Возрождение и финал

 

29 октября 1924 года Совет Труда и Оборо­ны СССР постановил выделить ассигнования на достройку и «капитально-восстановительный ремонт с модернизацией» ряда кораблей, в том числе и «Новика». Состояние корабля перед восстановлением зафиксировано в «Акте пере­дачи ЭМ "Новик" от Главвоенпорта Северной су­достроительной верфи», датированном 2 октяб­ря 1924 года: по корпусу — оборжавление, вмя­тины обшивки, течь палуб, отсутствие части крышек люков, иллюминаторов, леерных стоек, сильное оборжавление переборок и фундамен­тов; по механизмам — турбины и холодильни­ки без арматуры, все котлы без измерительных приборов, отсутствие одного турбодинамо и всех вентиляторных машинок, трубопроводы ча­стично разобраны, электропроводка оборвана; артиллерии нет.

13 июля 1926 года корабль получил имя «Яков Свердлов», 1 декабря начались подго­товительные работы к его восстановлению, а 21 февраля 1927 года ВСНХ выдал Северной судостроительной (бывшей Путиловской) вер­фи (ССВ) наряд на капитально-восстановитель­ный ремонт корабля, получившего заводской номер заказа С-329. В утвержденной 2 октяб­ря 1928 года спецификации уточнялась нагруз­ка корабля, соответствующие ей осадки (в ча­стности, в нормальном грузу — 3,15 м), к концу ремонта существенно возросшие. Указыва­лись также гарантированные скорости на 6-часовом испытании: при водоизмещении 1460 т — 35, при 1597 т (полном) — 33,8 уз. Наиболее существенные коррективы вносились в состав вооружения: угол возвышения 102-мм орудий увеличивался до 30°, появилась зенит­ная артиллерия — одна 76-мм пушка системы Лендера и 37-мм автомат, позднее замененный вследствие ненадежности 45-мм полуавтомати­ческой пушкой 21-К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

04.09.1940

 

 

05.09.1940

 

12.09.1940

Результаты государственных испытаний эскадренного миноносца «Яков Свердлов»

 

Ходовой режим

Водоизмещение, т

Средняя частота вращения гребных винтов, об/мин

Средняя мощность

главных турбин л.с.

Средний вакуум в главном конденсаторе, %

Средняя скорость, уз

Расход топлива, т/ч

Дальность плавания, миль

 

Крейсерский ход

1821

411

15000

95,6

24,56

13.2

775

 

Экономический ход

1750

321

6030

95,0

20,17

6,5

1290

 

Полный ход

1637

562

31 500

92,4

30,48

23,0

527

 

Вместо четырех двухтрубных на эсминце ус­тановили три трехтрубных 450-мм торпедных аппарата (как и на серийных «балтийских нови­ках»), что позволило в новой просторной кор­мовой надстройке оборудовать помещения для штаба дивизиона, камбуз, пост энергетики и жи­вучести (ПЭЖ). Котлотурбинная установка из­менений практически не претерпела.

Весной 1929 года приступили к швартов­ным испытаниям, но первый же выход на за­водские принес разочарование: 20 июня на че­тырехчасовом пробеге при полном штиле (во­доизмещение 1724 т, 37 000 л.с.) удалось достигнуть лишь 31,2 уз вследствие низкого вакуума (86—87% вместо 90) в главных кон­денсаторах. Причину усмотрели в неудовлетворительной работе воздушных насосов. Через неделю, получив на двухчасовом контрольном испытании 32,4 уз (37 300 л.с.), решили продол­жить работу по доведению воздушных насосов до полной исправности.

