Первое боевое задание на Северном флоте "Деятельный" выполнил с эсминцем "Жгучий", проведя транспорт "Софья Перовская" из Иоканьги в Мезень (конвой ББ-25). Моряки знают, что плавание в Мезенской губе - одно из сложнейших в Белом море. Завершив проводку, эсминцы ушли в Архангельск.

20 сентября 1944 года из Архангельска на Диксон вышел конвой БД-8: транспорт "Енисей", эскортируемый "Деятельным", тральщиком Т-108 и большим охотником БО-203. 24 сентября в 10 милях к северу от острова Матвеева эсминец был атакован с большой дистанции неприятельской подводной лодкой. Сигнальщик старшина 2-й статьи Корябин своевременно заметил след торпеды, командир изменил курс, приведя торпеду за корму, в кильватерную струю. Вскоре в 12 кб "Деятельный" обнаружил лодку и атаковал ее глубинными бомбами. Лодка отвернула от конвоя и ушла на глубину, контакт с ней, после взрыва глубинных бомб, был утрачен. Конвой продолжил путь к проливу Югорский Шар. Вторую подлодку "Деятельный" обнаружил в 16 кб по курсу конвоя 30 сентября на подходе к острову Диксон. Конвой отвернул на 90°. а "Деятельный" вышел в атаку, сбросив большую серию глубинных бомб. Выполняя противолодочный зигзаг, конвой без потерь пришел на Диксон. В тот же день с Диксона вышел тральщик Т-113, который гидролокатором нашел лодку и атаковал ее глубинными бомбами. Из-за плохой погоды результатов атаки с тральщика не наблюдали.

3 октября с Диксона в Белое море вышел конвой ДБ-6 в составе транспортов "Киров", "Диксон", "Петровский" и ледокольного парохода "Таймыр". В состав эскорта конвоя входили эсминцы "Жесткий", "Достойный", "Деятельный", тральщики Т-112 и Т-906, большой охотник БО-142. На переходе с Диксона в пролив Югорский Шар конвой трижды обнаруживал подводные лодки, пытавшиеся атаковать транспорты. Первую лодку визуально, в перископ, обнаружил тральщик Т-906, который пошел на лодку, пытаясь произвести таран, но она успела погрузиться; тогда Т-906 сбросил в районе погружения глубинные бомбы. Вскоре и "Деятельный" с помощью гидроакустической станции (ГАС) обнаружил подлодку, но от атаки глубинными бомбами она успела уклониться. В 23 ч к северо-востоку от входа в пролив Югорский Шар "Деятельный" гидролокатором нащупал третью вражескую лодку и атаковал ее большой серией глубинных бомб. После их взрывов на водной поверхности образовалось соляровое пятно.

6 октября конвой прибыл в Хабарове где простоял до 11 октября в ожидании окончания тральных работ в проливе. На усиление эскорта конвоя, в связи с обнаружением трех подводных лодок в одном районе, прибыли эсминцы "Жаркий", "Жгучий" и "Доблестный". Однако обратный переход прошел без соприкосновения с противником, и 14 октября конвой пришел в Архангельск.

Сразу же после приема топлива и боезапаса "Деятельный" вместе с танкером "Фрунзе" ушел на Диксон. Наполнив береговые резервуары полярного порта топливом с танкера, "Деятельный" и "Фрунзе" присоединились к конвою ДБ-8, следующему из Енисейского залива в Архангельск. В Архангельске эсминец "Деятельный" стал на планово-предупредительный ремонт.

В октябре-ноябре 1944 года командование Беломорской флотилией проводило ответственнейшую операцию - вывод линейных ледоколов из Арктики в Архангельск (конвой АБ-15). Ледоколы "И. Сталин" и "Северный ветер" из моря Лаптевых вышли в район островов Арктического института, где их встретили СКР-19 "Дежнев" и минный заградитель № 93 "Мурман". 14 ноября из Иоканьги навстречу конвою АБ-15 вышли эсминец "Деятельный", четыре тральщика типа AM и пять охотников типа БО-2.17 ноября на широте острова Пахтусова, в 100 милях от восточного берега Новой Земли, эсминец, катера и тральщики вступили в охранение ледоколов. В12 ч с дистанции 12 кб с помощью ГАС корабли эскорта обнаружили первую подводную лодку. Конвой отвернул на 45° на северо-запад, а эсминец атаковал неприятеля двумя сериями глубинных бомб...

