Устройство корабля

 

Крейсер «Боярин» представлял собой двухпа­лубный корабль с платформами, как в трюме, так и в межпалубном пространстве, и развитыми бако­вой и ютовой надстройками,

Листовой и профильный прокат клепаного корпуса изготавливался из сименс-мартеновской ста­ли; пределы прочности ее соответствовали нормам российского флота того времени:

не менее 48 кгс/мм2 для горизонтального киля, первого от горизонтального киля пояса наружной обшивки, ширстрека, палубного стрингера, перво­го от палубного стрингера пояса настила верх­ней палубы;

не менее 42 кгс/мм2 для остальных листовых и профильных деталей корпуса.

Горизонтальный киль формировался из двух сло­ев: полоса наружных листов имела ширину 1 м и тол­щину 14 мм; полоса внутренних, простиравшаяся на половину длины корпуса, при ширине 0,8 м имела толщину 11 мм. Штевни отлили из стали.

 

Размерные параметры листового и профильного проката корпусных деталей крейсера «Боярин»

Наименование проката и изготовленных из них конструкций

Средняя часть корпуса

Оконечности

ДЕТАЛИ ИЗ ЛИСТОВОГО ПРОКАТА (толщина, мм)

 

 

Вертикальный киль

7,8

6,2

Флоры, стрингеры

6,2

6,2—4,6

Бракеты, кницы

7,8-

-4,6

Наружная обшивка

10,9—9,3

7,8

Ширстрек

12,4

9,3

Настил второго дна

7,8—5.4

Дно угольных ям (крайние днищевые стрингеры)

7,8

Водонепроницаемые переборки трюма

6,2—47

Водонепроницаемые переборки межпалубного пространства

4,7—3,1

Выгородки погребов боезапаса

4,7

Выгородки погребов угольных ям

3,7

Настил платформ

47

Настил верхней палубы

7,8—6,2

6.2

Палубный стрингер

9,3

6,2

Стенки и палубный настил баковой и ютовой надстроек

6,2

Стенки мачт

6,2

Стенки и крыши бортовых коффердамов, фальшборта

3

1

ДЕТАЛИ ИЗ ПОЛОСОБУЛЬБОВОГО ПРОКАТА (высота стенки х ширина попки х толщина стенки, мм)

 

 

Шпангоуты в средней части и ребра жесткости бортовых переборок

150 х 75 х 7,5

ДЕТАЛИ ИЗ ПОЛОСОУГЛОВОГО ПРОКАТА (высота стенки х ширина полки х толщина

 

 

стенки и полки, мм)

 

 

Флоры междудонного пространства (по наружной обшивке)

100 х 75 х 1,3

Флоры междудонного пространства (по второму дну)

90 х 75 х 4

Шпангоуты оконечностей (по наружной обшивке)

__

75x75x3,7

Шпангоуты оконечностей (внутренние детали)

90x63,5x4

Ребра жесткости поперечной и диаметральной переборок трюма

90 х

90x4

Ребра жесткости бортовых переборок трюма

100x63,5x4

Наклонные тяги межбортового пространства

63,5x63,5x3,1

Бимсы платформ трюма

75 х 63,5 х 4

Бимсы броневой палубы

150x75x7,5

Ребра жесткости переборок межпалубного пространства

90x90x4; 75x75x3,7

Бимсы верхней палубы

150x75x7,5

140x63,5x6,2

 

Второе дно простиралось по длине в пределах машинных и котельных отделений (протяженность 49,3 м), а по ширине — до крайнего днищевого стрингера. Проницаемые флоры междудонного про­странства изготовили бракетной конструкции — уголки по наружной обшивке и второму дну и скреп­ляющие их бракеты с отогнутыми фланцами. Ана­логично крепились уголками и сплошные листы не­проницаемых флоров.

Вертикальный киль высотой 760 мм под вто­рым дном был непроницаемым, Днищевые стрин­геры разрезались на непроницаемых флорах меж­дудонного пространства и конструктивно сводились на нет за его пределами. Конструкция проницаемых стрингеров, как и проницаемых флоров, была бра­кетной. Крайние днищевые стрингеры представля­ли собой бортовые пределы второго дна и, образуя непроницаемое дно угольных ям, располагались го­ризонтально.

Шпангоуты от уровня второго дна до высоты броневой палубы изготовили из полособульба, Сое­динялись они с крайними днищевыми стрингерами и бимсами с помощью книц. За пределами второго дна (в оконечностях) бортовые шпангоуты до бро­невой палубы изготовили бракетной конструкции — уголки по наружной обшивке и внутренние уголки.

