Модернизации

 

Первую опытную катапульту Mark I, работавшую на сжатом воздухе, испытали 22 мая 1922 года на борту линкора «Мэриленд». Вскоре такие катапульты полу­чили проходившие ремонт «Невада» и «Оклахома». В течение 1924 финансового года они появились на шканцах «Миссисипи», «Айдахо», «Калифорнии» и «Теннеси», а в началу 1926 года ими были оснащены все линкоры с нефтяными котлами. 14 декабря 1924 года на борту «Миссисипи» прошла испытания поро­ховая катапульта, которую стали монтировать на крыше возвышенных кормовых башен всех 4-башенных линкоров, в первую очередь типов «Нью-Мексико», «Калифорния» и «Мэриленд». Авиагруппа стала состоять из 3 гидросамолетов для корректиров­ки и разведки.

К началу 20-х годов на флоте США стали погова­ривать о ненужности громоздких решетчатых мачт. Опыт послевоенных стрельб показал, что обычные треногие мачты, хотя и сильно вибрируют при стрель­бе, но не настолько, чтобы сколь-нибудь серьезно снижать эффективность управления артогнем. На­блюдатели на марсах доносили, что период, когда из-за сильной вибрации нельзя использовать приборы СУАО, длится всего от 5 до 10 секунд, чтобы было гораздо меньше интервала между залпами и времени полета снаряда до находившейся на большой дистан­ции цели. Один за одним командиры линкоров пода­вали рапорты о замене решетчатых мачт, но делали это только при модернизации, которую "Большая Пя­терка" до самой войны так и не дождалась.

Первые оценки будущей модернизации американ­ские специалисты начали делать в октябре 1931 года, основываясь на опыте начавшихся работ на линкорах типа «Нью-Мексико». Поскольку броневая и противо­торпедная защита "Большой Пятерки" считались вполне достаточными, а следовало только учесть уг­розу со стороны авиации, перечень работ включал: улучшение антигазовой защиты, добавление 51 мм брони на главную бронепалубу (1319 тонн), утолще­ние крыш башен, замена подъемников боезапаса, установку новых приборов СУАО. Предполагалось заменить снаряды ГК, установить на каждый корабль по две 4-ствольных установки 28-мм автоматов и за­менить главные механизмы, чтобы сохранить ско­рость. Рассматривался также вариант установки бор­товых булей - не столько в качестве средства ПТЗ, сколько для повышения остойчивости и компенсации увеличения верхнего веса. Подробности не известны, но сохранился рапорт с запросом опытовому бассейну определить необходимую мощность энергетической установки при увеличении ширины линкоров "Большой Пятерки" до 32,3 м, водоизмещения до 35600 Т и осадки до 9,37 м.

Такая модернизация обходилась в 11 миллионов долларов на корабль, не считая изменений по артил­лерии (еще 4 миллиона). Денег катастрофически на хватало, поэтому было предложено сэкономить около 3 млн. за счет ремонта ЭУ вместо ее замены, пожерт­вовав 1 узлом скорости. Также пришлось отказаться от улучшения антигазовой защиты и замены снарядов ГК. Все это позволило снизить затраты на модерниза­цию всех 5 кораблей с 71.723.000 долларов до 45.098.000. Но к октябрю 1932 года снова вернулись к первоначальному варианту, увеличив даже число 28-мм установок до четырех.

Опять модернизация одного линкора должна была обойтись налогоплательщикам в 15 млн. долларов, и секретаря флота попросили включить эти работы в бюджет 1933 финансового года. Корабли должны бы­ли становиться на верфи по очереди, начиная с «Теннеси». Но это были годы "Великой депрессии", и ничего флоту на 1933 финансовый год не дали. Одна­ко, на флоте продолжали строить новые планы мо­дернизации, поскольку понимали, что построить но­вые линкоры сложнее и дороже.

