Крейсера типа "Адмирал Хиппер"

Тяжелые крейсера стали новым типом кораблей, появившимся вследствие заключения Вашингтонского 1922 г. и Лондонского 1930 г. военно-морских соглашений. Это были корабли водоизмещением 10 000 "длинных" тонн (10 161 метрическая тонна) и вооруженные 203-мм артиллерией главного калибра. Все ведущие морские державы мира - Великобритания, США, Япония, Франция и Италия - приступили к постройке тяжелых крейсеров. Германия же оставалась стесненной в своих желаниях ограничениями Версальского договора. Англо-германское военно-морское соглашение 1935 г. позволяло Германии иметь военный флот, суммарный тоннаж которого составлял бы 35% от тоннажа британского военного флота. Соглашение оговаривало тоннаж, но не класс кораблей, в результате чего Германия получила легитимную возможность строить корабли любого класса, включая линкоры и тяжелые крейсера. По соглашению немцы могли построить пять "вашингтонских" крейсеров общим водоизмещением 51 000 "длинных" т. Представители Германии проинформировали Лондон о начале постройки двух таких крейсеров немедленно вслед за заключением соглашения. Первый корабль, крейсер "Н" ("ERSATZ HAMBURG") был заложен на верфи Блом унд Фосс в Гамбурге за 11 дней до формального подписания англо-германского военно-морского соглашения.

Спецификацией предусматривалась постройка крейсера водоизмещением 10 000 "длинных" тонн с максимальной скоростью в 33 узла, вооруженного восьмью - девятью 152-мм орудиями, с адекватным бронированием, дальность плавания по расчетам составляла 12 000 морских миль (22 238 км). По своим характеристикам германский корабль очень близко стоял к французским крейсерам типа "Алжир" и итальянским типа "Зара", новейшим на тот период и самым удачным в мире кораблям данного класса. Построить полные аналоги французских и итальянских тяжелых крейсеров у немцев не получилось в силу ограничений, наложенных на водоизмещение корабля. Конструкторам опять пришлось пойти путем компромиссов. Крейсер "Н" (при спуске получил наименование "Адмирал Хип-пер") и крейсер "G" ("ERSATZ BERLIN" -"Блюхер") получились против технического задания менее скоростными, не так хорошо защищенными броней, дальность плавания оказалась значительно меньше запланированной. Все недостатки стали следствием необходимости вписаться в заранее установленный верхний предел водоизмещения. "Адмирал Хиппер" вошел в боевой состав кригсмарине 29 апреля 1939 г., "Блюхер" -20 сентября 1939 г.

Командование кригсмарине заказало еще три разрешенных по англо-германскому договору корабля: крейсера "J", "К" и "L" ("Принц Евгений", "Зейдлиц" и "Лютцов" соответственно) в 1935 и в 1936 гг. К этому времени конструкторы кораблей уже могли не обращать внимания на всякие договорные ограничения, поэтому новлены башни "А" и "D" главного калибра, но орудия стояли только в башне "D". Крейсер под названием "Таллин" принимал участие в обороне Ленинграда в 1941 - 1944 г.г. "Зейдлиц" немцы не продали, хотя строительство этого крейсера велось очень медленными темпами - было ясно, что до начала войны корабль войти в строй не успеет по любому. С началом же войны не прибавилось ясности в вопросах о роли и месте тяжелых крейсеров в боевых Действиях. Разговоры о необходимости переделки крейсера "Зейдлиц" в авианосец начались еще до его спуска на воду. Гибель "Бисмарка" в мае 1941 г. лишний раз подчеркнула важность палубной авиации в войне на море и подтолкнуло командование кригсмари-не принять 26 августа 1942 г. окончательное решение о переделке недостроенного тяжелого крейсера в авианосец. Поначалу работы по переделки шли ударными темпами, но изменение военной ситуации на всех фронтах отодвинуло вопрос об авианосце на второй и даже десятый план. Как мог повлиять на ход войны, причем войны в первую очередь сухопутной, одинокий авианосец с откровенно слабой корабельной авиагруппой? Все работы по достройке "Зейдлица" были прекращены в январе 1943 г. и больше никогда не возобновлялись.

