Тактико-технические элементы кораблей

 

Эскадренный броненосец "Цесаревич"

01.jpg

 

 

Место постройки

Заложен

Спущен

Укомплектован

ЦЕСАРЕВИЧ

Тулон, Франция

26.06.99

10.02.01

21.08.1903

 

Водоизмещение: 12.915/13.110 т.

Размерения: 113,4/117,25/118,5x23,2x7,92 м

Механизмы: 2 вала BTP, 20 котлов

Бельвиля; 16.300 л.с. = 18 уз./16.500 л.с. = 18,78 уз.

Уголь: 800/1350 т.

Дальность: 1.100 (18), 3.600 (12), 5.500 миль (10 уз.).

Броня (круп.): полный пояс по ВЛ (1,83 м) 160-250(170)-170, верхний пояс (1,83 м) 145-200-120, башни ГК 250/63, барбеты ГК 100-250, башни СК 150/30, барбеты СК 127, рубка 254/63, котельные кожухи 19, противоторпедная переборка 40, ГП 50, НП 40.

Полный вес брони: 3.300 т (25,6%)

Вооружение: 4-305/40 (70), 12-152/45 (200), 20-75/50 (300), 20-47/43, 2-63,5/19 (дес.), 8-37/23, 4 пул., 4 ТА 381 мм (2 надводных в оконечностях и 2 подводных бортовых).

Экипаж: 28...29/750 человек.

 

Французский проект с длинным полубаком, боль­шим завалом бортов и двумя полными броневыми поясами. Первым из русских броненосцев имел две броневые палубы с клетчатым слоем между ними и противоторпедную переборку на 3/4 длины. Рас­положение 152-мм орудий в башнях давало им хоро­шие углы обстрела и возможность действовать в плохую погоду.

Торпедирован японцами в ночь на 27.01.1904 г. (затоплены кормовые отсеки, поврежден руль, крен на левый борт до 18 гр.). Ремонт закончил 25 мая и стал флагманским кораблем эскадры. В бою 28 июля получил около 13 попаданий 305-мм снарядами: раз­рушены надстройки, трубы (ход упал до 6 узлов), фок-мачта, убито 12 и ранено 47 человек; 2 снаря­да, попавших в боевую рубку, вывели из строя весь штаб эскадры и командование корабля и решили исход этого боя в пользу японцев. После боя интер­нирован в Циндао, а после окончания войны вернул­ся на Балтику. Участвовал в подавлении восстания в крепости Свеаборг в 1906 г., заграничных плава­ниях в 1908-13 гг., первой мировой войне (Моонзундское сражение в октябре 1917 г.), Ледовом походе в 1918 г. Разобран на металл в 1924 г. С 31.03.1917 г. назывался "Гражданин".

 

Эскадренный броненосец "Ретвизан"

02.jpg

03.jpg

 

Место постройки - Заложен - Спущен - Укомплектован

РЕТВИЗАН - Крамп, США - лето 1898/17.07.99 - 10.10.00 - дек. 1901

 

Водоизмещение: 12.780/12.900 т.

Размерения: 114,6/116,5/117,85x22x7,6 м.

Механизмы: 2 вала ВТР, 24 котла

Никлосса; 16.000 = 18/17.112 = 17,99 уз.

Уголь: 1.016/2.000 т.

Дальность: 4.900/8.000 миль на 10 узлах.

Броня (круп.): пояс по ВЛ (78x2,14 м) 229 (127), оконечности 51, верхний пояс (78x2,3) 152, переборки 178, башни 229/51, барбеты 203, батарея и казематы 127, рубка 254, палуба 51-76 (скосы).

Вес брони: 3.300 т (25,8%)

Вооружение: 4-305/40(76), 12-152/45(199), 20-75/50(325), 24-47/43, 6-37/23, 2-63,5/19, 6 ТА 381 мм (17 торпед), 45 мин.

Экипаж: 28/722 человек.

 

Один из лучших броненосцев своего времени, послуживший прототипом целой серии американских кораблей. Схемой бронирования отличался от других русских броненосцев: при наличии карапасной бронепалубы в оконечностях главный и верхний пояса продлевались до штевней 51-мм плитами.

Торпедирован в ночь на 27.01.04 г. (5 убитых, принял 2200 т воды и посажен на мель). Снят с мели 24 февраля, а 26 мая закончил ремонт. 25 июля получил попадание 120-мм снаряда (принял через пробоину 500 т воды). В бою 28.07.04 г. получил попадания 18 снарядов калибром 203...305-мм, но не был серьезно поврежден (убито 6 и ранено 43 человека). Ремонт до середины сентября. До конца осады Порт-Артура получил попадания 26 280-мм и 9 152-120-мм снарядов, 3 из которых нанесли ему тяжелые повреждения (1 взорвался в котельном отдалении). Затонул 23.11.1904 г. Поднят японца­ми и с января 1906 г. по ноябрь 1908 г. проходил ремонт на верфи в Сасебо (установлены японские котлы Миябара и часть орудий систем Армстронга).

Служил в японском флоте под названием "Хидзен". Разоружен в 1922 г., а в июле 1924 г. потоплен как мишень.

 

Эскадренные броненосцы типа "Пересвет"

04.jpg

05.jpg

 

 

Место постройки

Заложен

Спущен

Укомплектован

ПЕРЕСВЕТ

СПБ, Балтийский завод

12.10/9.11.95

7.05.98

1901

ПОБЕДА

СПБ, Балтийский завод

9.02.99

28.04.00

1902

 

Водоизмещение: 12.674 т.

Размерения: 122,3/129,99/133,04x21,8х7,92/8 м.

Механизмы: 3 вала ВТР, 30 котлов Бельвиля; 14.500 = 18/испытания 14.524 = 18,44 уз. и 15.442 = 18,5 уз.

Уголь: 1.060/2.060 т.

Дальность: 6.200 миль (10 уз.).

Броня (гарв.): пояс по ВЛ (95x2,4 м) 178-229 (127)-178, переборки 178, верхний пояс (57,3x2,2 м) и переборки 102, башни 229/37, барбеты 203-127, казематы 127-51, рубки 2x152 ("Победа" 1x229), палуба 51 (над поясом) - 63(скосы) - 76(в оконечностях карапасная).

Вес брони: 2.900 т (23%)

Вооружение: 4-254/45(75), 11-152/45(220), 20-75/50(300), 20-47/43, 8-37/23, 2-63,5/19 (дес.), 4 пул.(только на "Победе"), 5 ТА 381 мм (3 надводных, 2 подводных).

Экипаж: 27/744 человек.

 

Гибрид крейсера и броненосца для длительных действий в океане с большой дальностью плавания и отличной мореходностью за счет ослабления вооружения и защиты. Корпус в подводной части был обшит деревом и медью (на "Победе" нет). Первыми среди русских броненосцев имели за глав­ным поясом скос бронепалубы и трехвальную ма­шинную установку. Орудия ГК имели угол возвышения 25° и большую дальность стрельбы (на "Победе" 35°). "Победа" отличалась от "Пересвета" и однотипною "Осляби" некоторым улучшением бронирования.