В ближайшие годы появился новый фактор - пере­грузка и сопутствующее ей уменьшение высоты бро­невого пояса над водой. Дело также усугублялось постоянным желанием выходить в море с дополни­тельным запасом нефти на борту. Так, в июне 1935 года один из рапортов показывал водоизмещение «Теннеси» 38200 Т, на 2050 Т больше, чем полное с дополнительным запасом топлива. Осадка превысила проектную более чем на 1,6 м, а высота пояса над водой оказалась всего 0,74 м.

В начале следующего года подняли вопрос о мо­дернизации систем УАО на «Калифорнии» и «Теннеси» с заменой решетчатых мачт башенноподобными надстройками. Однако БКР посчитало сопут­ствовавшее увеличение верхнего веса на 258 Т не­приемлемым. Следовало установить були (запас во­доизмещения 2884 Т при весе 1142 Т), которые бы приподняли корабль на 0,43 м из воды. Стоимость таких переделок составляла 438.000 долларов. БКР предлагало установить були и на «Мэрилендах» (2000 Т запаса плавучести, уменьшение осадки на 0,51 м). В каждом случае работы требовали год: месяц в доке для снятия шаблонов, 6 месяцев для изготовление булей (корабль это время мог действовать) и 5 меся­цев для их установки.

Очередная конференция по поводу модернизации "Большой Пятерки" состоялась в начале 1937 года. На этот раз усиление палубной брони не предусматрива­лось, но надо было заменить котлы, чтобы освобо­дить больше места в корпусе для новых устройств УАО. Следовало установить новую систему управле­ния 127-мм зенитками, заменить СУАО ГК и СК на топах решетчатых мачт, заменить башенные дально­меры и инструменты в центральном артпосту ГК. Что­бы учесть повышение скорости самолетов, предлага­лось установить директоры Mark 33. Для их установки носовую надстройку следовало укрепить, что требо­вало около 20 Т веса. Новые приборы УАО, предна­значенные для установки на марсах, также оказыва­лись слишком тяжелыми для решетчатых мачт. Пред­лагалось снять с мачт 12,7-мм пулеметы, а сами мач­ты укоротить. Новые були увеличивали ширину корпу­са до 32,94 м, водоизмещение возрастало до 39600 Т.

К октябрю 1938 года все бюро подготовили планы модернизации, стоимость которых колебалась от 8,094 до 38,369 млн. долларов. Ни в одном случае модернизация не была полной, зато забирала средст­ва от строительства новых линкоров. Поэтому в нояб­ре секретарь флота формально отменил модерниза­цию "Большой Пятерки", которая все равно получа­лась слабее новых кораблей. Но уже в следующем году у Конгресса попросили 6,6 млн. долларов для большого ремонта, включая установку булей, что про­должало считаться для этих перегруженных кораблей необходимым.

С началом войны в Европе собрался так называе­мый Совет Кинга, на котором рассматривались вопро­сы усиления зенитного вооружения линкоров. Опыт английского флота во время операций в Норвегии показал острую необходимость такой меры. Усиление ПВО снова требовало установки булей - опять не как меры ПТЗ, а как способа сохранить высоту надводно­го борта. В сентябре 1940 года вновь созданное Бюро по Кораблям докладывало, что при существующей нагрузке любой линкор "Большой Пятерки" получит от единственного торпедного попадания при заряде все­го 181 кг ТНТ очень опасный крен, при котором верх­няя кромка пояса (уровень 2-й палубы) уйдет в воду. В качестве уменьшения перегрузки предлагалось дер­жать еще один отсек между противоторпедными пе­реборками (один слой) пустым, но это снижало эф­фективность ПТЗ в целом. Оказывалось, что единст­венное попадание торпеды или бомбы могло вызвать погружение верхней кромки пояса в воду при крене 12°. Решение предлагалось снова в виде булей при оценочной стоимости 750.000 долларов на корабль и сроке 3-4 месяца.

