Энергетическая установка
На всех этих кораблях стояла турбоэлектрическая энергетическая установка, о достоинствах и недостатках которой рассказано в монографии о линкорах типа «Нью-Мексико». «Теннеси» и «Калифорния» имели 8 нефтяных котлов (давление пара 19,6 атм.), расположенных каждый в своем отделении по 4 на борт, между которыми располагались два турбинных. Турбинные роторы вращали два трехфазных генератора мощностью по 15000 кВт (данные 3. Брейера), вырабатывающих ток под напряжением 3400 В. Ток подавался на 4 гребных электродвигателя мощностью по
4300 кВт. Имелось 6 турбогенераторов по 300 кВт. На линкорах типа «Мэриленд» давление пара повысили до 20 атм., главные генераторы были двухфазные, напряжение повысилось до 5000 В, а мощность электродвигателей до 5424 кВт. В дополнение к шести 300-киловаттным турбогенераторам появились два дизель-генератора по 400 кВт - в основном для использования в порту. Проектная скорость для всей пятерки принималась 21 узел; дальность плавания на 10 узлах ожидалась 8000 миль.
Корабль |
Тип турбин |
Тип котлов |
Мощность, л. с. |
Вес ЭУ, т |
Испытания, л.с.= уз. |
Теннеси |
Вестингауз |
Бабкок и Уилкокс |
28600 |
2045 |
29 609 = 21 ,38 |
Калифорния |
Дженерал Электрик |
Бюро Экспресс |
28500 |
1 805 |
30908 = 21,46 |
Колорадо |
|
Бабкок и Уилкокс |
28900 |
2002 |
30 480 = 20,67 |
Мэриленд |
Вестингауз |
Бабкок и Уилкокс |
28900 |
? |
31 167 = 21,07 |
Вест Виржиния |
Дженерал Электрик |
Бабкок и Уилкокс |
28900 |
2698 |
31 268 = 21,09 |
Что касается дальности плавания, то на флоте США по опыту войны решили перейти на 15-узловую экономическую скорость вместо прежней 10-12-узловой при сохранении стандартной дальности в 8000 миль. Это явилось результатом анализа потерь кораблей и судов от атак подводных лодок.
Запас нефти на типе «Теннеси» составлял 1267 Т нормальный, 1900 Т полный и 4656 Т максимально возможный. При максимальном запасе «Теннеси» мог пройти 20500 миль на 10 узлах или 9700 на 18 узлах; при нормальном запасе и через год после докования - 5240 миль на 12 узлах или 2500 на 20 узлах; то же, но при чистом днище - 6550 миль на 12 узлах или 3123 мили на 20 узлах. «Калифорния» получился более экономичным ходоком: на 8000 миль пути 10-узловым ходом ему требовалось 1740 Т нефти против 2100 Т у головного корабля. Тактический диаметр (диаметр циркуляции) составлял 613 м на 10 и 588м на 15 узлах.
Корабли типа «Мэриленд» имели такой же запас нефти, только максимально возможный на «Мэриленде» и «Вест Виржинии» был 4794 Т. При максимальном запасе они могли пройти 21100 миль на 10 узлах или 9900 на 18-ти. Имея нормальный запас и чистое днище: 6410 миль на 12 узлах или 3000 на 20-ти (через год после докования соответственно 5130 и 2400 миль). Чтобы пройти стандартную дистанцию в 8000 миль на 10 узлах, «Колорадо» требовалось 2100 Т нефти, а остальным по 1905 Т. Данные по тактическому диаметру линкора «Вест Виржиния»: на 10 узлах 622 м влево и 581 м вправо; на 15 узлах 636 м влево и 576 м вправо; на скорости 20,7 узла 631 м влево и 645 м вправо. Благодаря турбоэлектрической установке эти корабли могли поворачивать еще круче. Например, «Мэриленд» при повороте на 12 узлах с помощью одного руля имел диаметр циркуляции 686 м, а если давал одному винту обратное вращение, то диаметр циркуляции уменьшался до 558 м. В ходе военных модернизаций энергетическая установка практически не изменялась. В 1945 году «Мэриленд» и «Колорадо» имели по 4 турбогенератора мощностью 400 кВт каждый вместо 6 по 300 кВт. Эти два корабля первыми получили бортовые були, которые увеличили ширину корпуса до 32,94 м, так что для сохранения 21-узловой скорости по данным испытаний моделей в бассейне им требовалась мощность не ниже 32.150 л.с. (водоизмещение 39.200 Т). Для остальных трех кораблей, которые получили були большего размера (вес булей примерно 875 Т, ширина корпуса стала 34,77 м, водоизмещение в полном грузу 40.950 Т против 39.650 Т в конце 1941 года), требовалась мощность уже 34.400 л.с. Но им заменили только турбогенераторы: 2 по 750 и 4 по 400 кВт, плюс 100-кВт аварийный дизель-генератор.
В течение объявленных по условиям Вашингтонского договора "линкорных каникул", когда строительство кораблей этого класса запрещалось, а разрешались только модернизации находившихся в строю единиц, корабли "Большой Пятерки" считались достаточно современными. Американские специалисты даже приняли их за образец при модернизации более старых кораблей. Поэтому все проведенные на них в 20-е и 30-е годы изменения оказались незначительными: замена зениток, появление катапульт и бортовых самолетов, а также более совершенных приборов управления стрельбой.
Уроки минувшей войны показали важность увеличения дистанции стрельбы. Специалисты Бюро по морской артиллерии заявили, что при стрельбе на 18000 м и выше корректировку можно вести только с помощью самолета. Желание иметь на линкорах корректировщики и катапульты для их запуска было столь велико, что ради этого разрешалось пожертвовать другими элементами корабельного вооружения. После удачных стрельб Бюро Аэронавтики в марте 1922 года предложило увеличить на всех линкорах угол возвышения орудий и дать каждому смешанную авиагруппу: 2 истребителя и по одному корректировщику и торпедоносцу-бомбардировщику. Но Генеральный Совет, оценив все сложности, которые появляются при наличии даже одного ударного самолета на борту (более мощные средства запуска и подъема с воды, погреба для бомб и торпед и т.п.), а также учтя скорое вступление в строй флота настоящих авианосцев, заменил бомбардировщик вторым корректировщиком.