Оба крейсера, "Адмирал Хиппер" и "Блюхер", на момент вступления в строй имели длину по ватерлинии 194,3 м, полную - 202,8 м. Ширина крейсеров составляла 21,3 м, осадка при стандартном водоизмещении 7,74 м. Оба корабля строились с прямыми, почти вертикальными, форштевнями, которые вскоре заменили форштевнями скругленной, "атлантической", формы. На "Хиппер" форштевень заменили в ноябре 1939 г., всего после шести месяцев службы в кригсмарине. Большую часть войны крейсер провел на Балтике. На "Блюхере" форштевень заменили в сентябре 1939 г., на самом кануне вступления крейсера в строй кригсмарине. Одинаковые при постройки носы крейсеров, после замены форштевней стали разными. На "Хиппере" поставили носовую оконечность умеренных наклона и развала, почти прямую в профиль. "Блюхер" получил более радикально наклоненный и расширенный нос. Длинна кораблей по ватерлинии после модернизации стала составлять 194,6 м, полная - 205,9 м. Полное водоизмещение - 18 200 т.

"Принц Евгений" и его недостроенные "сестрички" был больше своих предшественников во всех отношениях. Крейсер "Принц Евгений" был также спущен с прямым носом, но до вступления в строй -31 июля 1940 г. - на крейсере установили "атлантический" форштевень по типу носовой оконечности крейсера "Блюхер". С новым носом длина крейсера по ватерлинии возросла до 199,5 м, полная - 212,5 м. Ширина крейсера по миделю - 21,9 м, осадка при стандартном водоизмещении - 7,95 м, полное водоизмещение - 19 000 т.

На всех трех завершенных постройкой крейсерах стояли водотрубные котлы высокого давления (Ла-Монт на "Хиппере" и "Принце Евгении", Вагнер - на "Блюхере"). На стадии проектирования рассматривалась возможность оснащения тяжелых крейсеров дизельно-котлотурбинными силовыми установками, по типу установок, использовавшихся на германских легких крейсерах, однако у дизелей нашлось немало очень влиятельных противников в высших кругах кригсмарине. Котлотурбинная силовая установка с высокими параметрами пара во многом оставалась экспериментальной. Выход из строя силовых установок кораблей отмечался неоднократно, особенно участились поломки во время войны, когда значительно снизился уровень качества технического обслуживания машинерии кораблей. Турбины "Адмирала Хиппера" работали при давлении пара в 85 атмосфер, на двух других крейсерах давление пара достигало значения 70 атмосфер. Пар поступал на три тур-бозубчатых агрегата, приводивших во вращение три вала трех гребных винтов. Турбины для "Адмирала Хиппера" и "Блюхера" изготовила фирма Блом унд Фосс, для "Принца Евгения" - фирма Германия. Максимальная скорость 32,5 узла при мощности силовой установки 132 000 л.с. Дальность плавания - 6800 морских миль (12 601 км) на скорости 19 узлов, для "Адмирала Хиппера" - "Принц Евгений" брал на борт чуть меньше топлива, а его турбины работали при более низкими давлении пара, за счет чего "Принц Евгений" мог покрыть на той же скорости в 19 узлов 7850 миль (14 547 км).

Бронирование германских тяжелых крейсеров было более тонким по сравнению с общемировыми стандартами бронирования таких кораблей. Максимальная толщина бронепояса составляла 80 мм (у американских тяжелых крейсеров - 152 мм), толщина бронепалубы - 50 мм. В основном использовалась стальная броня марки Wh (Wotan Hart). Экипаж кораблей колебался в районе 1350 - 1600 человек. В примеру, в ходе операции "Рейнюбунг" (прорыв "Бисмарка" в северную Атлантику в 1941 г.) экипаж крейсера "Принц Евгений" составлял 64 офицера, 76 старшин, 408 служащих и 852 матроса.

Главный калибр крейсера "Адмирал Хиппер" включал восемь 203-мм орудий в четырех двухорудийных башнях (две в носу и две - в корме). Артиллерийское вооружение размещалось на крейсере симметрично, по схеме, принятой для артиллерии линкора "Бисмарк". В результате германские тяжелые крейсера визуально, в профиль, мало отличались от германских линкоров из-за чего их часто путали. Сходным было не только расположение башен главного калибра: и линкоры, и тяжелые крейсера несли по одной дымовой трубе и имели очень похожие носовые надстройки. Не исключено, что именно сходство крейсеров и линкоров сыграло заметную роль в первом бое "Бисмарка". Англичане ошибочно приняли "Принц Евгений" за линкор и сосредоточили на нем огонь своей артиллерии. Через несколько минут ошибка была исправлена, но эти минуты дорого обошлись англичанам.

