Вопрос-Ответ

 

Вопрос: Читая книги о Северных конвоях встречал упоминания о судах ПВО — например, «Паломарес», «Позарика». Что они из себя представляли? Сколько было переоборудовано? На каких театрах использовались?

С. Бирюк, Псков

Ответ: Такие суда переоборудовались из мобилизованных торговых судов и предназначались для обеспечения противовоздушной обороны конвоев и, в случае необходимости, якорных стоянок. Использовались на всех театрах, где существовала опасность нападения с воздуха. Всего в годы Второй мировой войны было переоборудовано 37 единиц. Разделялись на два подкласса: океанские и прибрежные. Ниже приводятся краткие характеристики и данные по судьбе судов.

Океанские — 8 единиц:

«Alynbank» (5151 брт) — затоплен 9.6.1944 при строительстве искусственной гавани у побережья Нормандии;

«Springbank» (5155 брт) — в 1941 г. переоборудован в судно, оснащенное катапультой для истребителя (Fighter Catapult Ship), потоплен 27.9.1941 германской ПЛ U-201 в Северной Атлантике;

«Foylebank» (5582 брт) — потоплен 4.7.1940 германской авиацией в Портленде; 12 уз.; 4x2 102-мм/45, 2x4 40-мм/40 «пом-пома».

«Palomares» (1896 брт) — в 1943 г. переоборудован в корабль наведения истребительной авиации, возвращен владельцу в апреле 1946 г.;

«Pozarica» (1893 брт) — 29.1.1943 торпедирован у Бужи германским самолетом, 1.2.1943 отбуксирован и выбросился на берег, 13.2.1943 перевернулся и затонул. После войны поднят и разобран; 16,25 уз.; 3x2 102-мм/45, 2x4 40-мм/40 «пом-пома».

«Prince Robert» (канадский),(6982 брт) — возвращен владельцу в 1948 г., переименован в «Charlton Sovereign»; 22,25 уз. 5x2 102-мм/45, 2x4 40-мм/40 «пом-пома».

«Tynwald» (2376 брт) — потоплен 12.11.1942 итальянской ПЛ «Argo» у Бужи; 21 уз. 3x2 102-мм/45, 2x4 40-мм/40 «пом-пома».

«Ulster Queen» (3791 брт) - в 1943 г. переоборудован в корабль наведения истребительной авиации, возвращен владельцу в апреле 1946 г. 18 уз. 3x2 102-мм/45, 2x4 40-мм/40 «пом-пома».

Прибрежные — 29 единиц:

«Aristocrat», «Balmoral», «Bournemouth Queen», «Conqueror», «Coronation», «Crested Eagle» (погиб 29.5.1940 под Дюнкерком), «Empress of India», «Glen Avon» (погиб 2.9.1944 у побережья Нормандии), «Glen Usk», «Glen More», «Goatfell», «Golden Eagle», «Helvellyn» (тяжело поврежден 20.3.1941 в Лондонских доках, не восстанавливался), «Jeannie Deans», «Kampar» (погиб 13.12.1941 в Пенанге), «Laguna Belle», «Lorna Doone», «Plinlimmon», «Princess Elizabeth», «Queen Eagle», «Queen Empress», «Ravenswood», «Royal Eagle Ryde», «Sandown», «Scawfell», «Skidaw», «Thames Queen», «Westward Ho!», «Whippingham».

Представляли собой небольшие пароходы тоннажем менее 1000 брт, вооруженные в основном 76-мм зенитками и 40-мм «пом-помами» в различных комбинациях. Кроме того часть старых крейсеров типов С и D, перевооруженных на зенитный калибр, официально числилась кораблями ПВО.

К. Богданов, Владивосток

 

Вопрос: Поясните, пожалуйста, следующий факт: Согласно данным справочника Э. Тренера «Ubier» — бывший британский траулер «Rutlandshire», приведенная же в третьей части работы М.Э. Морозова «Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.» фотография не соответствует известными фотографиям однотипных «Rutlandshire» траулеров.

