Флагман Сибирской флотилии

 

24 мая 1906 года крейсер, состоявший со вре­мени постройки в Балтийском флоте, был пере­веден в Сибирскую флотилию, а его команда — в Сибирский флотский экипаж. Летом «Аскольд» не­сколько раз выходил в Амурский залив на практи­ческие стрельбы, обходил ближайшие к Владивос­току бухты, а половину осени провел в доке.

В полдень 1 февраля 1907 года «Аскольд» с новым командиром капитаном 2 ранга С.А.Глизя-ном вышел в первый послевоенный дальний поход. После захода в Шанхай направился к берегам Ин­докитая. Здесь 15 марта, следуя в Сайгон под про­водкой лоцмана, «Аскольд» сел на мель, не обо­значенную на карте. Попытки сойти с нее, работая машинами назад, сначала результата не давали, но примерно через час прилив освободил крейсер. Впоследствии при доковании между горизонталь­ным и боковым килем правого борта обнаружили вмятину длиной около 40 м. Посчитав, что влияния на прочность корпуса и ходовые качества она не оказывает, ее решили не исправлять.

На обратном пути «Аскольд» посетил Гонконг, Амой, Шанхай и Циндао и 30 апреля вошел в бухту Золотой Рог.

Кредиты на плавание в текущем году крейсер израсходовал, поэтому с 1 июня заступил в воору­женный резерв. Часть команды списали в экипаж, оставшиеся же вместе с рабочими порта занима­лись ремонтом машин и заменой 152-мм орудий.

В течение 1908 года «Аскольд» девять меся­цев простоял в вооруженном резерве и лишь три месяца (с 20 августа по 20 ноября) числился в «пла­вании». После ухода на Балтику уцелевших после Русско-японской войны эскадренного броненосца «Цесаревич», броненосных крейсеров «Россия», «Громобой», крейсеров «Олег» «Богатырь», «Ав­рора», «Диана» и «Алмаз» в водах Дальнего Вос­тока самым крупным и сильным русским кораблем оставался «Аскольд», ставший флагманским кораб­лем Сибирской флотилии. На время ремонтов и докований «Аскольда» флагманом становился «Жем­чуг», второй и последний крейсер флотилии.

В навигации 1908—1910 годов «Аскольд» не­сколько раз выходил в море на пробы машин, бое­вую подготовку и осмотр бухт Приморского края. Текущие ремонты выполнялись силами личного со­става с привлечением рабочих порта, но техничес­кое состояние механизмов с каждым годом ухуд­шалось, и 1 января 1911 года крейсер стал на капи­тальный ремонт.

После получения разрешения морского мини­стра бортовые надводные аппараты сняли, а порты в бортах заделали. Кроме того, с носового мостика сняли два 47-мм орудия, а на заградитель «Уссу­ри» передали радиостанцию. Погреб мин заграж­дения переоборудовали в кладовую для матросского обмундирования первого срока.

Так как «Аскольд» был назначен флагманским кораблем Сибирской флотилии, по просьбе коман­дира было увеличено сверх штата количество коек в каютах для размещения штаба.

Капитальный ремонт крейсера использовали и для совершенствования живучести корабля. Специ­альной системы выравнивания крена в проекте пре­дусмотрено не было, для этой цели приходилось на­полнять водой котлы. Но в 1907 году приказом по Морскому ведомству такая практика, сокращавшая срок службы котлов, была запрещена. Задачу ре­шили, соединив приемные и отливные трубы трюмно-пожарных донок 4-го и 5-го котельных отделе­ний с коффердамами.

К сентябрю 1912 года произвели замену трубок в котлах, изготовили и установили новые дымовые трубы, перебрали главные и вспомогательные ме­ханизмы, отремонтировали в доке забортную арма­туру, руль, установили новые сальники и заменили бакаут в дейдвудных трубах. 22 сентября «Аскольд» вышел в море на испытание механизмов, однако удалось достичь скорости только в 17,46 уз.

9 ноября 1912 года «Аскольд» ушел в практи­ческое плавание с учениками унтер-офицерами. За 3 месяца и 21 день крейсер прошел 11 038,5 мили, не имея ни одной серьезной поломки в механизмах и котлах. Состояние машин к концу плавания оказа­лось значительно лучше, чем при выходе из ремонта.

24 сентября 1913 года «Аскольд» вышел на ис­пытание механизмов на полный ход. Уголь низкого качества (сучанский), недостаточно опытные в боль­шинстве своем машинисты и кочегары, значитель­ное обрастание подводной части корпуса опреде­лили результат: при давлении пара в котлах 16 атм и 112—120 об/мин скорость на мерной линии со­ставила 18,4 уз. В связи с тем, что развитие конт­рактной скорости после капитального ремонта не являлось обязательным, а механизмы выдержали многочасовое испытание, комиссия признала их «достаточно удовлетворительными». Для достиже­ния максимально возможного хода комиссия реко­мендовала провести ряд прогрессивных испытаний после возвращения из заграничного плавания. В октябре крейсер выходил на испытание механизмов перед походом и развил скорость 20,11 уз.

Третье учебное заграничное плавание «Аскольда» продолжалось четыре месяца: с 1 ноября 1913 по 28 февраля 1914 года. На первом же переходе из Владивостока в Гензан появился стук в валопроводе средней машины и ее вывели из действия. Пос­ле разобщения гребного вала и машины стук все равно продолжался. Поэтому пришлось дальнейшие переходы совершать без средней машины.

В свой последний мирный учебный поход «Ас­кольд» прошел по маршруту Владивосток—Ген­зан—Гонконг—Сайгон—Паданг—Батавия—Су­рабая—Манила—Владивосток 10 711 миль. Всего за 1913 год крейсер имел 1686 ходовых часов и про­шел 17 226 миль.

По возвращении во Владивосток 1 марта крей­сер стал в текущий ремонт, но уже 17 апреля снова вышел в море для боевой подготовки, приняв на борт молодых матросов. 28 апреля в результате столкновения с минным заградителем «Монгугай» «Аскольд» получил повреждения и был поставлен в док. Кроме аварийного ремонта на кормовой над­стройке между грот-вантами и прожекторами уста­новили две треноги для кормовых пулеметов и сде­лали съемную площадку к 75-миллиметровому ору­дию № 7 для установки прибора обучения наводке. Более серьезные ремонтные и модернизационные работы — такие как увеличение углов обстрела 152-мм орудий — отложили на осень, когда пред­полагался более продолжительный ремонт перед зимним походом в заграничное плавание.

Однако события в далекой Европе резко изме­нили судьбу крейсера и его экипажа.