Совет Кинга предлагал усилить броневые палубы и установить спаренные 127-мм универсальные уста­новки вместо вспомогательной батареи и прежних зениток. Но начальник морской артиллерии хотел по­временить с таким перевооружением в виду сложной международной обстановки. Тем не менее, программа установки булей на "Большую Пятерку" была одобре­на секретарем флота 4 октября 1940 года. Все работы (3 месяца на корабль) следовало сделать на верфи Пьюджет Саунд в следующей последовательности:

 

Корабль

Плановый срок   

Реальный ремонт

Мэриленд

Вест Виржиния

Колорадо

Теннеси

Калифорния

17.02.41-20.05.41 10.05.41-8.08.41 28.07.41-28.10.41 19.01.42-21.04.42 16.03.42-16.06.42

Закончен 1.08.41

Не проводился

Закончен 26.02.42

Не проводился

Не проводился

 

В декабре 1940 года последовательность ремонта «Колорадо» и «Вест Виржинии» изменили, поэтому «Колорадо» находился на верфи в Бремертоне, когда остальные его собратья попали под японскую атаку в Перл-Харборе. Работа потребовала больше времени по сравнению с предварительными оценками. Верфь, основываясь на работах по ремонту авианосца «Саратога», запросила за ремонт и установку булей на «Мэриленде» 123 дня, т.е. 4 месяца при 6-дневной рабочей неделе. Сами були отличались от тех, кото­рые ставили в ходе предыдущих модернизаций: они имели плоские "крыши" и наклонные сверху стенки. Они были выше верхней кромки пояса, а не вровень с ней, как на типах «Невада», «Пенсильвания» и «Нью-Мексико». Увеличение ширины корпуса до 32,94 м моряки считали недостаточным, считая, что высота верхней кромки пояса над водой должна быть не ме­нее 2,4 м (реально на 0,7-0,9 м меньше). Тем более, что другие модификации положение ухудшали. Каким должен был стать ремонт этих кораблей, показали модернизации военного времени: новые зенитные орудия и автоматы, более широкие були (ширина кор­пуса стала 34,77 м), 1400 Т дополнительной палубной брони. Зато и цена оказалась далекой от того, что можно было себе представить в мирное время.

Главные модификации, касающиеся артиллерии ГК, включали установку новых систем управления ог­нем, основными элементами которых стали директор Мк 34 с 4,6-метровым стереодальномером и коррек­тировочный радар Мк 8 (FH), а также дистанционные силовые приводы наводки орудий.

Гораздо большим, а чаще кардинальным, измене­ниям подверглись вспомогательная и зенитная артил­лерия. Последняя модификация мирного времени предполагала установку четырех 4-ствольных 28-мм автоматов (2 на местах 127-мм/51 орудий на шель­тердеке, 2 за срезом полубака), но их производство задерживалось. Вместо них предложили ставить 76-мм/50 зенитки. Вокруг новых зенитных позиций и во­круг прежних 127-мм/25 орудий (носовую пару на "Большой Пятерке" повысили на один уровень) уста­навливали противоосколочные "барбеты". К началу войны на Тихом океане стоявшие в Перл-Харборе линкоры несли смешанные 127-мм и 76-мм батареи (соответственно 8 и 4 ствола), а также по 8 (9 на «Пенсильвании» и 11 на «Вест Виржинии») 12,7-мм пулеметов. И только на прошедшем модернизацию «Мэриленде» стояли 4 28-мм установки. «Колорадо» проходил аналогичную модернизацию. На остальных имелись только подготовленные позиции, а получить автоматы они должны были уже в новом году: «Вест Виржиния» в феврале, «Теннеси» в марте и т.д. Чис­ло противоминных орудий сокращалось до 10.

