Дальневосточная служба «Боярина»

 

В Порт-Артур «Боярин» прибыл в разгар про­водившихся в Желтом море маневров и сразу же принял в них участие, При эволюциях эскадры но­вый крейсер использовался по своему прямому на­значению в качестве ближнего разведчика и репе­тичного судна: находясь вне кильватерного строя эскадры, «Боярин» дублировал для нее сигналы флагманского корабля.

По окончании маневров, включавших и ночную контргалсовую стрельбу, 4 июня 1903 года в Порт-Артуре прошел торжественный смотр морских сил России на Тихом океане. Проводился смотр а день четвертой годовщины взятия китайских фортов Таку. В военно-морском параде приняли участие практи­чески все корабли Тихоокеанской эскадры. Фина­лом праздника стали гребные гонки, в которых стар­товало более 200 шлюпок. А через неделю эскадра пополнилась еще одним боевым кораблем — пос­ле более семимесячного плавания до Порт-Артура добрался замыкающий корабль из отряда контр-ад­мирала Э.А. Штакельберга, броненосец «Победа».

Ввиду крайней необходимости ввода в док бро­неносцев, в середине июня намечалось направить их во Владивосток. С ними должен был следовать и «Боярин», но из-за нового обострения диплома­тических отношений с Японией наместник на Даль­нем Востоке Е.И.Алексеев решил повременить с выходом кораблей, Оставшийся в Порт-Артуре «Бо­ярин» с 1 июля вывели а вооруженный резерв; бро­неносцы же ушли на ремонт лишь в конце июля.

Начав кампанию в конце августа, «Боярин» сразу же направился сопровождать перебазируе­мые во Владивосток три номерных миноносца. Этот порт крейсер покинул совместно с броненосцами 11 сентября.

В связи с возвращением в Порт-Артур броне­носцев из Владивостока, а также из длительного плавания отряда в составе четырех крейсеров, Е.И.Алексеев решил приурочить к этому событию плановые осенние маневры и провести их по став­шему уже традиционным сценарию: прорыв в Жел­тое море «нападающей» эскадры; бомбардировка и блокирование Порт-Артура: высадка десанта, Из-за очередного обострения отношений с Японией на­чавшиеся удачно и продлившиеся несколько дней маневры были 18 сентября прерваны по приказу наместника — не состоялось ни блокирования кре­пости, ни высадки десанта. Эскадра в боевой го­товности в ожидании дальнейшего развития собы­тий сосредоточилась в Талиенванской бухте.

В этой бухте в середине октября прошел смотр кораблей эскадры, который стал заключительным этапом не только маневров, но всего летне-осен­него периода боевой подготовки в целом. Про­водивший его генерал-адъютант Е.И.Алексеев -нашел эскадру в хорошем состоянии и боевой готовности».

Особое внимание наместник уделил вновь при­бывшим кораблям из бывшего отряда контр-адмирала Э.А. Штакельберга. В своем рапорте генерал-адъютант писал: "Крейсер 2-го ранга "Боярин" при­шел [на Дальний Восток] в полном порядке...

Крейсер прочной постройки и хорошее морское суд­но. Очень выгодный, в отношении расхода угля, раз­ведчик, но много отведено места для офицерских по­мещений, излишне увеличивая его корпус».

Критично Е.И.Алексеев отзывался о «Новике»: «По своему наружному виду — скорее больше раз­мером миноносец, чем крейсер. Постройка с обыч­ными для завода "Шихау" недостатками, так как ради достижения большего хода, как корпусу, так и котлам и машинам, из экономии веса, даны раз­меры, близкие с границей предела крепости. При­шел в полном порядке и исполнял все ходовые по­ручения пока без отказа, но в свежую погоду, про­тив волны, должен уменьшать ход. Потребует большой заботливости в сохранении и в скором вре­мени ремонта».

