Постройка и испытания

 

По справке, составленной в декабре 1911 года заведующим делами Совещания по судостроению капитаном 1 ранга Л.А.Ковесским, стоимость одно­го черноморского дредноута составляла: корпус, механизмы, котлы —19 719 654 руб. («Руссуд») и 20 млн. руб. (ОНЗиВ); броня—4 336 746 руб. 90 коп. (Ижорский завод) и 6 337 880 руб 10 коп. (Мариу­польские заводы); артиллерия — 2 480 765 руб.; приборы управления артиллерийским огнем, радио, секретная сигнализация и средства наблюдения — 571 200 руб. Полная стоимость корабля по заказам завода «Руссуд» составила 27 658 365 руб. 90 коп., по заказу ОНЗиВ — 29 889 345 руб. В ценах 1918 го­да стоимость одного линкора выросла до 40 млн. руб.

По контракту от 31 марта 1912 года, подписан­ному Морским министерством с заводом «Руссуд» (предварительный наряд был выдан 20 августа 1911 года), «Императрицу Марию» следовало спу­стить на воду не позднее июля, а «Императора Алек­сандра III» — в октябре 1913 года. Полная их го­товность (предъявление к приемным испытаниям) планировалась к 20 августа 1915 года, еще четыре месяца отводилось на сами испытания. Такие вы­сокие темпы, не уступавшие темпам передовых европейских предприятий, были почти что выдержа­ны: завод, продолжавший строиться, спустил «Им­ператрицу Марию» на воду 19 октября 1913 года. Это был день большого торжества Черноморского флота, начало его новой эры.

Спуск дредноута стал центральным событием двух чрезвычайно насыщенных дней 17 и 18 октяб­ря. Торжества в присутствии прибывшего из столи­цы морского министра И.К.Григоровича и пришед­ших из Севастополя кораблей — крейсера «Кагул», яхты-крейсера «Алмаз» и канонерской лодки «Те­рец» — проходили по особому церемониалу.

С вечера 17 октября «Кагул» и «Терец» стали на якоря против Коммерческого порта, «Алмаз» во­шел в Ингул выше эллингов «Руссуда». В10 ч 18 ок­тября в эллингах ОНЗиВ была проведена церемо­ния закладки четырех турбинных эсминцев -«Беспокойный», «Гневный», «Дерзкий» и «Прон­зительный», — а затем спуск на воду двух первых из них. Спустя полтора часа на стапелях Николаев­ского отделения Невского завода прошла закладка подводных лодок «Кит», «Кашалот», «Нарвал» и еще двух турбинных эсминцев — «Громкий» и «По­спешный». По окончании этих церемоний корабли перешли ближе к месту торжеств следующего дня: «Кагул» — на Спасский рейд, а «Терец» — на Ком­пасный. Утром 19 октября все корабли на рейдах расцветились флагами, у стапеля «Императрицы Марии» выстроился почетный караул от Николаев­ского флотского полуэкипажа с оркестром, а на на­бережной Ингула — войска Николаевского гар­низона, также с «хором музыки». В 10 ч начался молебен, затем святой водой окропили приготов­ленные для подъема на корабле флаг, гюйс и вым­пел. Прибывшего на стапель И.К.Григоровича встре­чал директор-распорядитель верфи инженер-технолог Н.И.Дмитриев. Министр поднялся на корабль, принял рапорт его командира и вернулся в палатку, установленную около стапеля. После этого коман­дир скомандовал: «По местам» и «Линейный ко­рабль "Императрица Мария" к спуску». Рабочие спусковой команды выбили спусковые стрелы, пе­рерубили пеньковый задержник, и корабль начал вначале едва заметный, а затем все более убыстря­ющийся бег к воде. Сделав «прыжок» на пороге стапеля, в кружеве пены и волн линкор вырвался на простор водной глади. Исчезли в воде спуско­вые адмиралтейские якоря, и «Императрица Мария», успевшая в движении расцветиться флагами, поднять кормовой флаг, императорский штандарт, гюйс и вымпел, остановилась на рейде. Торжества завершились обширным приемом.

Весной следующего года, 2 апреля, сошел на воду и второй дредноут завода «Руссуд» — «Им­ператор Александр III».