2 июля начальник Технического управления ВМС РККА Н.И.Власьев, констатировав, что «работа по восстановлению "Якова Свердлова" идет неудовлетворительно», приказал предсе­дателю постоянной приемной комиссии (ППК) А.К.Векману приемный акт не подписывать, об­разовать комиссию с участием ППК, НТК и Ленсудотреста, к работе которой «привлечь тов. Винтера» (до 1917 года — флагманского механика Балтфлота, автора монографии «Описание механизмов эскадренного миноносца "Новик"»). Он распорядился также «допус­тить "Яков Свердлов" к вступлению в строй по условному акту», оговорив, что в начале нояб­ря корабль следует вернуть на 2 месяца на ССВ с целью изменения конструкции трубопро­вода, после чего провести повторное испыта­ние на полный ход. Руководство верфи проте­стовало, обещая устранить дефекты за 20 дней, однако и новая попытка достигнуть га­рантированной скорости 20 июня не удалась — эсминец развил лишь 31,7 уз при мощности машин 34 435 л.с. ППК пришла к выводу, что конструкция насосов удовлетворительна, а при­чины «надо искать. в тщательности работы». 30 августа 1929 года был подписан акт об ус­ловной передаче корабля в ведение личного состава.

26 апреля 1930 года, едва сошел лед, «Яков Свердлов» выходил в Финский залив на заводское опробование механизмов, прошед­шее удовлетворительно, однако 2 июня пред­ставители ППК и ССВ в «Общем протоколе № 16» зафиксировали следующие результаты «пове­рочного выхода»: при водоизмещении 1865 т (410 т нефти), работе всех 93 форсунок, 540 об/мин гребных валов и мощности 37 060 л.с. средняя скорость составила лишь 28,9 уз. От­метив наличие дифферента на нос, погружение привального бруса на полном ходу, комиссия рекомендовала исследовать причины столь значительного снижения скорости когда-то лучшего ходока Балтийского флота, но этим, по-видимому, уже не занимались.

24 мая 1934 года «Яков Свердлов» в каче­стве флагманского корабля дивизиона встре­чал у входных буев Морского канала прибыв­шие с визитом вежливости польские эсминцы «Burza» и «Wicher» и провожал их на Неву. А вот сходить с линкором «Марат» в сентябре с ответным визитом в Гдыню кораблю не дове­лось — возникло сомнение в надежности ме­ханизмов.

28 ноября 1937 года ветеран вновь возвра­тился для очередного ремонта (под заводским номером С-529) на место своего «рождения», в очередной раз переименованное: теперь быв­шая Путиловская верфь, вошедшая в состав Наркомата оборонной промышленности, имено­валась «Завод № 190 имени А.А.Жданова».

Судя по результатам ходовых испытаний пос­ле ремонта, работу воздушных насосов уда­лось наладить и вакуум в конденсаторах дер­жался хорошо.

Результаты государственных испытаний, начатых 2 сентября 1940 года, удовлетворяли требованиям договорной спецификации.

20 сентября государственные испытания были закончены, началась ревизия механизмов; в ноябре во время докования устранили деформации гребных винтов и валов, после чего 20 ноября состоялся контрольный выход в море и корабль вошел в состав 3-го дивизи­она эсминцев Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). Из предусмотренного договорной спецификацией вооружения отсутствовали два 37-мм зенитных автомата 70-К, на месте кото­рых, на кормовой надстройке, установили два 12,7-мм пулемета ДК («Дегтярев корабель­ный») в дополнение к таким же пулеметам, ра­нее установленным на крыльях носового мос­тика. На бортах полубака красовались крупные белые опознавательные литеры «ЯС».

Перезимовав в Лиепае, «Яков Свердлов» 5 марта 1941 года открыл огонь по германско­му самолету-разведчику, пролетавшему над советской военно-морской базой, и, возможно, достиг попадания. Возвратившись в конце ап­реля в Кронштадт, корабль вместе с другими эсминцами своего дивизиона 29 июня прибы­вает в Таллин, чтобы на следующий день, как и четверть века назад, принять участие совме­стно с «Володарским» (бывшим «Забиякой») и минным заградителем «Марти» (бывшей им­ператорской яхтой «Штандарт») в постановке мин. 1 июля «Яков Свердлов» с эсминцами 1-го и 3-го дивизионов, тральщиками и малыми охотниками сопровождал линейный корабль «Октябрьская революция» (бывший «Гангут») на переходе из Таллина в Кронштадт.