Орудия калибра 203 мм (8 дюймов) ставились в германском военном флоте только на тяжелые крейсера. Эти пушки длиной ствола в 60 калибров были разработаны в 1934 г. специально для крейсеров типа "Адмирал Хип-пер". Орудие посылало снаряд массой 122 кг с начальной скоростью 925 м/с. Максимальная дальность в 18,32 морских мили (34 км) достигалась при угле возвышения ствола 37 градусов. В боекомплект входили бронебойные и два типа фугасных снарядов.

Зенитная артиллерия изначально была представлена 12 пушками калибра 105 мм (длина ствола 65 калибров) в шести двухо-рудийных стабилизированных установках С/33, 12 37-мм пушками (длина ствола 83 калибра) в шести спаренных установках С/ 30 и восьмью 20-мм одноствольными зенитными автоматами (длина ствола 65 калибров). На двух крейсерах, уцелевших после начала войны зенитное вооружение по ходу войны было усилено путем установки дополнительных зенитных орудий среднего и малого калибров, одноствольные 20-мм автоматы заменили счетверенными того же калибра. Перед прорывом через Ла-Манш в феврале 1942 г. на "Принце Евгении" временно поставили пять армейских счетверенных 20-мм автоматов.

На крейсерах стояло по четыре трехтрубных торпедных аппарата калибра 533 мм, которые стреляли торпедами G7a. Торпедные аппараты простояли на палубах крейсеров всю войну, но известно, что торпедный боезапас с крейсера "Принц Евгенией" в преддверии прорыва через Ла-Манш был сгружен, скорее всего, снова крейсер торпеды на борт не принимал.

Стрельба артиллерии главного калибра управлялась с использованием четырех 7-метровых оптических дальномеров. Один дальномер был установлен на фок-мачте, еще один - на кормовом посту управления огнем, по одному дальномеру стояло в башнях "В" и "С" главного калибра. На крыше носовой надстройки был установлен оптический дальномер с базой 6 м. Посты управления огнем зенитной артиллерии имели характерную сферическую форму, на каждом посту был установлен оптический дальномер с базой 4 м. Посты управления огнем зенитной артиллерии были стабилизированы по трем осям посредством гироскопов только на крейсере "Принц Евгений", на всех других крейсера посты управления огнем зенитной артиллерией не являлись стабилизированными.

На крейсере "Принц Евгений" в августе 1940 г. был установлен совершенный для своего времени гидрофон GHG (Gruppenhorchgerat). Гидрофон GHG является прообразом современных пассивных гидроакустических комплексов. Послевоенные испытания гидрофона, которые проводили американцы, показали, что германское устройство при собственной скорости крейсера 20 узлов способно обнаруживать шум винтов подводной лодки на дистанциях до 15 морских миль (27,8 км).

В начале войны на "Блюхере" и "Адмирале Хиппере" установили РЛС FuMO-22. Антенна РЛС размером 2 х 6 м монтировалась над носовым оптическим дальномером. На "Адмирале Хиппере" РЛС поставили в период с 6 ноября 1939 г. по 12 января 1940 г., на "Блюхере" - в период с 28 января по 30 марта 1940 г. В конце 1941 или в начале 1942 г. на крейсере "Адмирал Хиппер" вместо РЛС FuMO-22 была установлена более совершенная РЛС FuMO-27 с антенной размерами 2 х 4 м, такая же РЛС смонтирована над кормовым постом управления огнем. В это же время на крейсере смонтировали дипольные антенны (восемь вертикальных диполей и четыре горизонтальных) системы предупреждения об облучении радиолокаторами противника FuMB-1 Metox. Фотографии, датированные 1944 г., показывают, что, по крайней мере, передняя РЛС FuMO-27 была заменена РЛС FuMO-26 с антенной размерами 3,2 х 6,6 м. РЛС FuMO-26 имела более острую диаграмму направленности и, как следствие, отличалась лучшей избирательностью. С помощью этой РЛС иногда даже удавалось корректировать огонь артиллерии главного калибра (РЛС FuMO-22 и FuMO-27 позволяли только обнаруживать цели). Антенны системы Metox были демонтированы. Есть данные, что на "Адмирала Хиппера" в 1945 г. на главной мачте поставили антенны системы FuMB-25.

На крейсере "Принц Евгений" антенны РЛС установили над носовым и кормовым оптическим дальномерами в августе 1940 г. То были антенны размером 2 х 4 м радиолокаторов FuMO-27. В сентябре 1942 г. носовая станция была снята а взамен установлен радиолокатор FuMO-26, хотя антенна от старой РЛС сохранилась, но была перемещена немного вперед. Ниже нее поставили диполи системы FuMB-1 Metox и несколько дополнительных антенн, улучшающих диаграмму направленности РЛС FuMO-26 (дополнительные антенны сняли где-то в 1944 г. вместе с дипольными антеннами). На фок-мачте была установлена антенна авиационной поисковой РЛС FuMO-81 "Берлин-S" сантиметрового диапазона.