"Пересвет" был тяжело поврежден в бою 28.07.04 г. (убито 13 и ранено 69 человек, вышла из строя половина артиллерии). Ремонт до середины сен­тября. Потоплен в гавани Порт-Артура 24.11.1904 г., выдержав попадания 44 280-мм и 12 120-мм снарядов. Поднят японцами в июне 1905 г., отре­монтирован и в апреле 1908 г. вошел в строй японского флота под названием "Сагами". В марте 1916 г. выкуплен Россией с возвращением прежнего названия, но с перечислением в класс крейсеров. Погиб от подводного взрыва около Порт-Саида 4.01.1917 г. (н.ст.) со 116 членами экипажа.

"Победа" был поврежден на мине 31.03.04 г. (без потерь, ремонт закончен 27 мая), а также в бою 28 июля (пробоина ниже ватерлинии, вышли из строя 1 254- и 3 75-ым, орудия, убито 4 и ранено 29 человек). Потоплен в гавани Порт-Артура 24.11.04 г., выдержав попадания 30 280-мм и 17 152-120-мм снарядов. Поднят японцами 17.10.1905 г.(н.ст.), от­ремонтирован и с 1908 по 1922 г. служил в японском флоте под названием "Суво". Окончательно разо­бран в 1946 г.

 

Эскадренные броненосцы типа "Петропавловск"

06.jpg

 

 

Место постройки

Заложен

Спущен

Укомплектован

ПОЛТАВА

Нов. Адмиралтейство

февр. 92/7. 05.92

25.10.94

1899

ПЕТРОПАВЛОВСК СПб, Галерный островок

19.3/7.05.92

28.10.94

1899

СЕВАСТОПОЛЬ

СПб, Галерный островок

март/7.05.92

20.05.95            1900

 

Водоизмещение: 10.960/11.500,11.354 и 11.842 т.

Размерения: 108,7/112,5/114, 3x21,34x7,6/7,9 (реально 8,6) м.

Механизмы: 2 вала ВТР, 14 цил.котлов (16 на "Севастополе"); 10.600 = 17/11.213 = 16,38, 11.255 = 16,29 и 9.368 = 15,3 уз.

Уголь: 700/1.050 т.

Дальность: 3.750 миль на 10 узлах.

Броня (ник.сталь): пояс по ВЛ

на "Севастополе", башни и барбеты ГК на "Полтаве" - гарв.; пояс по ВЛ на "Полтаве"- крупп. : пояс по ВЛ (73,2х2,29 м) 254-368(184)-254 ("Петропавловск" 305-406(203)-305), переборки 229 (нос.) и 203 (корм.), верхний пояс (50x2,29 м) и его переборки 127, батарея (0)-76 , башни ГК 254/51 и СК 127/25, барбеты 254 и 127, рубка 229, палуба: 51 над поясом и 63-76 в оконечностях (карапас) мм.

Вес брони: 2.800 - 2.900 т (26%)

Вооружение: 4-305/40 (58), 12-152/45 (200), 12-47/43 ("Петропавловск" 10), 28-37/23, 2-63,5/19 (дес.), 4 ТА 381 мм (надводные) и 2 ТА 457 мм (подводные), 50 мин заграждения.

Экипаж: 26-27/605-625 человек ("Петропавловск" как флагман до 750).

 

Хорошо сбалансированный проект при умерен­ном водоизмещении со схемой бронирования как у "Сисоя Великого". На момент закладки одни из лучших броненосцев мира, но из-за долгой построй­ки в значительной степени устарели, особенно по части машинной установки.

Перешли на Дальний Восток в 1900-01 гг.

"Петропавловск" погиб на мине 31.03.04 г. вместе с начальником эскадры вице-адмиралом С.О.Мака­ровым, художником В.В.Верещагиным, 27 офицера­ми и 652 прочими чинами.

"Полтава" была повреждена в бою 28 07.04 г. (14 попаданий 203...305-мм снарядами, вышло из строя 5 152-мм и 8 мелких орудий, убито 12, ранено 43). Стоя во внутренней гавани Порт-Артура, получи­ла попадания 3 280-, 5 152- и 4 120-мм снарядов, из которых последний 280-мм 22.11.1904 г. вызвал взрыв погреба боезапаса и гибель корабля. Поднята японцами 8.07.05 г.(н.ст.), переименована в "Танго" и до 1908 г. проходила ремонт на верфи Майдзуру. С 1909 г. - броненосец береговой обороны и учебный корабль. В марте 1916 г. выкуплена Россией, пере­именована в "Чесму" с зачислением в класс линейных кораблей. В годы первой мировой войны действова­ла на Средиземном, Баренцевом и Белом морях. Разобрана на металл в Архангельске в 1924 г.

"Севастополь" был поврежден при столкновении с "Пересветом" 13.03.04 г., подрывался на минах 10 июня и 10 августа. В бою 28 июля получил неболь­шие повреждения (62 раненых). В конце осады, выдержав попадания 5 280-мм и 9 120-мм снарядов, перешел в бухту Белый Волк, где в течение 6 ночей отбивал атаки японских миноносцев. Получил по­падание торпеды (3 близких разрыва в сетях). Перед капитуляцией Порт-Артура затоплен 20.12.1904 г.

 

Броненосный крейсер "Баян"

07.jpg

 

Место постройки - Заложен - Спущен - Укомплектован

БАЯН - Ла Сейн, Тулон - дек. 1898/26.06.99 - 30.05.00 - апр. 1903

Водоизмещение: 7.725/7.802 т.

Размерения: 135/?/137,03х17,5х6,5/6,7 м.

Механизмы: 2 вала ВТР, 26 котлов Бельвиля; 16.500 = 21/17.400 = 20,9 уз.

Уголь: 750/1.200 т.

Дальность: 2.100 (14), 3.900 (10).

Броня (гарв.-ник.): пояс по ВЛ (115x1,8 м) 100-200(100)-100-0, кормовая переборка 178-203, верхний пояс и каземат 80, палуба 50, барбеты 170, башни 150/30, рубка 160.

Вес брони: 1.450 т (19%)

Вооружение: 2-203/45 (100), 8-152/45 (150), 20-75/50 (300), 8-47/43, 2-37/23, 2-63,5/19 (дес.), 2 ТА 381 мм (подводных).

Экипаж: 23/550 человек.

 

Французский проект эскадренного броненосною крейсера с башенной артиллерией главного калиб­ра, хорошей защитой и скоростью хода. После войны по этому проекту в России были построены еще 3 аналогичных корабля.

Подорвался на мине 14 июля, ремонт до сентяб­ря 1904 г. Потоплен в гавани Порт-Артура 25.11.1904 г. 280-мм снарядами. Поднят японцами, отремонтирован и в 1908 г. вошел в состав их флота под названием "Азо". С 1920 г. переоборудо­ван в минный заградитель, а в 1930 г. исключен из списков. Потоплен как мишень 3.08.1932 г.

