В годы Первой мировой войны

 

12 августа 1914 года крейсеры «Аскольд», «Жем­чуг» и пароход Добровольного флота «Полтава» вышли из Владивостока для совместных действий с силами союзников против германских крейсеров в Тихом океане. Незадолго до того в командование «Аскольдом» вступил капитан 1 ранга С.А.Иванов.

Пополнив в Гонконге запасы угля, крейсеры вышли в самостоятельные походы для поиска па­роходов-угольщиков, снабжавших германскую эс­кадру адмирала М. фон Шпее. «Аскольд» в районе восточнее Филиппинских островов за весь поход встретил лишь один американский каботажный па­роход. По возвращении в Гонконг С.А.Иванов полу­чил предписание следовать в Сингапур, конвоируя транспорты с войсками и военными грузами.

В сентябре—ноябре «Аскольд» несколько раз в составе конвоев пересек Индийский океан, затем по просьбе союзного командования перешел в Сре­диземное море для действий у берегов Сирии и Палестины с целью уничтожения судов противника и обстрела прибрежных пунктов, имевших военное значение. 1 декабря 1914 года сигнальщики крей­сера заметили на рейде порта Хайфа стоявший на якоре пароход. Опасаясь мин, С.А.Иванов приказал спустить катера и протралить подход к рейду. «Ас­кольд» стал на якорь в 55 кб от берега, а к пароходу был послан катер под командой мичмана С.К.Кор­нилова с досмотровой группой.

Под прикрытием наведенных на берег орудий крейсера катер подошел к борту парохода, оказав­шегося германским, под наименованием «Haifa» (водоизмещение 1917 т). Судно арестовали и увели в Порт-Саид.

На следующий день на рейде Бейрута катер под командой мичмана В.Штаера досмотрел и пустил ко дну взрывам двух подрывных патронов неболь­шой турецкий пароход. Другой пароход, «Siriya», крейсер взял на буксир и вывел в открытое море, где его, после снятия призовой команды, несколь­кими выстрелами пустили ко дну. В это же самое время мичман С.Булашевич наносил визиты веж­ливости на стоявшие на рейде американский крей­сер «North Carolina» и итальянский «Calabria».

Не раз катера крейсера обстреливались с бере­га турецкими войсками, в ответ орудия «Аскольда» подвергали бомбардировкам военные объекты и войска противника. 2 января огнем главного калиб­ра был разрушен железнодорожный мост в устье реки Эль-Берид (у Триполи). В январе 1915 года на персидском пароходе «Персеполис» аскольдовцы задержали десять турецких военнослужащих и до­ставили их в Александрию.

Совместно с кораблями союзников «Аскольд» вел разведку, нес дозорную службу у турецкого по­бережья, высаживал диверсионные группы, всту­пая в поединки с береговыми батареями, боролся с военной контрабандой, досматривая торговые суда у берегов Болгарии (в то время эта страна имела выход к Эгейскому морю), Греции.

Через радиостанцию «Аскольда» союзное ко­мандование у Дарданелл поддерживало связь с командованием Черноморского флота.

Самым примечательным событием в боевой службе крейсера стало участие в Дарданелльской операции. «Аскольд» вошел в 6-ю эскадру союз­ного флота под командованием французского контр-адмирала Гепратта.

12 апреля плавсредства русского крейсера были отправлены для высадки десанта у Кум-Кале, а сам корабль занял назначенную точку для ведения ар­тиллерийского огня. Шлюпки с «Аскольда» первы­ми подошли к берегу. Первая волна десанта рину­лась в атаку, но тут заговорили турецкие батареи, аскольдовский барказ был потоплен прямым попа­данием снаряда. Продвижению подразделений де­санта к берегу мешал также пулемет, установленный на мельнице. Но русский крейсер первым же удачным залпом разрушил ее, и пулемет замолк.

За 12 апреля было израсходовано 748 152-мм и 1503 75-мм снарядов. «Аскольд» подтвердил свою хорошую репутацию, вызывая удивление со­юзников точностью своих залпов.

На следующий день стрельба по берегу продол­жалась, причем в результате огня «Аскольда» и вспомогательного крейсера «Savoia» около 500 ту­рецких солдат сдались в плен.