Все три крейсера имели авиационное вооружение - катапульты и ангары, расположенные за дымовыми трубами. Штатно на каждом крейсере базировалось по три гидросамолета, два размещалось в ангаре, один - на катапульте. На практике корабли обычно брали на борт только два самолета. На "Адмирале Хиппере" и на "Блюхере" катапульта была расположена за ангаром, на "Принце Евгении" - перед ангаром. Корабли типа "Адмирал Хиппер" стали самыми успешными германскими крейсерами Второй мировой войны. "Адмирал Хиппер" и "Принц Евгений" пережили войну. "Блюхер" погиб не столько из-за конструктивных дефектов, сколько по причине ошибочного использования корабля.

Тем не менее, германские крейсера не лишены были недостатков. Не смотря на успешные действия в Атлантики на путях судоходства союзников, дальность плавания тяжелых крейсеров все-таки не позволяло эффективно использовать их в качестве крейсеров. Так очень успешный рейд "Адмирала Хиппера" продолжался всего 15 суток, корабль вышел из французского порта курсом на Запад к Азорским островам, затем спустился южнее, к испанским берегам, после чего вернулся в Брест. Шесть из 15 суток крейсер сопровождал танкер, так что "Хиппер" почти всегда имел полные цистерны нефти. На протяжении всей карьеры крейсера преследовали поломки котлов высокого давления.

В конце войны "Принц Евгений", вместе с несколькими вошедшими в строй новейшими субмаринами XXI серии, составлял главную ударную силу кригсмарине. Получить крейсер хотела каждая из держав-победительниц: США, Британия, Советский Союз. В конечном итоге крейсер (и ряд других кораблей) разыграли. Приз достался американцам, во флоте США с 5 января 1946 г. корабль стал именоваться USS "PRINZ EUGEN" (IX-300). С остановками в бостоне, Сан-Диего и Перл-Харборе крейсер привели на атолл Бикини, Маршалловы острова. Во время последнего в жизни крейсера плавания его силовая установка окончательно вышла из строя - через Тихий океан корабль шел на буксире. "Принц Евгений" послужил кораблем-целью в ходе испытаний атомного оружия, известных как операция "Кроссроудз". Корабль был установлен совсем далеко от точки "Зеро" - расчетного места подрыва атомной бомбы. Подводный атомный взрыв произошел 25 июля 1946 г. Крейсер германской постройки получил от поражающих факторов оружия массового поражения минимальные повреждения, однако на корабле после взрыва А-бомбы остался сильнейший уровень радиоактивности, из-за чего от плана ремонта крейсера пришлось отказаться. Корабль отбуксировали на атолл Кваджалейн, где и затопили 22 декабря 1946 г.

Боевая карьера крейсеров типа "Адмирал Хиппер"

