Французские крейсера Второй Мировой воины. Часть 2: Тяжелые крейсера типа «Дюкень»

 

Сергей Патянин

 

Проектирование

 

Корабли типа «Дюге-Труэн» еще не были заложены, когда Вашингтонская конференция коренным образом изменила линию развития класса крейсеров. Хотя послевоенные первенцы вполне утраивали моряков, Франция, будучи в числе основных морских держав, не могла игнорировать роста водоизмещения иностранных крейсеров и калибра их орудий. Уже 6 июля 1922 г. Морской генеральный штаб (Etat-Major General) выдал задание на проектирование новых кораблей в соответствии с максимально разрешенными характеристиками — 10 000 т водоизмещения и 203-мм артиллерия главного калибра. В отличие от британских аналогов (тип «Каунти»), создававшихся как защитники торговли, первые французские «восьмидюймовые» крейсера продолжали линию развития скаутов и предназначались для решения следующих задач:

— дальняя (стратегическая) разведка в интересах линейного флота;

— поддержание контакта с противником;

— поддержка легких сил, подводных лодок, патрульных кораблей, эскорта конвоев;

— борьба с кораблями, угрожающими французским морским коммуникациям;

— использование в качестве быстроходных войсковых транспортов на линии между Францией и Северной Африкой;

— демонстрация флага.

В связи с этим, МГШ выдвигал следующие требования к проекту:

— восемь 203-мм орудий в трех или четырех башнях с легкой защитой (150 снарядов на орудие);

— четыре 100-мм зенитки (500 снарядов на орудие);

— два четырехтрубных 550-мм торпедных аппарата с 4 запасными торпедами;

— четыре 240-мм противолодочных бомбомета Торникрофта;

— дальность плавания 5000 миль 15-уз-ловым ходом.

Особое внимание уделялось скоростным характеристикам: чтобы обезопасить корабли от мощных британских и японских линейных крейсеров, требовалось обеспечить преимущество в скорости над последним не менее чем на 2 уз. С другой стороны, МГШ высказывал пожелание улучшить противоторпедную защиту. В итоге, Техническому отделу (Service Technique des Constructions et Armes Navales — STCN) поручили подготовить два варианта эскизного проекта: первый с максимальной скоростью и минимальной защитой; во втором (будущий тип «Сюффрен») допускалось снижение скорости до 31 уз., а сэкономленный вес отводился на бронирование.

Проект разрабатывался на основе крейсеров типа «Дюге-Труэн». Однако имевшийся запас водоизмещения в 2000 т был очень быстро выбран. Так, каждая 203-мм башня весила 180 т против 80 т у башен легких крейсеров, а каждый снаряд— 123 кг против 57 кг. Таким образом, суммарный вес только артиллерии главного калибра составил примерно 930 т вместо 400 — рост на 135 %. Зенитное вооружение, с учетом выдвинутых в ноябре 1922 г. дополнительных требований об установке 8 40-мм автоматов с боезапасом 1000 снарядов на ствол, и катапульта с самолетами требовали лишних 155—165 т. В качестве компенсации разрешалось лишь сократить число торпедных аппаратов с 8 до 6. Наконец, для достижения 34-узловой скорости более крупному кораблю требовалась более мощная силовая установка. В итоге набегала перегрузка около 200 т. Последующая замена 100-мм зениток (разработка которых задерживалась) на 75-мм, 40-мм автоматов — на новые 37-мм и отказ от бомбометов давали лишь небольшую экономию веса.

Защита в первом варианте проекта не отличалась от прототипа, и лишь в последующих появились продольные противоторпедные переборки в районе погребов и топливных цистерн. Пожелание специалистов конструкторского отдела обеспечить 30-мм бронирование машинно-котельных отделений было отвергнуто МГШ, не соглашавшемуся на снижение скорости, поскольку имелись сообщения, что новые итальянские крейсера будут иметь 34-узловой ход. В итоге суммарный вес брони составил немногим более 450 т — меньше, чем у британского типа «Каунти» (1025 т) или итальянского «Трен-то» (888 т). Хотя вследствие этого новые корабли получили прозвище «картонные крейсера» или «жестянки», исходя из круга задач, слабость броневой защиты не представлялась существенным недостатком. В водах метрополии должны были действовать более защищенные корабли последующих проектов — всего МГШ считал необходимым иметь в составе флота не менее 21 крейсера.

