Крейсера типа "Тенрю"

Опыт Первой мировой войны в отношении боевого применения легких крейсеров эксперты Императорского японского флота оценили следующим образом: крейсера такие потребны для лидирования эскадр эсминцев. Старые крейсера типа "Тони" и "Чикума" для выполнения подобной задачи не подходили в силу свей невысокой скорости полного хода, поэтому было принято решение о проектировании и постройке новых скоростных легких крейсеров. Головной "Тенрю" и его систер-шип "Тацута" получили известность как 3500-тонные крейсера или "маломерные крейсера". Названия свои они получили по именам великих японских рек. Чтобы достигнуть проектной скорости полного хода в 33 узла при использовании весьма несовершенных котлов того времени, конструктором пришлось свои основные усилия направить на снижение массы крейсеров. Именно поэтому впервые в практике японского кораблестроения в конструкции "маломерок" использовали более прочную закаленную сталь вместо традиционной стали средней степени твердости. Корпуса крейсеров выполнили длинными и узкими по типу корпусов эсминцев. Машины также взяли от эсминцев, но количество котлов было увеличено до десяти. Отношение длинны корпуса к ширине составляло 11 к 3. Примерно с таким же удлинением были построены корпуса трех последующих японских крейсеров. "Тацута" и "Тенрю" стали первыми "настоящими" легкими крейсерами императорского японскою флота. Эти корабли служили в ВМС Японии очень долго: вступили в строй в 1918 г., "Тенрю" погиб в 1942 г., "Тацута" - в марте 1944 г.

Во время Второй мировой войны длина корпуса крейсера типа "Тенрю" составляла 142.7 м при ширине по мидель-шпангоуту 12.3 м, осадка - 3,9 м. Стандартное водоизмещение - 3230 г, испытательное (с загрузкой всем необходимым на 2,3) - 4168 т, полное - 4621 т. На крейсере стояло десять котлов Канпон. три турбозубчатых агрегата и три трехлопастных гребных винта. Общая мощность машин составляла 51 000 л.с. скорость полного хода - 33 узла. Расчетная дальность плавания 14-узловым ходом -5000 миль. Экипаж - 337 человек.

Бортовая броня крейсера типа "Тенрю" имела толщину 50,8 мм (2 дюйма), толщина стальной бронепалубы - 25.4 мм (1 дюйм). Надстройка бронирования не имела.

Главный калибр крейсера типа "Тенрю" составляли четыре 140-мм орудия тип 3 в четырех одноорудийных полубашнях. Две полубашни размещены в носовой части корабля, две - в корме. Артиллерия среднего калибра - до десяти 25-мм автоматических пушек в пяти двухорудийных установках ("Тацута" в 1944 г.). На крейсерах стояло по два трехтрубных поворотных торпедных аппарата с боекомплектом в шесть торпед тип 6 калибра 53 см.

Головной "Тенрю" был заложен 17 мая 1917 г. на военно-морской верфи в Иокосуке. спущен на воду в марте 1918 г. Крейсер "Тацута" заложили 24 июля 1917 г. на военно-морской верфи в Сасебо, спустили на воду в мае 1918 г. После того как в 1919 г. крейсер "Тенрю" вошел в состав Императорского японского флота, он стал флагманским кораблем 1-й эскадры эсминцев. До своей гибели во Второй мировой войне крейсер был приписан к военно-морской базе Куре. "Тацута" же базировался на Сасебо. Оба легких крейсера патрулировали реку Янцзы и район Шанхая во время волнений в Китае в 1927 г. ив 1931 г. Позже "Тацута" демонстрировал силу в северных водах Китая в районе порта Циндао. В середине 30-х годов легкие крейсера принимали участие в разнообразных демонстрациях флага, сбор-походах, учениях, после чего их сначала вывели в резерв, а в 1938 г. поставили на ремонт и модернизацию. В ходе ремонта основной объем работ был связан с заменой угольных котлов нефтяными, монтажом 3-дюймовой артиллерии, установкой 13-мм спаренных пулеметов и двух спаренных 25-мм автоматических пушек. Планировалось переоборудовать корабли в крейсера IIBO, но разработка крупного эсминца ПВО типа "Акицуки" водоизмещением 3700 т сделало нелогично перестройку в крейсера ПВО кораблей типа "Тенрю".

