«Севастополь»

 

Имя этого корабля знаменует собой возрождение российского флота, осуществленное после поражения в Русско-японской войне 1904—1905 годов и создание первых отечественных броненосных кораблей принципиально нового типа.

В период между Русско-японской и Первой мировой (1914—1918 годы) войнами во всем мире шла не виданная ранее гонка вооружений, которая не могла не коснуться и таких сложнейших, трудоемких и доро­гостоящих боевых систем, как броненосные артиллерийские корабли. Начало этой гонке положило созда­ние в Англии линейного корабля с небывалым для того времени уровнем боевых возможностей, получив­шего имя «Dreadnought», ставшее нарицательным в обозначении возникшего типа кораблей, количество которых с тех пор и определяло мощь флота страны.

К концу 1914 года в Англии и Германии — основных государствах, противоборствовавших на море в Первой мировой войне — вступило в строй более сорока и двадцати дредноутов соответственно. Кораб­ли эти имели определенные различия, обуславливавшиеся разным их тактическим назначением. В Вели­кобритании преобладала наступательная доктрина, поэтому приоритетными тактическими элементами становились вооружение, скорость, дальность плавания; бронированию же английских кораблей прида­валось, в определенной мере, второстепенное значение. В свою очередь германское командование, ожи­дая нападения английского флота непосредственно у берегов своей страны, отдавало приоритет вопро­сам бронирования; напротив, величины калибра главной артиллерии, скорости хода и дальности плава­ния имели меньшее значение, относительно принятых на английских кораблях.

Остальные морские державы строили, исходя из своих возможностей, значительно меньшее количе­ство дредноутов, в тактико-технических характеристиках которых в той или иной степени, в зависимости от собственных воззрений на тактическое применение, учитывались тенденции, существовавшие как в английском, так и в германском флотах.

Не осталась в стороне от «дредноутной лихорадки» и Россия. Наш рассказ об истории создания пер­вых четырех отечественных линейных кораблей-дредноутов.