 

Название

Строитель

Заказан

Заложен

Спущен на воду

Передан флоту

Вошел в строй

"Duquesne"

Arsenal de Brest, Брест

1.7.1924

30.10.1924

17.12.1925

6.12.1928

25.1.1929

"Tourville"

Arsenal de Lorient, Лориан

1.7.1924

4.3.1925

24.8.1926

1.12.1928

12.3.1929

 

Строительство двух крейсеров было включено в программу 1924 г. Заказ на «Дюкень» и «Турвиль» был выдан казенным верфям в Бресте и Лориане 1 июля 1924 г. Турбины для обоих поставляла фирма «Ателье э Шантье де Бретань», котлы — государственное предприятие «Индре».

Следует отметить, что первоначально корабли классифицировались как легкие крейсера (croiseurs legers) и были переведены в класс тяжелых лишь после подписания Лондонского договора 1930 г.

 

Тактико-технические характеристики

Водоизмещение:

стандартное

нормальное

полное

 

10 160 т

11 404 т

12 435 т

Размерения

185/191x19,1x5,85—6,49 м

Силовая установка

4 ТЗА "Rateau-Bretagne", 8 котлов "Gtiyot - clu Temple"

Мощность .

120 000л.с.

Скорость

34 уз.

Запас топлива

1841 т нефти

Бронирование:

коробчатая защита погребов

башни, барбеты, рубка

 

20—30 мм;

 

30 мм

Вооружение

4x2 — 203-мм/50 орудия М1924, 8x1 — 75-мм/50 зенитки М1924, 8x1 — 37-мм/50 зениток M1925, 6x2— 13,2-мм/76 пулеметов "Hotchkiss" M1931, 2x3 — 550-мм торпедных аппарата, 1 катапульта, 2 гидросамолета

Экипаж

605 чел. (как флагман — 637 чел.)

 

Распределение весовых нагрузок

 

 

Корпус:

4783 т

47 %

Защита корпуса

368 т

 

Защита артиллерии

91 т

4,5 %

Артиллерия:

1224 т

 

Торпеды и самолеты:

111 т

13 %

Силовая установка:

2271 т

22,5 %

Оборудование и снабжение:

1242 т

 

Прочие грузы:

70 т

13 %

Стандартное водоизмещение:

10 160 т

100 %

Топливо:

900 т

 

Вода для котлов:

240 т

 

Прочие грузы:

104 т

 

Нормальное водоизмещение:

11 404 т

 

Топливо:

941 т

 

Дополнительный боезапас:

78 т

 

Прочие грузы:

12 т

 

Полное водоизмещение:

12 435 т

 

 

Корпус и бронирование

 

«Дюкень» и «Турвиль» стали единственными «вашингтонскими» крейсерами первого поколения с полубачной конструкцией корпуса — остальные страны выбрали гладкопалубную, предпочтительную с точки зрения прочности. Проект в определенной степени представлял собой увеличенный вариант «Дюге-Труэна» с несколько улучшенными обводами корпуса (полубак получил небольшой подъем к форштевню). Схожими были и силуэты обоих типов, за исключением того, что тяжелые крейсера имели более развитую носовую надстройку и широко разнесенные дымовые трубы, что было обусловлено эшелонным, а не линейным размещением силовой установки. Мачты и трубы «Дюкеня» и «Турвиля» устанавливались с наклоном на 5° в корму. Стеньги с фок-мачт были демонтированы в 1933—1934 гг.