"Адмирал Хиппер"
1 сентября 1939 г. ходовые испытания в районе Датского побережья (пролив Бельт) прерваны, поставлена задача перехвата польских кораблей и судов если они станут прорываться из Балтике в Северное море и Атлантику
Середина сентября 1939 г. сдаточные испытания
6 ноября 1939 - 12 января 1940 г.г. после испытательный ремонт
17 февраля 1940 г. объявлен боеготовым
18 - 20 февраля 1940 г. операция "Нордмарк" совместно с линкорами "Шарнхорст" и "Гнейзенау", поход в пролив между Норвегией и Шетландскими островами в поисках судов и кораблей противника; никого не нашли
7 апреля 1940 придан группе 2 (Тронхейм) для участие в операции "Везерюбунг" (вторжение в Норвегию)
8 апреля 1940 г. обнаружил британский эсминец "Глоууорм", возвращавшийся с минной постановки у берегов Норвегии, эсминец таранил крейсер, но потом был потоплен артиллерией германского корабля
10 - 12 апреля 1940 г. возвращение в Виль-гельмсхафен вместе с линкорами "Шарнхорст" и "Гнейзенау"
Апрель - май 1940 г. ремонт
4 - 10 июня 1940 г. операция "Джюно" вместе с линкорами "Шарнхорст" и "Гнейзенау", поход против британского судоходства у берегов Норвегии в районе Харштада
8 июня 1940 г. потопил артиллерийским огнем траулер "Юнипейр", мобилизованный ВМС Великобритании, и транспорт "Орама", взял курс на Тронхейм для дозаправки
20 июня 1940 г. выход из Тронхейма вместе с линкором "Гнейзенау"; "Гнейзенау" был торпедирован, после чего операцию отменили
25 июля - 9 августа 1940 г. выход в Атлантику для прикрытия возвращения "Гнейзенау" в Киль, неудачно, вернулся в Вильгельмсхафен
9 августа - 9 сентября 1940 г. ремонт 24 сентября 1940 г. покинул Вильгельмсхафен для похода в Северную Атлантику, у берегов Норвегии скисли машины, ход восстановлен после четырех часов нахождения в дрейфе 30 сентября 1940 г. прибыл в Киль на ремонт
30 ноября 1940 г. покинул Брунсботтель для участия в операции "Нордзеетур" - прорыв в Северную Атлантику, принял топливо южнее о. Ян-Майен
6 декабря 1940 г. прошел Датским проливом, трижды пополнял запасы топлива южнее Гренландии, поиск судов противника успехом не увенчался
24 декабря 1940 г. обнаружил конвой WA-5А западнее мыса Финистир, повредил британский тяжелый крейсер "Бервик" и два транспорта, прекратил бой из-за проблем с силовой установкой, позже потопил транспорт "Юмна"
27 декабря 1940 г. прибыл в Брест
1 февраля 1941 г. покинул Брест и взял курс в Северную Атлантику
11 февраля 1941 г. наведен на конвой HG-53 субмариной U-37, потопил транспорт "Айсланд"
12 февраля 1941 г. атаковал шедший без эскорта конвой SLS-64, сближался с конвоем под британским военно-морским флагом, потопил 14 из 19 судов конвоя и повредил еще два (по послевоенным данным потоплено было только семь судов, четыре повреждено)
15 февраля 1941 г. вошел в гавань Бреста
15 марта 1941 г. покинул Брест для перехода в Германию, принимал топливо в срединной части Атлантики
23 марта 1941 г. прошел Датским проливом 28 марта 1941 г. пришел в Киль
Март - ноябрь 1941 г. ремонт
18 ноября 1941 г. начата подготовка нового экипажа на Балтике
21 декабря 1941 г. вошел в Готенхафен для осмотра и дефектации
25 января - 25 февраля 1942 г. ремонт турбин на верфи Блом унд Фосс в Киле
2 марта 1942 г. переведен в Брунсботтель
19 - 20 марта 1942 г. перешел в Тронхейм
2 июля 1942 г. переведен в Альтафьорд
5 июля 1942 г. операция "Рёссельспрунг" совместно с карманным линкором "Адмирал Шеер" и линкором "Тирпиц" против конвоя PQ-17, операция отменена из-за обнаружения выхода в море "Тирпица" союзниками
8 июля 1942 г. переведен в Берген (Офотфьорд)
10 сентября 1942 г. переведен в Альтафьорд вместе с карманным линкором "Адмирал Шеер" и легким крейсером "Кельн"
24 - 28 сентября 1942 г. операция "Зарин" - минирование вод в районе о. Новая Земля
5 ноября 1942 г. операция "Хоффнунг", поиск судов противника в районе мыса Норд-Кап
30 декабря 1942 г. операция "Решенбоген" совместно с карманным линкором "Лютцов" против конвоя JW-51B, потопил британский минный заградитель "Брамбэл" и эсминец "Ачатиз", повредил эсминцы "Онслоу" и "Обидиент", получил три прямых попадания снарядов, выпущенных крейсерами "Шеффилд" и "Ямайка", два котельных отделения были затоплены, скорость полного хода упала до 15 узлов, вернулся в Альтафьорд
Январь 1943 г. временный ремонт в Альтафьорде с помощью плавучей мастерской "Неймарк"
23 января 1943 г. переведен в Боген
7 февраля 1943 г. вместе с легким крейсером "Кельн" переведен в Киль
11 февраля 1943 г. начат ремонт в Вильгельмсхафене
Апрель 1943 г. отбуксирован в Пиллау (Балтийск) для завершения ремонтных работ, из опасности быть потопленным авиацией в Вильгельмсхафене
1 марта 1944 г. переведен в разряд учебных кораблей, в рабочем состоянии поддерживаются два из трех котельных отделений
26 октября 1944 г. поставлены задачи артиллерийской поддержки прибрежного фланга сухопутных войск
15 января 1945 г. прибыл в Готенхафен на ремонт
30 января 1945 г. принял на борт 1500 человек и покинул Готенхафен
2 февраля 1945 г. докование в Киле
3 апреля 1945 г. получил прямое попадание бомбой
9 апреля 1945 г. получил три прямых попадания бомб 3 мая 1945 г. затоплен в Киле
Июль 1945 г. поднят и отбуксирован в бухту Хейкендорф