Завод Общества Николаевских заводов и вер­фей 24 мая 1914 года спустил на воду линейный корабль «Екатерина II» и, не дожидаясь подписа­ния соответствующего контракта, 9 июня заложил на опустевшем стапеле четвертый линейный ко­рабль, получивший имя «Император Николай I». По планам МГШ, ввод в строй этого корабля, намечав­шийся на середину лета 1917 года, должен был завершить формирование бригады дредноутов на Черном море.

Надвигающаяся война заставляла, несмотря на печальный опыт прошлого, вести разработку рабо­чих чертежей одновременно с постройкой кораб­лей. Обязательство копировать чертежи внутрен­него расположения с линкоров типа «Севастополь» не намного облегчало работы: из-за различия в размерах («Императрица Мария» была короче на 13 м и шире на 0,4 м) почти все чертежи приходи­лось переделывать заново.

Точно так же, представляя собой по существу самостоятельный тип (на 1,47 м длиннее, на 0,91 м шире и на 1183 т больше «Марии» по водоизмеще­нию), требовала разработки собственных чертежей и «Екатерина II». Словом, о серийной постройке го­ворить можно было лишь условно.

Сказывалось на ходе работ и то, что заводы впер­вые строили такие крупные корабли, и столь харак­терные для отечественного судостроения «усовершен­ствования» выполнялись уже в ходе постройки. Они привели к сверхпроектной перегрузке, превысившей 860 т. В результате, кроме увеличения осадки на 0,3 м, образовался (очевидно, от утолщения палубы в носовой части) и досадный дифферент на нос, ина­че говоря, корабли «сели свиньей». По счастью, подъем палубы в носу это скрадывал.

Немало волнений доставил и заказ в Англии тур­бин, вспомогательных механизмов, гребных валов и дейдвудных устройств, размещенный обществом «Руссуд» на заводе «Джон Браун». В воздухе пах­ло порохом, и только по счастливой случайности «Императрице Марии» удалось получить свои тур­бины в мае 1914 года. В целом же с началом этого рокового для России года заводы страшно лихора­дило. Дело в том, что «Императрица Мария», как и остальные корабли, должна была подвергнуться новой кардинальной переделке по результатам впер­вые и, увы, с непостижимым опозданием проведен­ных в русском флоте опытовых стрельб по натур­ному отсеку линейного корабля.

Такой отсек, включавший бортовую броню, бро­невые палубы, каземат, внутреннюю конструктив­ную защиту с броневой переборкой и боевую рубку, был сооружен по чертежам «Севастополя» и встроен с левого борта в корпус сданного к порту броне­носца «Чесма». Первые стрельбы показали, что но­вые, значительно усовершенствованные фугасные 305-мм снаряды, пробивая обе броневые палубы и дробя их на множество осколков, давали даже боль­ший разрушительный эффект, чем бронебойные. Выявились и недостатки бортового бронирования. Цусимский бой показал, что маломерные вытяну­тые в длину плиты (отчего броневой пояс приходи­лось составлять из двух рядов) из-за слабости опорного контура (стойки за броней помогали мало) и недостаточного числа броневых болтов при ударе снаряда в кромку поворачивались вокруг своей ус­ловной оси и прорывали проходившую за плитой водонепроницаемую рубашку. Вторичное попадание (были и такие случаи) нередко, не пробивая плиту, срывало ее с креплений. Учитывая этот опыт, при­шлось увеличить размеры плит и ставить их длин­ной кромкой вертикально (главный пояс получался из одного ряда плит высотой 5,26 м, число стыков резко уменьшалось); по всему периметру плиты имели жесткую опору, исключавшую вращение. На «Императрице Марии» пошли еще дальше, подо­гнав ширину плит к размеру шпации (1,2 м), в ре­зультате чего шпангоуты служили дополнительным упором. Так для всех черноморских дредноутов ут­вердился стандартный размер броневой плиты -5,26 х 2,44м. Но стрельбы по «Чесме» выявили дру­гое зло: жесткий опорный контур, препятствуя вра­щению плиты, не мог помешать ее прогибу и при относительно малой толщине броневых плит сна­ряд, даже не пробивая их, достигал своей цели: ру­башка за броней разрывалась, открывая в корпусе течь. Оставалось лишь одно средство: сделать пояс монолитным, то есть связать плиты между собой так, чтобы они не позволяли снаряду продавить плиту внутрь корпуса. Достигалось это технологи­чески сложным и дорогостоящим конструктивным решением — соединительными шпонками типа «двойной ласточкин хвост». Это решение и было распространено на все плиты линейного корабля «Император Николай I». На остальных, где броня была уже в работе, чтобы уменьшить деформации и рассредоточить удар снаряда, ввели за плитой слой деревянной прокладки, пропитанный негорю­чим составом. Это потребовало переделать шельф под броню по всей длине корпуса, подогнать и про­конопатить подкладку, заново подогнать и закре­пить стальную рубашку, броню казематов и борта.