В дальнейшем конвой менял курс всякий раз, как только встречал вражескую подводную лодку. 18 ноября подлодку в районе 71 °47' с.ш. 57°101 в.д. обнаружил тральщик Т-111 и сбросил на нее две большие глубинные бомбы. Через четыре часа БО-218 обнаружил лодку в районе 71°50' с.ш. 59°05' в.д. и сбросил три глубинные бомбы. Произошел подводный взрыв большой силы, превышающей обычный взрыв глубинных бомб. В 14 ч БО-209 обнаружил лодку, но атаковать ее не смог, потеряв акустический контакт. И еще дважды, обнаружив лодку, большие охотники и тральщик Т-119 атаковали ее залпами из многоствольных бомбометов. Результатов атак, правда, ни разу наблюдать не пришлось.

Пять больших глубинных бомб сбросил Т-116 на лодку, обнаруженную 18 ноября в 23 ч на 71 "10' с.ш. 61°20' в.д., а 19 ноября на подходе к проливу Карские Ворота БО-229 и БО-218 трижды атаковали подводные лодки. Конвой шел противолодочным зигзагом и в 11 ч вошел в пролив, при выходе из которого был усилен лидером "Баку", гвардейским эсминцем "Гремящий", эсминцами"Разумный", "Разъяренный", "Жгучий", "Дерзкий" "Доблестный", "Живучий". Перестроившись е походный ордер с двойным круговым охранением, конвой направился в Белое море. Столкновений с противником не произошло. Не было их и у конвоя БК-38, который вышел из Архангельска 24 ноября, имея в своем в составе шесть американских транспортов и три танкера; эскортировали этот конвой лидер "Баку", эсминцы "Разумный", "Разъяренный", "Живучий" и "Деятельный", а также три тральщика типа AM и шесть больших охотников типа БО-2.

30 ноября "Урицкий" и "Деятельный" приняли в Кольском заливе транспорт "Иртыш" (конвой КБ-34) и последовали в Белое море. В районе острова Вешняк в северной части Белого моря корабли встретили конвой БК-40 в составе пяти американских транспортов, недавно разгрузившихся в Молотовске (ныне Северодвинск) и теперь шедших в балласте из Белого моря в Кольский залив под охраной эсминцев "Дерзкий", "Достойный" и двух тральщиков. На усиление этого конвоя перешли эсминцы "Урицкий" и "Деятельный" и взяли курс в Кольский залив. Конвой КБ-34 под охраной тральщиков проследовал в Архангельск. Оба конвоя не имели столкновения с противником и пришли в пункты назначения без потерь.

Для приема мазута с танкера эсминец "Деятельный" стал к причалу № 2 в Ваенге. Вскоре к нему подошел танкер "Желябов". Трюмные подключились к береговому водопроводу и начали принимать воду. Из ваенгского отделения тыла флота грузовые машины доставили на корабль хлеб и другие продукты, которые были заказаны через пост СНиС на острове Торос. Такая система снабжения кораблей установилась на Северном флоте с конца 1943 года. При необходимости, к борту подавался и боезапас, глубинные бомбы всегда подвозились специальной самоходной баржей. Приняв топливо, воду и продовольствие, "Деятельный" и "Живучий" 3 декабря вышли в район мыса Святой Нос (Тиманский) в Чешской губе, к югу от острова Колгуев. У входа в Индигскую губу, на видимости светящегося знака Тиманец, эсминцы встретили конвой в составе транспорта "Вологда" и двух тральщиков типа AM, выходящий из Индиги. 4 декабря конвой был уже в Иоканьге.

В ночь на 5 декабря "Деятельный" и "Живучий" вышли из Иоканьги. Командиры эсминцев имели задание: на переходе из Иоканьги в Кольский залив провести поиск и уничтожение германских подводных лодок. Накануне в районе поиска радиоразведкой были зафиксированы пять подводных лодок противника, а еще днем раньше, 3 декабря, вражеская подлодка в районе Лицких островов (68°44' с.ш. 37°49' в.д.) торпедировала транспорт "Революция". В тот же день в 21 ч в Свято-носском заливе шумопеленгаторная станция установила присутствие подводной лодки, но высланные на поиск с Иоканьгской ВМБ тральщик Т-122 и охотник БО-203 обнаружить ее не смогли. 4 декабря эсминец "Жесткий" (из эскорта конвоя ЮБ-8) атаковал лодку на подходе к Святому Носу, а эскорт конвоя КП-13 бомбил подводную лодку севернее полуострова Рыбачий.

В море стояла благоприятная для поиска погода: небольшой юго-восточный ветер, море 2-3 балла, безлунное, но безоблачное небо со сполохами северного сияния, видимость 10-15 кб.

Старшим в поиске шел командир эсминца "Деятельный" капитан 3 ранга П.М.Гончар, эсминцем "Живучий" командовал капитан 3 ранга Н.Д.Рябченко.

