Корабли уходят под Андреевским флагом

 

«Императрицы Марии» не стало, но и исклю­ченная из списков флота она продолжала жить в его памяти, традициях, боевом опыте, которые ее экипаж принес на другие корабли. Пережив шок не­виданной в русском флоте катастрофы, гибель то­варищей и потерю корабля, люди с «Императрицы Марии» не сразу пришли в себя. Отдых, госпиталь­ное лечение пострадавших, материальное вознаг­раждение, награды за подвиги мужества и самоот­верженности помогли морякам вернуться в строй.

Частью людей укомплектовали восстановленный (после потопления под Одессой) турецкий крейсер «Меджидие», получивший наименование «Прут». На пополнение боевых средств флота использовали технику и боеприпасы «Императрицы Марии»: их из­влечение с затонувшего корабля стало первоочеред­ной задачей спасательных работ. Значительную часть экипажа перевели на достраивавшийся «Руссудом» в Николаеве однотипный «Император Алек­сандр I»; его старшим офицером стал капитан 2 ран­га А.А.Григоренко.

Ходовые трехчасовые испытания третьего чер­номорского дредноута на полный ход проводились 4 августа 1917 года; при водоизмещении 23 738 т, то есть на 1138 т больше обусловленного контрак­том, углубление носом составило 8,64 м, кормой — 8,81 м, средняя скорость двух пробегов — 20,95 уз, наибольшая — 21,45 уз при средней мощности ме­ханизмов 27 270 л.с. и наибольшей — 28 957 л.с.

Февраль—март 1917 года прошел в Севасто­поле, в отличие от Балтики, без крови, убийств и грабежей. Особое положение хорошо изолирован­ной крепости, условия действующего, непрерывно плавающего флота и непререкаемый еще автори­тет его командующего А.В.Колчака не позволили проявиться той уголовно-революционной шпане, ко­торая в Гельсингфорсе — главной базе Балтийско­го флота — молниеносно организовавшись, бес­препятственно грабила корабли и квартиры, убива­ла офицеров и кондукторов. Но уже в апреле эсеро-большевистская пропаганда и всероссийский клич «Грабь награбленное» всколыхнули и Севастополь. Не выдержав нараставших демагогических требований матросов, добивавшихся все большей «воли» и разоружения офицеров, выбросил за борт свое золотое наградное оружие и покинул флот ад­мирал А.В.Колчак. Это стало большой ошибкой адмирала, не проявившего должной выдержки: флот несмотря ни на что еще оставался организо­ванной и управляемой силой, операции на море продолжались.

4 мая 1917 года дредноут «Свободная Россия» (так с 16 апреля стала называться «Императрица Екатерина Великая») прикрывал ночную минную по­становку, а затем еще две у Босфора. Причем в день первой из них, 12 июня, произошло столкновение с «Breslau», возвращавшимся после удачно осуществленной им обширной диверсии у Сулинского и Килийского гирл Дуная и у острова Фидониси. Пре­следуя его, «Свободная Россия» с расстояния 120 кб сделала девять выстрелов, которые легли недоле­тами. Сопровождавшие дредноут «Гневный» и «Счастливый», сблизившись до 60—80 кб, в тече­ние 2,5 ч вели бой, но командующий отрядом заг­радителей капитан 1 ранга Л.Л.Иванов не исполь­зовал возможность преградить «Breslau» путь отхода и помочь «Свободной России» сблизиться с ним. Результат был прежний — «Breslau» опять ус­кользнул. Последний шанс поймать германский крейсер представился флоту 19 октября 1917 года, но продолжавшееся разложение выплеснулось в не­повиновение команд дредноутов. Несмотря на свое­временно перехваченные радиопереговоры «Breslau» и оперативную отправку к Босфору трех ма­невренных групп (2-ю возглавил совершавший свой первый боевой поход дредноут «Воля» — до 16 ап­реля 1917 года «Император Александр III»), опера­ция была сорвана из-за ухода со своей позиции «Свободной России». Отстранив от управления офи­церов, требовавших выполнения боевой задачи, матросы сами привели корабль в Севастополь.

Не поддаваясь на провокации немцев, стреляв­ших с Северной стороны из полевых пушек по па­лубам дредноутов, «Воля» и «Свободная Россия» — 1 мая 1918 года привели флот в Новороссийск. В первый и последний раз под возвращенным на ко­рабли Андреевским флагом собрались на этом рей­де главные силы единого, еще не расколотого на­чавшейся Гражданской войной Черноморского фло­та. Полтора месяца, оставаясь в Новороссийске и испытывая все более откровенное давление герман­ских сил (подводные лодки и гидросамолеты сле­дили за стоянкой), пытались моряки сохранить это единство и сберечь корабли для страны. Новый гер­манский ультиматум — порождение позорного Бре­стского мира—поставил всех перед выбором: вер­нуться в Севастополь, поверив обещаниям немцев об интернировании там флота, или затопить его, как требовал шифрованный приказ из Москвы. Полная драматизма ситуация с непрерывными митингами и начавшимся дезертирством с кораблей расколо­ла и экипажи дредноутов. На «Воле» после очеред­ного бурного митинга большинством голосов реши­ли вернуться в Севастополь. На «Свободной России» значительная часть экипажа, как и на ряде других кораблей, сошла на берег; оставшиеся, убе­дившись в недостатке людей для того, чтобы раз­вести пары в котлах, перешли на «Волю». Коман­довавший кораблем бывший капитан 2 ранга В.М.Терентьев передал его для потопления на рейде командиру эсминца «Керчь» В.А.Кукелю. Он и рас­сказал о минутах гибели корабля, заставивших мно­гих плакать. 18 июня 1918 года три взорвавшиеся у борта торпеды ни в чем не изменили положение лин­кора (как выяснилось позднее, торпеды установи­ли на малое углубление и они взрывались при уда­ре о бортовой броневой пояс), и только от четвер­той, вызвавшей взрыв погребов между 2-й и 3-й башнями, в обоих бортах образовалась сплошная брешь. Дредноут начал крениться и через 3 мин 42 с опрокинулся. Продержавшись вверх днищем еще 37 мин (из всех кингстонов били высокие фонтаны воды), корабль затонул на глубине 36—40 м.