 

Броненосный крейсер "Рюрик"

08.jpg

09.jpg

 

Место постройки - Заложен - Спущен - Укомплектован

РЮРИК - СПб, Балтийский завод - сент. 89/19.05.90 - 22.10.92 - 1895

 

Водоизмещение: 10.933/11.690 т.

Размерения: 125,6/130,1/132,6x20,4x7,9 м.

Механизмы: 2 вала ВТР, 8 двойных цилиндрических котлов; 13.250 = 18 уз. испытания 13.588 = 18,84 уз.

Уголь: 1.663/1.933 т.

Дальность: 6.700 (10) миль.

Броня (сталь): пояс по ВЛ (80,5x2,07 м) 203-254(127)-203, переборки 102, палуба 51-76, рубка 152 мм.

Вес брони: 1.485 т(13%)

Вооружение: 4-203/35(103), 16-152/45(173), 6-120/45(200), 6-47/43, 10-37/23, 2-63/19 (дес.), 6 надводных ТА 381 мм.

Экипаж: 27/692 человека (в 1904 г. 24/739).

 

Головной корабль серии океанских броненосных крейсеров-истребителей торговли. Имел мощное вооружение, хорошую мореходность, большую дальность плавания и первоначально полную па­русную оснастку. Однако расположение орудий в бортовых установках, неполная защита корпуса и почти ее отсутствие у артиллерии делали его мало пригодным для эскадренного боя.

Входил во Владивостокский отряд. Затоплен во время боя с японскими броненосными крейсерами в Корейском проливе 1.08.1904 г. (204 погибших, из них 178 утонувших, 305 раненых).

 

Броненосный крейсер "Россия"

10.jpg

11.jpg

 

Место постройки - Заложен - Спущен - Укомплектован

РОССИЯ - СПб, Балтийский завод - окт. 93/20.05.95 - 30.4.96 - сент. 1897

 

Водоизмещение: 12.130/12.195 т.

Размеренна: 140,6/144,2/147,8x20,9x8 м.

Механизмы: 2 вала ВТР 14,500 = 19 уз.

+1 вал ВТР 2.500, 32 котла Бельвиля / испытания 15.680+2.000 = 19,74 уз.

Уголь: 1.663/2.200 т.

Дальность: 7.740 (10), 5.040 (12) миль.

Броня (гарв.-ник.): пояс по ВЛ (119,8x2,6 м) 0-152-203(127)-152, носовая переборка 178, гласис над МО 127, переборки батареи 127 и 38, подача, кожухи КО, ком.труба 76, палуба 51-76, рубка 305 мм.

Вес брони: 1.947 т (16%)

Вооружение: 4-203/45(110), 16-152/45(170), 12-75/50(300), 20-47/43, 18-37/23, 2-63,5/19 (дес.), 5 надводных ТА 381 мм.

Экипаж: 28/811 человек (в 1904 г. 26/869).

 

Развитие "Рюрика" без парусной оснастки с улучшенным бронированием и трехвальной машин­ной установкой (средняя машина малой мощности для экономического хода).

Флагман Владивостокского отряда крейсеров. Поврежден в бою 1 августа 1904 г. (48 убитых, 165 раненых). Во время ремонта вместо 6 75-мм орудий на верхней палубе в казематах установили 6 152-мм. После войны вернулся на Балтику. Ремонт на Балтийском заводе в 1909 г. Участвовал н загранич­ных плаваниях, первой мировой войне (в 1915-16 гг. перевооружен: 8-203, 14-152, 2-47), Ледовом походе и гражданской войне. Продан на слом в Германию в 1922 г.

 

Броненосный крейсер "Громобой"

12.jpg

 

Место постройки - Заложен - Спущен - Укомплектован

ГРОМОВОЙ - Балтийский з-д, СПб - 14.06.97/7.05.98 - 8.05.99 - 1900

 

Водоизмещение: 12.360/12.455 т.

Размерения: 140,6/144.2/146,6x20,9x7,9 м.

Механизмы: 3 вала ВТР, 32 котла Бельвиля; 14.500 = 19/15.500 = 20,1 уз.

Уголь: 1.756/2.400 т.

Дальность: 8.100 миль на 10 уз.

Броня (гарв.): пояс по ВЛ (91,5x2,36 м) и переборки 152(102),казематы 51-121, ком.труба 76, кожухи КО и подача 38, рубка 305, палуба (ник.сталь) 37-76 мм.

Вес брони: 2.097 т (17%)

Вооружение: 4-203/45(110), 16-152/45(170), 24-75/50(300), 12-47/43, 18-37/23, 2-63,5/19 (дес.), 2 пул., 4 ТА 381 мм (подв.).

Экипаж: 28/846 человек (в 1904 г. 23/904).

 

Дальнейшее развитие типа "Рюрик" с нормаль­ной трехвальной машинной установкой и брониро­ванием, лучше соответствующим требованиям эскадренного боя.

Входил во Владивостокский отряд крейсеров. Поврежден в бою 1 августа 1904 г. (91 убитый, 182 раненых). В ходе ремонта установлено 6 152/45 орудий вместо 75-мм. Потерпел аварию на банке Клыкова в зал. Посьета, ремонт до 9.02.1905 г. Подорвался на мине у о.Русский 11.05.1905 г., ре­монт до сентября. После войны вернулся на Бал-, тику. Ремонт в Кронштадте до 1911 г. Участвовал в первой мировой войне (в 1915-16 гг. перевооружен: 6-203/45, 22-152/45, 2-47, 2 ТА), Ледовом походе и гражданской войне. В 1922 г. продан на слом в Германию.

 

Бронепалубный крейсер 1-го ранга "Богатырь"

13.jpg

 

Место постройки - Заложен - Спущен - Укомплектован

БОГАТЫРЬ - Вулкан, Штеттин, Германия - осень 98/9.12.99 - 17.01.01 - авг. 1902

 

Водоизмещение: 6.410/ 6.700 т.

Размерения: 127/132,4/134x16,6x6,29 м.

Механизмы: 2 вала ВТР, 16 котлов Нормана; 19.500 л.с. = 23 уз./испытания 20.161 = 23,45 уз.

Уголь: 720/1.220 т.

Дальность: 2.760 (12), 4.900 (10) миль.

Броня (круп.): башни 90-125/25, барбеты 51-73, казематы 19-80, щиты орудий 25, рубка 140/25, подача 35, палуба 35-70 (скосы), гласис над МО 85 мм.

Вес брони: 765 т (11,4%)

Вооружение: 12-152/45 (180), 12-75/50(300), 8-47/43, 2-37/23, 2-63,5/19 (дес.), 2 пул., 4 ТА 381 (2 подв., 2 надв.)

Экипаж: 30/550 человек (в 1905 г. 19/589).

 

Завершал развитие класса бронепалубных 6.000-тонных крейсеров - дальних разведчиков. Благодаря хорошей защите мог не без шансов на успех сра­жаться даже с броненосными крейсерами. Было построено еще 3 крейсера этого типа. После клиперов постройки 1876-81 гг. это была самая боль­шая серия однотипных крейсеров в русском флоте.

