Глава 4. Эсминцы в строю

 

Находящиеся в достройке (или в ремонте) корабли обычно выделялись из структуры флотов в отдельные бри­гады строящихся (ремонтирующихся) кораблей. После окончания цикла за­водских и приемо-сдаточных испытаний и официального зачисления в состав ВМФ новые корабли включались в су­ществующие соединения или же из них формировались новые.

Вступившие в состав флотов новые эсминцы проекта 30бис образовали бригады, которые входили в эскадры надводных кораблей. Такая организация повторяла сложившуюся в довоенные годы схему. Изменения затронули ко­личественный состав дивизиона — после войны дивизион эскадренных минонос­цев образовывали шесть кораблей, тогда как разработанная до войны тактическая организация предусматривала четырехкорабельный дивизион.

Наибольшей известностью в пятиде­сятые годы пользовалась бригада эс­минцев Черноморского флота, прозванная «королевской». Особое рас­положение командующего флотом, за­тем первого заместителя Главнокоман­дующего ВМС и Главнокомандующего адмирала С.Г.Горшкова, который в 1939—1940 годах сам был комбригом эсминцев ЧФ, ставило бригаду — ко­нечно, неофициально — в привилеги­рованное положение и делало службу в ней предметом устремлений многих «миноносников». Черноморские «тридцатки-бис» отличались особым внешним «шиком» — всегда безупречно покра­шенные светло-шаровой краской, они имели белые леерные ограждения и якорные шпили и цепи на палубе. В конце пятидесятых годов один из ко­раблей «королевской бригады», в по­четные обязанности которого некоторое время входила транспорти­ровка на крымскую дачу Н.С.Хрущева, был полностью выкрашен белой крас­кой. Все корабли проекта 30бис при постройке снабжались досками с на­кладными буквами названия, которые укреплялись на обоих бортах в корме и в районе носовой башни. Черномор­ские эсминцы отличались и тем, что на их бортах красовались накладные буквы большего размера — как на довоенных «семерках». Балтийские и черноморские «тридцатки-бис» несли двухзначные бортовые номера (соответствовавшие их тактическим обозначениям), тихоокеан­ские и северные — трехзначные, наносившиеся на борта носовее расположен­ных у среза полубака зенитных авто­матов.

Более полутора десятков новых эс­минцев на каждом морском театре яв­ляли собой отличную школу для командиров кораблей. В планах созда­ния мощного ВМФ нашла необходимое отражение и система подготовки кадров — океанскому крейсерскому флоту для нормального функционирования требо­вались офицеры, получившие практи­ческий опыт командования боевым кораблем на «рабочих лошадках». Полу­чая назначение на строящийся эсминец, командир имел возможность досконально изучить устройство и особенности корабля еще до вступления его в состав ВМС, приобретая навыки управления в ходе испытаний и совершенствуя их на первых же пройденных под военно-мор­ским флагом милях.

Едва вступив в строй и отработав курсовые задачи, эскадренные минонос­цы проекта 30бис стали представлять нашу страну за рубежом. Через не­сколько месяцев после смерти Сталина, в июле 1953 года, через «железный занавес» прошел крейсер «Свердлов», посланный по приглашению Великобри­тании официально представлять СССР на традиционном военно-морском па­раде по случаю коронации члена анг­лийской королевской династии. В ок­тябре того же года отряд кораблей Черноморского флота в составе крей­серов «Фрунзе», «Куйбышев» и четырех «тридцаток-бис» под флагом начальника штаба флота вице-адмирала В.А.Пархо­менко посетили Румынию и Болгарию, а балтийские крейсер и три эсминца совершили визит в Польшу. Запад впер­вые увидел новые советские эсминцы в следующем 1954 году, когда в июле два балтийских корабля сопроводили в Хельсинки крейсер «Орджоникидзе», а четыре — «Адмирал Ушаков» в Сто­кгольм. В сентябре 1955 года «тридцат­ки-бис» смогли увидеть англичане — в апреле отряд кораблей Балтийского флота в составе крейсеров «Свердлов» и «Александр Суворов», эсминцев «Сметливый», «Смотрящий», «Способ­ный» и «Совершенный» под командо­ванием адмирала А.Г.Головко с официальным визитом прибыл в Пор­тсмут. Сюда же в апреле следующего года в сопровождении «Совершенного» и «Смотрящего», командиры которых уже знали особенности навигации в этих водах, пришел крейсер «Орджоникидзе» с Н.С.Хрущевым, Н.А. Булганиным и членами правительственной делегации на борту. Отрядом кораблей командовал контр-адмирал В.Ф.Котов. Командиры обоих эсминцев, как и все остальные участники похода с высокими гостями, были награждены жетонами «За поход в Англию». В июле того же года «Сер­дитый», «Суровый» и «Свердлов» по­бывали в Голландии, в августе «Стремительный», «Сокрушительный» и «Орджоникидзе» — в Дании. Эсминцы Черноморского флота летом 1954 года эскортировали в албанский порт Дуррес крейсер «Адмирал Нахимов», в 1956 году «Бессменный» и «Безукоризнен­ный» вместе с крейсером «Михаил Кутузов» под флагом командующего ЧФ адмирала В.А.Касатонова посетили югославский порт Сплит и Албанию. Две тихоокеанские «тридцатки-бис» — «Вдумчивый» и «Внушительный» — в июне 1956 года вместе с крейсером «Дмитрий Пожарский» нанесли офици­альный визит в Китайскую Народную Республику, побывав в порту и воен­но-морской базе Шанхай.