Об успешных действиях крейсера морской ми­нистр доложил царю, и Николай II на докладе соб­ственноручно написал: «Объявить командиру, офи­церам и команде крейсера "Аскольд" мою горячую благодарность за боевую службу».

До конца апреля «Аскольд» продолжал дей­ствовать у Дарданелл. Несколько раз он входил в пролив и вел огонь по батареям турок на азиатском берегу, прикрывая союзные войска на Галлиполийском полуострове. Судьба в очередной раз благо­приятствовала кораблю, уцелевшему среди плыву­щих по течению мин и разрывов десятков снаря­дов. Потери экипажа русского крейсера оказались невелики: за всю Дарданелльскую операцию было убито четыре и ранено девять человек.

В мае «Аскольд» крейсировал у болгарского по­бережья, затем совершил поход в Тулон, где был проведен небольшой ремонт, и вернулся в восточ­ную часть Средиземного моря, выполняя многочис­ленные поручения союзного командования.

К этому времени на Средиземноморье активи­зировали свою деятельность германские подвод­ные лодки, и U21 под командованием знаменитого подводника Херзинга имела возможность атаковать «Аскольд», но нашла более крупные цели — анг­лийские линейные корабли «Triumph» и «Majestic». Когда же Херзинг решил, что пришла очередь пятитрубного крейсера, найти «Аскольд» ему не удалось.

В сентябре в очередной раз крейсер прошел Средиземное море, доставив из Салоник в Тулон и обратно министра финансов П.Л.Барка. Во время похода министр вручил командиру и офицерам на­грады за блестящие действия корабля.

В начале октября крейсер принял участие в опе­рации союзного флота у побережья Болгарии, всту­пившей в войну на стороне Тройственного союза. 15 января 1916 года 21 человек с «Аскольда» участвовал в союзном десанте, занявшем греческие форты на мысах Кара-Бурну и Тузла. 20 января они вернулись на корабль, но для охраны русского кон­сульства на форт Тузла был отправлен отряд из двух офицеров и 40 матросов. Предполагалось в случае решения союзников занять Халкедонский полуост­ров использовать отряд для наблюдения за побе­режьем и охраны православных монастырей.

Кончился самый напряженный год службы крей­сера, в течение которого он 294 дня находился в состоянии боевой тревоги, имея орудия готовыми к действию и смены команды на боевых постах. За 1915 год из его орудий было выпущено в два раза больше снарядов, чем за всю предыдущую службу крейсера, включая Русско-японскую войну, причем все стрельбы прошли без серьезных поломок мате­риальной части.

Несмотря на тяжелые условия боевых походов крейсера, находящегося вдали от Родины, благо­даря усилиям медицинской службы за 1,5 года ни один член экипажа не умер от болезней. С «Асколь­да» по болезни списали лишь четырех человек, больных туберкулезом.

К концу 1915 года главным машинам и вспомо­гательным механизмам крейсера требовался капи­тальный ремонт. Поэтому 21 января «Аскольд» по­кинул Салоники и 26-го прибыл в Тулон. После ре­шения организационных вопросов в марте начался ремонт на заводе «Форж э Шантье». Команда крей­сера выполняла большой объем работ по разборке, выгрузке и последующей сборке частей трех глав­ных машин, рамовых подшипников и многочисленных вспомогательных механизмов. С помощью спе­циалистов тулонского арсенала были перебраны механизмы наведения 152-мм орудий, заменены все десять 75-мм орудий, установлены новые прицелы Петроградского Металлического завода образца 1913 года. На корабле появилось зенитное воору­жение: на крыльях мостика смонтировали две 57-мм английские и две 47-мм французские пушки. Крей­сер получил также новые французские приборы для обучения наводчиков 152-мм и 75-мм орудий, уст­ройство для отработки скорости заряжания 75-мм пушек. Ремонт же машин и механизмов задержи­вался недостатком квалифицированной рабочей силы и дефицитом материалов в условиях военно­го времени.