С. Самсонов

Ответ: В действительности, «Ubier» (NM-21) — это норвежский китобой, построенный в конце 1941 г. на верфи в Мос-се. Британский вооруженный траулер «Rutlandshire» потоплен 20 апреля 1940 г. немецкими бомбардировщиками Не-111 из состава KG 4 в гавани Намсуса. Немцам не удалось поднять корабль целиком, и одна из частей, предположительно, все еще лежит на глубине 300 м.

Сам факт о якобы имевшем место переименовании «Rutlandshire» в «Ubier» берет свое начало в немецкой литературе. Скорее всего, дело обстояло так: у немцев был приказ о формировании флотилии из трофейных траулеров, который был отдан до начала проведения судоподъемных работ. Видимо, в нем за каждым из кораблей закреплялось конкретное новое название.

Затем траулеры, но основании приказа, начали поднимать, но с «Rutlandshire» получилась неудача, поэтому с уже заготовленным под него немецким названием пришлось вводить в строй норвежский китобой.

Подобные истории с приказами не редкость. Например, долгое время погибшие на минах советской ПЛ К1 немецкие сторожевики «Ubier» и «Cherusker» проходили в исторической литературе под литерно-цифровыми обозначениями V-6116 и V-6117 — взять хотя бы «Хронику войны на море» Ю. Ровера в ее оригинальном издании или его же справочник по успехам подводных лодок стран союзников. На самом же деле, по Журналам боевых действий флотилий, эти корабли никогда 61-й флотилии сторожевых кораблей не принадлежали, а под своими изначальными тактическими номерами NM-01 и NM-21 (указывающими на принадлежность к флотилии охраны порта Молде) действовали в оперативном подчинении 59-й флотилии. Просто, был приказ на их передачу в состав 61-й флотилии, который не успели выполнить.

Данный факт еще раз подчеркивает то, что с любой исторической литературой, в том числе и зарубежной, необходимо работать очень осторожно.

М. Морозов

 

Вопрос: В справочнике по ВМС Нидерландов («Морская кампания» №2-2006) говорится, что на голландских эсминцах типа «Gerard Callenburgh» и канонерских лодках типа «А» стояли одинаковые орудия, однако на канонерках они были универсальными, а на эсминцах — нет. Они размещались в разных башнях?

О. Антонов, Димитровград

Ответ: На эсминцах типа «Gerard Callenburgh» 120-мм/45 орудия No.8 размешались в открытых палубных установках с максимальным углом возвышения стволов 45°. Для канонерских лодок типа «А» разрабатывались закрытые башенные установки с максимальным углом возвышения стволов 80°. Они, в частности, приведены на отчетных чертежах. Судя по всему, работы по их созданию были далеки от завершения, когда корабли попали в руки немцев. Поэтому при достройке для германского флота на канонерки ставились те же открытые неуниверсальные установки, что стояли на эсминце ZH1 (бывший «Gerard Callenburgh»).

С. Патянин

 

Вопрос: Каковы самые большие и самые маленькие цели, потопленные торпедами подводных лодок, надводных кораблей и торпедоносной авиации?

Т. Максимов, Днепропетровск

Ответ: Любопытно, что самыми большими жертвами торпед являлись корабли японского флота, а все самые маленькие имеют отношение ко флоту советскому.

Самый большой корабль, погибший от торпед подводной лодки — японский авианосец «Shinano», потопленный 29 ноября 1944 г. у восточного побережья Японии американской субмариной «Archerfish» (SS311). Его водоизмещение составляло 62 000 т. С кораблем погибло 1435 человек.

Самыми маленькими целями лодочных торпед, наверное, являются советские катерные тральщики №804 и №807 (типа «Рыбинец», по 26 т), потопленные 30 июля 1944 г. в Финском заливе германской подлодкой U-481 с использованием акустических торпед, каждая из которых по стоимости наверняка превосходила пораженную цель.