Резко негативным было мнение наместника о прибывших бронепалубных крейсерах типа «Диа­на»: «Крейсера 1-го ранга «Диана» и «Паллада», вы­строенные на казенной верфи в С.-Петербурге, зна­чительно отстали от своих иностранных сотовари­щей по всем частям, как в отношении хода и артиллерии, так и законченности и обдуманности проекта, а также и выполнения работ. Так, напри­мер, еще в Кронштадте комиссия указала, что кон­трактное число сил достигается без четырех котлов, таким образом, они являются лишним грузом. Меж­ду тем, для полного комплекта артиллерийских сна­рядов места не нашлось и патронные погреба рас­положены частью рядом с котлами. Морские каче­ства тоже не высоки, так как крейсера зарываются носом, ход же полный не достигает [контрактных] 20-ти узлов».

В то же время, при всех своих преимуществах, корабли иностранной постройки обладали и общим недостатком — их трудно было снабжать и ремон­тировать, поскольку подавляющее большинство предметов снабжения и запасных частей можно было достать только на том заводе, где корабль строился. Так, на заводе «Бурмейстер ог Вайн» при­шлось заказывать барабан стального фасонного литья взамен лопнувшего на брашпиле «Боярина». Очень удивило Е.И.Алексеева то. что на новых кораблях иностранной постройки стояли радиопере­датчики с дальностью действия, не превышающей 10—15 миль, тогда как более старые аппараты ко­раблей порт-артурской эскадры, после незначитель­ных усовершенствований, выполняемых минными офицерами, уверенно действовали на удалении до 25 миль, а при благоприятных обстоятельствах и до 60. И это тем более казалось странным, поскольку всем было известно, что германские заводы на ко­рабли своего флота устанавливали передатчики с дальностью действия 50 —100, а то и более миль.

1 ноября 1903 года часть кораблей Тихоокеан­ской эскадры как в Порт-Артуре, так и во Владиво­стоке вывели в вооруженный резерв. По составлен­ному еще в начале лета графику в их число, сроком на три месяца, должен был попасть и «Боярин», но его оставили в кампании.

19 ноября эскадра Тихого океана получила свое очередное, но оказавшееся последним, пополне­ние — на рейде Порт-Артура бросили якоря эскад­ренный броненосец «Цесаревич» и крейсер "Баян». А уже на следующий день броненосец -Петропав­ловск» (флаг командующего эскадрой вице-адми­рала О.В.Старка) и "Боярин» покинули Порт-Артур и направились в Чемульпо. Здесь уже находились броненосец «Полтава», канонерская лодка "Бобр», миноносцы "Грозовой» и "Внушительный». Визит в корейский порт относительно крупного отряда яв­лялся демонстрацией военной силы, попыткой мо­рально воздействовать на Японию, последние годы проводившую довольно успешную политическую и экономическую экспансию Кореи.

Через пару дней в Порт-Артур ушел «Бобр», еще через три—четыре ушли «Петропавловск», «Пол­тава» и «Внушительный». После прибытия в Че­мульпо «Гиляка» этот корейский порт в начале де­кабря 1903 года покинули «Боярин» и «Грозовой».

Политическая обстановка все больше накаля­лась, и «Боярин» в конце того же месяца вновь ока­зался в Чемульпо: командование сочло необходи­мым держать здесь стационером не только кано­нерскую лодку, но и крейсер.

С приходом 29 декабря в Чемульпо крейсера «Варяг» старшинство над российскими кораблями переходит к командиру «Варяга», капитану 1 ранга В.Ф.Рудневу. По его приказу на следующий день в Порт-Артур направился «Боярин», а в первый день нового 1904 года вслед за ним ушел и «Гиляк», ока­завшийся последним российским кораблем, поки­нувшим этот порт, Вскоре на рейде бок о бок с «Ва­рягом» встал «Кореец». Его попытку 25 января по­кинуть Чемульпо японцы пресекли силой—так для легендарных с тех пор кораблей война началась на сутки раньше, чем для всей России,