Пространство под броневой палубой разделялось на отсеки водонепроницаемыми переборками — по­перечными, опиравшимися на непроницаемые фло­ры, а в пределах второго дна—продольными борто­выми. Имелась на корабле и диаметральная непро­ницаемая переборка, разделившая машинное отделение на два — левого и правого бортов.

Направление поясьев всех водонепроницаемых переборок трюма было горизонтальным, толщина их листов уменьшалась снизу вверх. Крепились про­дольные переборки к поперечным уголками и кни­цами, а ко второму дну—загнутыми на 75 мм ниж­ними кромками. Поперечные и диаметральную пе­реборки подкрепили вертикальными ребрами жесткости из уголка. На бортовых переборках ос­новные вертикальные ребра жесткости изготовили из полособульба; стояли они с интервалом в две шпации. Посередине между этими ребрами жест­кости стояли уголки, Все эти вертикальные ребра жесткости скреплялись с настилом второго дна кни­цами. Ребра жесткости, изготовленные из полосо­бульба, при помощи наклонных тяг из уголка скреп­лялись и с бортовыми шпангоутами.

Кроме перечисленных переборок, в трюме во­донепроницаемыми были выгородки погребов бое­запаса и угольных ям.

Листы настила платформ трюма лежали на бим­сах из уголка.

Горизонтальная часть броневой палубы возвы­шалась на 0,61 м над ватерлинией. Скосы палубы, в поперечном ее сечении, опускались к бортам на 1,14 м ниже уровня воды. В оконечностях уровень броневой палубы снижался к ахтерштевню на 0,46 м ниже ватерлинии, а в носовой оконечности выво­дился на переборку 15 шп, на уровне 1,22 м ниже уровня воды. Бимсы броневой палубы, как и бим­сы остальных палуб и платформ, располагались на каждом шпангоуте; изготовили их из уголка. На тонкие листы подшивки была уложена броня — на горизонтальную часть толщиной 38,1 мм, на ско­сах толщиной 50,8 мм.

На скосах броневой палубы вдоль бортов на­ходились пустые герметичные коффердамы шири­ной 0,76 м с толщиной стенок 3,1 мм. Крыши коффердамов, как и горизонтальный участок броневой палубы, возвышались над ватерлинией на 0,61 м. Конструктивным продолжением горизонталь­ной части броневой палубы являлись платформы межпалубного пространства, или, по терминологии проектной документации завода «Бурмейстер ог Вайн», средние или жилые палубы. Бимсы их пер­воначально планировалось изготовить из полособульба, но в окончательном варианте установили детали соответствующей прочности из швеллерно­го проката.

Шпангоуты выше броневой палубы, в средней части корабля на 80 м длины его корпуса, изгото­вили из полособульбовых деталей; в оконечностях для шпангоутов применили полособульб меньше­го сечения.

Межпалубное пространство разделялось на от­секи водонепроницаемыми переборками, подкреп­ленными уголками. Все эти поперечные переборки, меньшим числом, чем под броневой палубой, нахо­дились в одних плоскостях с трюмными переборка­ми. Для свободного перемещения по межпалубно­му пространству в переборках были сделаны гер­метично закрываемые дверные проемы.

Межпалубное пространство «прорезали» шах­ты элеваторов подачи боезапаса с толщиной брони 25,4 мм и труба приводов управления с толщиной брони 63,5 мм.

Архитектурной особенностью «Боярина» явля­лось наличие протяженных закрытых надстроек ба­ка и юта. Поскольку бимсы надстроек планирова­лось изготовить из того же полособульба, что и бим­сы средней палубы, то и здесь заменили профиль на швеллерный прокат и подкрепили бимсы в от­дельных местах трубчатыми пиллерсами диамет­ром 76,2 мм.

Палубы бака и юта возвышались над ватерли­нией на 6,4 м и 5,8 м соответственно.

Вдоль бортовых срезов верхней палубы, а по длине корабля — между надстройками оконечно­стей находились высокие объемные фальшборты коробчатой формы, в которых хранились подвес­ные койки экипажа.

Боевая рубка размерами в плане 2,9 х 2,3 м сто­яла отдельно от баковой надстройки. Ее изготови­ли из броневого листа высотой 1,6 м и толщиной 76,2 мм; такие же высоту и толщину имел броневой траверз, прикрывавший со стороны кормы вход в боевую рубку. Для крыши и подшивки боевой руб­ки, для стоящей на ее крыше ходовой рубки, а так­же для кормовой рубки применили маломагнитную сталь. Другие рубки, располагавшиеся на верхней палубе, изготовили из обычной стали толщиной 3,1 мм и подкрепили ребрами жесткости из уголка разме­рами 75 х 63,5 х 4 мм. Такую же толщину, как и стен­ки палубных рубок, имели стенки дымовых труб, их защитные кожухи были толщиной 2,5 мм. Диамет­ры у основания и у топа стальных мачт равнялись 280 мм и 230 мм соответственно, а толщина их сте­нок—6,2мм.