Интересное совпадение: английский справочник «Jane's Fighting Ships 1956— 1957», в предыдущих своих выпусках лишь приблизительно оценивавший программу строительства советских эс­минцев, удивительно точно указал об­щее количество построенных кораблей проекта 30бис («Skory»-class) — 72 единицы. К семидесяти новым кораблям англичане, вероятно, приплюсовали два эсминца проекта 7-У, достроенные па­раллельно с «тридцатками-бис».

В 1958 году побывали «за границей» эсминцы Северного флота: командую­щий СФ адмирал А.Т.Чабаненко на крейсере «Молотовск» в эскорте «Ожесточенного» и «Ответственного» «пока­зал свой флаг» в Гетеборге и Осло в конце июля, а контр-адмирал С.М.Ло­бов, державший флаг на крейсере, ко­торый сопровождал эсминец «Отчаянный», посетил эти же порты месяц спустя. После 1958 года сканди­навские страны смогли увидеть пришед­шие с дружественным визитом советские боевые корабли лишь спустя несколько лет. Причиной затянувшейся паузы, воз­можно, невольно стал эсминец проекта 30бис. В августе 1958 года на Бал­тийском флоте произошло ЧП, обсто­ятельства которого стали достоянием гласности только спустя три десятиле­тия. Командир «Сокрушительного», прибывшего из Балтийска в Гдыню в Отряд особого назначения, где на не­скольких готовившихся к передаче ин­донезийским ВМС кораблях проходили подготовку иностранные команды, ушел на корабельном катере в Швецию. Эс­минец привел обратно в Балтийск стар­пом, началось расследование. А «ви­новника» — «Сокрушительный» — «от греха подальше» позже отправили по назначению — на остров Ява. Следу­ющий официальный визит в Швецию состоялся через семь лет, когда в конце июня 1965 года вышли из Таллина и направились в Стокгольм три корабля из состава 76-й бригады эсминцев - крейсер «Комсомолец», эскадренные миноносцы «Суровый» и «Сердитый». За неделю до заграничного похода «Су­ровый» и «Сердитый» приняли участие в совместных учениях ДКБФ и войск Ленинградского военного округа. Пла­ном учений предусматривалась высадка десанта сухопутных войск на побережье Финского залива в районе Приморска. Укомплектованную призванными из за­паса на военные сборы резервистами мотопехотную дивизию должны были доставить к месту высадки временно мобилизованные суда ММФ. Отряд ко­раблей боевого охранения и огневой поддержки состоял из упомянутых двух эсминцев, ожидавших окончания по­грузки людей и техники на Усть-Двин­ском рейде. Выполнив задачу эскортирования конвоя на переходе че­рез Финский залив, с наступлением темноты эсминцы начали обстрел «за­нятого врагом» побережья. Управляемая с помощью заранее высаженного в от­веденный для этой цели квадрат кор­ректировочного поста стрельба «по площадям» выполнялась боевыми снарядами, поэтому расчету корпоста при­шлось действовать в реальной боевой ситуации — как это происходило двад­цать с лишним лет тому назад. Эсминцы также добросовестно и эффективно осу­ществили огневую поддержку десанта, как это делали «семерки» во время минувшей войны.