Самой крупной жертвой торпед надводного корабля стал японский линкор «Fuso» (34 700 т), потопленный 25 октября 1944 г. в проливе Суригао американскими эсминцами «MacGowan» (DD-678), «Melwin» (DD-680) и «Remey» (DD-688).

Самой маленькой в данной номинации является итальянская сверхмалая подводная лодка СВ-5 (надводное водоизмещение 35 т, подводное — 44 т), потопленная 13 июня 1942 г. в Ялте советским торпедным катером Д-3. Кроме того, 4 января 1945 г. у побережья Югославии германским «шнелльботом» S-33 был торпедирован и потоплен британский сторожевой катер НDML-1163 (44 т).

Самый большой корабль, потопленный авиаторпедами, — знаменитый японский линкор «Yamato» водоизмещением 62 315 т. 7 апреля 1945 г. на пути на Окинаву он подвергся атакам американских палубных самолетов и получил попадания 11 торпед и 13—15 бомб.

Самым маленьким кораблем, потопленным торпедоносной авиацией в бою, можно считать германский 190-тонный моторный тральщик R-301. 16 октября 1944 г. в районе норвежского порта Вардё он был поражен торпедой советского торпедоносца А-20Ж «Бостон» (из состава 9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка ВВС СФ).

Однако имеется еще британский торпедный катер МТВ-448 (тип «ВРВ 70-футовый», водоизмещение около 40 т), потопленный по ошибке своим же торпедоносцем у берегов Нормандии 11 июня 1944 г.

С. Патянин, М. Токарев

 

Вопрос: Когда появилась идея паровой катапульты и когда была создана первая конструкция?

Б. Манюров

Ответ: Конструкция паровой катапульты была разработана английским коммандером Митчеллом в 1946—1948 гг. Первый образец паровой катапульты BSX-1, изготовленной по проекту Митчелла фирмой «Messrs. Brown Brothers & Co., Ltd.» из Белфаста, испытывался на британском авианосце «Perseus» с июля 1950 г. по июнь 1952 г. Фактические пуски самолетов начались в 1951 г., всего было произведено 1560 стартов.

На основе BSX-1 была разработана серийная паровая катапульта BS4, сперва испытывавшаяся на том же «Perseus», а затем установленная на ряде британских легких авианосцев, тяжелых «Ark Royal», «Hermes» и при модернизации на «Eagle» и «Victorious».

Американцы участвовали в испытаниях на борту «Perseus», включая старты американских палубных самолетов. В апреле 1952 г. ВМС США приняли решение о принятии паровой катапульты, первым в американском флоте ее получил авианосец «Hancock» в 1954 г., причем на нем стояла катапульта британского производства.

М. Барабанов

 

Вопрос: Имелись ли в 20-м веке случаи, когда торпедные катера поражали военные корабли крупнее эсминца в открытом море, а не на якорной стоянке?

Т. Петухов

Ответ: Да, имелись.

10.6.1918 итальянский MAS-15 потопил австро-венгерский линкор «Szent Istvan»;

17.6.1919 русский (советский) бронепалубный крейсер «Олег» потоплен британским СМВ4;

6.4.1941 итальянский MAS-206 торпедировал и тяжело повредил британский легкий крейсер «Capetown»;

15.6.1942 британский легкий крейсер «Newcastle» торпедирован и поврежден германским S-56;

13.8.1942 британский легкий крейсер «Manchester» тяжело поврежден итальянскими Ms-16 и Ms-22, впоследствии затоплен экипажем;

25.10.1944 японский легкий крейсер «Abukuma» поврежден торпедой американского РТ-137.

Кроме того, имеется до сих пор дискуссионный случай с повреждением советского крейсера «Молотов» 2.8.1942, хотя гам более вероятен успех германских самолетов-торпедоносцев, чем итальянских MAS-568 и MAS-573.

А. Барабанов