Еще одной важной мерой усиления ПВО линкоров должна была стать установка глубоких 6,3-мм щитов на 127-мм/25 зенитки. Командиры кораблей настойчи­во хотели дать защиту расчетам этих орудий, считая, что таким образом они повысят их эффективность. Но, с другой стороны, щиты утяжеляли установку, де­лая ее менее подвижной при ручном наведении. Про­тотип такого щита, который весил 725 кг, появился на «Вест Виржинии» в июне 1941 года., а на базе Перл-Харбора наладили их серийный выпуск. Но кроме упомянутого щита на «Вест Виржинии» на момент японской атаки других щитов на линкорах не было. Только после этой атаки их установили на наименее поврежденных «Пенсильвании», «Теннеси», «Мэриленде» и заканчивающем ремонт «Колорадо», причем оба последних корабля несли их и в 1945 году. Необходимость противоосколочной защиты зенитных орудий и автоматов, мостиков и позиций управления огнем продемонстрировал опыт войны в Европе: во время интенсивных воздушных атак прислуга откры­тых орудий не способна была долго вести огонь. Ко­мандующий линейным флотом США в сентябре пи­сал, что рядом с зенитными установками не должно быть более привлекательного укрытия для прислуги, чем щит самой установки.

Однако в ноябре БМА распространило новые раз­ведданные об атаках немецкой авиацией английских кораблей у Крита. Тогда, несмотря на массированные налеты (до 50 самолетов за раз) с 15-минутными ин­тервалами в течение 6 часов, прислуга совершенно открытых "пом-помов" (4- и 8-ствольные 40-мм зенитные автоматы) крейсеров «Дидо» и «Орион», а также трех эсминцев оставалась на своих постах, ведя не­прерывную стрельбу. Относилось это в большей сте­пени за счет способностей и опыта командиров этих установок. На основании этой информации начальник морской артиллерии отклонил предлагаемое оснаще­ние щитами новых спаренных 40-мм "бофорсов", хотя одобрил эту меру для счетверенных. Не следовало ставить щиты и на 28-мм автоматы, поскольку они ограничивали бы обзор наводчикам и затрудняли на­водку при потере силового управления. Никаких щи­тов не предусматривалось и для 12,7-мм пулеметов. Лучшей альтернативой Совет Кинга считал "барбеты" вокруг установок.

Противоосколочную защиту делили на "реальную" (против осколков) и "моральную" (против низко летя­щих самолетов). Поскольку бомбы обычно взрыва­лись под надстройками, зенитные позиции должны были получать усиленные палубы и низкие броневые кольца вокруг. Щиты на самих установках относились к "моральной" защите.

Фальшборты и крыши толщиной от 6,3 до 12,7 мм должны были получить ходовые рубки, флагманские и сигнальные мостики. Защитить посты управления ог­нем на марсах "Большой Пятерки" не удавалось из-за недостаточной прочности решетчатых мачт. Хотя пу­леметы с марсов уже были перенесены на надстрой­ки, но планировавшаяся установка тяжелых радарных антенн сулила большие проблемы.

Модификации первых месяцев войны в целом продолжали следовать идеям экономии веса и реко­мендациям Совета Кинга. Но сколь-нибудь долгий ремонт теперь был невозможен - оставшиеся на Ти­хом океане линкоры должны были постоянно нахо­диться в 48-часовой готовности. Только сильно по­врежденные в Перл-Харборе корабли («Калифорния», «Вест Виржиния» и «Невада») при ремонте можно было кардинально модернизировать.

17 декабря 1941 года командующий линейным флотом снова потребовал снять с "Большой Пятерки" решетчатые мачты, которые к тому же сильно ограни­чивали сектора обстрела зениток. Заодно он хотел снять и громоздкие шлюпочные краны. Можно было начать с проходившего модернизацию «Колорадо», но потребность в еще одном линкоре после погрома в Перл-Харборе была так велика, что работы пришлось спешно заканчивать. На корабле успели установить були (как на «Мэриленде»), радары (поисковый типа SC и два артиллерийских типа FC), противоосколочную защиту и дополнительное легкое зенитное воору­жение (4x4 28-мм и 14x1 20-мм автоматов).