В конце пятидесятых — начале ше­стидесятых годов в связи с объявленным советским правительством сокращением обычных вооружений большинство «тридцаток-бис» было выведено в резерв и поставлено в консервацию. В Купе­ческой гавани Таллина в то время можно было увидеть шесть законсервирован­ных .эсминцев, в таком же состоянии корабли стояли в нескольких пунктах базирования на трех других флотах. Тогда же — в начале шестидесятых годов — эсминцы проекта 30бис были «лишены названий». С бортов кораблей исчезли накладные латунные буквы. Оставшиеся в строю получили трех­значные бортовые номера. Эсминцы пе­реводились с одного театра на другие. Головной корабль серии балтийский «Смелый», которым в то время командовал капитан 3 ранга В.Г.Кудрявцев, в июле 1961 года находился на Северном флоте и обеспечивал проведение ядер­ных испытаний на Новоземельском пол­игоне. Несколько эсминцев постройки ленинградского завода оказались на Черноморском театре. Среди них были «Совершенный», «Солидный» и «Серь­езный». Туда же попал и построенный в Молотовске «Озаренный». Осуществленная впервые в истории советского ВМФ схема наименования кораблей од­ного театра — каждый завод строил эсминцы, названия которых начинались с одной буквы, сдавая их «своему» флоту — была тем самым нарушена. Предлагавшаяся Н.Г.Кузнецовым еще в 1940 году простая и логичная система наименований кораблей одного класса, увязанная с тактической организацией соединений и значительно упрощавшая боевое и повседневное управление, так и не прижилась на флоте. А начинаю­щиеся с одной и той же буквы названия построенных на одном заводе «тридца­ток-бис» для знающих людей остались лишь свидетельством о географии «про­исхождения» кораблей. Стоит отметить и тот факт, что ни один из остававшихся в составе советского флота эсминцев проекта 30бис не был переименован. Эти корабли миновало поветрие конъюктурных изменений названий в честь разнообразных «партсъездов», «комсо­мольцев» и т. п. Традиционные для отечественного флота наименования эс­минцев прилагательными сыграли здесь свою роль.

Во второй половине шестидесятых годов, когда была введена система бо­евой службы, эсминцы проекта 30бис одними из первых вышли в Средиземное море, Атлантический, Тихий и Ин­дийский океаны. Они оказались доста­точно приспособленными для продол­жительных автономных плаваний, хотя при проектировании такого, естествен­но, не предусматривалось. Простота в эксплуатации и надежность «тридцаток-бис», хорошо освоенных личным соста­вом, позволяли им в несении боевой службы успешно соревноваться с ко­раблями более поздней постройки. Они не принесли флоту крупных неприят­ностей, а тем более катастроф. Два примера из «биографии» эсминца «Серь­езный», долгое время находившемся в боевом составе советского ВМФ, могут проиллюстрировать как различные тех­нические аспекты кораблей этого про­екта, так и историю их службы. В 1969 году «Серьезный» находился на боевой службе в Средиземном море. Корабль шел в точку рандеву под двумя котлами 14-узловым ходом в шестибалльный шторм, как вдруг в обоих главных котлах погасли топки. Эсминец оказался лишенным хода и электроэнергии и начал дрейфовать в направлении берега. Попытки разжечь топки в других котлах не увенчались успехом. Как выяснилось, топливо во всех расходных цистернах оказалось обводненным — вероятно, в результате попадания забортной воды через выведенные на верхнюю палубу «гусаки» (воздушные трубки) цистерн или фильтрации через трещины второ­го дна, которые были обнаружены поз­днее и заварены прямо в море при спрессованных цистернах. С большим трудом удалось запустить дизель-генератор (в расходной топливной цистерне которого вначале также обнаружили воду), после чего разжечь вспомога­тельный котел и осуществить откачку обводненного топлива из расходных цистерн. В момент, когда от введенного в действие главного котла № 1 подали пар в турбины и корабль дал ход, он в результате дрейфа находился уже в ливийских территориальных водах. Второй случай произошел в 1973 году, когда «Серьезный» стоял в судоремонт­ном заводе ВМБ Поти. Сорванный силь­ным ветром со швартовых от противо­положной стенки громадный плавучий кран, пройдя по заводской акватории 3—4 кабельтова и успев за это время достаточно разогнаться, навалился на правый борт эсминца в носовой части. В бортовом перекрытии образовалась надводная пробоина длиной около по­лутора и шириной около четверти метра. От столь сильного удара можно было ожидать больших разрушений, но ко­рабль оказался достаточно прочным.

Прочные и надежные корпуса «тридцаток-бис» обеспечивали не только дли­тельный срок службы, но и небольшой уровень подводного шума. По свиде­тельству одного из ведущих отечествен­ных специалистов по проблеме подводного шума, доктора технических наук капитана 1 ранга В.Н.Пархоменко, они являлись одними из самых мало­шумных надводных кораблей отечест­венного флота.