"Блюхер"
20 сентября 1939 г. вступил в строй
7 апреля 1940 г. придан группе 5 (Осло) для участия в операции "Везерюбунг", принял десант в Свинемюнде
9 апреля 1940 г. получил прямые попадания 280-мм снарядов норвежской береговой артиллерии и две торпеды, выпущенные береговыми торпедными аппаратами в узости Бробак, затонул

"Принц Евгений"
1 июля 1940 г. получил два прямых попадания авиабомб небольшого калибра во время прохождения после испытательного ремонта в Киле
18 мая 1941 г. покинул Готенхафен вместе с "Бисмарком" для участия в операции "Рейнюбунг"
21 мая 1941 г. вошел в Корсфьорд для пополнения запасов топлива, обнаружен британской авиацией
24 мая 1941 г. бой в Датском проливе, потоплен линейный крейсер "Худ" (некоторые теоретики полагают, что "Худа" отправили на дно снаряды не "Бисмарка", а "Принца Евгения"), линкор "Принс оф Уэльс" получил повреждения, поврежден "Бисмарк", на "Принце Евгении" пожар в котельном отделении, пожар ликвидирован
26 мая 1941 г. принял топливо с танкера, пытки отремонтировать котлы
28 мая 1941 г. принял топливо с танкера, проблемы с котлами усугубились
29 мая 1941 г. радировал о неполадках в машинах, получил приказ прекратить выполнение боевого задания
1 июня 1941 г. прибыл в Брест
2 июля 1941 г. получил прямое попадание бомбы, находясь в доке Бреста
11 - 13 февраля 1942 г. операция "Церберус" - прорыв через Ла-Манш совместно с линкорами "Шарнхорст" и "Гнейзенау"
21 февраля 1942 г. переведен в Норвегию вместе с карманным линкором "Адмирал Шеер"
23 февраля 1942 г. в районе Тронхейма получил попадание в носовую часть торпеды, выпущенной британской подводной лодкой "Трайдент", поставлен в док в Лофьорде под Тронхеймом Март 1942 г. временный ремонт с помощью плавучей мастерской "Хаскарон"
16 - 18 мая 1942 г. операция "Заубурфлоте", переведен в Киль для выполнения полноценного ремонта
11 января 1943 г. операция "Фронттеатер", переведен в Норвегию вместе с линкором "Шарнхорст", в Скагерраке обнаружен британской авиацией
25 января 1943 г. операция "Домино" - вторая неудачная попытка перебазирования в Норвегию
Май 1943 г. приступил к выполнению учебных задач на Балтике
7 - 28 июня 1944 г. крейсерство у побережья Финляндии с целью прикрытия эвакуации германских войск из страны Суоми
20 августа 1944 г. огневая поддержка германских войск в районе Тукумса, Рижский залив
6 - 13 октября 1944 г. огневая поддержка германских войск в районе Мемеля (Клайпеда)
15 октября 1944 г. столкновение с легким крейсером "Лейпциг", получены средние повреждения носовой оконечности
20 - 21 ноября 1944 г. огневая поддержка германских войск на полуострове Сворбе, о. Сааремаа
29 - 30 января 1945 г. огневая поддержка германских войск под Кенигсбергом и Пиллау
10 марта 1945 г. огневая поддержка германских войск в районе Данцига (Гданьск)
8 апреля 1945 г. переведен в Копенгаген
9 мая 1945 г. капитулировал
24 - 26 мая 1945 г. переведен в Вильгельмсхафен Декабрь 1945 г. переведен в США, переименован в USS "PRINZ EUGEN" (IX-300)
Январь - июнь 1946 г. переведен на Тихий океан для участия в операции "Кроссроудз" - испытаниях атомной бомбы 1 июля 1946 г. испытательный взрыв в рамках операции "Кроссроудз" на атолле Бикини, Маршалловы острова, получены средние повреждения
25 июля 1946 г. "Бэйкер Тест" на атолле Бикини, Маршалловы острова, средние повреждения подводной части корабля
22 декабря 1946 г. затоплен на атолле Кваджалейн, Маршалловы острова