Легко поврежденный в Перл-Харборе «Мэриленд» в ходе ремонта на верфи Пьюджет Саунд получил 16 "эрликонов", щиты на 127-мм зенитки, противоосколочную защиту мостиков и ходовой рубки и радар. Пришедшему из Перл-Харбора на ту же верфь «Теннеси» пришлось менять поврежденные бомбами стволы ГК, что дало больше времени на модерниза­цию. Решетчатую грот-мачту на нем заменили башеннообразной надстройкой с кормовым директором ГК наверху и небольшой стеньгой. Линкор получил штат­ные 4 "чикагских пианино" и 16 "эрликонов", щиты на 127-мм зенитки и противоосколочную защиту мости­ков и рубок. «Теннеси» оборудовали носовым ком­плектом радаров (SC и FC), но второго артиллерий­ского в корме не было, как и радаров типа FD для его зенитных директоров типа Мк 33. Планировалось ус­тановить небольшие були, как на «Колорадо», но на это времени уже не хватило. Все три этих линкора сохранили катапульты на башнях и шлюпочные краны, но ненадолго.

Все остальное требовало гораздо большего объе­ма работ. В январе 1942 года директор морской ар­тиллерии приказал изготовить башеннообразные над­стройки, которые должны были заменить грот-мачты на «Колорадо» и «Мэриленд». На основании опыта с «Теннеси» командующий линейным флотом считал, что такая замена потребует около 3 недель на ко­рабль. Но линкоры все еще можно было поставить в док при соблюдении 48-часовой готовности, и эту мо­дификацию пришлось отложить. Грот-мачты на обоих силами экипажей только срезали до уровня дымовых труб, разместив над прожекторной площадкой пло­щадку с зенитными автоматами («Мэриленд» нес еще небольшую стеньгу с гафелем). Укороченная мачта сохранилась до ноября 1943 года, серьезно ограничи­вая боевые возможности кораблей, поскольку не по­зволяла установить кормовой директор ГК. Одновре­менно со срезанием мачт планировалось снять и про­тивоминные орудия, но и эти работы удалось начать только в ноябре 1943 года. В течение 1942 года зе­нитная артиллерия на этой паре состояла из 8 127-мм/25 орудий, 4x4 28-мм и постоянно менявшегося числа 20-мм автоматов. Например, «Колорадо» в ию­не нес 14 стволов в дополнение к 8-и 12,7-мм пулеме­там, а в ноябре 22 (места предусмотрели для 36, по­скольку такое число было "временно одобрено"). В феврале 1943 года «Мэриленд» получил еще 2x4 28-мм установки (стало 6x4) и имел 48 "эрликонов" при 10 12,7-мм пулеметах. Аналогичное вооружение полу­чил и «Колорадо».

Политика дальнейшей модернизации старых лин­коров была объявлена 25 мая 1942 года. Катастрофа в Перл-Харборе заставила поставить на первое по важности место усиление палубной брони, затем сле­довала установка современных универсальных 127-мм/38 орудий и булей, призванных компенсировать увеличение водоизмещения. Серьезно поврежденные «Вест Виржиния» и «Калифорния» должны были по­лучить большие були (ширина увеличивалась до 34,77 м), чтобы компенсировать добавление 1362 Т палубной брони и почти 600 Т на зенитную артилле­рию. «Теннеси» следовало перестроить аналогично, но позже - когда несколько спадет напряженность на театре. Установку больших булей также сдерживал фактор нехватки достаточного числа доков. На Запад­ном побережье имелось только 4 дока подходящих размеров: 3 на верфи Пьюджет Саунд, 1 на верфи Хантерз Пойнт. Причем последний и один из трех на Пьюджет Саунд следовало держать свободными для ремонта возможных повреждений на действующем флоте или занимать их только на короткое время (мелкий ремонт, очистка днища и т.п.). Установка но­вой универсальной батареи из 127-мм спарок требо­вала от 6 до 7 месяцев, поэтому и ее пока отложили.