Входил в состав Владивостокского отряда. Сел на камни у м. Брюса в Амурском заливе 2 мая 1904 г. Ремонт до июля 1905 г. После войны служил на Балтике. Участвовал в подавлении восстания в крепости Свеаборг, заграничных плаваниях, первой мировой войне /в 1915-16 гг.перевооружен: 16 130-мм орудий). В 1922 г. продан на слом в Германию, а механизмы использованы для восстановления одно­типного черноморского крейсера "Память Мерку­рия".

 

Бронепалубный крейсер 1-го ранга "Аскольд"

14.jpg

15.jpg

 

 

Место постройки                   Заложен

Спущен         Укомплектован

АСКОЛЬД

верфь Германия, Киль           8.06.99

3.03.1900       янв. 1902

 

Водоизмещение: 5.950/5.860 т.

Размерения: 123,3/130/132,1x15,6x6,2 м.

Механизмы: 3 вала ВТР, 19 котлов Шульца-Торникрофта; 19.000 л.с. = 23 уз./испытания 20.017 = 23,36 уз./форс. 23.600 = 24,5 уз.

Уголь: 720/1.100 т.

Дальность: 1.550(23,2),3.250(13,5), 4.300(10) миль.

Броня(круп.): щиты орудий 25, рубка 152/30, подача 38, палуба 51-76 (скосы), гласис над МО 102, защита ТА 37-63 мм.

Вооружение: 12-152/45, 12-75/50, 8-47/43, 2-37/23, 2-63,5/19(дес.), 6 ТА 381 мм (2 подводных, 4 надводных).

Экипаж: 20/514 человек.

 

Развитие проекта "Варяга" с улучшенной защи­той, более удачным расположением орудий и на­дежной энергетической установкой. Обычно упоминается как самый быстроходный из русских крейсеров 1 ранга. Имел уникальный силуэт с 5 трубами.

После боя 28.07.1904 г. (4 подводных и 6 надвод­ных пробоин, сбито 2 трубы, 11 убитых, 48 ране­ных) был интернирован в Шанхае. После войны служил в Сибирской флотилии. Во время первой мировой войны действовал на Тихом и в Индийском океанах, Средиземном море и Арктике (на его счету потоп ленные турецкие канлодка и транспорт, еще 1 транспорт захвачен в качестве приза)  В 1918 г. захвачен англичанами, но в 1922 г. возвращен РСФСР и продан на слом в Германию.

 

Бронепалубный крейсер 1-го ранга "Варяг"

16.jpg

17.jpg

 

Место постройки Заложен Спущен Укомплектован

ВАРЯГ - Крамп, Филадельфия, США - сент. 98/10.05.99 - 19.10.99 – январь 1901

 

Водоизмещение: 6.500/7.022т.

Размерения: ?/127,9/129,8х15,85х5,94(6,3) м.

Механизмы: 2 вала ВТР, 30 котлов Никлосса; 20.000 = 23 уз./15.925 = 23,25 уз.

Уголь: 770/1.350 т.

Дальность: 3.682 (10) или 4.287 (9) миль.

Броня (ник.сталь): рубка 152/32, подача 38, палуба 38-76 (скосы).

Вес брони: 588 т (9%)

Вооружение: 12-152/45 (198), 12-75/50 (250), 8-47/43, 2-63,5/19 (дес.), 2-37/23, 6 ТА 381 мм (надводные), 22 мины заграждения.

Экипаж: 21/559 человек.

 

Первенец в серии 6.000-тонных крейсеров - дальних разведчиков. Проектировался на базе крейсеров типа "Аврора", чтобы превосходить так на­зываемые "эльсвикские" крейсера, входившие в то время в состав многих флотов мира. Ненадежные котлы (к 1903 г. скорость была всего 20 узлов, дальность 3.682(10) или 4.287(9) миль), полное от­сутствие защиты артиллерии и расположение всех орудий вдоль бортов ограничивали его исполь­зование в составе эскадры.

Затоплен экипажем в порту Чемульпо 27.01.1904 г. после боя с японской эскадрой (убито 31, ранено 86 человека). Поднят японцами, отремонтирован (новые котлы и часть орудий) и с 1907 г. входил в состав японского флота под названием "Соя". В марте 1916 г. выкуплен русским правительством с возвращением прежнего имени. Перешел на север­ный морской театр и был зачислен во Флотилию Северного Ледовитого океана. В июне 1917 г., нахо­дясь в Англии на ремонте, был захвачен англичана­ми и в 1918 г. продан ими на металл. Окончательно разобран в 1922 г.

 

Бронепалубные крейсера 1-го ранга типа "Паллада"

18.jpg

19.jpg

 

Место постройки - Заложен - Спущен - Укомплектован

ПАЛЛАДА - СПб, Галерный островок - июль 96/23.05.97 - 14.08.99 - 1902

ДИАНА - СПб, Галерный островок - июль 96/23.05.97 - 30.09.99 - дек. 1902

 

Водоизмещение: 6.731/ 6.823 и 6.932 т.

Размерения: 122/123,5/126,8x16,76x6,4 м.

Механизмы: 3 вала ВТР, 24 котла Бельвиля; 11.610 = 20 уз./испытания: 13.100 = 19,2 уз. и 12.200 = 19,0 уз.

Уголь: 800/972 т.

Дальность: 3.700 миль на 10 узлах.

Броня (ник.сталь): рубка 152/51, подача и кожухи котельных отделений 38, палуба 38-63 (скосы).

Вес брони: 707 т (10%)

Вооружение: 8-152/45 (176). 24-75/50 (260), 8-37/23, 2-63,5/19 (дес.), 3 ТА 381 мм (1 надводный и 2 подводных).

Экипаж: 20/550 человек.

 

Проектировались как "истребители торговли", будучи уменьшенной вдвое (по водоизмещению и вооружению) версией броненосных крейсеров серии "Рюрик". Слабое вооружение при столь большом водоизмещении, полное отсутствие защиты ар­тиллерии, недостаточная скорость хода из-за нео­птимальных обводов корпуса и долгая постройка сделали эти корабли устаревшими еще до ввода в строй. Подводная часть обшита деревом и медью для длительных действий в океане.

"Паллада" была торпедирована в ночь 27.01.1904 г., но повреждения небольшие (38 раненых, из них 3 умерли). Ремонт до 3 апреля. Участвовала в бою 28.07.04 г.(4 убито, 10 ранено). Потоплена 25.11.04 г. в гавани Порт-Артура 280-мм снарядами. Подня­та японцами, отремонтирована в Сасебо (новые котлы, скорость 22,75 уз.) и в мае 1910 г. вошла в состав японского флота под названием "Цугару".