Корпус набирался по продольной схеме. Общее число шпангоутов — 185; нумерация велась с кормы. Водонепроницаемые переборки делили корпус на 17 отсеков, каждый из которых оборудовался независимыми водоотливной и вентиляционной системами. Отсеки обозначались буквами латинского алфавита от А до Q, начиная с носа. Внешние переборки машинных отделений выполнялись из 20-мм стали высокого сопротивления НТ (предел прочности 60 кг/мм2). Корабли имели две сплошные палубы — верхнюю и главную. По всей длине корпуса проходило двойное дно, переходящее в двойной борт, поднимавшийся до уровня ватерлинии. В районе машинно-котельных отделений за ним проходила 12—14мм продольная переборка.

Защита «Дюкеня» и «Турвиля» оставалась откровенно слабой — общий вес брони составлял всего 459 т (в том числе 368 т — защита корпуса, 91 т — защита артиллерии). Фактически она ограничивалась «коробчатым» бронированием погребов, занимавших около четверти длины корабля. Они прикрывались 30-мм листами с бортов и 20-мм крышей и траверзами. Румпельное отделение защищалось 17-мм броней. Башни и барбеты имели 30-мм бронирование, причем, как и на крейсерах типа «Дюге-Труэн», оно выполнялось двухслойным: на вращающейся части 15+15 мм, на неподвижной — 20+ 10 мм. Столь же незначительной осталась защита боевой рубки. Верхняя палуба на большей части длины корпуса изготавливалась из кораблестроительной стали толщиной 22—24 мм.

 

Вооружение

 

Вооружение французских тяжелых крейсеров соответствовало зарубежным аналогам из первого поколения «вашингтонцев». Поскольку артиллерия максимально разрешенного 8-дюймового калибра во французском флоте ранее не применялась, специально для них было разработано 203-мм орудие М1924 с длиной ствола 50 клб.

Орудие имело простую, но надежную конструкцию. Ствол состоял из внутренней трубы, кожуха и скрепляющего кольца. Затвор — поршневой, с открыванием наверх. Вес орудия — 20 716 кг. Первоначально для него было разработано два типа снарядов: 123,1-кг бронебойный (OPf) и 123,8-кг фугасный (ОЕА). Заряд, как и у 155-мм орудий 8000-тонных крейсеров, состоял из двух частей общим весом 53 кг, что обеспечивало начальную скорость 850 м/с и дальность стрельбы 31 400 м при угле возвышения ствола 45°. Впоследствии вес заряда сократили до 47 кг, соответственно начальная скорость и дальность стрельбы уменьшились до 820 м/с и 30 000 м. Незадолго до начала Второй мировой войны на вооружение тяжелых крейсеров поступил новый утяжеленный бронебойный снаряд М1936 весом 134 кг. В 1939 г. в снаряды стали добавлять красящее вещество, что облегчало пристрелку. Разрывы снарядов «Дюкеня» имели красную окраску, «Турвилля» — желтую.

На крейсерах орудия располагались в спаренных башнях образца 1924 г. с индивидуальным приводом вертикального наведения (максимальный угол возвышения стволов 45°) и автоматическими прибойниками, использовавшими энергию отката. Башни снабжались силовым приводом горизонтальной наводки, обеспечивавшим скорость 6 град./с. Заряжание могло производиться при углах возвышения от -5 до +10 град. Техническая скорострельность составляла 5—6 выстрелов в минуту, практическая была несколько ниже. Общий вес башни — 180 т.

Снарядные погреба, общие для носовой и кормовой групп, располагались в трюме между башнями, зарядные, индивидуальные для каждой башни, находились с внешних сторон и занимали два вертикальных уровня. Штатный боезапас — 150 снарядов на ствол.

Основой системы управления огнем являлся расположенный на треногой фок-мачте командно-дальномерный пост, оборудованный двумя дальномерами с базой 5 и 3 м. Правда, на «Дюкень» он был установлен в Бресте только в сентябре 1929 г., а на «Турвилль» — в Лориане в январе 1930 г. Вспомогательный пост управления огнем располагался на боевой рубке. На «Дюкене» он оборудовался 5-м дальномером устаревшей системы «Триплекс», на «Турвилле» — более современным 3-м дальномером SOM совмещающего типа. Центральный артиллерийский пост располагался в отсеке F на верхней платформе и оборудовался вычислительным столом образца 1924 г. и двумя вспомогательными вычислителями типа «авизо». Возвышенные башни оборудовались 5-м дальномерами и могли управлять огнем «своей» группы.