Предпринятое ЭПРОН спустя 12 лет извлече­ние из погребов корабля его боезапаса привело к взрыву (от детонации при подрыве вблизи вспомо­гательного заряда, которым хотели расчистить путь в погреб), разрушившему корабль, отчего к нему долгое время уже не подступались. И только в пред­военные годы вместе с подъемом башен «Императ­рицы Марии» вспомнили и о башнях «Свободной России». Их подняли и передали флоту, а орудия установили на 30-й и 35-й башенных батареях бе­реговой обороны под Севастополем.

«Воля», оставшись последним из находивших­ся в строю дредноутов, попала в руки немцев, вклю­чивших ее в состав своего флота (по данным инос­транных источников, линкор получил при этом наи­менование «Vo да»). С крушением кайзеровской

Германии и уходом ее войск из Севастополя на «Воле» и других уцелевших кораблях 24 ноября 1918 года вновь подняли Андреевские флаги, но явившиеся вместо немцев недавние союзники — англичане и французы — захватили корабли и под английским флагом и с английской командой от­правили их в турецкий порт Измид (Мраморное море). Только в августе 1919 года «Воля» и ряд других кораблей вновь под Андреевскими флагами вернулись во вторично захваченный Добровольческой армией Севастополь. Переименованный 25 сен­тября 1919 года в «Генерал Алексеев» корабль (ко­мандир — капитан 1 ранга В.А.Григорков) возгла­вил морские силы белых в Черном море.

С трудом и не полностью укомплектованный, он участвовал в периодических «боевых операци­ях» против занятого красными побережья Днепро-Бугского лимана. С Тендровского рейда корабль вел артиллерийские дуэли с очаковскими батарея­ми красных, отражал атаки их самолетов. Беско­нечно горько вчитываться в лаконичные, деловито составленные той и другой стороной (и у красных, и у белых в штабах вели дело знающие офицеры) развед-, опер- и другие сводки об их взаимных, не дававших явного преимущества ни той, ни дру­гой стороне «боевых операциях», нелепых и бес­смысленных.

И вдвойне горше от сознания, что на том же «Генерале Алексееве» среди занятых своим моно­тонным делом и, наверное, давно изверившихся в победе старых моряков начинали свою недолгую службу гардемарины Севастопольского морского корпуса. Сколько их, кадровых матросов, бывалых офицеров и так и не успевших надеть офицерские погоны юношей жестокая судьба заставит искать пристанище на чужбине, сколько талантов, огня души, чести и совести будет отдано чужим стра­нам и потеряно для своей Родины. И не уйти от убийственного вопроса — кому и зачем все это было нужно?

Так думали, наверное, все, уходившие из Сева­стополя в Бизерту на возглавлявшем исход белых «Генерале Алексееве», который в ночь на 31 октяб­ря 1920 года в составе огромного (121 судно, 130— 150 тысяч человек) каравана скорби, горя и ненави­сти покинул Севастополь. 3 ноября на рейде Моды вблизи Константинополя свезли на берег перепол­нявших корабли пассажиров (многие весь переход простояли в тесно сбитой толпе), и «Генерал Алек­сеев» с уже новым командиром (капитан 1 ранга И.К.Федяевский) во главе сильно поредевшей эс­кадры продолжил свой путь на запад — к един­ственно возможному обещанному французами при­станищу на северном берегу Африки.

Четыре года, теряя переходившие в чужие руки корабли и все более неудержимо рассеивавшихся по всему свету людей, держалась эскадра в Бизерте, но кончилось и ее время. С заходом солнца 29 октября 1924 года, следуя флагманскому эсмин­цу «Дерзкий», «Генерал Алексеев» и остальные ко­рабли спустили Андреевские флаги: Франция, при­знав СССР, отказывала эскадре в своем покрови­тельстве.

Вскоре на палубу линкора поднялись предста­вители СССР — А.Н.Крылов и Е.А.Беренс. Но пла­нам возвращения корабля на родину помешал ряд обстоятельств. Корабли были разобраны на металл во Франции, и последним, в 1936 году, «Генерал Алексеев». Его башни послужили прототипом для создания башен новых французских линейных кораблей типа «Dunkerque». Редкая судьба выпала орудиям корабля, которые после оккупации Фран­ции попали в руки немцев и были установлены на батарее «Mirus» в системе германского «Атланти­ческого вала». Еще три орудия немцы передали Финляндии, использовавшей их при восстановлении 305-мм железнодорожных транспортеров, по­дорванных советскими войсками при эвакуации с Ханко в декабре 1941 года.

О судьбе линейного корабля «Генерал Алексе­ев» и всей эскадры напоминает мемориальная доска в православном храме в Бизерте.