Крейсера типа "Оёдо"

Японская военно-морская доктрина предписывала использовать легкие крейсера в качестве лидеров эскадренных миноносцев и флагманских кораблей соединений подплава. Истоки доктрины восходили к годам Первой мировой войны, а сама доктрина в значительной степени была "списана" с британской. На контрасте: в ВМС США эсминцами командовали с эсминцев, а подводными лодками - с подводных лодок. Как известно, некоторые японские 5500-тонные крейсера использовались в качестве флагманов эскадр подводных лодок. В 1938 г. было принято решение заменить эти устаревшие корабли крейсерами новой постройки, в то же время уже тогда в Японии наиболее передовые офицеры флота считали использование крейсеров в качестве флагманских кораблей подплава неправильным и устаревшим. Как бы то ни было, по проектирование преемников флагманов подплава началось. Изучалось две концепции. Первая - постройка 6600-тонного корабля без тяжелого артиллерийского вооружения, но с мощной и большой катапультой в корме. Вторая - 16 000-тонный авианосец, конструктивно близкий легкому авианосцу "Рюйдзю". В конечном же итоге в 1938 г. появился проект крейсера водоизмещением 10 000 т. близкий американским крейсерам типа "Бруклин", в чем-то схожий с крейсерами типа "Агано" с катапультой в корме и большим авиационным ангаром. Когда постройка "Оёдо" в 1943 г. была завершена, военная ситуация изменилась самым коренным образом. Как таковых субмарин в японском флоте почти не осталось, большая часть уцелевших подводных лодок использовалась для транспортных перевозок. К тому же не были готовы гидросамолеты Каваниши E1S6K. которые проектировались специально под новые крейсера. Именно поэтому "Оёда" со своим огромным ангаром стал флагманским кораблем Объединенного флота. Ангар перестроили под штабные помещения и узлы связи, катапульту уменьшили в размерах. Радикальным отличием "Оёдо" от всех других японских крейсеров являлось полное отсутствие торпедного вооружения.

Крейсер "Оёдо" заложили на военно-морской верфи в Курс 14 февраля 1941 г., спустили на воду 2 апреля 1942 г. Предусматривалось постройка второго корабля в серии - крейсера "Нийодо". который так и не был лаже заложен. Вошедший в строй крейсер "Оёдо" был приписан к военно-морской базе Йокосука.

Длина крейсера "Оёда" - 192.0 м. ширина по мидель-шпангоуту - 16.6 м. осадка - 6.1 м Проектное водоизмещение 9980 т. испытательное водоизмещение - 10 417т полное - 11 433 т. На крейсере стояло шесть котлов Канпон и четыре трубо-зубчатых агрегата, четыре гребных винта. Мощность машин -110 430 л.с. скорость полного хода - 35 узлов. Расчетная дальность плавания 18-узловым ходом - 10 315 морских миль. Штатный экипаж - 776 человек, плюс штабные работники.

Машинное отделение крейсера прикрывал вертикальный бронепояс толщиной 60 см. Толщина бронепалубы - 30 мм. Погреба боекомплекта прикрыты броней толщиной 50 мм. Толщина брони надстройки - 40 мм. По сравнению с легкими крейсерами союзников, крейсер "Оёдо" был бронирован несколько лучше.

Главный калибр крейсера "Оёда" составляли шесть 155-мм пушек тип 3 в двух трехорудийных башнях (обе - в носу). Орудия и башни были взяты с одного из крейсеров типа "Могами". когда его перевооружили двухорудийными башнями с 203-мм пушками, переведя из класса легких крейсеров в класс крейсеров тяжелых. Артиллерия среднего калибра - восемь 100-мм скорострельных пушек тип 98в четырех спаренных установках, но две с каждого борта. Зенитное вооружение - до 52 стволов калибра 25 мм в строенных и одноорудийных вариантах. Торпедное вооружение отсутствовало, зато имелись направляющие для сброса глубинных бомб. Планировалась установка одной большой катапульты и базирование шести гидросамолетов, реально на крейсере базировалось всего два гидроплана типа 0.

К моменту достижения крейсером "Оёда" боеготовности японские войска уже оставили Гуадалканал и перешли к стратегической обороне на всем театре военных действий. Большой легкий крейсер в сложившейся ситуации можно было бы использовать для обеспечения ПВО авианосца за счет установленных на крейсере 100-мм скорострельных пушек. Этого не случилось. Семь месяцев готовый к бою корабль простоял в военно-морской базе Куре, пока не ушел на атолл Энивсток вместе со всем Объединенным флотом. Крейсер "Оёда" доставлял подкрепления гарнизону Кави-енга в период с 30 декабря 1943 г. по I января 1944 г. В этом походе японские корабли были атакованы американскими самолетами, пулеметы которых наделали отверстий в корпусе крейсера "Оёда". После похода крейсер отстаивался на Труке. пока не получил приказ уйти в Японию на модернизацию в штабной корабль. "Оёда" в составе главных сил вице-адмирала Озавы принимал участие в сражении у мыса Энгано. В том бою корабль принял на борт Озаву вместе со штабом и частью команды поврежденного авианосца "Дзункаку". Крейсер "Оёда" получил повреждения от ракет, выпущенных американским самолётом Грумман F6F "Хсллкэт", и близких разрывов бомб.

После сражения в заливе Лейте крейсер "Оёда" стал флагманским кораблем Объединенного флота. Легкий крейсер несколько недель находился в Брунее и в Сингапуре, а затем соединился с тяжелым крейсером "Ашигара" для обстрела участка высадки американцев Сан-Жозе на Филиппинах. В ходе выполнения боевой задачи крейсер "Оёда" получил два попадания 250-кг бомбами, отгруженными бомбардировщиками В-25 из 71-й бомбардировочной эскадрильи 5-й воздушной армии. В январе 1945 г. крейсер встал на ремонт в Сингапуре. 6 февраля 1945 г. крейсер "Оёда", линкоры "Исе" и "Хиуга" вместе с эсминцами покинули Сингапур, имея на бортах груз резины, авиационного топлива и других стратегических материалов, которых не хватало в Японии. Избежав атак американских подводных лодок, флотилия пришла в Куре 20 февраля 1945 г. 19 марта 1945 г. "Оёда" на якорной стоянке военно-морской базе Куре получил серьезные повреждения от прямою попадания авиационной бомбы. Поврежденный крейсер завели в сухой док базы Куре. После ремонта корабль ушел в залив Итаяма для отработки задач боевой и политической подготовки, но на переходе попал под удар американских самолетов, получив попадания пяти бомб. 28 июля 1945 г. в крейсер попало еще несколько бомб, после чего корабль осел на правый борт. Из списков японского флота крейсер "Оёда" исключили 20 ноября 1945 г.. в 1947 г. крейсер разобрали на металлолом.