Увеличившиеся размеры тяжелых крейсеров позволили вдвое, по сравнению с «Дюге-Труэном», усилить зенитное вооружение. Четыре 75-мм/50 зенитки располагались по-прежнему — побортно на первом ярусе носовой надстройки, еще столько же установили на шлюпочной палубе в районе грот-мачты. Сами орудия были слегка улучшенной модели М1924. Боезапас — 500 выстрелов на ствол.

В 1933 г. на обоих крейсерах смонтировали систему управления зенитным огнем, включавшую два поста с 3-м стерео-дальномерами и баллистическими вычислителями типа «авизо». На «Турвиле» они размещались у основания опор фок-мачты на уровне нижнего мостика, на «Дюкене» — одним уровнем выше. В конце того же года 75-мм зенитки прикрыли щитами.

Для обеспечения ПВО в ближней зоне тяжелые крейсера изначально получили по 8 новейших 37-мм/50 полуавтоматических зенитных пушки М1925. Их основные характеристики: вес орудия 300 кг, вес снаряда 725 г, начальная скорость 850 м/с, дальность стрельбы 7175 м, скорострельность — до 40 выстр./мин, вертикальное наведение от -10 до +80 град. Боекомплект — 1000 выстрелов на ствол. Четыре зенитки расположились на шлюпочной палубе у первой трубы, по две — на баке и юте.

Первоначально крейсера несли по четыре 8-мм пулемета «Гочкис» М1914. В 1933—1934 гг. на юте кораблей установили по 4 спаренных 13,2-мм/76 пулемета «Гочкис» М1931, более эффективных против современных самолетов. При этом 37-мм зенитки с бака и юта перенесли на первый ярус надстройки, установив по бокам от шлюпочного крана. В мае 1937 г. для защиты носовых секторов на крыльях мостика установили еще по 2 спаренных 13,2-мм/76 пулемета. В июле 1938 г. эти пулеметы снабдили легкими щитами, а на «Турвиле» в 1940 г. щитами были прикрыты и кормовые пулеметы.

Торпедное вооружение состояло из двух трехтрубных 550-мм торпедных аппаратов типа 1925Т, располагавшихся на верхней палубе между трубами. В надстройке между ними находилось 3 запасных торпеды и механизм перезарядки. Крейсера использовали торпеды типа 1923D (общий вес — 2068 кг, вес ВВ — 310 кг, режимы хода — 13 000 м на 35 уз. или 9000 м на 39 уз.). На «Дюкене» в 1931—1932 гг. аппарат правого борта был несколько смещен в корму. Наведение аппаратов и стрельба торпедами могли осуществляться дистанционно из боевой рубки. Кроме того, крейсера принимали по 15 35-кг глубинных бомб (Французские глубинные бомбы обозначались по весу заряда. Полный вес 35-кг бомбы составлял 52 кг).

 

Авиационное вооружение

 

«Дюкень» и «Турвиль» стали первыми французскими крейсерами, у которых авиационное вооружение предусматривалось еще на стадии проектирования. Испытания катапульты на «Примоге» показа-

ли, что ее размещение на юте не является удачным. Это мешало использованию кормовой группы башен, а самолеты там страдали от брызг. Поэтому на новых крейсерах катапульту перенесли в среднюю часть, расположив на надстройке между второй трубой и грот-мачтой. На «Дюкене» катапульту смонтировали в 1929 г., на «Турвиле» — в 1930 г. Для работы с самолетами и шлюпками служил 12-тонный кран с длиной стрелы 12,3 м, располагавшийся между трубами, и стрела, крепившаяся к основанию грот-мачты.

Крейсера могли нести 2 гидросамолета, один из которых размещался непосредственно на катапульте, второй — на шлюпочной палубе между трубами. Саму палубу расширили до бортов, чтобы шлюпки не мешали операциям с самолетами.