"Тенрю" и "Тацута" вступили во Вторую мировую войну практически внешне такими же. какими были когда вошли в строй. Они действовали совместно с легким крейсером "Юбари" и эсминцами в составе 18-ii эскадры в периода оккупации японской военщиной острова Уэйк и в самом начале противостояния с ВМС США в водах Тихою океана. 18-я эскадра принимала участие в боях у атолла Трук. прикрывала высадку на Лае и Саламуа, Новая Гвинея. Kpейсера и эсминцы 18-й эскадры также прикрывали десантную операцию на остров Шортланд. 3атем корабли эскадры вернулись на якорную стоянку в проливе Мове в районе Кавиенга. Новая Ирландия, а 10 апреля 1942 г. пришли на Трук. После отмены вторжения в порт-Морсби. Новая Гвинея, крейсера "Тенрю" и "Тацута" в июне 1942 г. ушли в Японию, в военно-морскую базу Майзуру на .токование и текущий ре-монг. Окончив докование. крейсера вновь пришли на Трук. где накануне кампании на Соломоновых островах соединились с крейсером "Юбари". С 30 нюня по 6 июля корабли 18-й эскадры эскортировали транспорты, доставившие войска и грузы на Гуадалканал. Затем два крейсера присоединились к 8-му флоту, перед которым стояло защищать от американцев акватории моря Бисмарка. Соломоновых островов и Папуасовых островов. Пока "Тацута" обеспечивал несостоявшийся десант в Буна. "Тенрю" вместе с тяжелым крейсером "Чокай" 8 aei-уста 1942 г. принял участие в битве при острове Саво. более известной как первая битва в Соломоновом море. В том ночном сражении японцы пустили на дно несколько американских тяжелых крейсеров. "Тенрю" тогда израсходовал 80 140-мм снарядов и шесть торпед. Далее оба крейсера поддерживали действия своих сил в Бука и на Гуадалканале. обстреливали американский аэродром в Гнли-Гилн. 2 октября 1942 г. в "Тенрю" попала бомба, сброшенная с В-17 из американской 19-й бомбардировочной группы 5-й воздушной армии. Взрывом бомбы было убито 23 моряка ш команды крейсера, но сам корабль остался на плаву. С помощью плавучей мастерской "Ямабаки Мару" корабль быстро вернули в строй. 13 ноября 1942. "Тенрю" во главе эсминцев прикрывал тяжелые крейсера "Сукна" и "Майя" когда они обстреливали авиабазу корпуса морской пехоты США в Хендерсон-Филд на Гаудалканале. 10 декабря 1942 г. 18-ю эскадру расформировали, а крейсера "Тенрю" и "Тацута" стали подчиняться напрямую командованию К-го флота. IS декабря 1942 г. крейсера эскортировали транспорты с войсками, направлявшийся в Маданг на Новую Гвинею. В этот день транспорты и корабли охранения атаковали бомбардировщики В-17. повредившие транспорт "Сококу Мару". Прикрывая высадку десанта, крейсер "Тенрю" получил попадание торпеды. выпущенной британской субмариной "Альбакор". Легкий крейсер от взрыва торпеды перевернулся и затонул очень быстро. Из списка императорского японского флота легкий крейсер "Тенрю" был исключен 1 февраля 1943 г.

Крейсер "Тацута" в феврале 1943 г. поставили на ремонт на военно-морской верфи в Майзуру. После ремонта он вошел в состав вновь сформированной 11 -й эскадры в качестве флагманского корабля. Эскадра вошла в состав 3-го флота. Легкий крейсер сначала занимался боевой и политической подготовкой в водах Внутреннего моря, после чего с 22 по 27 октября 1932 г. выполнял транспортные перевозки в Понапе. К началу 1944 г. Тихий океан стал еще более опасным для японских кораблей местом.При эскортировании конвоя на Сайпан американская субмарина "Сэнд Лэнс" вышла в атаку на крейсер "Тацута". Две из чешрех выпушенных подводной лодкой торпед попали в крейсер, две другие - в транспорт "Кокую Маару"; крейсер и транспорт затонули практически одновременно. Карьера легкою крейсера "Тацута" получилась долгой - с 29 мая 1918 г. по 13 марта 1944 г. Корабль официально исключили из списков Императорского японского флота 10 мая 1944 г.