Главнокомандующий Тихоокеанским флотом счи­тал установку универсальной батареи крайне необхо­димым делом и полагал, что продолжительность ра­бот названа с большим запасом. Он же считал полез­ным снятие тяжелой броневой рубки, поскольку все старые линкоры при полной нагрузке имели большой дифферент на нос, снижавший скорость и мореход­ность. Большую проблему продолжала представлять малая высота броневого пояса над водой.

Месяцем позже заместитель директора морской артиллерии предложил компромиссную модернизацию «Теннеси»: заменить два 127-мм/51 орудия на две 127-мм/25 зенитки. Но в сентябре линкор стал на верфь Пьюджет Саунд для кардинально модерниза­ции, которая длилась по май 1943 года.

Проект такой полной реконструкции, включавшей установку универсальной батареи на двух уровнях с 4 директорами Магк37, четырех счетверенных "бофорсов" и 16 одноствольных "эрликонов" сначала был разработан для «Невады». В марте 1943 года для кораблей, получавших большие двухслойные були и ширину корпуса 34,77 м, установили нормой уже 10 "бофорсов" и 40-45 "эрликонов". Планировалось за­менить прежнюю боевую рубку, которая, например, на «Калифорнии» вместе с коммуникационной трубой весила 765 Т, более легкой, спроектированной для крейсеров типа «Бруклин» и имевшей 127-мм стены и внутренний диаметр 2,75 м. Следовало модифициро­вать башни ГК для дистанционного силового управле­ния и установить директоры Mk 34, изготовленные для крейсеров типа «Кливленд», которые начали пере­страивать в легкие авианосцы. Эти же директоры позднее установили на «Пенсильвании», «Колорадо» и «Мэриленде». Проект комплекса носовой надстрой­ки определялся двумя факторами: проблемой прохо­ждения волн поискового радара типа SG и желанием иметь хороший обзор вверх с позиции главного поста управления кораблем. Треногие мачты, как на «Неваде», заменялись башеннообразными надстрой­ками конической формы. Пост управления стрельбой, ранее располагавшийся в кормовой части боевой руб­ки, теперь переносился над главным постом управле­ния кораблем. Устанавливались новые генераторы для бортовых нужд, системы кондиционирования воз­духа, дополнительные поперечные водонепроницаемые переборки на 2-й и главной палубах.

Работы над этим проектом начались сразу после Перл-Харбора, а одобрил его секретарь флота в мае 1942 года. «Теннеси» закончил такую модернизацию первым. С корабля сняли все надстройки, трубы, мач­ты, противоминные и зенитные орудия, оставив толь­ко башни ГК. Установили большие були, напоминав­шие, скорее, второй корпус: они от днища доходили не только до верхней палубы и полубака, но и расши­рили в средней части шельтердек. Увеличенная ши­рина корпуса позволила установить по 4 закрытых 127-ММ/38 спарки с каждого борта (крайние на уровне полубака, средние на уровне шельтердека). Кроме 16 127-мм универсалок корабль получил 10 счетверен­ных 40-мм "бофорсов" и 43 20-мм "эрликона". Устано­вили совершенно новые надстройки и одну дымовую трубу, встроенную в носовую надстройку. Катапульту с 3-й башни сняли, бортовые самолеты заменили тремя "кингфишерами". Теперь «Теннеси» больше стал на­поминать новые линкоры типа «Саут Дакота»; полно­му сходству мешала только "лишняя" 3-я башня. Лин­кор получил два директора ГК типа Мк 34 (на верхуш­ках конических надстроек) с артиллерийскими рада­рами Mk 8 (FH) на крышах, а также 4 директора для универсальной батареи типа Mk 37 с радарами FD, которые расположили ромбом: 2 в диаметральной плоскости и ближе к оконечностям, чем главные ди­ректоры, 2 по бокам дымовой трубы. Комплект рада­ров дополняли поисковые SG с антенной на фок-мачте и SC-2 с антенной на грот-мачте (если так мож­но назвать ту небольшую стеньгу, которая торчала на кормовой конической надстройке), а также идентифи­кационная система "свой-чужой" с антеннами типа ВК (носовая) и BL-2 (кормовая). Не считая появления более совершенной электроники (например, радаров Mk 13 на директорах ГК), из-за чего несколько раз ме­няла форму и размеры так называемая грот-мачта, «Теннеси» практически не менялся до конца войны.