Еще одна архитектурная особенность «Бояри­на» — размещение его бортовой артиллерии на спонсонах верхней палубы. Четыре 120-мм орудия стояли вблизи баковой и ютовой надстроек (воз­вышение ствола над ватерлинией 4,57 м); четыре 47-мм орудия — между ними над средней и кор­мовыми кочегарками (4,27 м). Два 47-мм орудия находились внутри баковой надстройки (5,00 м) и еще два таких же орудия — внутри ютовой (4,27 м). Погонное и ретирадное 120-мм орудия располага­лись в диаметральной плоскости корабля на палу­бе баковой (7,37 м) и ютовой (7,02 м) надстроек соответственно.

При такой компоновке погонный и ретирадный артиллерийский огонь могли одновременно вести все 120-мм орудия и четыре 47-мм орудия оконеч­ностей, а сектора ведения огня каждого из осталь­ных 47-мм орудий, как в сторону кормы, так и в сторону носа, были очень близки к продольным на­правлениям. Бортовой залп на один борт могли дать одновременно по четыре 120-мм и 47-мм орудия.

Кроме вышеперечисленного в состав артилле­рийского вооружения корабля входили два установ­ленных на боевом марсе 7,62 мм пулемета систе­мы Максим (возвышение ствола над ватерлинией 14,48 м) и обычно хранившиеся по-походному 37-мм катерная и 63,5-мм десантная пушки.

Боезапас основной артиллерии корабля хранился в четырех погребах в штатных беседках. Погреба находились в трюме под броневой палубой: по од­ному погребу для 120-мм орудий (по 200 выстре­лов на каждое орудие) и по одному погребу для 47-мм орудий (600 патронов на орудие) в каждой оконечности. При помощи элеваторов с независи­мыми электрическими приводами беседки с бое­запасом поднимались до уровня верхней палубы и подавались к орудиям по достаточно развитой для кораблей такого класса системе рельсовых на­правляющих.

Минно-торпедное вооружение корабля состоя­ло из расположенных в помещениях межпалубного пространства четырех траверзных и одного ретирад­ного торпедного аппарата с общим корабельным бое­запасом в 11 торпед.

Шестнадцать котлов Бельвиля с экономизаторами установили продольно в трех котельных отде­лениях, каждое из которых имело свою дымовую трубу. Четыре котла находилось в носовом отделе­нии, и по шесть — в среднем и кормовом. Котель­ные трубки были стальные цельнотянутые. Суммар­ная площадь нагревательной поверхности котлов равнялась 2433,8 м2, а суммарная площадь их ко­лосниковых решеток — 76,5 мг. Перед установкой на корабль котлы испытали гидравлическим давле­нием 28,8 атм, а предохранительные клапаны на­строили на давление 22,9 атм. Наибольшим же ра­бочим давлением считалось 22,5 атм. Отличитель­ной особенностью этих котлов было то, что топочные дверцы открывались внутрь топок, как это было сде­лано заводом Бельвиля в 1897 году на котлах для крейсера -Светлана».

Питание котлов водой осуществлялось из рас­ходной цистерны емкостью 10 т. Ее, в свою очередь, пополняли из расположенных в междудонном про­странстве под средней и кормовыми кочегарками запасных цистерн суммарной емкостью 100 т. Рас­положенные по бортам от котельных отделений шесть угольных ям могли при полной загрузке при­нять до 600 т угля, что было достаточно на 3000 миль плавания при 10-узловой скорости.

Главные судовые механизмы состояли из двух четырехцилиндровых машин тройного расширения, действовавших каждая на свой винт; наибольшая проектная мощность каждой равнялась 10 500 л.с. при 205 об/мин, Пар в машины подавался под дав­лением 17,8 атм. Ход поршней составлял 0,71 м, диаметры цилиндров высокого, среднего и низко­го давления равнялись 0,69 м, 1,09 м, 1,24 м со­ответственно.

Стальные, выкованные из цельных болванок, коленчатые и гребные валы высверлили полыми. Гребные валы приводили во вращение два трехло­пастных винта, изготовленных из марганцевой бронзы. Левый винт имел правое вращение, пра­вый — левое, то есть вращение их осуществлялось «внутрь» корабля.

