Rambler's Top100

Энергетическая установка

 

На всех этих кораблях стояла турбоэлектрическая энергетическая установка, о достоинствах и недостат­ках которой рассказано в монографии о линкорах типа «Нью-Мексико». «Теннеси» и «Калифорния» имели 8 нефтяных котлов (давление пара 19,6 атм.), располо­женных каждый в своем отделении по 4 на борт, меж­ду которыми располагались два турбинных. Турбин­ные роторы вращали два трехфазных генератора мощностью по 15000 кВт (данные 3. Брейера), выра­батывающих ток под напряжением 3400 В. Ток пода­вался на 4 гребных электродвигателя мощностью по

4300 кВт. Имелось 6 турбогенераторов по 300 кВт. На линкорах типа «Мэриленд» давление пара повысили до 20 атм., главные генераторы были двухфазные, напряжение повысилось до 5000 В, а мощность элек­тродвигателей до 5424 кВт. В дополнение к шести 300-киловаттным турбогенераторам появились два дизель-генератора по 400 кВт - в основном для ис­пользования в порту. Проектная скорость для всей пятерки принималась 21 узел; дальность плавания на 10 узлах ожидалась 8000 миль.

 

Корабль

Тип турбин

Тип котлов

Мощность, л. с.

Вес ЭУ, т

Испытания, л.с.= уз.

Теннеси

Вестингауз

Бабкок и Уилкокс

28600

2045

29 609 = 21 ,38

Калифорния

Дженерал Электрик

Бюро Экспресс

28500

1 805

30908 = 21,46

Колорадо

 

Бабкок и Уилкокс

28900

2002

30 480 = 20,67

Мэриленд

Вестингауз

Бабкок и Уилкокс

28900

?

31 167 = 21,07

Вест Виржиния

Дженерал Электрик

Бабкок и Уилкокс

28900

2698

31 268 = 21,09

 

Что касается дальности плавания, то на флоте США по опыту войны решили перейти на 15-узловую экономическую скорость вместо прежней 10-12-узловой при сохранении стандартной дальности в 8000 миль. Это явилось результатом анализа потерь кораблей и судов от атак подводных лодок.

Запас нефти на типе «Теннеси» составлял 1267 Т нормальный, 1900 Т полный и 4656 Т максимально возможный. При максимальном запасе «Теннеси» мог пройти 20500 миль на 10 узлах или 9700 на 18 узлах; при нормальном запасе и через год после докования - 5240 миль на 12 узлах или 2500 на 20 узлах; то же, но при чистом днище - 6550 миль на 12 узлах или 3123 мили на 20 узлах. «Калифорния» получился бо­лее экономичным ходоком: на 8000 миль пути 10-узловым ходом ему требовалось 1740 Т нефти против 2100 Т у головного корабля. Тактический диаметр (диаметр циркуляции) составлял 613 м на 10 и 588м на 15 узлах.

Корабли типа «Мэриленд» имели такой же запас нефти, только максимально возможный на «Мэриленде» и «Вест Виржинии» был 4794 Т. При максимальном запасе они могли пройти 21100 миль на 10 узлах или 9900 на 18-ти. Имея нормальный за­пас и чистое днище: 6410 миль на 12 узлах или 3000 на 20-ти (через год после докования соответственно 5130 и 2400 миль). Чтобы пройти стандартную дистанцию в 8000 миль на 10 узлах, «Колорадо» требо­валось 2100 Т нефти, а остальным по 1905 Т. Данные по тактическому диаметру линкора «Вест Виржиния»: на 10 узлах 622 м влево и 581 м вправо; на 15 узлах 636 м влево и 576 м вправо; на скорости 20,7 узла 631 м влево и 645 м вправо. Благодаря турбоэлектрической установке эти корабли могли поворачивать еще круче. Например, «Мэриленд» при повороте на 12 узлах с помощью одного руля имел диаметр циркуля­ции 686 м, а если давал одному винту обратное вра­щение, то диаметр циркуляции уменьшался до 558 м. В ходе военных модернизаций энергетическая ус­тановка практически не изменялась. В 1945 году «Мэриленд» и «Колорадо» имели по 4 турбогенерато­ра мощностью 400 кВт каждый вместо 6 по 300 кВт. Эти два корабля первыми получили бортовые були, которые увеличили ширину корпуса до 32,94 м, так что для сохранения 21-узловой скорости по данным испытаний моделей в бассейне им требовалась мощ­ность не ниже 32.150 л.с. (водоизмещение 39.200 Т). Для остальных трех кораблей, которые получили були большего размера (вес булей примерно 875 Т, шири­на корпуса стала 34,77 м, водоизмещение в полном грузу 40.950 Т против 39.650 Т в конце 1941 года), требовалась мощность уже 34.400 л.с. Но им замени­ли только турбогенераторы: 2 по 750 и 4 по 400 кВт, плюс 100-кВт аварийный дизель-генератор.

В течение объявленных по условиям Вашингтон­ского договора "линкорных каникул", когда строитель­ство кораблей этого класса запрещалось, а разреша­лись только модернизации находившихся в строю единиц, корабли "Большой Пятерки" считались доста­точно современными. Американские специалисты даже приняли их за образец при модернизации более старых кораблей. Поэтому все проведенные на них в 20-е и 30-е годы изменения оказались незначитель­ными: замена зениток, появление катапульт и борто­вых самолетов, а также более совершенных приборов управления стрельбой.

Уроки минувшей войны показали важность увели­чения дистанции стрельбы. Специалисты Бюро по морской артиллерии заявили, что при стрельбе на 18000 м и выше корректировку можно вести только с помощью самолета. Желание иметь на линкорах кор­ректировщики и катапульты для их запуска было столь велико, что ради этого разрешалось пожертво­вать другими элементами корабельного вооружения. После удачных стрельб Бюро Аэронавтики в марте 1922 года предложило увеличить на всех линкорах угол возвышения орудий и дать каждому смешанную авиагруппу: 2 истребителя и по одному корректиров­щику и торпедоносцу-бомбардировщику. Но Гене­ральный Совет, оценив все сложности, которые появ­ляются при наличии даже одного ударного самолета на борту (более мощные средства запуска и подъема с воды, погреба для бомб и торпед и т.п.), а также учтя скорое вступление в строй флота настоящих авианосцев, заменил бомбардировщик вторым кор­ректировщиком.