После тяжелой и опасной службы в 1914—1915 го­дах длительная стоянка в тыловом порту обостри­ла обстановку на борту. Если общая опасность в бо­евых походах сближала офицеров и нижних чинов, то в условиях относительного покоя и затишья было над чем призадуматься. Это и разница в матери­альном и социальном положении, и то обстоятель­ство, что матросы продолжали жить на разоренном ремонтом корабле, а многие офицеры и сам коман­дир жили на берегу, посещали Париж, курорты французской Ривьеры, к некоторым из них приеха­ли близкие из России. Ослабла дисциплина, снизи­лась организация службы. Нижние чины видели су­щественную разницу в положении матросов в рус­ском и союзном флотах, наблюдали жизнь демократической страны, встречались с революци­онно настроенными эмигрантами из России.

Командование крейсера из разных источников стало получать информацию о готовящемся на ко­рабле восстании. При обысках в личных вещах мат­росов находили нелегальную литературу, оружие. 9 августа 28 человек, подозреваемых в общении с политэмигрантами и хранении нелегальной литера­туры, списали с корабля и отправили в Россию.

19 августа около 3 ч в кормовом 75-мм погре­бе, где находилось 828 снарядов и около 100 000 ру­жейных патронов, произошел взрыв. С помощью бикфордова шнура неизвестным злоумышленником через отверстие вывернутой ударной трубки был по­дожжен порох в гильзе одного из унитарных патро­нов; гильза разлетелась, но снаряд не взорвался.

Утром после взрыва арестовали 28 человек, позже еще 49. Следственная комиссия обвинила в причастности к взрыву восемь человек, и 10—12 сен­тября состоялся суд, приговоривший к смертной казни четырех матросов; приговор утвердил новый командир крейсера капитан 1 ранга К.Ф.Кетлинс­кий. 15 сентября на форте Мальбуск были расстре­ляны четверо матросов, а 113 человек в тот же день отправлены в Россию. Никто из осужденных свою вину не признал, и прямых улик против них не было.

В советской историографии революционного движения на флоте господствовала единственная версия: взрыв — провокация, устроенная реакци­онными офицерами, чтобы получить повод для рас­правы над революционно настроенными матроса­ми. Авторам после изучения документов следствия эта версия кажется более чем сомнительной.

10 ноября успешно испытали машины на боч­ках, а 18 ноября «Аскольд» вышел на ходовые ис­пытания и развил скорость 15 уз. На третьем выхо­де 10 декабря скорость достигла 21 уз при 120 об/мин, правда, при этом грелись подшипники, но в преде­лах 19 уз машины работали нормально.

5 декабря «Аскольд» зачислили в состав фло­тилии Северного Ледовитого океана, а 27 декабря он вышел из Тулона в Англию с заходом в Гибрал­тар. В Атлантическом океане крейсер попал в силь­ный шторм. Огромные волны захлестывали носо­вую часть корабля, клочья пены и брызги летели выше труб. Одной особенно сильной волной дефор­мировало носовую надстройку. Когда 20 января 1917 года прибыли в Плимут, в угольных ямах ос­тавалось только 70 т угля. На следующий день «Ас­кольд» перешел в Девонпорт, где были исправле­ны повреждения, полученные во время шторма. Адмиралтейские якоря со штоками и кат-балками заменили на английские, системы Смита, убираю­щиеся в клюзы, как предлагалось германскими ин­женерами еще в первоначальном проекте крейсера.

О революции в Петрограде и отречении Нико­лая II аскольдовцы узнали из английских газет; пос­ле получения официальных телеграмм Морского министерства К.Ф.Кетлинский приказал построить команду на баке и с носового мостика объявил о последних событиях в России, призвав всех про­должать исполнять свой долг перед Родиной. Ко­мандир приложил много усилий, чтобы не допус­тить на корабле стихийных выступлений против офицеров; по требованию команды некоторых из них списали с крейсера. После этого на «Аскольде» приняли присягу Временному правительству.

23 мая корабль перешел в Гринок, откуда выхо­дил в залив для испытания параванов. В располо­женном неподалеку Глазго проживало несколько тысяч эмигрантов из России. Они вместе с рабочи­ми города восторженно приветствовали аскольдовцев. В городском театре устроили митинг, а поезд, на котором приехали моряки, был украшен цвета­ми. Рабочие Глазго преподнесли в подарок аскольдовцам самовар с дарственной надписью: «Пода­рено рабочими и соц. орг-ми Глазго нашим русским товарищам с "Аскольда" в память их пребывания в Глазго. Шотландия. Май 1917».