Первоначально кораблями использовались гидропланы FBA-17 и CAMS-37A, запускавшиеся с воды. Одновременно с катапультами появились машины LGL.L-3, которых вскоре сменили поплавковые монопланы «Гурду-Лесёр» GL-810/811/812HY, использовавшиеся до апреля 1937 г., когда катапульты были временно сняты. В 1938 г. их вернули, а в апреле 1939 г. крейсера приняли на борт летающие лодки «Луар-130».

 

Силовая установка

 

Силовая установка, как уже говорилось, размещалась по эшелонному принципу в четырех котельных и двух машинных отделениях, занимавших пространство от шп.55,5 до шп.122. В каждом котельных отделений располагалось по 2 тонкотрубных треугольных котла типа «Гюйо — дю Темпль». В них использовалось несколько большее, чем на крейсерах типа «Дюге-Труэн», давление пара (20 атм. против 18,5).

Каждый из четырех ТЗА системы «Рато-Бретань» включал пару турбин переднего и турбину заднего хода, а также одноступенчатый редуктор, сокращавший число оборотов с 2800 до 280 на валу. Номинальная мощность каждого агрегата составляла 30 000 л.с. Агрегаты средних валов включали также крейсерские турбины мощностью по 2900 л.с. В движение корабли приводились трехлопастными винтами диаметром 4,2 м.

Оба крейсера в ходе проб не смогли продемонстрировать выдающихся результатов и лишь подтвердили проектную скорость, да и то на непродолжительное время. Представители флота рассчитывали на 34-уз. ход в течение 8-часовых испытаний, однако «Дюкень» держал в среднем 34,12 уз. при 131 770 л.с. (максимальная скорость доходила до 35,3 уз.) только на протяжении 4 часов, а «Турвиль» в течение 6 часов показал 33,22 уз. при 126 900 л.с. и максимальную 36,15 уз.

В целом крейсера типа «Дюкень» характеризовались как хорошие ходоки — при полной нагрузке они развивали 31 уз. без форсировки турбин, а 30-узловую скорость легко поддерживали в течение суток при половинной мощности силовой установки.

 

Оборудование

 

Электроэнергия на ходу вырабатывалась двумя группами по два турбогенератора в каждой, на стоянке — двумя дизель-генераторами. Два турбогенератора располагались в кормовом машинном отделении, остальные — в специальном отсеке под башней II на первой платформе. Аварийный дизель-генератор находился в надстройке у второй дымовой трубы.

Довольно необычным для крейсеров было рулевое устройство, включавшее два руля — основной площадью 22 м2 и дополнительный (передний) площадью 11 м2. Их перекладку обеспечивали четыре сервомотора Томпсона. Посты управления располагались на ходовом мостике, в боевой рубке и в румпельном отделении. По отзывам командиров, крейсера управлялись легко, «как миноносцы», однако обладали значительным радиусом циркуляции — недостаток, свойственный большинству французских кораблей того периода.

Для наблюдения и освещения целей имелось четыре 120-см прожектора системы «Сотэ-Арле», размещенных парами на фок- и грот-мачтах. Они управлялись дистанционно с постов, располагавшихся на тех же мачтах, но уровнем ниже.

Крейсера имели комплект гидроакустического оборудования; между 129 и 130 шп. находилась шахта для выдвижной антенны.

 

Мореходность и обитаемость

 

Крейсера типа «Дюкень» отличались превосходными мореходными качествами, не уступая своим британским современникам типа «Каунти». Даже на сильном волнении они могли сохранять 30-узловой ход, а благодаря развитым скуловым килям обладали умеренной бортовой качкой.

Экипаж крейсеров по довоенному штату состоял из 605 человек — 30 офицеров и 575 нижних чинов. При использовании корабля в качестве флагманского он увеличивался до 637 чел. Условия обитаемости были не слишком благоприятными — сказывалась полубачная конструкция, из-за чего крейсера лишились потенциальных жилых помещений на протяженной верхней палубе. Во время пребывания кораблей в Индокитае выявилась неудовлетворительная вентиляция кубриков.

