Вооружение

 

После достройки вооружение первой пары состоя­ло из 12 орудий 356/50, 14 127/51, 4 76/50 зениток и 2 подводных торпедных труб калибром 533 мм. Орудия главного калибра располагались в двух носовых и двух кормовых башнях - в полном соответствии с американским стандартом, разумность которого с точ­ки зрения управления стрельбой и живучести артил­лерии ГК и корабля подтвердил Ютландский бой.

Существовало несколько десятков модификаций 356-мм 50-калиберного орудия, которые отличались друг от друга деталями в конструкции, формой нарез­ки, объемом зарядной каморы и т.д. Прототипа не было, а первые серийные стволы получили обозначе­ние MR4/0. До начала войны «Калифорния» и «Теннеси» несли орудия Mk4. Некоторые стволы этой модели были переделаны (заменены лейнера) в мо­дель Мк7 и Mk.11, а затем и часть Mk7 переделали в Mk11 с хромированием внутренней поверхности. Дру­гим главным отличием поздних моделей было умень­шение объема зарядной каморы и облегчение заряда на 22,7 кг. Постоянно повышалась крутизна нарезки -от начальных 1 оборота на 50 калибров до 1 оборота на 25. Это делалось для повышения живучести ство­лов и повышения точности стрельбы, поскольку сна­чала эти пушки грешили плохой точностью и большим разбросом залпов. Максимальный диаметр орудия составлял 1219 мм. Качающийся затвор с механиз­мом Смита-Эсбьюри открывался вниз. Заряд каж­дого выстрела состоял из 4 картузов общим весом 190,5кг.

В результате модернизаций корабли получали самые разнообразные комбинации моделей ору­дий ГК. «Теннеси» в апреле 1944 года имел 11 стволов Мк11/1 и один Мк11/0. «Калифорния» и «Нью-Мексико» несли по 12 Mk7, «Миссисипи» -по 6 Mk7/0 и Mk7/1, «Айдахо» - 7 Mk11/0 и 5 Mk11/1. К январю 1945 года «Нью-Мексико» и «Миссисипи» сменили все стволы на Mk11.

Трехорудийные башни были значительно усо­вершенствованы по сравнению с «Нью-Мексико»: раздельные люльки орудий, угол возвышения ору­дий сразу был принят равным 30° (снижение - 5°). За это пришлось заплатить повышением веса вращающейся структуры с 897 до 958 Т. Обычно орудия наводились по вертикали вместе, но нали­чие возможности раздельной наводки снижало риск выхода всех их из строя от одного попадания или осколка. Увеличившееся (хотя и недостаточно) расстояние между орудиями уменьшало влияние снарядов в полете друг на друга при одновременном вы­стреле, хотя такая залповая стрельба не была харак­терна для американского флота. Как и предыдущие, эти башни имели электрогидравлические приводы наводки, подачи боезапаса и заряжания, исключая нижние электрические зарядные подъемники. Башня вращалась под действием мотора мощностью 50 л.с., такой же мотор имело каждое орудие для вертикаль­ной наводки; досылатель и верхние зарядные подъ­емники приводились в действие двумя моторами по 90 л.с., нижние зарядные подъемники имели два по 7,5 л.с., а снарядные - по два 35 л.с. Заряжание осу­ществлялось при фиксированном угле +1°. Между орудиями имелись пламянепроницаемые переборки. В ходе модернизации оба линкора получили силовое дистанционное управление орудиями ГК.

Большинство снарядов хранилось вертикально внутри барбета. Через специальные люки они пере­давались на ожидающую кольцевую платформу, кото­рая вращалась вместе с башней. С нее снаряды дву­мя подъемниками толкающего типа поднимались к орудиям. Каждый третий снаряд предназначался цен­тральному орудию. Заряды сначала подавались ниж­ними цепными подъемниками ("бесконечная цепь") в закрытое перегрузочное отделение, откуда тремя тол­кателями поднимались к каждому орудию.

 

Характеристики орудий главного калибра «Большой Пятерки»

Калибр мм/длина ствола в калибрах, модель

356/50 Мк 1 1/0

406/45 Mk8/0

Модификации

Mark 4/0-4/11,6/0, 7/0-7/2, 11/0-11/5

Mark 1/0-1/10, 5/0-5/3, 8/0-8/3

Вес ствола орудия с затвором, тонны (Т)

80.9-81 .5 (79,6-80,2)

100,36

Диаметр канала ствола, мм

355,6

406,4

Длина ствола общая / канала, мм (в калибрах)

18136/17673(51 /44,7)

18694/18166(46/44,7)

Длина / объем зарядной каморы, мм / л

2111 /278,3

2344/380,1

Длина нарезной части, мм (число нарезов)

15426,9(84)

1 5668,2 (96)

Нарезка

равномерная, оборот на 25 калибров (1 на 32 у Mk7 и 1 на 50 у Мк4)

равномерная, оборот на 25 ка­либров (1 на 32 и 1 на 50 у Mk5)

Вес снаряда (бронебойный /фугасный), кг

680 / 578

1016/862

Вес заряда, кг (порох NC)

190,5

252(255yMk5/1)