Главные механизмы оставили без изменений, что не могло не сказаться на скорости "поправившегося" корабля: на послеремонтных испытаниях 10 мая 1943 года «Теннеси» (50 дней после докования) смог раз­вить только 20,6 узла при мощности 32500 л.с. и во­доизмещении 39.500 Т. Стоимость модернизации со­ставила на 17 апреля 1943 года 20.250.292 доллара, из которых 64% пришлось на материалы.

Приведенный на верфь Пьюджет Саунд после предварительного ремонта из Перл-Харбора «Калифорния» такую же модернизацию начал 7 июня 1942 года, а закончил только 31 января 1944 года. «Вест Виржиния» закончил модернизацию на той же верфи 4 июля 1944 года. Работы затянулись из-за большой загрузки верфей Западного побережья теку­щей работой по ремонту боевых повреждений. На обоих в 1945 году радары ГК Mk 8 заменили на Mk 13.

Как и три корабля типа «Нью-Мексико», линкоры «Колорадо» и «Мэриленд» долгое время нельзя было вывести из строя для модернизации. Даже башенно-образные надстройки, изготовленные для замены грот-мачт, валялись на верфи до весны 1944 года. В ноябре 1943-го с обоих линкоров сняли 2 из 10 127-мм/51 орудий и все "чикагские пианино". Промышлен­ность уже смогла обеспечить флот достаточным чис­лом более мощных "бофорсов", и эти два представи­теля "Большой Пятерки" получили по 6 счетверенных и по 4 спаренных установки. Пулеметы сняли, а бата­реи "эрликонов" слегка уменьшили: 42 и 40 стволов, Число последних постоянно менялось: например, на «Мэриленд» добавили 6, затем еще 4, а потом 2 сня­ли.

Только в начале 1944 года оба линкора смогли стать на верфь для модернизации, когда с них нако­нец сняли решетчатые мачты, два спаренных "бофорса" заменили счетверенными (стало 36 40-мм стволов), установили по одному счетверенному 20-мм автомату. К концу года каждый линкор имел 39 или 40 одиночных 20-мм "эрликона". На верхушке кормовой надстройки нашлось место для закрытого куполом директора Mark 11, когда-то стоявшего на топе грот-мачты, но его планировалось при первом же удобном случае заменить современным Mk 34, который под­держивался радаром Mark 8. На «Колорадо» это сде­лали во время ремонта на Пьюджет Саунд с 21 авгу­ста по 9 октября 1944 года. Тогда же он получил директоры Mk 33 для своих старых 127-мм/25 зениток. На послеремонтных испытаниях 3 октября линкор развил на полном ходу 19,2 узла.

Для этой последней "немодернизированной" пары из "Большой Пятерки" планировался и более значи­тельный ремонт. Установленные на них не очень большие були не решали проблемы с перегрузкой, а 89-мм бронепалуба пробивалась 725-кг бомбой, сброшенной с высоты около 1000 м. Еще 16 февраля 1944 года адмирал Кинг запросил оценку сроков и стоимости установки на них 8 127-мм/38 спарок, 4 ди­ректоров Mk 37 для них и двух директоров Mk 34 для ГК, дистанционного управления ГК и дополнительных 51-мм листов STS на 2-й палубе (в районе погребов 76-мм). Такая палуба защищала бы от 725-кг броне­бойной бомбы, сброшенной с высоты 2000 м (2500 м для погребов), но вместе с усилением крыш башен требовала 1319 Т дополнительного веса. По оценкам Бюро по кораблям для компенсации следовало снять боевую рубку с коммуникационной трубой, броню ды­моходов, боезапас ГК уменьшить до 90 выстрелов на орудие и некоторые запасы. В качестве альтернативы предлагалась модернизация с установкой одиночных 127-мм/38 орудий, как на «Айдахо». В любом случае предстоял большой объем работ по электрической части. Чтобы сохранить броневую палубу выше ва­терлинии, следовало установить новые були (до ши­рины 34,8 м), что лишало корабли возможности про­ходить Панамским каналом. Увеличение ширины и водоизмещения приводило к потере 1 узла скорости.