Мортиры выхода гребных валов из корпуса и поддерживающие гребные валы кронштейны отли­ли из стали, дейдвудные трубы изготовили из пу­шечного металла. В их втулках находились полосы бакаутового дерева, являвшиеся для валов опор­ными подшипниками скольжения.

Динамо-машин на корабле было четыре: две мощностью по 35,7 кВт и две — по 25.2 кВт при напряжении в корабельной сети 105 В. Среди ос­новных потребителей электроэнергии можно отме­тить: три 75-мм прожектора; сигнальные фонари; систему освещения корабля (422 лампы мощнос­тью 10 Вт каждая); приводы элеваторов артилле­рийских погребов; электрические вентиляторы; пе­редаточный привод указателя положения руля; те­лефоны системы Колбасьева (21 аппарат); электрические звонки в офицерских каютах и по­мещениях (21 звонок).

Для откачки воды и осушения машинных отде­лений в каждом из них находилось по циркуляци­онной помпе. Из котельных отделений вода отка­чивалась установленными в них центробежными помпами, а окончательное осушение этих отсеков осуществлялось также установленными в каждом из них паровыми трюмными помпами Вортингтона. Для откачки воды и осушения оконечностей использовалось по одной (в носу и корме) отлив­ной помпе Вортингтона и ручной помпе Стоуна. Для осушения отсеков на броневой палубе имелись две переносные ручные помпы. Водоотливные средства корабля обеспечивали откачку 840 т воды в час.

Балластные и пожарные системы во многом дублировали друг друга. Так, пожарная магистраль использовалась для мытья палуб и заполнения бал­ластных цистерн, поэтому в этих системах исполь­зовались одни и те же помпы. В их число входили: установленные по одной штуке в каждом машин­ном отделении паровые помпы двойного типа сис­темы Вортингтона; упомянутые выше отливные и ручные осушительные помпы оконечностей. Для затопления, в случае необходимости, погребов бое­запаса и винного погреба предназначались кингстонные вентили двойного действия со специаль­ными ключами.

Перо руля представляло собой стальную раму, заполненную сосной и зашитую герметично сталь­ными листами толщиной 1,6 мм. Баллер пера руля приводился во вращение при помощи гидравлической машины системы Стоуна. Управление рулевой машиной со штурвальных колес осуществлялось передаточной системой из полых валиков.

На борту корабля находилось два становых (масса 2,6 т) и один запасной (1,5 т) якоря Хол­ла со штоком, а также стоп-анкер (0,8 т) и верп (0,4 т). Паровой двухцилиндровый брашпиль системы Гарфильда служил для выборки якорных цепей со скоростью 10,5 м в секунду; конст­рукция брашпиля позволяла при необходимости вращать его вручную.

В состав шлюпочного вооружения входили: два паровых катера (длина по 8,53 м); два моторных катера (по 9,14 м); два 6-весельных вельбота (по 8,53 м) и по одному 16-весельному барказу (10,36 м) и 6-ве-сельному ялу.

Корабль рассчитывался на экипаж в составе 16 офи­церов и 315 матросов. Жилые помещения находи­лись раздельно: офицеров — в кормовой оконеч­ности, матросов — в носовой.

Выгородки кают изготовили из стальных гоф­рированных листов толщиной 1,6 мм. Бортовой набор корпуса в жилых и бытовых помещениях корабля зашили оцинкованными листами толщиной 0,8 мм; для теплоизоляции стенки кают покрыли цементом, перемешанным с крошеной пробкой. Размеры кают, как и состав оборудования, находящегося в них, со­ответствовал нормам российского флота. Отопле­ние корабля было паровым, а естественное освещение внутренних помещений обеспечивали бор­товые бронзовые иллюминаторы диаметром (в све­ту) 254мм.

Пол помещений на броневой палубе датчане покрыли линолеумом. Линолеумом они покрыли и верхнюю палубу, палубы юта и бака. Линолеумное покрытие открытых палуб не практиковалось в российском судостроении, поскольку в условиях свежей или дождливой погоды такие палубы ста­новилась скользкими и неудобными для работы экипажа. Тиковыми досками на «Боярине» покры­ли лишь ходовой мостик и изготовили из этого дерева два забортных сходных трапа. Во внутренних помещениях тик использовали для обшивки изнут­ри рейками стенок погребов боезапаса.

При постройке корпус, шлюпки, катера, мачты, фор-марс, орудийные щиты, неповоротные части вентиляционных раструбов, раструбы на баке и юте, световые люки, шлюпбалки окрасили в белый цвет.

Красными были подводная часть наружной об­шивки крейсера и внутренняя поверхность венти­ляционных раструбов. Желтой краской окрасили дымовые трубы и поворотные части вентиляционных раструбов.