Ко времени прибытия "английских" кораблей Северный флот имел в своем составе крейсер "Мурманск", лидер "Баку", пять эскадренных миноносцев проекта 7: "Громкий", "Грозный", "Разумный", "Разъяренный" и "Гремящий" - и три эсминца типа "Новик": "Урицкий", "Карл Либкнехт" (на котором завершали ремонт в Архангельске) и "Валериан Куйбышев".

Подводные силы флота насчитывали 19 кораблей: К-21 (XIV серии), Л-15 (XIII серии), Л-20, Л-22 (XIII-38 года серии), С-14, С-15, С-16, С-19, С-51, С-56, С-101, С-102, С-103, С-104 (1Хбис серии), Щ-402, Щ-404 (X серии), М-171 (XII серии), М-200 "Месть", М-201 (XV серии).

В составе ОВР главной базы флота было три сторожевых корабля "Ураган", "Смерч", "Гроза", десять тральщиков типа AM, семь тральщиков типа ТАМ, пять - типа РТ, восемь катеров-тральщиков, 12 больших охотников типа БО-2,13 малых охотников типа МО-4 и 40 торпедных катеров.

Беломорская флотилия имела в своем составе 11 сторожевых кораблей, пять тральщиков типа ММС, 11 тральщиков типа РТ, 10 речных тральщиков, 21 катер-тральщик, три малых охотника типа МО-4, два минных заградителя и 37 сторожевых катеров типа "мотобот" и "дрифтербот".

В августе 1944 года на Северный флот пришли своим ходом из Америки в составе союзных конвоев 20 больших охотников типа БО-2.

Военно-воздушные силы флота располагал!' 456 исправными самолетами, из них 56 - летающие лодки МБР-2 и 24 - PBN-1"Catalina". Первые летающие лодки типа "Catalina" прибыли на Северный флот 4 июня 1944 года (часть из них была снабжена радиолокаторами).

Противник в Северной Норвегии имел линейный корабль "Tirpitz", 13-14 эсминцев и миноносцев, 32 подводные лодки, два минных заградителя, 50 тральщиков и сторожевых кораблей, 50 сторожевых катеров, более 20 вооруженных быстроходных самоходных барж и 12 вспомогательны) кораблей.Германская авиация насчитывала в своем составе 205 самолетов.

Во второй половине 1944 года с усилением активности неприятельских подводных лодок обстановка на Северном морском театре осложнилась. Количество германских лодок возросло до 34 единиц, они проникли в Карское море и действовали на обширных просторах Арктики. Их зенитное вооружение усилилось за счет установки спаренных и счетверенных 20-мм автоматов; при обнаружении .1 атаках наших гидросамолетов немецкие лодки открывали мощный зенитный огонь. Вооруженная быстроходными парогазовыми и электроторпедами с акустической головкой самонаведения подводная лодка могла атаковать, находясь вне пределов дальности работы поисковых гидролокаторов кораблей охранения.

Подразделения Северного флота всеми средствами обнаружения фиксировали подводные лодки противника у нашего побережья. Только в июне 1944 года их 20 раз обнаруживали посты СНиС и радиоразведка, семь раз самолеты, пять раз надводные корабли. В августе число обнаружений возросло до 38, при этом в Карском море они фиксировались 18 раз.

Грузовой пароход "Марина Раскова" дедвейтом 9083 т направлялся из Архангельска на Диксон в эскорте трех тральщиков типа AM (конвой БД-5). 12 августа 1944 года конвой был атакован в 60 милях к западу от острова Белый в Карском море. Подводная лодка с большой дистанции торпедировала пароход, а затем и тральщики Т-118 и Т-114. Погиб один из крупнейших пароходов СГМП и два новейших тральщика американской постройки. В море разыгралась крупнейшая за всю войну на Северном театре трагедия - погибло 298 человек.

В связи с обострением обстановки в Карском море нарком Военно-морского флота адмирал флота Н.Г.Кузнецов приказал усилить противолодочную оборону. С этой целью в Югорский Шар перебазировались четыре больших охотника типа БО-2, еще шесть БО-2 передавались Карской военно-морской базе (ВМБ) с главной базы флота. Один из прибывавших из Англии дивизионов эсминцев предполагалось перебазировать в Архангельск, другой - в Иоканьгу; тем самым Карская ВМБ усиливалась средствами противолодочной обороны из Иоканьгской ВМБ и главной базы Беломорской флотилии. Предписывалось также вести днем активный поиск подводных лодок противника силами авиации, для чего на Диксоне требовалось иметь 8-10 самолетов "Catalina", в Белушьей - эскадрилью самолетов Ил-4. У мыса Желания (северная оконечность острова Новая Земля) на позициях должны были постоянно находиться 1-2 подводные лодки.

Конвои предписывалось формировать в составе трех-четырех транспортов с охранением не менее шести кораблей; в опасных районах транспорты следовало проводить за тралами.

Командование Северного флота направило в оперативное подчинение командующего Беломорской флотилией группу эскадренных миноносцев, прибывших из Англии, для борьбы с германскими подводными лодками в Арктике. 5 сентября 1944 года в Иоканьгу для выполнения боевых заданий пришли эсминцы "Деятельный" и "Жгучий".

Эскадренный миноносец "Деятельный" зарекомендовал себя отличным противолодочным кораблем. За пять месяцев участия в боях за Советское Заполярье он выполнил 24 боевых задания в сложных метеорологических условиях Карского моря, участвовал в проводке 17 конвоев, в том числе в проводке ледоколов в Карском море; четыре раза выходил для встречи союзных конвоев и проводки в Белое море беломорской группы транспортов этих конвоев.

Эсминец "Деятельный" 12 раз обнаруживал противника и атаковал его. Главный итог боевой деятельности корабля состоял в том, что все доверенные ему под охрану транспорты пришли в порты назначения без потерь.

Действуя в составе эскадры Северного флота, эсминцы типа "Жаркий" за период с 10 сентября 1944 года по 9 мая 1945 года выполнили 85 боевых заданий. Корабли совершили 30 выходов в море для поиска германских подводных лодок, 224 выхода для проводки 70 конвоев, отконвоировав при этом 337 транспортов и ледоколов.

В период проводки конвоев эскадренные миноносцы типа "Жаркий" имели 74 столкновения с неприятельскими подводными лодками, при этом одной из них удалось 22 апреля 1945 года потопить транспорт "Онега", шедший в составе конвоя ПК-9. К счастью, этот трагический случай оказался единственным.