С 1920 г. переоборудована в минный заградитель. Исключена из списков в 1922 г. Потоплена как ми­шень авиабомбами 27.05.1924 г. "Диана" после боя 28 июля (10 убитых, 17 ране­ных) была интернирована в Сайгоне. После войны служила на Балтике. В 1912-13 гг. прошла ремонт (10 152- и 20 75-мм орудий), а в 1915-16 гг. перевоо­ружение (10 130-мм орудий). Участвовала в первой мировой войне, революции, Ледовом походе. С мая 1918 г. находилась на хранении в Кронштадтском порту, а в 1922 г. разобрана на металл.

 

Бронепалубный крейсер 2-го ранга "Новик"

20.jpg

 

 

Место постройки

Заложен                       Спущен          Укомплектован

НОВИК

Шихау, Эльбинг, Германия

осень 99/29.2.00          2.08.00

1901

 

Водоизмещение: 3.000/3.080 т.

Размерения: 106/109,9/110,5x12,2x5,0 м.

Механизмы: 3 вала ВТР, 12 котлов Шульца-Торникрофта; 17.800 = 25 уз./19.000 = 25,6 уз.

Уголь: 400/500 т.

Дальность: 3.500 миль на 10 узлах.

Броня: палуба (ник.сталь) 37-51 (скосы), гласис МО 70, рубка (круп.) 30, щиты орудий 25 мм.

Вооружение: 6-120/45, 6-47/43, 2-37/23, 2 пул., 5 надв. ТА 381 мм.

Экипаж: 12/316 человек.

 

Самый быстроходный крейсер мира, но высокая скорость была достигнута за счет ослабления конструкции корпуса. По его проекту было построено еще 2 русских крейсера. Послужил, прототипом и для большой серии так называемых "скаутов" в английском и некоторых других флотах.

Наиболее активный корабль эскадры, принявший участие во всех операциях. После боя 28 июля (3 надводные пробоины, 2 убитых, 1 раненый) про­рвался в Циндао. Затем, обогнув Японию с востока, пришел в порт Корсаковск (О.Сахалин). Затоплен там экипажем после боя с японскими крейсерами 7.08.1904 г.(3 подводных и 2 надводных пробоины, 2 убитых, 17 раненых). Поднят японцами, отремон­тирован (новые котлы и вооружение) и с 1908 г. служил в японском флоте под названием "Судзуя". Исключен из списков в 1913 г. и разобран на металл.

 

Бронепалубный крейсер 2-го ранга "Боярин"

21.jpg

 

Место постройки - Заложен - Спущен - Укомплектован

БОЯРИН - Бурмейстерог Вайн, Дания - 24.08.00 - 26.05.01 - 1902

 

Водоизмещение: 3.200/3.274 т.

Размерения: 105,2/108,3/108,3x12,65x4,88 м.

Механизмы: 2 вала ВТР, 16 котлов Бельвиля; 11.500 = 22/11.180 = 22,5 уз.

Уголь: 600 т.

Дальность: 3.000 миль на 10 узлах.

Броня: палуба (ник.сталь) 38-51, подача 25, рубка (круп.) 76 мм.

Вооружение: 6-120/45, 8-47/43, 1-37/23, 1 63,5/19 (дес.), 2 пул., 5 надводных ТА 450 мм.

Экипаж: 16/315 человек.

 

Строился по единому техзаданию с "Новиком", но имел более прочный корпус и лучшую мореход­ность.

Подорвался на русских минах у порта Дальний 29.01.04 г., (6 убито, 3 ранено), брошен экипажем и погиб 31.01.04 г.

 

Вспомогательный крейсер "Лена"

22.jpg

 

бывший пароход Добровольного флота "Херсон", построен Хоторн Лесли и Компани, Англия, в 1896 г.

 

Водоизмещение: 10.675 т.

Размерения: 138,7x16,5x7,5 м.

Механизмы: 2 вала ВТР, 24 котла Бельвиля; 13.100 = 19,5 уз.

Уголь: 1.440 т.

Дальность: 5.462 мили.

Вооружение: 6-120/45, 6-75/50 орудий.

 

Базировался на Владивосток. Во время крейсер­ства в Тихом океане из-за неисправности механиз­мов был вынужден зайти в Сан-Франциско, где и был интернирован американским правительством до конца войны. Исключен из списков флота 1.12.1906 г. и возвращен в Добровольный флот.

 

Крейсер 2-го ранга "Забияка"

23.jpg

 

Место постройки - Заложен - Спущен - Укомплектован

ЗАБИЯКА - Крамп, Филадельфия, США - 1.06.78 - 9.10.78 - 1879

 

Водоизмещение: 1.236 т.

Размерения: 67x9,1x3,8/4,0 м.

Механизмы: 1 вал ВДР, 2 двойных цилиндрических котла; 1.426 = 14,2 уз.

Уголь: 200/320 т.

Дальность: 4.500/6.000 (10) миль.

Вооружение: 2-152/28, 4-107/20,

4-47, 6-37 рев., 1-63,5/19(дес.).

Экипаж: 11/144 человека.

 

Перестроен из коммерческого парохода. К нача­лу войны использовался как учебное судно, погиб в Порт-Артуре 12.10.1904 г. во время бомбардировки осадной артиллерии.

 

Крейсера 2-го ранга типа "Джигит"

24.jpg

25.jpg

 

 

Место постройки

Заложен

Спущен    Укомплектован

ДЖИГИТ

СПб, Галерный островок

1874

1876          1871

РАЗБОЙНИК

СПб, Невский завод

1877

1878          187?

 

Водоизмещение: 1.334/1.350 и 1.360 т.

Размерения: 63,3 пп.(65,5/70,5)х10(10,1)х4,1/4,4 м

Механизмы: 1 вал ГДР, 4 цилиндрических котла; 1.383 = 12 и 1.786 = 13,1 уз.

Уголь: 200 т.

Дальность: 1.600 (10) миль.

Экипаж: 12/170...176 человек.

Вооружение: 2-152/28 (на "Разбойнике" 2-152/23), 4-107/20, 4-47, 1-63,5/19 (дес.), 6-37, 1 надв. ТА 381-мм.

 

Бывшие клиперы с парусной оснасткой барков и железными корпусами. Первоначально несли по 3-152/23, 4-107/20 (на "Джигите" 4-87), несколько 44- и 25-мм пушек, шестовые мины. К началу войны использовались как учебные суда. При обороне Порт-Артура служили в основном в качестве бран­двахт. Разоружены и затоплены в гавани и проходе Порт-Артура 20.12.04 г.

 

Броненосные канонерские лодки типа "Гремящий"

26.jpg

27.jpg

 

 

Место постройки

Заложена

Спущена         Укомплектована

ГРЕМЯЩИЙ

СПб, Нов. Адмиралтейство

1890

май 1890         1893

ОТВАЖНЫЙ

СПб, Балтийский завод

1890

май 1890         1894

 

Водоизмещение: 1.492; 1.700 и 1.717 т.

Размерения: 70,2/72.26x12,7x3,4/4,0 ("Отважный" 3,7/4,4 м).

Механизмы: 2 вала ВТР, 6 котлов Бельвиля; 2.050 = 14,5 уз. и 2.500 = 14,2 уз.