 

Проект переоборудования в авианосцы

 

К середине 1930-х гг. появились хорошо защищенные тяжелые крейсера, на фоне которых слабость броневой защиты первых французских «вашингтонцев» стала вопиющей. Как следствие, появились проекты перестройки «Дюкеня» и «Турвиля» в легкие авианосцы, тем более что единственный французский авианосец «Беарн» был слишком тихоходным и не мог действовать совместно с новейшими кораблями, тогда как удачная форма корпуса крейсеров позволяла и после перестройки сохранить их высокую скорость. Единственный недостаток заключался в невозможности обеспечить достаточную ширину ангара и полетной палубы.

Три из четырех вариантов эскизного проекта предусматривали сохранение носовой или кормовой групп башен главного калибра. При этом корабли получали полетную палубу размером 139x22 м и ангар длиной 98—102 м, но шириной всего 14,2 м.

В четвертом варианте снимались все башни, длина полетной палубы увеличивалась до 176 м, ангара — до 116,5 м. Дым от котлов должен бы выводиться через протяженные горизонтальные трубы, заканчивающиеся в корме по правому борту. Вооружение включало 6x2 100-мм/45 универсальных орудий М1930 (аналогичных установленным на тяжелом крейсере «Альжери») и 4x1 37-мм/50 зенитки М1925.

Стандартное водоизмещение увеличивалось до 12 000 т, однако при этом корабли могли бы нести не более 12-14 самолетов. Этого было совершенно недостаточно, поэтому от детальной проработки проектов отказались в пользу постройки «настоящих» авианосцев типа «Жоффр».

Идея перестройки крейсеров в авианосцы вновь обрела жизнь в 1943 г., после их перехода на сторону союзников. Однако к тому времени они находились в плохом техническом состоянии, поэтому даже эскизного проектирования не проводилось.

 

Модернизации 1943—1945 гг.

 

В конце 1943 г. с обоих крейсеров демонтировали катапульты. В марте 1944 г. на «Турвиле» 4 37-мм зенитки были заменены на 4 40-мм/56 автомата «Бофорс».

В конце войны оба крейсера прошли модернизацию («Турвиль» в Тулоне с 1 декабря 1944 по 17 ноября 1945 г.; «Дюкень» в Бресте с 13 июня по 29 ноября 1945 г.), в ходе которой были сняты торпедные аппараты; демонтированы грот-мачты и дальномерные посты на боевых рубках; легкие зенитки французских образцов заменены на 8x1 40-мм/56 автоматов «Бофорс» (Существовали планы установки 4 («Дюкень») или 6 («Турвиль») счетверенных 40-мм автоматов, но впоследствии от них отказались) и 16x1 («Турвилль») или 20x1 («Дюкень») 20-мм/70 автоматов «Эрликон»; на фок-мачте установлены РЛС ОНЦ типа SF1 и ОВЦ SA-2 американского производства. В главном КДП был установлен 8-м стереодальномер, а для управления зенитным огнем смонтированы директоры американского производства. На «Турвиле» носовые 75-мм зенитки перенесены в среднюю часть.

 

Служба

 

«Дюкень» и «Турвиль» начали службу в мае—июне 1928 г., хотя в это время на обоих еще отсутствовала часть оборудования.

3 июля 1928 г. «Дюкень» участвовал в морском параде в Гавре, затем совершил круиз в Америку с заходом на Гваделупу и в Нью-Йорк, а в 1929 г. осуществил семимесячный поход вокруг Африканского континента, посетив ряд французских владений в Индийском океане и пройдя через Суэцкий канал.

5 апреля 1929 г. «Турвиль» отправился в кругосветное плавание. Его маршрут лежал через Атлантику, вдоль восточного побережья США, через Панамский канал в Перу и Чили, затем через Тихий океан в Австралию, через Индийский океан, Красное море и Суэцкий канал — в Средиземноморье, наконец, Гибралтарским проливом — в Брест, куда крейсер прибыл 24 декабря. Девятимесячное плавание прошло без единой поломки механизмов, что оставило самое благоприятное мнение о новых кораблях.