 

Главные этапы строительства и тактико-технические элементы линейных кораблей типа «Императрица Мария»

Наименование элементов

«Императрица Мария»

«Император Александр III»

«Императрица Екатерина II»

«Император Николай

Завод-строитель

Русское судостроительное акционерное общество («Руссуд»)

Общество Николаевских заводов и верфей (ОНЗиВ)

Даты:

 

 

 

 

зачисления в списки

11 октября 1911 года

11 октября 1911 года

11 октября 1911 года

2 июля 1915 года

начала постройки

Июль 1912 года

Август 1912 года

20 октября 1912 года

9 июня 1914 года

закладки

1 7 октября 1911 года

17 октября 1911 года

17 октября 1911 года

15 апреля 1915 года

спуска на воду

19 октября 1913 года

2 апреля 1914 года

24 мая 1914 года

5 октября 1916 года

вступления в строй

25 августа 1915 года

15 июня 1917 года

5 октября 1915 года

Не достроен

ВООРУЖЕНИЕ

 

 

 

 

Артиллерийское: количество орудий — калибр, мм

12 — 305, 20 — 130

12 — 305, 18 — 130

12 — 305, 20 — 130

12 — 305, 20 — 130

Торпедное: количество аппаратов — калибр, мм

4 — 450

4 — 450

4 — 450

4 — 450

БРОНИРОВАНИЕ, мм:

 

 

пояс по КВЛ

125 (в носовой части), 262,5 (в средней части), 125 (в кормовой части)

100 + 270 + 175

башни

125—250

200—300

казематы

100

75

боевые рубки (крыша / стенки)

250/300

250/400

палубы (верхняя + средняя + нижняя)

37,5 + 25 + 12

35 + 63 + 35 (в корме)

скос нижней палубы

25—50

75

тыльная переборка позади пояса по КВЛ

50

75

трюмная продольная противоминная переборка

5—9

6—10

платформа

63

КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

 

 

Водоизмещение, т:

 

 

 

 

проектное

22600

22600

23783

27800

фактическое

23413

24000

24464

Главные размерения, м:

 

 

 

длина по КВЛ

16800

169,60

182,00

ширина по КВЛ

27,36

27,90

28,90

ширина наибольшая

27,43

28,07

Коэффициент общей полноты по спецификации

0,575

0,585

0,585

Скорость хода, уз:

 

 

проектная

21,0

21,0

на испытаниях

21,5

Дальность плавания, миль:

 

 

 

полным ходом

1640

1680

экономическим ходом

2960

3000

Мощность механизмов, л. с.:

 

 

 

проектная

26000

27000

29700

на испытаниях

33200

33000

Запасы топлива, т:

 

 

 

угля, нормальный

1200

1357

1350

угля, полный

1700

2300

2000

нефти

500

420

630

 

Ощутимый сбой в контрагентских поставках уже к ноябрю 1914 года заставил министерство согла­ситься с новыми сроками готовности кораблей: сда­чу флоту «Императрицы Марии» планировалось осуществить в марте—апреле 1915 года, «Импе­ратрицы Екатерины II» — в июне—июле; дредно­ут «Император Александр III» отодвинули на вто­рую очередь.

Все силы были брошены на скорейшее введе­ние в строй «Императрицы Марии». Для нее по до­говоренности заводов-строителей передали посту­пившие с Путиловского завода станки 305-мм ору­дий и электротехническое оборудование башен, заказанные для двух других линкоров. Сводки о продвижении работ на корабле еженедельно пред­ставлял в министерство председатель наблюдаю­щей комиссии контр-адмирал А.А.Данилевский, со­стояние поставок в Петрограде взял под контроль начальник Главного управления кораблестроения (ГУК) вице-адмирал П.П.Муравьев. К патриотическим чувствам директора Путиловского завода, за­держивавшего доставку башен «Императрицы Марии» в Николаев, взывали и из ставки верхов­ного главнокомандующего, и из МГШ.

