Корабельная авиация

Все крейсера кригсмарине, исключая "Эмден", в разные периоды своей карьеры несли оборудование, предназначенное для спуска на воду и подъема на борт гидросамолетов, но только на "Нюрнберге" и тяжелых крейсерах "Адмирал Хиппер", "Блюхер" и "Принц Евгений" устанавливались авиационные катапульты. Ангары же имелись только на тяжелых крейсерах.

Монтаж катапульты на легком крейсере всегда проблематичен, так значительная масса катапульты и самолета серьезно ухудшает остойчивость корабля. Вопрос же о необходимости иметь на борту крейсера самолет-разведчик даже в предвоенные годы являлся дискуссионным. Окончательный ответ дала Вторая мировая война, в ходе которой катапульты с крейсеров поснимали почти все воюющие стороны.

На "Кельне" в 1941 г. на башне "В" главного калибра была смонтирована деревянная платформа размерами 15 х 15 м. Плат-формаявлялась взлетно-посадочной площадкой для опытного вертолета Флеттнер Fl-265. Вертолет предназначался как для базирования на кораблях, но в серию пошел его более совершенный вариант - Fl-282, всего было построено примерно три десятка вертолетов Fl-282. Единственный случай боевого применения вертолетов с кораблей кригсмарине связан с минным заградителем "Драх" (бывший югославский "Змай"), действовавшим в Адриатическом море. С "Кельна" вертолетную платформу демонтировали в начале 1942 г.

Помимо прототипа вертолета Флеттнера с германских крейсеров использовались гидросамолеты двух типов: Хейнкель Не-60С и Арадо Ar-196 .

Хейнкель Не-60С
Командование рейхсмарине определило изделие Эрнста Хейнкеля как стандартный гидросамолет-разведчик корабельного базирования в середине 30-х годов. Самолет планировалось придавать каждому легкому крейсеру.
Характеристики самолетаНе-60С:
- размах крыла, м 12,92
- длина, м 11,5
- высота, м 4,94
- масса пустого, кг 2410
- масса максимальная взлетная, кг 3556,2
- двигатель: 12-цилиндровый жидкостного охлаждения BMW V16,0 ZU мощностью 660 л.с.
- скорость максимальная, км/ч 225 км/ч (на высоте 1000 м)
- потолок практический, м 5000
- дальность полета, км 769 (на высоте 2000 м)
- экипаж, чел 2
- вооружение: один 7,92-мм пулемет MG15 на турельной установке в задней кабине

Флеттнер Fl-265
Первый прототип вертолета Флеттнер Fl-265 впервые поднялся в воздух в 1940 г. Звездообразный 7-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Брамо Сименс Sh-14B приводил во вращение два двухлопастных несущих винта диаметром по 12,3 м, направление вращения винтов - противоположное. Двигатель был установлен в носовой части фюзеляжа, как у самолета. Высота вертолета по верх пилона несущих винтов - 2,82 м, длина - 6,16 м. Максимальная скорость в поступательном полете - 150 км/ч, практический потолок - 4100 м, максимальная дальность полета - 300 км. Масса пустого вертолета - 800 кг, максимальный взлетный вес с экипажем из одного человека -1000 кг.

Арадо Ar-196
Гидросамолет Арадо Ar-196 завершил прохождение летных испытаний в июне 1939 г. Только такие самолеты базировались на тяжелых крейсерах типа "Адмирал Хип-пер". На "Нюрнберге" гидросамолет Арадо Ar-196 заменил аппарат Хейнкель Не-60С. Арадо Ar-196 представлял собой двух-поплавковый моноплан с нижним расположением крыла.
Характеристики самолета Ar-196:
- размах крыла, м 12,44
- длина, м 11
- высота, м 4,45
- масса пустого, кг 2335
- масса максимальная взлетная, кг 3303
- двигатель: 9-цилиндровый звездообразный воздушного охлаждения BMW-132K мощностью 960 л.с.
- скорость максимальная, км/ч 312 км/ч (на высоте 1000 м)
- потолок практический, м 7000
- дальность полета, км 800
- экипаж, чел 2
- вооружение: две фиксированных стреляющих вперед 20-мм пушки MG-FF, один 7,92-мм пулемет MG 15 на турельной установке в задней кабине, под крылом - две 50кг бомбы на держателях EOC-50/VII1.