13 декабря 1946 года между союзниками было достигнуто соглашение о разделе итальянского флота, капитулировавшего в 1943 году и находившегося в Средиземном море на английской военно-морской базе на острове Мальта. Тогда же было достигнуто соглашение, что СССР должен получить свою долю итальянского королевского флота при условии возвращения США и Великобритании их кораблей, переданных Советскому Союзу во временное пользование. Но обострившиеся отношения между СССР и бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции, начавшийся период "холодной" войны отодвинули сроки выполнения соглашения.

До 1949 года "английские" корабли продолжали находиться в составе эскадры Северного флота, на них проходила плановая боевая подготовка. Лишь 3 февраля 1949 года в албанском порту Влера советской команде был передан линейный корабль "Giulio Cesare", a 27 февраля в Одессу пришел и был передан СССР крейсер "Emanuele Filiberto Duca d'Aosta". Из положенных по первоначальной договоренности восьми эскадренных миноносцев Советский Союз получил только два - "Artigliere" и "Fuciliere" - и три миноносца: "Animoso", "Fortunale" и "Arddimentoso".

Все корабли почти шесть лет стояли в бездействии на Мальте, технически не обслуживались, и требовалось много сил и средств для введения их в строй. В составе Черноморского флота линкор получил наименование "Новороссийск", крейсер - "Керчь", эсминцы стали именоваться "Ловкий" и "Легкий", а миноносцы - "Ладный", "Летный" и "Лютый". Вся техническая документация к ним была на итальянском языке, только часть документов переведена на русский. Кроме того, в связи с недостатком высококвалифицированных переводчиков, знакомых с военно-морской терминологией, сделанные переводы имели низкое качество, что также затрудняло освоение кораблей.

Тем не менее, все бывшие итальянские корабли вскоре после получения вошли в состав Черноморского флота. На линкоре "Новороссийск" в ночь с 28 на 29 октября 1955 года произошел взрыв, и он затонул в Севастопольской бухте. Споры о причинах гибели корабля не прекращаются до сих пор... Крейсер "Керчь" оставался в строю до 1959 года, после чего был сдан в Отдел фондового имущества для разборки на металл, эсминцы и миноносцы пошли на слом в 1958-1960 годах.

В соответствии с достигнутой в 1949 году договоренностью линейный корабль "Архангельск" 4 февраля того же года был возвращен Великобритании, а крейсер "Мурманск" 16 марта 1949 года - Соединенным Штатам. Эскадренные миноносцы возвращались в течение трех лет, по мере готовности к переходу. В 1949 году 28 февраля в Англию ушли Достойный и Жаркий, 5 апреля - Жесткий; 23 июня - Дерзкий и Живучий. 21 января 1950 года англичанам был возвращен - Жгучий, 12 августа 1952 года - Доблестный и Дружный. По прибытии в британские порты все корабли были проданы коммерческим фирмам на слом.