«Боярин»

 

Один из четырех крейсеров II ранга российского флота, созданных в рамках судостроительной программы 1898 года. Построенный в 1902 году по индивидуальному проекту на стапелях датского завода «Бурмейстер ог Вайн», крейсер отличался от остальных кораблей серии — «Новика», «Жемчуга» и «Изумру­да» — меньшей скоростью, но лучшей мореходностью. Из Кронштадта на Дальний Восток корабль был направлен в составе отряда контр-адмирала Э.А.Штакельберга. В Средиземном море, по приказу коман­дования, «Боярин» отделился от отряда и совместно с французским крейсером "Infernet" совершил обход крупнейших портов Персидского залива. За короткий период своего пребывания в составе эскадры Тихого океана «Боярин» принял участие в маневрах, совершил плавание из Порт-Артура во Владивосток и обрат­но, находился стационером в Чемульпо до смены его "Варягом». В первые дни Русско-японской войны 1904—1905 годов «Боярин» отличился своими активными действиями в боях с японской эскадрой под Порт-Артуром. Подорвавшись на мине к исходу третьих суток, крейсер остался на плаву и погиб через два дня, снесенный штормом на минные заграждения.

«Боярин» — крейсер, находившийся в составе российского флота чуть более года, оставил о себе наибольшую память, пожалуй, лишь своим загадочным «появлением на свет» да своим загадочным "Ис­чезновением». Автор монографии на основе документов из фондов Российского государственного архива военно-морского флота более полно, чем это делалось ранее, дает широкому кругу любителей истории флота ответ на эти "Загадки». Также Б данной публикации достаточно подробно изложены как интересные события из короткой службы корабля, так и интересные аспекты его устройства и архитектуры.