«Марат»

 

Имя этого корабля стало нарицательным в отечественной истории. Этап послереволюционного воссозда­ния и дальнейшего развития флота, продлившийся до 50-х годов XX века, этап главенствования надвод­ных артиллерийских кораблей, можно смело назвать эпохой линейных кораблей типа «Марат».

В предвоенный период три линейных корабля — «Марат», «Октябрьская революция» и «Парижская коммуна» — символизировали боевую мощь Советского Военно-Морского Флота. Следует, конечно, по­мнить, что, несмотря на проведенную модернизацию, они оставались морально устаревшими кораблями, пригодными для морского боя разве что с финскими и шведскими броненосцами береговой обороны на Балтике, а на Черном море — со своим сверстником, турецким линейным крейсером «Yawuz» (бывший германский «Goeben»). По сравнению с последним линкор «Парижская коммуна» имел большие предель­ную дальность стрельбы главного калибра (161 вместо 127 кб) и огневую производительность (12,48 вме­сто 9,15 т/мин), а также более широкую зону свободного маневрирования под огнем (от 55 до 140 кб вместо от 63 до 100 кб), но уступал ему по скорости полного хода (около 23 вместо 27 уз).

После окончания Гражданской войны к лету 1921 года Морские силы Балтийского моря (МСБМ) рас­полагали четырьмя сравнительно современными линейными кораблями — дредноутами типа «Севасто­поль», заложенными в 1909 году, спущенными на воду в 1911 и вступившими в строй в конце 1914 года. «Марат» (до 31 марта 1921 года именовавшийся «Петропавловск) и «Парижская коммуна» (до 31 марта 1921 года — «Севастополь») стояли в Кронштадте, а «Гангут» и «Полтава» — в Петрограде, на длитель­ном хранении у стенки Адмиралтейского завода; при этом последний был тяжело поврежден пожаром, возникшим по недосмотру вахтенных.

Восстановление и введение в строй балтийских дредноутов и можно считать началом становления Военно-Морского Флота РСФСР, а позднее — СССР.