В этой лихорадке, когда проектные и достроеч­ные работы сошлись в трудноразделимом клубке противоречий, решения приходилось принимать далеко не оптимальные, а об усовершенствованиях уже нельзя было и думать. Редким, наверное, в этот период исключением стали переделки ходовых мо­стиков «Марии», о чем настойчиво ходатайствовал ее командир капитан 1 ранга К.А.Порембский. Пос­ле просторных мостиков «Ростислава», командо­вание которым он только что сдал, мостики «Ма­рии» показались ему какими-то «жалкими мыше­ловками». Доведенная до крайности идея военной целесообразности («боевым кораблем управляют только из боевой рубки») лишила корабль каких-либо приборов управления вне боевой рубки, а в качестве временного командного поста командиру предлагались откидные (чтобы в бою не мешать стрельбе носовых башен на корму) боковые крылья мостика, от которой мало что осталось бы при пер­вых же залпах на корму из носовой башни. При не­погоде и в узкостях, в тумане и ночью ошибки в передаче команд голосом в рубку с мостика могли поставить корабль в опасное положение (что и слу­чилось в первом же походе линкора). Настойчи­вость К.А.Порембского, поддержанного команду­ющим флотом А.А.Эбергардом, лично удостоверив­шимся в неудобствах управления кораблем (даже «адмиральская конура» вблизи рубки не имела отопления, в недоумении докладывал он морско­му министру), заставила кое-что усовершенство­вать. Мостики «Императрицы Марии», более полно развитые, чем на других кораблях, приобрели необходимое функциональное назначение.

Но никакие силы были уже не в состоянии до­биться усовершенствования прокладывавшейся по кораблю (впервые в мире!) системы канализации переменного тока. Требовалось в первую очередь обеспечить ее работоспособность, а заботы о повы­шении надежности и эффективности приходилось откладывать до следующих типов кораблей. Не в пользу живучести была и кольцевая схема паро­проводов, и отказ от дизель-генераторов (принятых в проектах балтийских дредноутов и строившихся здесь же в Николаеве легких крейсеров). Понятно, что на эти предрешенные утвержденными специ­фикациями условия никто и не покушался — и без того, как это всегда бывает при завершении достройки, забот хватало. Так, по дополнительным на­рядам Морского министерства требовалось, напри­мер (помимо переделки бронирования), установить аэрорефрижераторы Леблана, башенные умформе­ры, элеваторную систему подачи боеприпасов для двух 63,5-мм зенитных пушек, добавочные шлюп­ки и катера, устройство продувания 130-мм орудий, мостики (5,5 т перегрузки) у второй дымовой трубы и так далее.

В общем, несмотря на ряд организационных мер, принятых против перегрузок, — принятие до­кументов, регламентировавших характер проекти­рования и состав проекта, создание постоянных на­блюдающих комиссий — судостроение продолжа­ло сохранять многие «родимые пятна» прошлого.

По-прежнему не присутствовал в проектах запас во­доизмещения, не предусматривалась должность главного конструктора, который мог бы координи­ровать все решения и ограждать проект от избытка усовершенствований. Сохранялось и обыкновение вести монтажно-наладочные работы на корабле (официально уже вступившем в состав флота) бригадами рабочих с различных заводов: например, 7 июля 1915 года на линкоре «Императрица Мария» работало 304 человека с девяти заводов: 210 — «Руссуда» и «Наваля», 51 — «Сименс-Шуккерт», 7 — «Всемирной компании электричества», 5 - «Лесснера», 8 — Обуховского завода, 15 — Путиловского завода, 4 — Сормовского завода и 4 — завода Беера. Последствия такой практики на ог­ромном корабле предвидеть было особенно труд­но. Требовалось еще немалое время, чтобы в итоге самоотверженного напряженного труда всего эки­пажа могла сформироваться «душа корабля».