Начальная скорость (бронебойного/фугасного), м/с

823 / 861

768 / 803

Давление в стволе, кг/см2

2835

2835

Дальность стрельбы при 30° (брон./фугасный), м

33190/33470

32000/31910

Живучесть ствола, выстрелов

250 (200 для МК7)

395 (320 для Mk5)

Углы вертикальной наводки, градусы

-5... +30

-4... +30

 

Характеристики орудийных башен «Большой Пятерки»

 

Тип «Теннеси»: 3х356-мм

Тип «Мэриленд»: 2х406-мм

Вес вращающейся части (без снарядов), т (Т)

973 (958)

от 894 до 935 (880-920)

Диаметр роликового погона, м

8,57

8,41

Внутренний диаметр барбета, м

9,45

9,45

Расстояние между осями орудий, м

1,8

2,64

Откат при отдаче, см

112

122

Максимальная скорость вертикальной наводки, °/с

9

8

Максимальная скорость горизонтальной наводки, °/с

2

2

Цикл стрельбы, с

45

40

Бронирование: лоб / стены / тыл / крыша, мм

457 / 254 / 229 / 127 (после модернизации 178-184)

 

Прототип 406-мм орудия в августе 1913 года полу­чил обозначение "орудие 16-дюймового типа" и про­шел испытательные стрельбы в июле 1914 года, спус­тя 30 месяцев после которых появился первый серий­ный ствол. Также существовало около двух десятков модификаций, отличавшихся формой нарезки, объе­мом зарядной каморы, лейнерами, скрепляющими кольцами и т.д. Внешний диаметр ствола в районе зарядной каморы был равен 1359 мм, в районе затво­ра 1245 мм , а у дульного среза - 673 мм. Конструкция в основном повторяла 14-дюймовку, но число скреп­ляющих колец было больше (7 вместо 4); затворный механизм был качающегося типа (открывался вниз). Внутренняя поверхность ствола у моделей Mk8 хромировалась на длине 15875 мм от дульного среза на глубину 0,013 мм. Всего было выпущено около 40 орудий всех модификаций.

Данные по флоту от апреля 1944 года показывали, что перестроенный «Вест Виржиния» нес стволы ГК модели Mk5/0, на остальной паре стояли орудия Mk5/1, кроме одного Mk1/7 на «Колорадо».

Размеры и оборудование 2-орудийной башни были почти идентичны 3-орудийной на типе «Теннеси». Те же электрогидравлические приводы той же мощности (естественно, 2 мотора по 50 л.с. для вертикальной наводки вместо трех), тот же фиксированный угол +1° для заряжания. Только крыша имела излом. Орудия, разделенные броневой пламянепроницаемой пере­боркой, находились в отдельных люльках, но бла­годаря наличию блокирующего механизма могли наводиться по вертикали вместе, используя для этого оба мотора или один. Имелись гидроцилинд­ры отдачи, а возвращались орудия в исходное положение с помощью пружин и пневмонакатников. Затвор закрывался сжатым воздухом из сис­темы продувки ствола после выстрела.

Первые образцы бронебойных снарядов имели вес 952,5 кг и вылетали из ствола со скоростью 792 м/с. Позже их заменили на 1016-кг (фугасные весили 862 кг), но самые последние 406-мм снаря­ды, весившие 1225 кг, на эти три линкора принять было нельзя из-за устройства башен. Большинство снарядов хранились вертикально в неподвижной структуре внутри барбета. При подаче к орудиям операции с ним были теми же что и в 356-мм трехорудийных башнях. Подъемники (по 1 снарядному и зарядному на орудие) были такого же типа. Не­смотря на более тяжелые снаряды и деление за­ряда на 5 частей вместо 4-х, время заряжания бы­ло даже уменьшено за счет совмещения ряда опе­раций. Например, пока снаряд досылался в ствол, все пять картузов полного заряда загружались на ожидающий лоток для досылания. Конечно, что каса­ется скорострельности, это были полигонные данные для хороших условий. О том, насколько быстро и чет­ко могли продолжительно стрелять американские линкоры хорошо свидетельствуют результаты стрельб «Айдахо» 10 октября 1942 года (см. монографию ав­тора о линкорах типа «Нью-Мексико»).

 

Пробитие крупповской цементированной брони (мм) американскими снарядами на различной дистанции

Орудие

Начальная скорость, м/с

Дистанция, м

 

 

5490

7320

9150

11000

12800

14630

18290

20200

305/50 356/45 406/45 406/45

885 м/с

793 м/с

762 м/с

732 м/с

475

482

439

447

508

396

403

497

470

358

366

462

437

325

335

406

297

307

404

254

272

348

241

351

Таблица подготовлена Бюро по артиллерии в октябре 1913 года для демонстрации преимуществ 406-мм орудия. Видно, что 343-мм пояс "стандартного" американского линкора 356-мм снаряд пробивал с дистанции менее 13000 м, а 406-мм - с дистан­ции около 19000 м.