Тем временем в ноябре 1929 г. в Бресте была сформирована 1 -я легкая дивизия 1-й эскадры, в которую вошли «Дюкень» (флагман), «Турвиль» и «Сюффрен», еще не закончивший курс боевой подготовки. После гибели 4 января 1930 г. учебного крейсера «Эдгар Кинэ» дивизии пришлось обеспечивать практику курсантов военно-морской академии — каждый из крейсеров взял на борт по 46 гардемаринов и 7 офицеров-инструкторов, совершив по два продолжительных похода (октябрь 1930 — январь 1931 г. и апрель—июль 1931 г.). В октябре 1931 г. «Дюкень» посетил США для участия в праздновании 150-летия битвы при Йорктауне.

В январе 1932 г. «Дюкень» стал флагманом сформированной в Тулоне Легкой эскадры, в которую вошли 1-я, 5-я и 7-я легкие дивизии (две последних состояли из 2400-тонных контр-миноносцев). В 1933—1934 гг. «Дюкень» и «Турвиль» прошли ремонт и модернизацию, после чего, вместе с «Сюффреном», составили 3-ю легкую дивизию, тогда как 1-я теперь состояла из новых «броненосных» крейсеров. Такая организация сохранялась до апреля 1937 г., когда соединения крейсеров и контр-миноносцев были разобщены, и 3-я легкая дивизия стала 2-й дивизией крейсеров. С этого времени «Дюкень» и «Турвиль» использовались в качестве учебных кораблей, при этом с них были сняты катапульты. С января по июль 1939 г. 2-я дивизия и легкий крейсер «Плутон» были приданы Артиллерийской школе в Тулоне, но в августе дивизия была возвращена в состав действующего флота и придана 3-й эскадре, флагманом стал «Турвилль».

С началом войны «Турвиль» (кап. 1 р. Мальруа) действовал на Средиземном море. В ходе патрулирования между Бизертой и Бейрутом 8—26 декабря 1939 г. он перехватил и досмотрел 32 судна, а 20 января — 7 февраля 1940 г. перевез из Тулона в Бейрут груз золота.

«Дюкень» (кап. 1 р. Безино) 25 января перешел в Дакар, где оставался до апреля 1940 г., осуществляя поиск германских рейдеров в Центральной Атлантике.

В мае 1940 г. оба крейсера вошли в Соединение «X» вице-адмирала Годфруа (флагман — «Дюкень»), предназначенное для действий в Восточном Средиземноморье совместно с британским флотом. 11 июня они участвовали в набеге на Додеканезские о-ва, а с 21 июня находились в Александрии, где их застало известие о перемирии. В отличие от Мерс-эль-Кебира, здесь противостояние между британским и французским флотами обошлось без кровопролития. 4 июля зенитки «Турвиля» участвовали в отражении налета итальянской авиации, а 5 июля корабли Годфруа были разоружены, но остались под французским контролем.

После того, как в ноябре 1942 г. Французская Северная Африка перешла на сторону союзников, ее власти начали переговоры с адмиралом Годруа о присоединении к ним, однако согласие было получено лишь 17 мая 1943 г.

24 июня «Дюкень» и «Турвиль» вновь вошли в строй. 3 июля они покинули Суэц и через Аден, Момбасу, Дурбан перешли в Дакар. Вместе с «Сюффреном», эти корабли составили 1 -ю эскадру крейсеров. Базируясь на Дакар, она до начала 1944 г. действовала в Атлантике, осуществляя борьбу с немецкими блокадопрорывателями, правда, из-за небольшой дальности плавания «Дюкень» и «Турвиль» использовались в исключительных случаях.

В мае 1944 г. «Дюкень» перешел в Великобританию для прохождения ремонта. В ходе операции «Нептун» (высадка в Нормандии) он находился в резерве, готовый в случае необходимости вступить в бой, а в декабре был включен в состав Французского оперативного соединения (French Naval Task Force - FNTF), действовавшего против немецких объектов на французском побережье Бискайского залива. В апреле 1945 г. в составе отряда контр-адмирала Руэ (линкор «Лоррэн», 4 эсминца, 4 фрегата) крейсер участвовал в очищении от противника устья р. Жиронда, после чего стал на капитальный ремонт в Бресте.