Для «Мэриленд» случай начать работы предста­вился после повреждения "камикадзе". Но сделанные изменения включали только установку 8 127-мм/38 спарок на крыше сохранившегося каземата (все на одном уровне), радаров Mk 13 на директорах ГК и за­мену боевой рубки более легкой (32-мм стены из STS) для весовой компенсации. Легкая зенитная батарея стала насчитывать 11x4 и 2x2 40-мм и 20x2 20-мм ав­томатов.

Летом 1945 года Бюро по кораблям планировало провести общую модернизацию всех старых линкоров, чтобы привести их радарное и зенитное вооружение к единому стандарту. Устанавливалось одинаковое для всех число стволов: 16 127-мм (8x2), 60 40-мм (14x4 и 2x2) и не менее 40 20-мм (20x2). Однако быстрое окончание войны помешало этим планам. Практиче­ски все находившиеся в строю крупные корабли были привлечены к транспортной операции под названием "Волшебный Ковер" - возвращению домой американ­ских солдат и морских пехотинцев, разбросанных по многочисленным островам и атоллам Тихого океана.

 

Планируемые работы по модернизации "Большой Пятерки", лето 1945 года

Корабль

Поиск воздушных целей

Универсальная батарея

40-мм автоматы

20-мм автоматы

Теннеси

Установить радар SCR 720

Установить 4 радара GFCS Mk57

Добавить 4x4, 2x2 установки, 6 директо­ров МК57

Установить спарки на свободные места (минимум до 40 стволов)

Калифорния

Тоже

Тоже

Добавить 2x2 установ­ки, 2 директора МК57

Имеется 40x2

Колорадо

Установить радар SP для наведения   радаров   УЗО на цель и радар SCR

Снять все 127-мм/51 и 127/25 орудия; установить 8x2 127/38, 4 директора МК37 с радарами ММ2/22, 4 радара GFCS MK57

Добавить директоры МК51 по числу уста­новок, 6x4 установок и 6 директоров Mk57

Установить спарки на свободные места (ми­нимум до 40 стволов)

Мэриленд

Проходил модернизацию; должен получить радары SCR720, SK, SP (по одному), 8x2 орудий 127-мм/38 с 4 директорами Mk37 и радарами ММ 2/22, 4 директора МК57, 14x4 и 2x2 40-мм автоматов, 6 директоров МК57 и 10 МК51, 20x2 20-мм. Реально получил 8x2 127-мм, 11x4 и 2x2 40-мм, 1x4 и 20x2 20-мм, 2 директора МК57. В ноябре имел по 4 директора МК57 и МК63, но только 17x2 20-мм автоматов.

Вест Виржиния

Установить радар SP для наведения   радаров   УЗО на цель и радар SCR

Установить 4 радара GFCS MR57

Добавить 4x4, 2x2 установки, 6 директо­ров МК57

Установить спарки на свободные места (ми­нимум до 40 стволов)

Вооружение в августе 1945 года (кроме ГК):

«Теннеси» 8x2 127-ММ/38, 10x4 40-мм, 43x1 20-мм;

«Калифорния» 8x2 127-мм/38, 14x4 40-мм, 40x2 20-мм;

«Колорадо» 8x1 127-ММ/51, 8x1 127-мм/25, 8x4 и 2x2 40-мм, 1x4 и 39x1 20-мм;

«Вест Виржиния» 8x2 127-ММ/38, 10x4 40-мм, 58x1 20-мм.