 

Данные стрельбы бронебойными 356-мм (800 м/с) и 406-мм (768 м/с) снарядами

Дистанция, м

Возвышение орудия

Угол падения

Время полета, с

Скорость при ударе, м/с

5490

2°49'

2°52'

2°55'

3°07'

7,39

7,66

691

671

9140

4°56'

5°06'

5°37'

5°55'

12,99

13,4

622

612

14630

8°46'

9°0б'

11°18'

11°32'

22,71

23,19

531

536

18290

11°54'

12°18'

16°20'

16°20'

30,23

30,58

484

497

23770

17°39'

18°03'

25°46'

25°07'

43,25

43,30

437

459

27430

22°24'

22°44'

33°00'

31°4Г

53,31

52,07

424

449

32920

31°34'

31°40'

44°26'

42°24'

71,56

70,62

431

456

 

При выборе противоминной артиллерии амери­канцы остались верны 127-мм калибру, считая такие пушки достаточно легкими для быстрой стрельбы и наводки на цель, а их снаряды - достаточно тяжелы­ми, чтобы наносить ощутимые повреждения атакую­щим миноносцам или легким крейсерам. Опыт войны показал, что для более эффективного управления стрельбой эти орудия должны располагаться побортно, а не в диаметральной плоскости, и как можно выше над ватерлинией, чтобы устранить заливаемость и влияние брызг. Давать этим орудиям броне­вую защиту американцы считали излишним, поскольку само их назначение предполагало быструю наводку на цель (а любые щиты утяжеляли установку) и хоро­ший обзор сцены боя (т.е. большие амбразуры, де­лавшие броню вокруг бессмысленной). Пятидюймовки располагались как на типе «Нью-Мексико»: 10 внутри центрального каземата, 4 по его углам. Между верх­ними орудиями на крыше каземата стояли 4 76-мм зенитки, главным назначением которых было удержи­вать самолеты противника на большей высоте и по­дальше от корабля. В начале 20-х годов на линкорах американского флота часть стоящей на настройках противоминной артиллерии стали заменять дополни­тельными зенитками. В 1922 году две кормовые 127-мм пушки с шельтердека сняли, а на их место поставили еще 4 76-мм зенитки. «Колорадо» и «Вест Виржиния» вступали в строй, сразу имея 12 127-мм и 8 76-мм стволов. Носовые открытые пятидюймовки снабдили прямоугольным щитом. Одновременно на­чали появляться бортовые самолеты, которые уже тогда в американском флоте считались лучшей аль­тернативой при защите корабля от вражеской авиа­ции.

В ходе ремонтов на верфи Пьюджет Саунд в 1928-29 годах старые 76-мм зенитки на всех линкорах "Большой Пятерки" заменили на 127-мм/25, для кото­рых установили директоры Mk 19 с альтиметрами. Эти директоры имели ручные приводы наводки, а дально­мер стоял отдельно. На шканцах появилась порохо­вая катапульта, а на топах мачт - 8 12,7-мм зенитных пулеметов.

В системах управления стрельбой американцы делали упор на приборы центрального артиллерий­ского поста, в отличие от англичан, считавших осно­вой директор. Артиллерия ГК обслуживалась 6-метровым дальномером совмещающего типа, кото­рый располагался на крыше ходовой рубки. Каждая башня имела свой 8-метровый дальномер, который измерял дистанцию до цели, пока не появились рада­ры. Дополнительный дальномер давал возможность артиллерийскому офицеру, находившемуся в кормовой части боевой рубки, определять дистанцию до целей, которые пока не находились под обстрелом орудий ГК. Кроме того, его высокое расположение гарантировало отсутствие заливаемости объективов брызгами, от чего часто страдали башенные дально­меры. Прицелы башенных наводчиков располагались в портах орудий под стволами. Директоры Мк 20 раз­мещались на нижнем этаже 3-ярусных топов обоих мачт, а выше - посты управления и корректировки главного и вспомогательного калибров. Директоры 127-мм орудий системы Виккерс вместе с дальноме­рами размещались в небольших башенках по бокам ходовой рубки у фок-мачты и на крыше каземата у шлюпочных кранов. В 1929 году во время ремонта на верфи Пьюджет Саунд «Калифорния» получил еще один 3,6-метровый дальномер (флагманский) в бро­нированной башенке на крыше боевой рубки. Такой же дальномер получили и остальные (на крыше 2-й башни или сразу над ней). В то же время в прокладочной, центральном посту, постах внутрикорабельной связи и управления торпедной стрельбой устано­вили кондиционеры и воздушные фильтры. В годы войны линкоры получали дистанционное силовое управление вертикальной и горизонтальной наводкой орудий ГК по сигналам из ЦАП. Эта система хорошо работала в тихую погоду и на небольшом волнении, но хуже в бурную погоду, когда нужно было давать залп при прохождении кораблем строго вертикального положения. До внедрения дистанционного управления использовался принцип "слежения за указателем". Сигналы передавались с помощью сельсинов, впер­вые появившихся на типе «Мэриленд».

В отличие от линкоров предыдущих типов эти ко­рабли сначала не имели на фок-мачте прожекторов, которые разместили на платформах второй трубы (по 2 на борт). Однако после 1922 года прожекторы заня­ли свое привычное место на грот-мачте.