Уголь: 160/200 т.

Экипаж: 11/159 человек.

Броня(сталь): пояс по ВЛ (55x1,52 м) 70-102-127 (76)-76, носовая переборка 38, палуба 19-25(над поясом)-38 (носовой карапас), подача 51, рубка 25/25 мм.

Вооружение: 1-229/35 (50), 1-152/35 (75), 4-75/50 (добавлены в 1903 г.), 6-47/43, 4...5-37, 2 ТА 381 мм, 20 мин.

 

Броненосная версия канлодок типа "Бобр" без парусного рангоута. Активно использовались для сторожевой службы и поддержки войск. "Гремя­щий" погибла 5.08.04 г. на внешнем рейде Порт-Ар­тура, подорвавшись на мине /8 убитых, 12 раненых). "Отважный" затоплена в бух. Белый Волк перед капитуляцией крепости 19.12.04 г.

 

Канонерская лодка "Гиляк"

28.jpg

 

Место постройки - Заложена - Спущена - Укомплектована

ГИЛЯК - СПб, Новое Адмиралтейство - 30.04.96 - 23.09.97 - 1898

 

Водоизмещение: 963; 1.251 т.

Размерения: 63,1x11,1x3,0/3,3 м.

Механизмы: 2 вала ВТР,

6 котлов Бельвиля; 1.000 = 12 уз.

Уголь: 70 т.

Броневая палуба 12,7 мм.

Экипаж: 11/159 человек.

Вооружение: 1-120/45, 5-75/50, 4-47/43, 2-37/23, 2-63,5/19, 1 ТА

 

Предназначалась для действий на реках и у берегов. Затонула на внутреннем рейде Порт-Артура 25.11.1904 г. от попаданий 280-мм снарядов.

 

Канонерские лодки типа "Кореец"

29.jpg

 

Место постройки Заложена Спущена Укомплектована

МАНДЖУР - Бурм.ог Вайн, Копенгаген - 1886 - дек. 1886 - 1887

КОРЕЕЦ - Бергзунд, Стокгольм - 1886 - 7.08.86 - 1888

 

Водоизмещение: 1.224 и 1.213; 1.418 и 1.334 т.

Размерения: 64/66,6x10,7x3,7/3,8 ("Кореец" 62,8/66,3x10,7x3,1/3,5 м).

Механизмы: 2 вала ГДР, 6 цилиндр, котлов; 1.724 = 13 уз. и 1.564 = 13,5 уз.

Уголь: 200 и 240 т.

Дальность: 2.660 (10) миль.

Бронепалуба: 10 мм.

Вооружение: 2-203/35(105), 1-152/35(153), 4-107/20(180), 2-47/43, 4-37/23, 1-63,5/19, 1 ТА

Экипаж: 11/168 или 12/162 человек.

 

Мореходные канлодки, первоначально с парус­ной оснасткой - баркентин. Перед войной рангоут уменьшен. "Манджур" интернирована в Шанхае с началом войны. Служила в Сибирской флотилии (перевоору­жена 2-152, 1-120 мм). Передана на слом в 1923 г. "Кореец" взорвана экипажем в корейском порту Чемульпо после боя с японской эскадрой 27.01.1904 г.

 

Канонерские лодки типа "Бобр"

30.jpg

 

 

Место постройки

Заложена

Спущена                  Укомплектована

БОБР

Крейтон, Або

1883

1885

1885

СИВУЧ

Бергзунд, Стокгольм

15.04.84

20.07.84

1885

 

Водоизмещение: 950 ; 1.187 и 1.134 т.

Размерения: 57,14/60,3x10,67x3,3/3,7 ("Сивуч" 3,0/3,5 м).

Механизмы: 2 вала ГДР, 6 цилиндр, котлов; 1.140 = 11,2 уз. и 1.125 = 11,7 уз.

Уголь: 200 и 180 т.

Броневая палуба: 12,7 мм.

Вооружение: 1-229/30, 1-152/28, 6-107/20, 4-37/23, 1-63,5/19 (дес.).

Экипаж: 11/177 человек.

 

Плоскодонные корабли с оснасткой бригов. По­зже несли по три легкие мачты. Носовое 229-мм орудие имело угол обстрела по 36 градусов на борт от диаметральной плоскости. "Бобр" использовалась во время осады для сто­рожевой службы и поддержки войск, затонула во внутренней гавани 13.12.1904 г. от попадания 280-мм снаряда. "Сивуч" затоплена экипажем 20.07.04 г. на р. Ляохе.

 

Минные транспорты типа "Амур"

31.jpg

 

Место постройки - Заложен - Спущен - Укомплектован

АМУР - СПб, Балтийский завод - 1898 - 27.10.98 - 1901

ЕНИСЕЙ - СПб, Балтийский завод - 1898 - 8.05.99 - 1901

 

Водоизмещение: 2.590; 2.800 т.

Размерения: 91,4/92,7x14,9x4,4/5,2 м.

Механизмы: 2 вала ВТР, 12 котлов Бельвиля; 4.900 = 18 уз./испытания 4.887 = 17,9 и 4.958 = 18,1 уз.

Уголь: 400/650 т.

Дальность: 3.600 (10) миль.

Вооружение: 5-75/50, 10-47/43, 450 мин.

Экипаж: 13/309 человек.

 

Имели оригинальную систему постановки мин по проекту лейтенанта В.А.Степанова. Лучшие в мире минные заградители специальной постройки. "Амур" провел 7 минных постановок (439 мин), в результате которых противник потерял 2 броне­носца, посыльное судно, истребитель и миноносец. Повредился о затопленный брандер 28.03.04 г., а 3 июня наскочил на камень и в дальнейшем из-за недостатка мин использовался как база тральщи­ков. Затонул в доке во время обстрела 5.12.1904 г., и окончательно взорван перед капитуляцией Порт-Артура 20.12.04 г. "Енисей" провел 3 минных постановки (400 мин), погиб на своем же заграждении у порта Дальний 29.01.1904 г. (погибло 89 человек, ранено 35). На его минах погибло судно береговой обороны.

 

Транспорт (вспомогательный крейсер) "Ангара"

32.jpg

 

бывший пароход Добровольного Флота "Москва", построен Клайдбэнк инжиниринг энд шипбилдинг Компани, Англия, в 1897-8 гг.

 

Водоизмещение: 12.050 т.

Размерения: 143,3/?/154,8x17,7x7,5 м.

Механизмы: 2 вала ВТР, 30 котлов Бельвиля; 15.500 = 20/16.839 = 20,1 уз.

Уголь: 1.583 т.

Дальность: 5.260 миль на 12,5 узлах.

Вооружение: 6-120/45, 6-75/50 орудий.