Корабли вышли в море 4 декабря около 23 ч. В 1 ч 40 мин в 12 милях на север от мыса Черный "Деятельный" радиолокатором с дистанции 42 кб обнаружил "сдвоенную малую цель". Эсминцы увеличили скорость до "полного" и взяли курс на цель. С дистанции 18 кб "Деятельный" осветил ее, стреляя из 102-мм носового орудия. На освещенном участке моря с кораблей увидели в надводном положении две подводные лодки, стоящие лагом. С эсминца открыли артиллерийский огонь. Как только разорвался первый снаряд, одна из лодок стала срочно погружаться, другая-уходить на север. К моменту подхода кораблей к месту обнаружения обе они ушли на глубину. На месте погружения первой лодки "Деятельный" сбросил большую серию глубинных бомб. Один из подводных взрывов был значительной силы с выбросом на поверхность огня и дыма. От сотрясения на "Деятельном" вышли из строя лаг и приемник УКВ (этот злополучный приемник в последующем подвел корабль в критический момент его жизни). Подошел эсминец "Живучий", с мостика которого в районе взрыва наблюдали соляровое пятно и какие-то плавающие предметы. Затем "Живучий" пошел в район погружения второй лодки, пытаясь обнаружить ее своим гидролокатором. Корабли еще некоторое время обследовали район, но больше противника не обнаружили. Командир "Деятельного", решив, что одну из лодок он потопил, отдал приказ продолжить поиск по курсу на Кольский залив.

В 7 ч 30 мин сигнальщик Корябин с "Деятельного" справа по курсу на дистанции 10-12 кб заметил лодку, которая в надводном положении уходила на север из района северо-западнее острова Кильдин. Корабли увеличили скорость, но с лодки, по-видимому, тоже заметили их приближение, и она начала срочное погружение. С "Деятельного" успели произвести несколько выстрелов из 20-мм автомата "Эрликон"; в районе ее погружения сбросили большую серию глубинных бомб и патрон Гольсмана. "Живучий" также сбросил здесь остававшиеся у него пять глубинных бомб. Обследовав еще раз гидролокатором район и ничего не обнаружив, эсминцы, по решению П.М.Гончара, ушли в Кольский залив.

Командующий Северным флотом адмирал А.Г.Головко решил лично разобраться с результатами поиска подлодок эсминцами "Деятельным" и "Живучим". Г. Поляков в книге "В суровом Баренцевом" описывает это со слов командира "Жи-вучего":"Адмирал Головко, немного сутулясь, встал из-за стола и тепло поздоровался с вошедшими в его кабинет командирами эсминцев. Пригласив командиров сесть и опустившись в кресло, он мягко, но с легкой укоризной произнес:

- Как же это вы упустили фрицев?

Выслушав Гончара, а затем и Рябченко, командующий начал внимательно просматривать кальки маневрирования и записи в журналах боевых действий. Затем отложив в сторону документацию и немного подумав, сказал, что гитлеровцы на лодках имеют теперь новые технические средства обнаружения. Это позволяет им своевременно уклоняться от атак кораблей срочным погружением. Поэтому нужна очень высокая бдительность и четкость в действиях всего личного состава. Надо еще решительнее атаковать врага. В конце беседы, обращаясь к капитану 3 ранга Гончару, Головко сказал:

- А лодку эту я вам пока не засчитаю. Уверенности в ее уничтожении у меня нет".

Прав оказался командующий Северным флотом: после войны, когда появилась возможность ознакомиться с немецкими архивами и, таким образом, разобраться с обстоятельствами гибели каждой из германских подводных лодок, стало известно, что в указанном районе они 5 декабря 1944 года никаких потерь не понесли.

Рябченко воспринял замечания командующего флотом спокойно, чего нельзя было сказать о Гончаре. Его самолюбие было ущемлено, при выходе из штаба флота он занервничал и, не простившись с Рябченко, ушел в Полярное.

6 декабря 1944 года корабли Северного флота встречали очередной конвой союзников JW-62. В море вышли лидер "Баку", гвардейский эсминец "Гремящий", эсминцы "Урицкий", "Деятельный", "Доблестный", "Дерзкий", "Живучий", "Разумный" и четыре охотника типа БО-2. В 16 ч отряд советских кораблей встретил конвой в 85 милях севернее мыса Териберский.

От конвоя JW-62 отошла беломорская группа в составе восьми транспортов, танкера и пяти английских фрегатов. Транспорты построились в две колонны, советские корабли и английские фрегаты заняли круговое охранение, и конвой взял курс на Белое море.

В районе острова Сосновец английские фрегаты и советские эсминцы, кроме "Урицкого" и "Деятельного", отошли от конвоя; англичане проследовали в Кольский залив, советские корабли - в Иоканьгу, а беломорская группа конвоя стала на рейде города Молотовска. После заправки топливом и водой "Урицкий" и "Деятельный" отправились в Кольский залив.

По приходе в Полярный в командование эсминцем "Деятельный" вступил капитан-лейтенант К.А.Кравченко, а капитан 3 ранга П.М.Гончар получил назначение командиром лидера "Баку".