По утвержденной 11 января 1915 года комплек­тации военного времени в экипаж «Императрицы Марии» назначалось 30 кондукторов и 1135 ниж­них чинов (из них 194 сверхсрочнослужащих), ко­торые объединялись в восемь корабельных рот. В апреле—июле новыми приказами командующего флотом добавили еще 50 человек, а число офице­ров довели до 33. Из вахтенных начальников один должен был выполнять обязанности водолазного офицера, а из шести вахтенных механиков на троих возлагались обязанности трюмного и минного ме­ханика и заведующего электротехнической частью. Как обычно, численность офицеров была слишком «оптимизирована», и к началу кампании налицо было 37 офицеров; при этом кондукторов имелось только 19, а нижних чинов — 909 человек. Новей­ший и сложнейший из кораблей флота не был ог­ражден от извечной текучки офицерских кадров. Многие из офицеров, только начав осваивать ко­рабль, получили вскоре другие назначения, и через год число служивших на линкоре в разное время превысило штатную численность едва ли не вдвое, то есть к середине 1916 года офицерский состав пе­ременился полностью. За срок действительной службы линкора, составивший немногим более года, на него было назначено три командира: заботы правильного чинопроизводства и движения карь­ер продолжали преобладать над интересами бое­способности кораблей. Всесторонне освоившего линкор во время постройки, испытаний и первых походов капитана 1 ранга К.А.Порембского в нача­ле 1916 года сменил капитан 1 ранга князь В.В.Тру­бецкой, который уже в мае того же года был назна­чен начальником Минной бригады. Теперь место на мостике дредноута занял командовавший ранее линкором «Ростислав» капитан 1 ранга И.С.Кузне­цов; вполне освоиться с новым кораблем он до ка­тастрофы 7 октября 1916 года, наверное, успеть не мог. Являлись обыкновением разного рода отступ­ления от норм, правил и инструкций, начиная от небрежного ведения вахтенного журнала и кончая (из-за нехватки места) превращением боевых по­стов в жилые помещения и тем, что 1-й башней линкора командовал мичман, не имевший артил­лерийской подготовки и даже официально прика­зом по кораблю на эту должность не назначенный. Все это, понятно, не способствовало скорому при­ведению корабля в порядок и налаживанию стро­гой уставной службы.

И вот наступил тот неповторимый, всегда пере­полненный особыми хлопотами день, когда корабль, начиная самостоятельную жизнь, уходит от завод­ской набережной. К вечеру 23 июня после освяще­ния корабля, подняв над Ингульским рейдом окроп­ленные святой водой флаг, гюйс и вымпел, «Импе­ратрица Мария» начала кампанию.

Глубокой ночью 25 июня, видимо, чтобы прой­ти реку засветло, снялись со швартовов, и в 4 ч утра буксиры «Черномор» и «Гайдамак» (с носа) и ле­доколы № 3 и № 4 (с кормы) повели линкор под флагом начальника транспортной флотилии адми­рала А.А.Хоменко. Проводку осуществлял лоцман О.К.Вороненко. После прохода Варваровского мос­та линкор, словно не желая покидать Николаев, обо­рвал кормовые буксиры и приткнулся к правой бров­ке канала. Буксировку продолжили в 8 ч 30 мин; через час миновали маяк Дидова Хата, за которым открылись эллинги ОНЗиВ и причалы морского пор­та, а после полудня корабль лег на Сиверсовы ство­ры и приготовился к бою.

В 20 ч 30 мин в готовности к отражению мин­ной атаки линкор вошел на рейд Очаковской крепо­сти. Весь день« Императрица Мария» готовилась к испытаниям артиллерийских установок стрельбой. Своими позывными (флаги «Три», «Покой») она ответила на позывные пришедших для конвоиро­вания миноносцев 4-го и 5-го дивизионов.

27 июня под охраной авиации, миноносцев и тральщиков линкор прибыл в Одессу. Главные силы флота образовали три линии прикрытия: в первую входил подводный заградитель «Краб» (под охра­ной подводных лодок «Морж», «Нерпа» и «Тю­лень» выставил минные заграждения в районе Бос­фора); вторую линию образовали Бригада линей­ный кораблей, крейсеры «Кагул», «Алмаз» и три эсминца; третью — корабли непосредственного охранения: крейсер «Память Меркурия», гидрокрей­сер «Император Александр I», восемь эсминцев, подводные лодки «Сом», «Скат», «Налим», по­сыльное судно «Летчик», тральщики.

Приняв 700 т угля, днем 29 июня «Императри­ца Мария», с трудом развернувшись в гавани с по­мощью буксиров «Гайдамак» и «Черномор», выш­ла в море вслед за крейсером «Память Меркурия» и в 5 ч утра 30 июня встретилась с главными сила­ми флота. И в знак верховенства «Императрицы Марии» вся бригада додредноутов — «Евстафий» (флаг командующего флотом), «Иоанн Златоуст» (флаг начальника дивизии линейных кораблей), «Пантелеймон» и «Три Святителя» — вступила ей в кильватер...