 

Разоружен и возвращен Добровольному Флоту 1.02.04 г., став госпитальным судном "Москва". 17.10.04 г. после попаданий 280-мм снарядов зато­нул на мелководьи внутренней гавани Порт-Арту­ра, а перед капитуляцией крепости взорван. Поднят японцами 12.05.05 г. (здесь и далее - н.ст.) и 3.06.05 г. зачислен в списки их флота под назва­нием "Анегава". До 22.08.11 г. использовался как посыльное судно, затем исключен из списков и подарен японским правительством русскому царю. Служил во флотилии Красною Креста как госпи­тальный транспорт "Ангара" (с 27.5.1915 г. "Мос­ква"). С 1.06.1915 г. в Добровольном Флоте. В ноябре 1916 г. был мобилизован и стал базой миноносцев "Печенга" (6-120, 1-47 орудий и 2 пул.) с зачислением в состав Флотилии Северного Ледовитого океана. При переходе на север смог дойти только до Гон­конга (ремонт котлов), вернувшись затем во Вла­дивосток. Разобран в конце 20-х гг.

 

Эскадренный миноносец фирмы Лэрдз постройки 1898-1900 гг.

33.jpg

 

«БОЕВОЙ»

 

Водоизмещение: 350; 412 т.

Размерения: 64,92x6,55x1,91 м.

Механизмы: 2 вала ВТР,

4 котла Лэрд; 6.000 = 27,5 уз./26,7 уз.

Уголь: 80 т.

Дальность: 1.578 миль на 15 узлах.

Вооружение: 1-75/50(160), 5-47(270), 2 ТА 381 мм.

Экипаж: 4/58 чел.

 

Типичный представитель английских "30-узловых" истребителей (контр-миноносцев). Широкое расположение дымовых труб было характерно для всех истребителей фирмы Лэрдз. Флагман 1-го отряда миноносцев. Протаранен "Стерегущим" 28.01.04 г. (ремонт до 3 марта), в ночь на 11.07.04 г. был торпедирован японским минным катером в бух. Тахэ (1 убитый), но смог дойти до Порт-Артура. Простоял во внутренней гавани до конца осады и 20.12.04 г. был взорван экипажем.

 

Эскадренные миноносцы фирмы Шихау постройки 1898-1900 гг.

34.jpg

 

«БДИТЕЛЬНЫЙ» «БЕССТРАШНЫЙ» «БЕСПОЩАДНЫЙ» «БЕСШУМНЫЙ»

 

Водоизмещение: 350 т.

Размерения: 61,75x7,0x1,81 м.

Механизмы: 2 вала ВТР, 4 котла Шихау; 6.000 = 27 уз./27,1...27,4 уз.

Уголь: 80 т.

Дальность: 1.200 миль на 15 узлах.

Вооружение: 1-75/50(160), 5-47(270), 3 ТА 381 мм.

Экипаж: 4/58 чел.

 

Немецкий вариант истребителей с улучшенной мореходностью (возвышенный полубак) и более мощным торпедным вооружением. "Бдительный" подорвался на мине 29.10.04 г.(4 раненых) и перед сдачей Порт-Артура был взорван экипажем 20.12.04 г. "Бесстрашный", "Беспощадный" и "Бесшумный" после боя 28.07.04 г. были интернированы в Циндао. Служили в Сибирской флотилии, а "Бесстрашный" и "Бесшумный" в октябре 1917 г. вошли в состав Флотилии Северного Ледовитого океана. Все разо­браны на металл в 1922-23 гг.

 

Эскадренные миноносцы фирм Норман и Форж и Шантье постройки 1898-1902 гг.

35.jpg

 

«ВНИМАТЕЛЬНЫЙ» «ВЫНОСЛИВЫЙ» «ВНУШИТЕЛЬНЫЙ» «ВЛАСТНЫЙ» «ГРОЗОВОЙ»

 

Водоизмещение: 312 т.

Размерения: 56,6x6,3x1,97 м.

Механизмы: 2 вала ВТР,

4 котла Нормана; 5.700 = 26 уз./28,0...28,4 уз.

Уголь: 76/82 т.

Дальность: 1.250 миль (15 уз.) или 1.860 (10 уз).

Вооружение: 1-75/50, 5-47, 2 ТА 381 мм.

Экипаж: 4/53 человека.

 

Истребители французского типа с округлым в поперечном сечении корпусом и навесной верхней палубой (на стойках). "Внушительный" выбросился на берег в бух. Голу­биная 12.05.04 г. и был расстрелян японскими крей­серами. "Внимательный" погиб на камнях о. Мурчисон в ночь на 14.05.1904 г. "Выносливый" погиб на мине 11.08.1904 г.(15 уби­тых, 7 раненых). "Грозовой" после боя 28.07.04 г. разоружился в Шанхае, а "Властный" перед сдачей Порт-Артура прорвался в Чифу, где также разоружился. После войны оба служили в Сибирской флотилии, а в ноябре 1916 г. были перечислены во Флотилию Северного Ледовитого океана. Сданы на слом в 1921 г.

 

Эскадренные миноносцы Невского завода постройки 1900-1902 гг.

36.jpg

 

«БОЙКИЙ» «БУРНЫЙ»

 

Водоизмещение: 350 т.

Размерения: 64x6,4x1,78 м.

Механизмы: 2 вала ВТР, 4 котла Ярроу; 6.000 = 26 уз./26,3...26,7 уз.

Уголь: 80 т

Дальность: 1.152 мили на 10 узлах.

Вооружение: 1-75/50, 5-47, 3 ТА 381 мм.

Экипаж: 4/60...62 чел.

 

Русский вариант истребителей английской фир­мы Ярроу. Отличались ненадежными механизмами, поэтому при обороне Порт-Артура в море выходи­ли редко. "Бурный" после боя 28.07.04 г. по пути во Влади­восток наскочил в тумане на камни у м. Шантунг и был взорван экипажем. "Бойкий" накануне сдачи Порт-Артура прорвал­ся в Циндао, где был разоружен. После войны слу­жил в Сибирской флотилии. Разобран на металл в 1925 г.

 

Эскадренный миноносец фирмы Шихау постройки 1898-1900 гг.

37.jpg

 

«ЛЕЙТЕНАНТ БУРАКОВ» (бывший китайский "Хай-Хуа")

 

Водоизмещение: 280 т.

Размерения: 59x6,4x2,6 м.

Механизмы: 2 вала ВТР, 4 котла Торникрофта; 6.000 = 36,6 уз.

Уголь: 67 т.

Дальность: 2.000 миль на 10 узлах.

Экипаж: 4/53 чел.

Вооружение: 6-47, 2 ТА 356 мм (в ходе войны 1 ТА 381 мм).

 

Самый быстроходный миноносец русского фло­та. Захвачен англичанами при атаке фортов Таку 7.06.1900 г. и передан русскому флоту. В ходе войны несколько раз прорывал блокаду Порт-Артура. Был торпедирован ночью 11.07.1904 г. в бух. Тахэ минны­ми катерами с японских броненосцев "Микаса" и "Фудзи" (2 убитых, 4 раненых), затем взорван эки­пажем 17.07.1904 г.

 

Эскадренные миноносцы Невского и Ижорского заводов типа "Сокол", собранные в Порт-Артуре 1901-1904 гг.