Константин Афанасьевич Кравченко, 1916 года рождения, родился в Днепропетровске, в 1938 году окончил училище имени М.В. Фрунзе и проходил службу на эсминцах Тихоокеанского флота. Он участвовал в приемке кораблей в Англии, перед назначением на "Деятельный" был помощником командира эсминца "Жесткий".

28 декабря под командованием К.А.Кравченко "Деятельный" участвовал в проводке конвоя. Корабли эскорта вели в Белое море два груженых американских транспорта. 29 декабря конвой КВ-37 пришел в Иоканьгу, где стал на якорь.

Накануне береговая шумопеленгаторная станция "Сатурн" обнаружила в Святоносском заливе маневрирующую подводную лодку. В 13 ч на поиск ее вышел СКА-508, в 15 ч 38 мин к нему присоединился БО-142. В 15 ч 50 мин СКА-508 прибором "Пирей-2" обнаружил лодку, и оба корабля атаковали ее глубинными бомбами. Результатов атаки, однако, не наблюдали. В17 ч из Иоканьги в этот район пришел МО-252, который лодку не обнаружил, и все три охотника вернулись в базу. В течение ближайших суток средства обнаружения в районе Иоканьгской ВМБ зафиксировали несколько подводных лодок: в 2 ч 39 мин - в Святоносском заливе с помощью береговой станций "Сатурн", в 12 ч 15 мин - пост СНиС на маяке Городецкий обнаружил лодку в надводном положении в 8 милях по пеленгу 340°; в 12 ч 44 мин две лодки засекла радиоразведка (одну - в 8 милях к северу от мыса Черный, другую - к северо-востоку от Святого Носа).

Командование Иоканьгской ВМБ сочло за благо задержать транспорты с особо ценным грузом и провести тщательное обследование района. Не исключалось, что подлодки противника смогли поставить минные банки, поэтому для контрольного траления были направлены Т-887 и Т-883; охрану тральщиков возложили на БО-142. В 17 ч 20 мин Т-887 обнаружил лодку в 7,5 мили на юго-восток от Святого Носа. Тральщик немедленно дал оповещение по флоту, но в это время второй тральщик, т-883, был торпедирован (возможно, второй лодкой). Взрывом был оторван полубак, и тральщик оставался на плаву. Но, не оказав ему помощь и не сняв команду, командиры Т-887 и БО-142 поспешили покинуть место трагедии.

Узнав о случившемся, командование Иоканьгской базы срочно направило в море два больших охотника - БО-225 и БО-227. Они обследовали район и обнаружили только масляное пятно на поверхности моря, а больше ничего и никого.

После войны стало известно, что тральщик Т-883 был торпедирован у мыса Святой Нос 29 декабря 1944 года подводной лодкой LJ995; погибло 49 человек.

Произвести поиск и уничтожение подводных лодок противника командование флота приказало находившимся в Иоканьге эскадренным миноносцам. 30 декабря "Дерзкий", "Достойный", "Деятельный" и "Урицкий" вышли на поиск в район острова Нокуев, обследовали район к северу от мыса Черный, затем строем фронта прошли на восток до Святого Носа. Корабли обследовали район, где фиксировались подводные лодки противника, и взяли курс к мысу Канин Нос. Отсюда прошли до маяка Терско-Орловский (в северной части Белого моря). Поиск проводился с помощью гидро- и радиолокаторов, но противника обнаружить не удалось.

Вернувшись для пополнения запасов мазута v воды, эсминцы, к которым присоединился "Грозный", 2 января покинули Иоканьгу, чтобы в северной части Белого моря встретить конвой БК-41. следовавший из Архангельска под проводкой ледоколов. Учитывая осложнившуюся обстановку, из Кольского залива в горло Белого моря для усиления эскорта БК-41 вышли лидер "Баку", эсминцы "Разумный", "Разъяренный", "Живучий" и "Доблестный", тральщик Т-113 и охотник БО-225.3 января в 16 ч эсминцы, вышедшие из Иоканьги, в районе острова Сосновец вступили в охранение 14 американских и одного советского ("Сергей Киров") транспорта и взяли курс из Белого моря. 4 января в районе Поноя к конвою подошла группа кораблей во главе с лидером "Баку". Конвой перестроился в походный ордер и пошел на север. Вскоре, на подходе к мысу Орлов-Терский Тонкий, эсминцы "Дерзкий" и "Достойный", обнаружив с помощью ГАС подводную лодку, атаковали ее глубинными бомбами. Лодка отвернула от конвоя и залегла на грунт; после взрыва бомб контакт с ней был утерян. Эсминцы сбрасывали по одной бомбе, пока конвой не прошел опасный район. 5 января в 12 ч 30 мин БК-41 без потерь пришел в Кольский залив.