В ночь на 9 июля на корабль прибыли Во­енный совет КБФ и походный штаб вице-адми­рала В.Ф.Трибуца. Почти на две недели «Яков Свердлов» стал флагманским командным пун­ктом флота, а 21 июля совместно с лидерами «Ленинград» и «Минск», другими эсминцами, тральщиками и катерами участвовал в поиске кораблей противника в районе мыса Юминда, 25 августа поддерживал артиллерийским огнем армейские подразделения, оборонявшие ближ­ние подступы к Таллину, а через три дня в со­ставе главных сил покинул главную базу Бал­тийского флота.

Существует легенда, согласно которой эс­кадренный миноносец «Яков Свердлов» во время «Таллинского перехода» спас ценой своей гибели флагманский корабль флота крей­сер «Киров», приняв на себя торпеду вражес­кой подводной лодки. Вот как этот эпизод трактуется в рапорте командира эсминца капи­тана 2 ранга А.М.Спиридонова: «При переходе из Таллина в Кронштадт 28 августа 1941 г. ЭМ "Яков Свердлов" был поставлен в голове КР "Киров", имея исправной лишь правую ма­шину, не мог, особенно при поворотах, удержи­ваться в строю, поэтому командир соответству­ющим семафором просил перевести эсминец в хвост колонны. В результате кораблю было задано новое место в ордере: на КУ 60 л/бор­та (курсовой угол 60° с левого борта. — В.У.) и в расстоянии от крейсера 5 кб для его охранения. Заняв новую позицию, "Яков Свердлов". был вынужден на некоторое время сократить дистанцию до КР и войти на его КУ 120—140° л/б ввиду большого количества транспортов, буксиров и катеров, идущих по курсу ЭМ по фарватеру. Приведя эти суда на траверз, эсми­нец увеличил ход до полного (была введена в строй средняя машина, и корабль смог разви­вать ход до 20 уз) и стал выходить на задан­ную позицию. При подходе к ней обнаружил, что "Киров", уменьшив ход до самого малого, ремонтирует параванное устройство, с левого борта в 6—10 кб замечен перископ подводной лодки; с тральщика получен семафор: "У вас по носу плавающая мина", в 4—5 кб по курсу замечен буек антенной мины. Поэтому корабль первоначально дал "стоп", затем самый малый ход, чтобы прикрыть крейсер и не вырваться вперед. Подана команда: "ПЛ — левый борт 60°!" и поднят сигнал "Э" ("Вижу подводную лодку противника"), открыт артиллерийский огонь ныряющими снарядами. Для избежания встречи с плавающей миной и уклонения от ан­тенной мины эсминец вновь сократил дистан­цию до крейсера до 0,5—1 кб и изготовил к сбрасыванию глубинные бомбы. После приня­тия указанных выше мер ЭМ "Яков Свердлов" получил попадание торпедой в левый борт в районе камбуз — ПЭЖ. Корабль затонул ори­ентировочно в 21 ч. Мер к спасению корабля принять было невозможно, т.к. он моментально разломился надвое. При спасении команды сле­дует отметить действия катера "МО-112" и ко­мандира дивизиона "МО" капитан-лейтенанта М.В.Капралова».

Впоследствии удалось установить, что ни­каких подводных лодок на пути следования со­ветских кораблей не было, главную опасность на этом участке перехода составляли много­численные немецкие мины, на одной из кото­рых, в нескольких милях от острова Мохни, в 20 ч 40 мин 28 августа 1941 года подорвался и погиб эскадренный миноносец «Яков Свер­длов» — славный «Новик».

Помолчим минуту, читатель, в память об этом замечательном корабле.

Эскадренный миноносец «Новик» можно с полным правом отнести к числу кораблей, про­славивших отечественное кораблестроение. В нем талантливым русским конструкторам уда­лось воплотить идею быстроходного торпедно-артиллерийского корабля с гармоничным соче­танием наступательных и оборонительных эле­ментов. «Новик» оказал определенное влияние и на зарубежное кораблестроение, особенно германское, где эскадренные миноносцы с по­добными характеристиками стали строить уже после начала войны.

Целый ряд конструктивных решений, при­мененных впервые на этом корабле, нашел свое дальнейшее развитие в теории и практи­ке кораблестроения 1920—1930 годов. И хотя имя «Новик» не передавалось по наследству в советском флоте, память о нем живет в ис­тории.