38.jpg

 

«РЕШИТЕЛЬНЫЙ» «СЕРДИТЫЙ» «СМЕЛЫЙ» «СТОРОЖЕВОЙ» «СТЕРЕГУЩИЙ» «СКОРЫЙ»  «СТРАШНЫЙ» «СТРОЙНЫЙ» «СТАТНЫЙ» «РАЗЯЩИЙ» «РАСТОРОПНЫЙ» «СИЛЬНЫЙ»

 

Водоизмещение: 240; 258 т.

Размерения: 57,91x5,64x1,65 м.

Механизмы: 2 вала ВТР, 4 котла Ярроу; 3.800 = 26,5 уз./25,75-27 уз.

Уголь: 45...52/60...64 т.

Дальность: 600 миль на 10 узлах.

Вооружение: 1-75/50, 3-47, 2 ТА 381 мм.

Экипаж: 4/49...51 чел.

 

Их прототип "Сокол", построенный фирмой Ярроу (Англия), был одним из самых быстроходных миноносцев. По этому проекту в России было по­строено 26 кораблей, которые, однако, имели мень­шую скорость. "Стерегущий" 26.02.04 г.(48 погибших, 3 раненых) и "Страшный" 31.03.04 г.(51 погибший, 2 раненых) погибли в боях с кораблями противника, "Стройный - на мине заграждения на внешнем рейде Порт-Артура 31.10.04 г. (4 убитых, 11 раненых). "Разящий" 11.08.1904 г. (3 убитых, 12 раненых), "Сильный" 31.10.1904 г. (7 раненых) подорвались на минах, "Сторожевой" - торпедирован 3.12.1904 г. (5 раненых) и затоплены накануне сдачи Порт-Арту­ра в ночь на 20.12.04 г. "Сильный" был поднят японцами, отремонтирован и введен в состав их флота под названием "Фумидзуки". "Решительный" перед боем 28.07.04 г. прорвался в Чифу с донесением, но был захвачен японцами 30.07.04 г. Служил в японском флоте под названиями "Акицуки-2", затем "Ямахико". "Расторопней" прорвал блокаду Порт-Артура и 3.11.04 г. был затоплен на рейде Чифу (корпус в 1906 г. передан Китаю). Прорвали блокаду накануне сдачи Порт-Артура: "Сердитый", "Скорый", "Статный" (разоружились в Чифу) и "Смелый" (в Циндао). После войны служили в Сибирской флотилии. Сданы на слом в 1923 г.

 

Минные крейсера типа "Всадник"

39.jpg

 

Место постройки - Заложен - Спущен - Укомплектован

ВСАДНИК - Крейтон, Або - 1892 - июль 1893 - 1894

ГАЙДАМАК - Крейтон, Або - 1892 - июль 1893 - 1884

 

Водоизмещение: 400; 432 и 405 т.

Размерения: 57,2/60,2x7,2x2,43/3,4 м.

Механизмы: 1 вал ВТР,2 локомот.котла; 3.300 = 21 уз./3.500 = 22..22,5 уз.

Уголь: 90 т.

Дальность: 1.600 (10) миль.

Вооружение: 6-47, 3-37, 2 381-мм ТА.

Экипаж: 7/57 человек.

 

Предшественники истребителей (эскадренных миноносцев). При обороне Порт-Артура активно использовались для конвойной, сторожевой и траль­ной службы. "Всадник" затонул на внутреннем рейде Порт-Артура 2.12.1904 г. от попадания япон­ских снарядов. "Гайдамак" был затоплен экипажем 20.12.04 г. Подняты японцами и отремонтированы. Служили в японском флоте под названиями "Макигумо" и "Сикинами" до сдачи на слом в 1914 г.

 

Номерные миноносцы

40.jpg

 

(место и год постройки, водоизмещение, размерения, механизмы, мощность = скорость, запас угля, вооружение, экипаж)

 

NN 91, 92 (СПб, Балт.з-д, 1878 г., 24,3 т, 22,9x3x1/1,1 м, 1 котел, 1 вал ВДР, 220 л.с. = 13 уз., 0,3 т, 1 ТА, 1/8 человек)

NN 93-95, 97,98 (СПб, Балт.з-д, 1878 г., 23 т, 21,8x2,7x1/1,9 м, 1 котел, 1 вал ВДР, 220 л.с. = 13 уз., 1 ТА или 2 метат.мины, 1/8 человек)

Небольшие миноноски массовой постройки, к началу войны практически не имевшие боевой цен­ности.

 

NN 201, 202 ( СПб, Невский з-д, 1887-89 г., 76,3 т, 39x4,5x1/1,9 м, 1 котел, 1 вал ВТР, 970 л.с.= 16,8-17,2 уз., 29 т, 2 орудия 37 мм и 2 ТА 381 мм, 1/20 человек)

NN 201 и 202 (бывшие "Сучена" и "Янчихе") при­надлежали к одному из самых многочисленных н русском флоте типу "Або" (проект герм.фирмы Шихау). В 1889 г. были перевезены из Балтики во Владивосток морем в разобранном виде.

 

NN 203, 204 (Або, Крейтон, 1889 г., 140,4 и 174, 9 т, 47,3x5x1,5/2,6 м, 2 котла, 2 вала ВТР, 1956-2035 л.с.= 20,4-19,5 уз., 30 т, 3 орудия 37 мм и 3 ТА 381 мм, 1/20 человек)

NN 203 и 204 (бывшие "Сунгари" и "Уссурии", раньше "Гогланд" и "Нарген"). Перешли из Балтики на Дальний Восток в 1892-3 гг..

N 204 затоплен после аварии во время набега на порт Гензан 17.06.1904 г.

 

NN 205, 206 (Гавр, Норман; Франция, 1886 г., 96 и 107,5 т, 46,8х3,7х2,5 м, 1 котел, 1 вал ВДР, 737 л.с. = 19,2 уз. и 837 л.с. = 19,7 уз., 29 т, 2 орудия 37 мм и 2 ТА 381 мм, 1/20 человек)

NN 205 и 206 (бывшие "Свеаборг" и "Ревель") были переведены из Балтики на Дальний Восток в 1894-95 гг.

 

NN 208-211 (Або, Крейтон, 1896-1900 гг., 120 т, 42x4,5x2,06 м, 2 котла, 2 вала ВТР, 1460 л.с.= 17,3-18,4 уз., 40 т, 2 орудия 37 мм и 3 ТА 381 мм, 1/20 человек)

NN 208-211 принадлежали к 24 миноносцам типа "Пернон" (прототип французской постройки раз­вил на испытаниях 26,5 уз.). В 1896-97 гг. перевезены морем во Владивосток в разобранном виде. Собра­ны там в 1897-1900 гг. Не развили контрактной скорости, но имели увеличенный запас угля. N 208 подорвался на мине у о. Скрыплева и погиб 4.07.1904 г.(1 убитый, 5 раненых). Все уцелевшие миноносцы исключены из списков в 1907-1915 гг.