4 июня «Аскольд» перешел в залив Холи-Лох, где провел ряд учений, а затем покинул воды Анг­лии. 17 июня он вошел в Кольский залив и стал на якорь в Мурманске. Корабль вошел в состав Отдель­ного отряда судов Кольского залива флотилии Се­верного Ледовитого океана. К.Ф.Кетлинский убыл в отпуск, а в командование крейсером вступил ка­питан 1 ранга А.И.Шейковский.

Флотилия нуждалась в артиллерийских оруди­ях для береговых батарей и вооружения торговых судов для отпора германским подводным лодкам, поэтому с «Аскольда» планировалось снять все де­сять 75-мм орудий, а четыре зенитных заменить на два 47-мм.

Для снижения опасности детонации боезапаса в погребах при получении боевых повреждений при­няли решение убрать снаряды, заряды и патроны, располагавшиеся ближе 1,5 м к наружному борту, при этом боекомплект главного калибра сократил­ся до 1500 выстрелов. По механической части требо­валась замена котельных трубок, срок службы которых истекал в 1918 году, и смена некоторых вкладышей рамовых и головных подшипников. На эти работы требовалось не менее двух месяцев.

После заключения перемирия с Германией в декабре 1917 года началась частичная демобили­зация флота. Увольнялись моряки старших возрас­тов, призванные в 1907—1910 годах. Недостаток личного состава вызывал необходимость вывести из боевого состава крупные корабли флотилии, и 5 февраля 1918 года «Аскольд» был поставлен на отопление до апреля.

1 мая Коллегия Народного комиссариата по мор­ским делам приняла решение о реорганизации фло­тилии Северного Ледовитого океана, согласно ко­торому «Аскольд» должен был перейти в Архан­гельск и стать на долговременное хранение. Однако выполнить это решение не удалось.

14 июля 1918 года к борту крейсера подошли два тральщика с десантом английских, американс­ких и французских моряков. Сопротивление оказать было невозможно, так как большинство офицеров и команды, имевших боевой опыт, было демобили­зовано; аскольдовцев разоружили и под конвоем доставили на берег, на борту остались только 25 че­ловек из числа машинной команды, необходимых для обслуживания механизмов. Через некоторое время на флагштоке «Аскольда» был поднят Андреевский флаг. Тем из аскольдовцев, кто не желал остаться на английской службе, было предложено покинуть Мурманск, что большинство и сделало.

После занятия союзниками Архангельска «Ас­кольд» под Андреевским флагом, но с английской командой перешел туда. 3 августа 1918 года рус­ский крейсер англичане переименовали в «Glory-IV» и подняли на нем свой флаг. Некоторое время ко­рабль использовался как плавучая казарма для сла­вяно-британского легиона. Эвакуировав свои войс­ка и флот с русского Севера, англичане не забыли и «Аскольд». Он перешел в Шотландию и стал блок­шивом в Грелохе.

Осенью 1919 года белогвардейское командова­ние вело переговоры о возвращении крейсера и до­билось принципиального согласия английского Адмиралтейства. Однако англичане отказались выде­лить команду для перегона корабля в Россию, и дело затянулось. Белые сделали попытку получить ору­дия с находившихся в Англии русских кораблей, но не успели — части РККА заняли сначала Архан­гельск, затем Мурманск.

В 1921 году советское правительство достигло соглашения с англичанами о возвращении крейсе­ра при условии оплаты стоимости содержания ко­рабля. Состояние корпуса и механизмов позволяло совершить переход до Кронштадта самостоятельно. Специальная комиссия пришла к выводу, что крейсер морально устарел и как боевая единица флоту не нужен, поэтому после уплаты необходи­мых сумм «Аскольд» продали в Германию на ме­таллолом. Корабль отбуксировали в Гамбург, где его разобрали в 1922 году.

Имя «Аскольд» унаследовали: пароход, пост­роенный в США в 1943 году и переданный по ленд-лизу СССР, траулер-завод, принадлежащий «Дальрыбе», гидрографическое судно Балтийского фло­та и лесовоз Черноморского морского пароходства.