«Турвиль» в июне 1944 г. ушел на ремонт в Бизерту, в ноябре перешел в Тулон, где в декабре был выведен в резерв и использовался как плавбаза для эскортных кораблей.

Пройдя ремонт и модернизацию, в послевоенные годы «Дюкень» и «Турвиль» вернулись в состав действующего флота. Основные события этого этапа разворачивались в Индокитае. Каждый из крейсеров совершил туда по два похода. В марте 1946 г. оба участвовали в операции по ре-оккупации Тонкина. В общей сложности «Дюкень» провел в заграничном плавании 15 месяцев, а «Турвиль» — 21.

В августе 1947 г. «Дюкень» был выведен в резерв категории «А» в Тулоне; затем переведен в Арзев (Алжир) как корабль-база амфибийных сил, оставаясь в этом качестве до исключения из состава флота 2 июля 1955 г., после чего его перевели на буксире в Мерс-эль-Кебир и 27 июля 1956 г. продали на слом.

«Турвиль» с конца 1948 г. использовался как плавказарма в Бресте до исключения из состава флота 28 апреля 1961 г., а 15 января 1963 г. буксиры вывели остов крейсера из Бреста на разборку в городок Ля-Сьота, расположенный между Марселем и Тулоном.

 

Служба крейсеров в Индокитае

 

Ушел из Франции

Прибыл в Индокитай

Ушел из Индокитая

Прибыл во Францию

"Tourville"

5.12.1945

16.1.1946

2.7.1946

27.7.1946

"Duquesne"

22.12.1945

25.1.1946

4.10.1946

6.11.1946

"Tourville"

4.10.1946

30.11.1946

15.11.1947

11.12.1947

"Duquesne"

22.12.1946

17.1.1947

16.4.1947

16.5.1947

 

Заключение

 

Вопреки расхожему мнению, первые французские тяжелые крейсера создавались как хорошо вооруженные и быстроходные скауты. Задача зашиты коммуникаций учитывалась при их проектировании, но не являлась основной.

К достоинствам крейсеров типа «Дюкень» можно отнести отличную мореходность, хорошие скоростные качества и неплохую артиллерию главного калибра. Список недостатков будет более впечатляющим. Во-первых, они оказались абсолютными аутсайдерами по части броневой защиты. На нее отводилось всего 4,5 % стандартного водоизмещения, что было меньше, чем у британского «Кента» (10,2 %), итальянского «Тренто» (8,7 %) или американской «Пенсаколы» (около 7,5 %). Во-вторых, французы обладали самым малым запасом топлива и, как следствие, имели недостаточную дальность плавания — хуже по этому показателю выглядели только итальянцы. В-третьих, зенитное вооружение, весьма многочисленное и неплохо смотревшееся на момент ввода крейсеров в строй, почти не модернизировалось и к началу Второй мировой войны устарело.

 

* * *

 

Все «вашингтонские» крейсера первого поколения являлись «компромиссными» кораблями, у которых усиление одних качеств достигалось за счет предельного ослабления других. Но даже на этом фоне «Дюкень» и «Турвиль» выделялись несбалансированностью характеристик. Можно констатировать, что им повезло не участвовать ни в одном столкновении с достойным противником, что и позволило обоим крейсерам отслужить положенный срок.

 

Литература

 

Jordan J. «Duquesne» and «Tourville»: The First French Treaty Cruisers // «Warship», 2005.

Campbell J. Naval Weapons of World War II. — London: Conway Maritime Press, 1985.

Couhat J.L. French Warship of World War II. - London: Ian Allan Ltd., 1971.

Garier G., Du Cheyron P. Les croiseurs lourds francais «Duquesne» & «Tourville». — Outreau: Lela Presse, 2003

Preston A. The World's Worst Warships. — London: Conway Maritime Press, 2002.

Whitley M.J. Cruisers of World War II. An International Encyclopedia. — London: Arms & Armour Press, 1995.

Офан П., Мордаль Ж. Французский флот во Второй мировой войне. Пер. с англ. — Екатеринбург: Зеркало, 1999.