Какие же перемены в соотношении сил на море внесло вступление в строй «Императрицы Марии», как оно менялось с началом войны и какое влияние оказало на постройку следующих кораблей?

Крайне угрожающее положение перед войной, когда в Черном море ожидалось появление уже сна­ряжавшихся в Англии к плаванию турецких дред­ноутов, оставалось напряженным и после того, как Англия не выпустила заказанные турками корабли. Новую и уже реальную опасность теперь представ­лял германский линейный крейсер «Goeben», из-за политических ли маневров британского Адмирал­тейства или в силу своей феноменальной везучес­ти сумевший обвести вокруг пальца союзные англо-французские морские силы и прорвавшийся в Дарданеллы. Этот перевес «Императрица Мария» ликвидировала, а вступление в строй последующих линкоров давало явное преимущество Черноморс­кому флоту. Соответственно утрачивалась острота противостояния, поэтому МГШ, успокоив себя тем, что разнокалиберность орудий кораблей бригады вредит эффекту массирования огня, окончательно отказался от 356-мм орудий для четвертого черно­морского дредноута. Изменились также приорите­ты и темпы постройки кораблей: с началом войны особенно обострилась потребность в эсминцах, под­водных лодках и необходимых для будущей Бос­форской операции десантно-высадочных средствах. Их заказ затормозил постройку линкоров. 9 октяб­ря того же года для спешно достраивавшегося «Им­ператора Александра III» доставили в Николаев его турбинные агрегаты.

От чрезвычайной загрузки заводов, зады­хавшихся под бременем огромной кораблестрои­тельной программы, безнадежно запаздывала готовность четвертого дредноута. Кроме линкоров в Николаеве строились новейшие легкие крейсеры, новые серии эсминцев и подводных лодок, десант­ные суда, огромный плавучий док для дредноутов. Что особенно обидно, «замораживался» опыт всех предшествовавших кораблей, включая и балтийские (необходимость усовершенствования контура для бро­невых плит, их связи шпонками «двойной ласточкин хвост», усиления брони и более рационального рас­пределения его плит). Так, установив, что взрыву 305-мм фугасного снаряда не может противостоять даже 125-мм броня и что в то же время 50-мм цементованная плита выдерживает попадания 130- и 150-мм снарядов, этой последней толщиной для брони казематов решили ограничиться. Масса бро­невой защиты (без учета вращающихся частей башен) составляла 9417 т, то есть на 34% больше, чем на «Императрице Екатерине Великой». Весь этот за­мечательный опыт оказался, как вскоре выяснилось, отложенным далеко на будущее, к неведомому еще никому времени проектирования линкоров типа «Советский Союз».

 

Сравнение типов русских линейных кораблей с турецкими, строившимися и находившимися в строю, и германо-турецким линейным крейсером «Goeben»

Наименование

Водоизмещение фактическое, т

Главные размерения, м

Скорость хода, уз

Артиллерийское вооружение: количество орудий — калибр, мм

Толщина брони по КВЛ, мм

 

 

Длина по КВЛ

Ширина

Осадка

 

 

 

Русские корабли

«Три Святителя»

13318

113,20

22,30

8,70

16,0

4 — 305, 14 — 152

406—457

«Ростислав»

10520

105,30

20,70

7,68

15,8

4 — 254, 8 — 152

254—368

«Пантелеймон»

12900

113,20

22,25

8,40

16,7

4 — 305, 16 — 152, 14 — 75

203—229

«Евстафий»

12800

115,80

22,55

8,23

16,2

4 — 305, 4 — 203, 12—152, 14 — 75

203—229

«Императрица Мария»

22600

168,00

27,40

8,40

21,0

12 — 305, 20 — 130

125—262,5

Турецкие корабли

«Торгут Рейсе»

10670

108,00

19,50

7,60

17,0

6 — 280, 6 — 105, 6—88

305—400

«Решадие»*

23400

160,00

27,90

8,70

21,0

10 — 343, 16 — 152, 2 — 76

102—305

«Султан Осман 1»**

28000

194,80

27,10

8,20

22,0

14 — 305, 20 — 152, 12 — 76

102—229

«Goeben»

23000

186,00

29,40

9,00

28,0

10 — 280, 12 — 150, 8 — 88

100—270

 

* Реквизирован Великобританией и вошел в состав ее флота под наименованием «Erin».

** Первоначально строился для Бразилии («Rio de Janeiro»), реквизирован Великобританией и вошел в состав ее флота под наименованием «Agincourt»