Дувра подошла подмога, и «Брок» на буксире эсминца «Ментор» вернулся в базу. В ходе боя экипаж корабля потерял 21 человека убитыми и 36 — ранеными. Ремонт боевых повреждений занял два месяца.

Почти год спустя, ранним утром 21.3.1918 совместное англо-французское соединение, состоящее из четырех эсминцев с лидером «Бота» во главе, столкнулись с немецкими эсминцами, возвращавшимися после обстрела Дюнкерка. «Бота» таранным ударом разрезал пополам малый миноносец А-19. В результате столкновения на лидере оказалось поврежденным рулевое управление, он выкатился из кильватерной колонны и потерял свое соединение. Когда же спустя несколько минут на английском и французских кораблях увидели большой эсминец, следующий встречным курсом с потушенными огнями, он был расценен как немецкий, и с «Моррис» (Англия) и «Капитен Мель» (Франция) были пущены торпеды. «Бота» (а это был он) получил попадание в кочегарку и встал без хода. С большим трудом лидер на буксире был отведен в Дюнкерк.

После окончания войны «Брок», «Фолкнор» и «Бота» прошли восстановительный ремонт, в мае 1920 г. проданы Чили и переименованы в «Альмиранте Урибе», «Альмиранте Вилиамс» и «Альмиранте Риверос» (В отношении переименования кораблей при их вторичной передаче чилийскому флоту существует уже канонизированная версия, что "Брок" получил название "Альмиранте Урибе", "Фолкнор" превратился в "Альмиранте Риверос", а "Бота" - в "Альмиранте Вилиамс". В отношении "Брока" это не вызывает сомнений, однако с "Фолкнором" и "Ботой" все не так просто. Анализ имеющихся снимков этих кораблей позволяет с уверенностью прийти к заключению, что "Фолкнор" в чилийском флоте назывался не "Альмиранте Риверос", а "Альмиранте Вилиамс". Соответственно "Бота" получил название не "Альмиранте Вилиамс", а "Альмиранте Риверос". Откуда пошла эта ошибка, сейчас определить уже сложно, но, возможно, путаницу внес известный справочник "Jane", в разные годы присваивавший имя "Альмиранте Вилиамс" двум совершенно разным кораблям). Прибыв в том же году в главную базу Вальпараисо, они присоединились к «Альмиранте Линчу» и «Альмиранте Конделлу». Последние на протяжении прошедшей войны, являясь самыми современными боевыми единицами чилийского флота, осуществляли патрулирование прибрежной зоны. Так, в декабре 1914 г. «Альмиранте Конделл» заставил покинуть территориальные воды сохраняющей нейтралитет Чили германский легкий крейсер «Дрезден», который пытался укрыться в них после Фолклендского сражения.

Интенсивная служба в годы войны возвращенных Чили кораблей не прошла для них бесследно — к началу 30-х годов корпуса и машины «Альмиранте Урибе», «Альмиранте Ривероса» и «Альмиранте Вилиамса» оказались сильно изношенными, и в 1933 г. все три эсминца были исключены из списков флота. Первые два вскоре сдали на слом, а вот «Альмиранте Вилиамс» дотянул до 1937 г., когда корпус корабля был потоплен огнем главного калибра линкора «Альмиранте Латорре» во время артиллерийских стрельб.

Гораздо дольше прослужили оба первенца. В 1930 г. «Альмиранте Линч» и «Альмиранте Конделл» прошли капитальный ремонт (По свидетельству некоторых источников, в это же время паровые котлы полностью перевели на жидкое топливо), в ходе которого старые 450-мм торпедные аппараты заменили двумя двухтрубными 533-мм. Одновременно с этим эсминцы получили современное зенитное вооружение — два спаренных 12,7-мм автомата на увеличенной кормовой надстройке. В таком виде корабли встретили Вторую мировую войну. Как и за двадцать пять лет до этого, Чили придерживалась нейтралитета, и ее флот ограничивался патрулированием территориальных вод, в чем участвовали и «Альмиранте Линч» с «Альмиранте Конделлом». В конце 1941 г. их судьба имела некоторые шансы круто измениться — США, получившие в Перл-Харборе звонкую оплеуху и на время лишившиеся большей части линейного флота на Тихом океане, стали проявлять живой интерес к латиноамериканским дредноутам — в частности, зондировалась почва о возможности приобретения у Чили «Альмиранте Латорре» и нескольких эсминцев (правда, американцев в первую очередь интересовал дредноут, а не устаревший «скаут»). Как бы то ни было, ничего американцы у своих латиноамериканских соседей так и не купили.

26.10.1944 на «Альмиранте Конделл» произошел взрыв одного из паровых котлов, в результате чего эсминец был сильно поврежден. От восстановления морально и физически устаревшего корабля отказались, и он был поставлен на прикол, а 19.12.1945, одновременно со своим собратом исключен из списков флота. Вскоре «Альмиранте Линч» разобрали на металл, «Альмиранте Конделл» же последовал на разделку лишь в 1955 г.

 

Оценка проекта

 

Мореходные, с достаточно плавной качкой, позволяющей эффективно действовать артиллерии ГК в свежую погоду, сравнительно комфортабельные условия обитания экипажа делали «Линча» и «Конделла» опасными соперниками для своих собратьев по классу, с которыми они по первоначальному плану и должны были бороться. Если рассматривать эти корабли с точки зрения реализации первоначального задания, можно сказать, что Уайту удалось создать вполне удачный, а во многом — выдающийся проект. Пожалуй, «Линч» имел только один, правда, весьма существенный недостаток — фактическое отсутствие двойного дна в оконечностях (да и в районе ЭУ оно было далеко не полным), что лишь отчасти компенсировалось наличием широких бортовых угольных ям и продуманного разделения корпуса на водонепроницаемые отсеки под нижней палубой. Однако попавшим волею судьбы в английский флот бывшим чилийским эсминцам пришлось играть роль лидеров — роль, для которой они совершенно не годились. Нерациональное расположение артиллерии, угольное отопление котлов (напомним, что бывшим чилийцам пришлось действовать совместно с эсминцами, имевшими чисто нефтяное отопление), посредственная маневренность — эти недостатки отмечались специалистами Адмиралтейства еще при оценке кораблей на пригодность к службе в английском флоте. И хотя отчасти эти недостатки удалось устранить, «Брок», «Фолкнор», «Бота» и «Типперери» так и не стали полноценными лидерами — как только появилась возможность заменить их более совершенными кораблями типов «Лайтфут» и «Паркер», они исчезли из состава флотилий Гранд Флита.