В шестидесятые — семидесятые годы в боевом составе флота одновременно находилось не более двух десятков ко­раблей из 70 построенных. Кроме со­хранявшихся в консервации, некоторое количество эсминцев использовалось в качестве плавучих учебно-тренировоч­ных станций и опытовых судов. Обозначения УТС-286, УТС-27 и УТС-538 получили тихоокеанские «Верткий», «Вечный» и «Внимательный», «Ожесто­ченный» стал ОС-19. Эсминцы проекта 30бис помогли решить острую проблему обеспечения базирования атомных под­водных лодок, когда на флоте не хватало судов тылового обеспечения специаль­ной постройки. Главные котлы отоз­ванных из резерва и поставленных в пунктах базирования АПЛ «тридцаток-бис» исправно снабжали их паром для бытовых нужд до тех пор, пока не появились полноценные плавучие базы.

Бригадная организация соединений эсминцев сохранилась до середины се­мидесятых годов, когда на флотах уже появились бригады противолодочных и ракетных кораблей. Затем некоторые из устаревших и изношенных эскадрен­ных миноносцев приписывались к во­енно-морским базам, а в начале восьмидесятых «тридцатки-бис» и эс­минцы проекта 56 стали включать не­посредственно в состав соединений десантных кораблей, так как главной задачей остававшихся в строю торпедно-артиллерийских кораблей в тот пе­риод была признана огневая поддержка десанта морской пехоты и сухопутных войск на побережье.

В начале семидесятых приказом Глав­нокомандующего ВМФ СССР эсминцам «возвратили» названия. Вновь появив­шиеся на бортах в кормовой части буквы имени корабля не менялись и не за­крашивались перед каждым выходом на боевую службу, как это происходило с бортовыми номерами. Устранение «обезличенности», которая по понятным причинам болезненно воспринималась командирами и экипажами эсминцев, пришлось на время, когда «тридцатки-бис» отмечали двадцатилетие своей службы.

В первой половине семидесятых годов из боевого состава ДКБФ были выве­дены эсминцы с наиболее изношенными главными механизмами и корпусами. Но балтийские «тридцатки-бис» не вста­ли к стенкам судоразделочных баз, а остались дожидаться у дальних пирсов последнего в своей жизни приказа. Та­кой день наступил для «Сердитого» в июле 1976 года, когда буксиры Тал­линской военно-морской базы в послед­ний раз вывели его на рейд и доставили в назначенный квадрат акватории по­лигона. Эсминцу, окруженному плоти­ками с установленными на них кино­камерами, предстояло, как и подабает боевому кораблю, уйти на дно, приняв бой — «Сердитый» участвовал в учениях ДКБФ. Соединение надводных кораблей во главе с крейсером «Октябрьская Революция» под флагом командующего флотом, отрабатывая совместно с мор­ской ракетоносной авиацией выполне­ние атаки ударной группировки условного противника, должно было закончить учения боевой стрельбой. По плану зачетную ракетную стрельбу ком­плексом П-120 предстояло выполнить малому ракетному кораблю проекта 1234. Первая ракета, выпущенная с дистанции около 30 километров, взор­валась, сработав от касания шлюпбалки эсминца, не причинив ему серьезных повреждений. Вторая КР поразила кор­пус ветерана 76-й бригады в средней части, быстро отправив его на дно Балтийского моря. Кинокамеры, исп­равно зафиксировавшие взрыв боевой части первой ракеты, не сработали при попадании второй, но . обследовавшие корабль водолазы доложили о больших повреждениях корпуса.

В декабре 1983 года закончилась служба в 176-й бригаде кораблей ре­зерва для эсминца «Отрадный». Через три месяца, в апреле, «Отрадный», по­раженный выпущенной малым ракетным кораблем ПКР П-120, ушел на дно в районе полигона ракетных стрельб Се­верного флота.

В 1985-1988 годах последние эскад­ренные миноносцы проекта 30бис были выведены из состава флотов. Черномор­ский флот расстался с «Бурным», «Бес­пощадным», «Безотказным», «Серьез­ным», «Совершенным», «Солидным», Балтийский — с «Суровым» и «Степен­ным», Тихоокеанский — с «Вниматель­ным». Сейчас эти корабли ожидают разделки на металл на корабельных кладбищах. «Беспощадный», переобору­дованный в плавучую казарму (ПКЗ-36), стоит в Южной бухте Севастополя своеобразным печальным памятником «королевской бригаде», а на Дальнем Востоке в одной из бухт залива Стрелок ,на мели, задрав к небу стволы носовой башни и накренившись, как на крутой циркуляции, покрытый ржавчиной, но не утративший присущих кораблям этого проекта строгой красоты, доживает свой век тихоокеанский «Вольный».